Формальное разделение науки и образования, проявившееся в прежние годы в институциональном, организационно-управленческом, правовом и финансовом обособлении этих сфер, нанесло существенный ущерб научному авторитету высшей школы. Положение дел в большинстве российских вузах резко контрастирует с практикой ведущих стран мира, где в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются серьезные прикладные исследования и разработки.
Инновационный путь развития ведущих вузов России потребовал в последние годы существенно повысить роль интеграционных процессов, адекватных задачам построения на их базе мощных научно-исследовательских университетских комплексов, осуществляющих подготовку профессиональных кадров для высокотехнологичных секторов отечественной экономики. Стратегия развития образовательной сферы вуза - это сегодня, прежде всего, работа на опережение, заблаговременное лицензирование востребованных направлений подготовки и расширение спектра образовательных услуг на разных уровнях образования - довузовском, вузовском и послевузовском. В этой связи особую актуальность приобретает многоуровневая система междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки конкурентоспособных профессиональных кадров в области наукоемких технологий и социально значимых отраслей экономики РФ, позволяющая не только достаточно эффективно регулировать объемы подготовки профессиональных кадров необходимого уровня и квалификации, исходя из потребностей общероссийского и регионального рынков труда, но и предоставить студентам в полной мере возможность самим выбирать наиболее оптимальные для них траектории в образовательном пространстве вуза, обеспечивающие их вертикальную мобильность и самореализацию как личности и гарантирующие им успешность в последующей профессиональной деятельности [1]. Создание такой системы в условиях интеграции образования, науки и производства предполагает обоснование и использование технологии междисциплинарной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
В данном исследовании определение технологии междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства отражает в соответствии с сущностью понятия подготовки профессиональных кадров, обновление, как управляющей, так и управляемой подсистем в их взаимодействии [4]. Саму технологию междисциплинарной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства мы определяем как процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью построения эффективной междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе интеграции образования, науки и производства.
Предлагаемая технология включает в себя следующие этапы: аналитико-ориентационный, прогнозно-проектировочный, технико-организационный, верификационный, корректировочный [5]. Ниже представлено их описание в следующей логике: этап (подэтап) - цель этапа - содержание этапа - действия управляющей подсистемы - действия управляемой подсистемы - поле взаимодействия - результат взаимодействия.
1. Аналитико-ориентационный этап
Цель этапа: выявить объект, предмет, задачи прогнозирования развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Содержание этапа: определение объекта, предмета, задач прогнозирования; определение периода основания и периода упреждения прогноза.
Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по анализу состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров; организация деятельности по анализу предшествующих состояний подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства в вузе; организация деятельности по определению периодов основания и упреждения прогноза.
Действия управляемой подсистемы: анализ состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, ее предшествующих состояний.
Поле взаимодействия: совместная деятельность по проблемно-ориентированному анализу предшествующего состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров, определению и обоснованию периодов основания и упреждения прогноза, определению целей и задач развития образовательного учреждения, выявлению препятствий к осуществлению развития образовательного учреждения в данном аспекте, проверка соответствия условий задачам развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров.
Результат взаимодействия: характеристика состояния междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, описание объекта, предмета и задач прогнозирования, обоснование периодов основания и упреждения прогноза.
2. Прогнозно-проектировочный этап
Цель этапа: построение прогностической модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Содержание этапа: разработка программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров; разработка критериев и показателей эффективности программы.
Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по разработке программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Действия управляемой подсистемы: разработка программы развития на основе метода выстраивания «дерева целей» и «дерева проблем».
Поле взаимодействия: совместная деятельность по разработке программы развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Результат взаимодействия: программа развития междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
3. Технико-организационный этап включает в себя ряд подэтапов (см. таблицу 1)
4. Верификационный этап
Цель этапа: оценивание эффективности реализованной модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, ее достоверности, обоснованности.
Содержание этапа: оценивание эффективности модели на основе опроса экспертов.
Действия управляющей подсистемы: организация деятельности по оцениванию эффективности модели, ее достоверности, обоснованности.
Действия управляемой подсистемы: оценивание эффективности модели, ее достоверности, обоснованности.
5. Корректировочный этап
Цель этапа: внесение необходимых изменений в структурно-динамическую модель.
Содержание этапа: корректирование структурно-динамической модели.
Действия управляющей подсистемы: анализ результатов оценивания структурно-динамической модели; организация деятельности по корректировке структурно-динамической модели.
Действия управляемой подсистемы: разработка и внесение корректив в прогностическую модель.
Поле взаимодействия: совместная деятельность по корректировке структурно-динамической модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Результат взаимодействия: скорректированная структурно-динамическая модель междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства.
Таблица 1. Технико-организационный этап технологии междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства
Наименование подэтапа |
Цель подэтапа |
Содержание подэтапа |
Действия управляющей подсистемы |
Действия управляемой подсистемы |
Поле взаимодействия |
Результат взаимодействия |
Разработка образовательной структуры |
Создание гибкой образовательной структуры междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства |
Изучение рынка труда на предмет востребованности кадров и построение прогнозной модели подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, нормативно-правовое, ресурсное и научно-методическое обеспечение междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров |
Организация деятельности по изучению рынка труда, по нормативно-правовому, ресурсному и научно-методическому обеспечению междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства |
Разработка и оформление заказа на прогноз |
Совместная деятельность по изучению рынка труда, по нормативно-правовому, ресурсному и научно-методическому обеспечению междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров |
Комплексы базовых требований к уровню компетенций будущих профессиональных кадров; количество новых направлений подготовки с включением в них профилей и магистерских программ, специальностей и специализаций |
Создание селективной системы управления профессиональным ростом выпускников вуза |
Создание селективной системы поиска эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса (в ходе обучения в вузе) и сопровождения профессионального роста выпускников вуза с постоянным повышением квалификации |
Внедрение современных интерактивных технологий обучения [2], корректировка профессиональных образовательных программ (введение целостного блока учебных дисциплин по инновационному менеджменту в рамках внутривузовского компонента и разработка соответствующих учебно-методических комплексов), определение и внедрение механизмов стимулирования инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов, развитие студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора |
Организация деятельности творческих групп по внедрению современных интерактивных технологий обучения, организация процесса корректировки профессиональных образовательных программ, обеспечение определения и внедрения механизмов стимулирования инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов, содействие развитию студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора |
Отбор, апробация и внедрение современных интерактивных технологий обучения; разработка содержания учебных дисциплин, стимулирование инновационной активности студентов, магистрантов, аспирантов; развитие студенческих НИЛ, бизнес-инкубатора |
Совместная деятельность по созданию селективной системы поиска эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса (в ходе обучения в вузе) и сопровождения профессионального роста выпускников вуза с постоянным повышением квалификации |
Доля молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов, участвующих в выполнении инновационных проектов; количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций в год |
Развитие интеграции с академическими и вузовскими секторами науки России и зарубежья |
Развитие интеграции междисциплинарной подготовки кадров с фундаментальными и прикладными исследованиями на основе взаимодействия с академическими и вузовскими секторами науки России и зарубежья |
Развитие вузовского научно-исследовательского комплекса на основе сотрудничества с академическими и вузовскими структурами, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований, организация международного сотрудничества в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований |
Содействие развитию НИЛ, НОЦ, ЦКП, организация деятельности по созданию межкафедрального лабораторного научно-исследовательского комплекса, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований; организация деятельности по развитию международного сотрудничества в области подготовки кадров и проведению совместных научных исследований |
Разработка нормативно-правовой документации НИЛ, НОЦ, ЦКП, создание межкафедрального лабораторного научно-исследовательского комплекса, создание базовых кафедр на основе договоров с академическими и производственными структурами; заключение соглашений в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований, вовлечение персонала в проведение перспективных НИР |
Совместная деятельность по совершенствованию модели междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства |
Выполняемые с участием студентов и аспирантов фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы; научные публикации в ведущих научных журналах мира / России; объем финансирования НИР на единицу ППС в год; количество сторонних организаций - пользователей научным оборудованием НОЦ, ЦКП |
Развитие инновационной системы вуза |
Разработка технологий, инструментальных способов в рамках проводимых в вузе научно-исследовательских работ. |
Развитие ЦКП, опытно-производственных участков, НОЦ; организация опытно-технологических работ на базе ЦКП, НОЦ, межфакультетских научно-исследовательских и научно-учебных лабораторий |
Организация деятельности по развитию ЦКП, опытно-производственных участков, НОЦ; организация опытно-технологических работ на базе ЦКП, НОЦ, других факультетских и межфакультетских структур |
Закупка оборудования, конструирование, создание и апробация опытно-производственных участков научных и научно-образовательных центров; поиск заказчиков на НИР и ОКР на базе ЦКП, НОЦ, других межфакультетских структур |
Совместная деятельность по развитию системы НИР вуза |
Наукоемкие технологии, доведенные до стадии внедрения; созданные малые инновационные предприятия; зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности |
Частно-государственное партнерство в области образования и науки |
Разработка механизмов частно-государственного партнерства в области образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ведущих кластеров региона |
Проведение маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий для построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; разработка нормативно-правовых и финансовых механизмов поддержки малых инновационных предприятий кластера региона; выполнение совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона |
Организация деятельности по проведению маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий с целью построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; обеспечение разработки нормативно-правовых и финансовых механизмов поддержки малых инновационных предприятий региона; организация выполнения совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона |
Проведение маркетинга с целью исследования номенклатуры выпускаемой в регионе продукции и состояния предприятий промышленных кластеров с целью построения прогнозной модели развития индустрии в регионе; внедрение механизмов поддержки малых инновационных предприятий региона; выполнение совместных инновационных проектов с ведущими компаниями России и региона |
Частно-государственное партнерство в области образования и науки с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ведущих кластеров региона |
Договоры о стратегическом партнерстве с предприятиями и организациями в сфере подготовки кадров и развития регионального рынка труда; коммерциализируемые разработки ученых; новые опытные, опытно-производственные, опытно-эксплуатационные участки
|
Разработка содержания и реализация междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров |
Реализация результатов научной и производственной деятельности в рамках междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров |
Разработка содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза, корректировка профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза [3], реализация содержания междисциплинарной подготовки на допрофессиональном, профессиональном (вузовском) и послевузовском уровнях |
Организация деятельности творческих групп по разработке и реализации содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; организация деятельности творческих групп по корректировке профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза; организация деятельности по разработке и реализации программ допрофессиональной, профессиональной и дополнительной профессиональной подготовки на базе ЦКП, НИЛ, производственных участках вуза |
Разработка содержания и реализация междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; корректировка профессиональных компетенций обучающихся с учетом запросов работодателей и достижений в области научной и инновационной деятельности вуза; разработка и реализация программ допрофессиональной подготовки (элективных курсов, заочных школ для перспективных школьников и пр.), профессионального и дополнительного профессионального образования на базе центров коллективного пользования, научно-исследовательских лабораторий вуза |
Совместная деятельность по разработке и внедрению содержания междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров
|
Содержание междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров на основе использования результатов научной и производственной деятельности вуза; профессиональные компетенции профессиональных кадров, разработанные с учетом современных достижений вуза в области научной и инновационной деятельности |
Приведенная выше технология требует от руководителей образовательных учреждений, в первую очередь, понимания сущности междисциплинарной опережающей непрерывной подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства, владения способами моделирования образовательного процесса, видения перспектив развития вуза, осознания необходимости развития интеграции образования, науки и производства в современных условиях развития экономики России.
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г., госконтракт П402 от 12.05.2010.
Рецензенты:
- Ситникова М. И., д.п.н., профессор кафедры педагогики БеГУ, г. Белгород.
- Игнатова И. Б. д.п.н., профессор, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации БелГУ, г. Белгород.