Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CYBERSOCIALIZATION OF THE SENIOR SCHOOL STUDENTS AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

Ugolkov N.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
The senior school students of the XXI century, as well as their contemporaries last century, realize possibilities of spontaneous and uncontrollable assimilation of social experience, only modern senior school students often scoop information by means of the Internet – the sociocultural phenomenon which has become modern social institute and institute of socialization – influencing installations, values and behavior of younger generation. The purpose of this article is attempt of disclosure of a social and pedagogical phenomenon of cybersocialization of the senior school students. The senior school students, according to V.A.Pleshakov, having been born during «an era of cybersocialization», grew in «Homo Cyberus» generation. «Cybersocialization of the person (from English Cyber-— at the moment, bound with computer and digital technologies, in particular, with the world global Internet, a prefix which use, referring to various electronic and/or network resources, information, objects, events when conversation on computer equipment + English Socialization — socialization goes) — personality socialization in a cyberspace — process of high-quality changes of structure of consciousness of the personality and the potrebnostno-motivational sphere of the individual, occurring under influence and as a result uses by the person of modern information and communication, digital and computer technologies in a context of assimilation and reproduction of culture by it within personal activity».
The Internet
cybersocialization
Socialization in an Internet environment
social and pedagogical potential of the Internet
the senior school students
Старшие школьники XXI века, как и их сверстники в прошлом веке, реализуют возможности спонтанного и неконтролируемого усвоения социального опыта, только современные старшие школьники зачастую черпают информацию посредством Интернета - социокультурного феномена, ставшего современным социальным институтом и институтом социализации - влияющего на установки, ценности и поведение подрастающего поколения.

Целью данной статьи является попытка раскрытия социально-педагогического феномена киберсоциализации старших школьников.

Основатель признанной научной школы «Социализация и воспитание (психологическая школа в области социальной педагогики)» член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор А.В. Мудрик пишет, что «сам Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями...», а также специфическими социально-педагогическими особенностями. «...Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только личности, но и его высших психических функций» [1, с. 78].

Старшие школьники, по словам В.А. Плешакова, родившись в «эру киберсоциализации», выросли в поколение «Homo Cyberus». «Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализация личности в киберпространстве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [2, с. 24].

Согласно резолюции ООН от 3 июня 2011 года Интернет официально признан достоянием всего человечества, доступ в Сеть считается одним из базовых прав человека, что само по себе свидетельствует об особом статусе этого мегафактора социализации (наряду с космосом, планетой, Миром) и даёт основание относить Интернет именно к мегафакторам киберсоциализации (наряду с киберпространством, WWW, сотовой (мобильной) связью) [2].

Развитие глобальных информационно-коммуникационных систем всегда сопровождалось трансформацией сложившихся и утверждением новых культурных норм и ценностей, способов деятельности и самореализации, что в наибольшей своей степени проявляется в среде молодёжи. Молодые поколения наиболее активно используют современные возможности киберпространства как доступного источника получения информации, среду для коммуникации и самореализации, творческой и досуговой деятельности, которая детерминируется новым характером отношения людей в киберпространстве и отражает современные пути социальной эволюции информационного общества.

Активная эволюция и перманентное развитие киберпространства, создание новых каналов обмена информацией в масштабах городов, регионов, стран, континентов и всего мира в целом оказывают всё более возрастающее влияние как на природу, так и на интенсивность социальных коммуникаций, обеспечивая взаимную интеграцию культур и знаний.

В ситуации недостатка родительского внимания, ввиду того что современная школа, находящаяся в ситуации непрекращающихся реформ, фактически сложила с себя обязательства быть одним из главных институтов воспитания, многим старшим школьникам ничего не остается, как социализироваться «на улице» или общаться и искать пути самореализации и самоактуализации в киберпространстве, ставшем актуальной средой их жизнедеятельности. Поскольку в молодежной среде сегодня считается «не модным быть не в тренде», то такая установка «толкает» старшего школьника в киберпространство, и он, «переселяясь» в него, отдает своей «виртуальной жизни» все больше и больше времени. Возможно двоякое влияние в подобных условиях: с одной стороны, старший школьник, чей воображаемый мир будет строиться на информации, полученной в киберпространстве, рассказывающей о социально одобряемом и поощряемом поведении, может таким способом компенсировать некоторый недостаток информации со стороны своих родителей, учителей, других значимых взрослых, с другой - у старшего школьника, интериоризирующего в свою складывающуюся систему установок, ценностей и норм асоциальные и/или извращенные представления о мире, которыми пестрит современный Интернет, как глобальный сектор киберпространства, возрастает потенциальная виктимность - он может стать жертвой влияния призывов к хулиганским действиям, запретным (и даже уголовно преследуемым) сексуальным извращениям, насилию, изготовлению и продаже оружия, наркотических средств и т.п. Отсутствие контроля над деятельностью старшего школьника в Интернете, в совокупности с притягательностью «виртуального мира» киберпространства, становится реальной причиной формирования кибераддикции у подростка и/или юноши на пути социализации.

Альтернативная реальность киберпространства, в которой возможно абстрагироваться от проблем окружающего мира, пытаться исправить любую ошибку путем неоднократных попыток, экспериментировать, самостоятельно принимать решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести, не нести ответственность за негативные последствия, порождает ощущение свободы и безнаказанности. Новизна, яркость, большие возможности сети Интернет привлекают современных подростков и юношей, тем самым оказывая значительное влияние на их социализацию.

На выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. вице-президент Российской академии образования Д.И. Фельдштейн, говоря об актуальных и приоритетных направлениях исследований современной психолого-педагогической науки, чётко обозначил: «Надо научиться и научить отношениям с Интернетом и отношению к нему» [5, с. 17].

Создается уверенное впечатление, что разумный контроль в этой ситуации все-таки возможен, однако стоит заметить, что старший школьник, являясь более гибким и обучаемым социальным субъектом, нежели взрослый, зачастую оказывается наиболее осведомленным и компетентным в области технического прогресса, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий.

Рецензенты

  • Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.
  • Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва.