Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-HUMANITARIAN COOPERATION OF BORDER REGIONS IN THE POST-SOVIET AREA

Kochetov M.N. 1 Sapryka V.A. 2
1 Southern Federal University
2 National Research University "Belgorod State University"
The results of the sociological research on development of integration processes by the regional level socio-humanitarian cooperation of border regions in the post-Soviet area are focus on in the papers. The technologies of enhancing socio-humanitarian cooperation border regions in the post-Soviet area have been offered. The authors made the analysis of corporate programs and projects of Russian-Ukrainian borderland in the sphere of socio-humanitarian cooperation. The number of problems in the organization of socio-humanitarian cooperation and integration of border regions has been highlighted. The main directions for partnership with the organization of socio-humanitarian cooperation of border regions, as well as projects that most interest to the population and the experts of the border regions have been defined. The model and the algorithm for the development and implementation of socio-humanitarian integration projects and programmes cross-border cooperation with the assistance of Internet-technologies.
socio-humanitarian cooperation
cross-border region
the post-Soviet space
information space
projects
С начала 90-х годов Российская Федерация активизировала деятельность по сохранению, восстановлению и развитию единого научного, информационного и культурного пространство странами бывшего СССР [3]. Региональная интеграция рассматривается в последнее время в аспекте глобализации, неоднозначно оцениваемой странами с разным уровнем экономического развития [8]. Она является объективным процессом углубления в масштабах всей планеты многообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре [1].

В настоящее время, на этапе завершения формирования государственности стран СНГ, относительно устойчивого экономического роста и модернизации национальных экономик возникли благоприятные условия для активизации усилий по созданию жизнеспособных интеграционных группировок, и в многостороннем сотрудничестве государств СНГ гуманитарная составляющая определена в качестве одного из приоритетных направлений [2,7].

В научной практике отсутствует точное определение социогуманитарного сотрудничества. Мы используем это понятие для определения сотрудничества в сфере культуры; науки и образования; информации и массовых коммуникаций; в сфере спорта, туризма и молодежной политики; реализации проектов социального назначения.

Приграничные регионы в силу исторических и социокультурных условий обладают уникальным потенциалом для развития социогуманитарной интеграции в хронотопе постсоветского пространства, что особенно типично для приграничных регионов России и Украины. Некоторые авторы утверждают, что за прошедшие годы новая граница стала повседневной реальностью, привычной и естественной частью социального ландшафта [9]. Но, на наш взгляд, появление государственной границы существенно влияет на качество жизни населения приграничных регионов, разрушает традиционные экономические и социогуманитарные связи, а также ухудшает в целом социально-экономическую ситуацию в приграничном регионе. Социогуманитарное сотрудничество может создать возможности для снижения негативных проявлений границы, а также минимизации «барьерной» функции границы в целом.

Проведенное Научно-образовательным центром «Межрегионального приграничного сотрудничества» НИУ «БелГУ» в 2011 году качественное исследование «Эффективность методологии управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона» дало возможность выделить следующие приоритетные направления реализации совместных приграничных проектов и программ России и Украины (экспертный опрос, N=75).

Рисунок 1. Приоритетные направления сотрудничества (данные %)

Основной акцент эксперты делают на экономическом сотрудничестве - 20,69 % (рис. 1). Но показательно, что вторым приоритетом (17,24 %) было выбрано сотрудничество в сфере науки и образования, относящееся к взаимодействию в социогуманитарной сфере. Направления «Программы и проекты социального назначения» (14,29 %), «Развитие транспортных возможностей областей»(13,13 %) и «Экология и охрана окружающей среды» - 12,50 %  были выбраны экспертами третьим приоритетом.

Социогуманитарное сотрудничество отражено в программах приграничного сотрудничества областей России и Украины. Так, целью долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области» на 2011 - 2016 годы является повышение уровня социально-экономического взаимодействия приграничных областей и жизненного уровня населения путем стимулирования межрегионального и приграничного сотрудничества [5]. Программа социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Ростовской области в рамках Еврорегиона «Донбасс» на 2013 - 2015 гг. преследует цель обеспечения экономического роста и социальной стабильности в приграничных муниципальных образованиях Ростовской области, повышения уровня и качества жизни населения, развития интеграционных трансграничных экономических и социокультурных российско-украинских связей в рамках Еврорегиона «Донбасс» [6].

Анализ реализуемых совместных программ и проектов российско-украинского приграничья дает возможность отметить, что наиболее распространенными и успешными являются именно социогуманитарные проекты.

Но проведенный нами экспертный опрос (опрашивались участники социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов, выступившими экспертами при анкетировании, N=20, 2012) позволил выявить ряд проблем социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов. Большинство экспертов отметили, что при реализации интеграционных проектов обычно имеет место узкая специализация и отсутствие системности (50 %). Значительное количество опрошенных (25 %) отметили, что интеграционные процессы на региональном уровне декларативны. То, что интеграционные процессы отвечают потребностям государств на данном этапе их развития, отметили 15 % респондентов, 10 %  экспертов указали на то, что интеграционные проекты и программы соответствуют стратегическим целям развития регионов. Никто из экспертов не отметил, что программы и проекты регионального развития полностью используют интеграционный потенциал. Следовательно, существуют значительные резервы для наращивания межрегионального взаимодействия.

Участники исследования выделяют приоритетность еврорегионов как модели межрегионального приграничного сотрудничества и высказывают заинтересованность при разработке и реализации совместных проектов и программ. Так, 100 % экспертов хотели бы найти себе партнера из соседней страны, в первую очередь для проведения совместных программ и проектов социального назначения (рис.2).

Рисунок 2. Направления для партнерства при организации социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов (данные %)

В ходе исследования были выделены следующие проекты, которые больше всего заинтересовали бы экспертов: информационная сеть; создание совместного пособия по экологии; совместное лоббирование партнерских программ в профильных управлениях и комитетах; создание условий для объединения творческих коллективов; проведение экофестивалей; обмен опытом и методической информацией; совместные обучающие программы (мастер-классы); создание площадки для обмена информации; создание базы данных о молодежных организациях; правовая защита молодежи приграничья (трудовых мигрантов, туристов и т.д.); сотрудничество в сфере самоорганизации населения; организация студенческих обменов; сотрудничество в сфере помощи незащищенных слоев населения; создание поля «идей» для межрегиональной политики; создание ассоциации, объединяющей НКО; мониторинг и результативность межрегиональной политики.

Важной областью социогуманитарного сотрудничества является формирование единого культурно-информационного пространства [4]. Участники исследования отметили, что использование Интернет-технологий даст возможность не только получить информацию о приграничном сотрудничестве, но и найти партнера для реализации проектов.

Уровень развития информационного пространства приграничных территорий решающим образом влияет на экономику, социальную сферу и политику. Рост числа пользователей Интернета, а также увеличение емкости информационного рынка позволяет утверждать, что формирование единого информационного пространства еврорегионов и регионов сотрудничества является перспективой близкого будущего. Открытый доступ к материалам и возможность дистанционного обсуждения делает проект привлекательным для ученых, государственных и муниципальных служащих, бизнесменов и населения всего приграничья России и Украины, а также стран ЕС. Существенно, что при помощи Интернет-счетчиков  можно определить количество заходов и интенсивность обсуждения и выделить приоритетность того или иного приоритетного направления приграничного сотрудничества.

Одним из значимых проектов в сфере приграничного взаимодействия является проведение школы «Межрегионального приграничного сотрудничества» на базе портала http://euroregion.ru. Проект сочетает научно-исследовательскую деятельность, образовательный процесс, представляя собой форму привлечения молодежи к внедрению интерактивной модели разработки и реализации социогуманитарных интеграционных проектов и программ приграничного сотрудничества. Использование Интернет-технологий дает возможность привлечь ведущих ученых к решению проблем развития приграничных регионов, выделению приоритетных направлений для межрегионального приграничного сотрудничества. Информационный портал, который является основой интерактивной модели разработки и реализации социогуманитарных интеграционных проектов и программ приграничного сотрудничества, имеет характер интернационального портала, ориентирован на аудиторию пользователей, независимо от их географической принадлежности, сконцентрирован на определенном географическом сегменте.

Алгоритм использования данной модели состоит в следующем:

  • обсуждение и определение проблемы, которую необходимо решить; проблема поднимается на форуме или сайте Интернет-портала и сопровождается активным обсуждением участниками;
  • поиск партнера или партеров, обозначение измеримого ожидаемого результата, поиск может осуществляться как при помощи раздела сайта, так и при помощи социальных сетей;
  • анализ достижимости целей производится с  помощью экспертных оценок, анализ может публиковаться в новостях Интернет-портала;
  • определяется источник финансирования, который может быть как из целевых программ приграничных регионов, так и привлеченным из различных фондов. Информация о начале проекта публикуется на главной странице Интернет-портала.

В Российской Федерации и Украине привлекательность социогуманитарного сотрудничества приграничных регионов является все более очевидной. Результативность этого направления подтверждается как реализующимися проектами на уровне регионов и муниципалитетов, так и на государственном уровне. Сохранение общего культурно-исторического наследия, сотрудничество в сфере науки и образования, развитие гуманитарных связей приграничных областей требует использования социальных и Интернет-технологий, а также формирования единого культурно-информационного пространства, которое даст возможность перейти от декларативного сотрудничества к реальной интеграции приграничных регионов.

Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы». Проект «Управление развитием приграничных регионов в хронотопе постсоветского пространства». № 14.A18.21.0090 (рук. В. П. Бабинцев)

Рецензенты:

  • Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
  • Шаповалова Инна Сергеевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.