В настоящее время 70 % детского населения страны составляют дети школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в различных возрастных группах детского населения заболевания органов пищеварения находятся на первом месте. При этом наиболее выраженное увеличение заболеваемости органов пищеварения отмечается у детей школьного возраста.
Установлено, что на возникновение заболеваний органов пищеварения у детей значительное влияние оказывают: нерациональная организация школьного питания, наличие недоедания, отсутствие мотивации вести здоровый образ жизни в семье, недостатки медицинского обслуживания, несоблюдение гигиенических навыков, макро- и микроэкономические факторы [2, 5, 6, 7].
Несмотря на проведенные исследования влияния медико-социальных, макро- и микроэкономических факторов на возникновение различных заболеваний у детей школьного возраста, изучение участия многочисленных негативных социально-гигиенических, медико-биологических факторов, нерациональной организации учебного процесса, школьного питания, недостатков медицинского обслуживания в формировании заболеваний органов пищеварения у детей школьного возраста проведено недостаточно. По мнению Г. Г. Онищенко (2007), ослабление влияния неблагоприятных факторов риска, накопление позитивных факторов у школьников позволят оптимизировать проводимые лечебно-профилактические мероприятия и добиться повышения эффективности диспансеризации, снизить заболеваемость органов пищеварения и повысить их качество жизни [5].
В нашей стране исследования по внедрению новых организационных форм оказания медико-профилактических мероприятий у школьников не многочисленны. На наш взгляд, ведущим сдерживающим моментом предупреждения заболеваний органов пищеварения у детей школьного возраста является отсутствие разработанных методов прогнозирования возникновения этих заболеваний с учетом социально-гигиенических факторов риска. Вот почему необходимы эффективные методы прогнозирования заболеваний органов пищеварения у детей школьного возраста с разработкой профилактических мероприятий, что является реальным подходом в решении данной проблемы в современной медицине и здравоохранении.
Цель
С целью изучения эффективности профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников по разработанным нами мероприятиям был проведен организационный эксперимент. Этот организационный эксперимент проводился в школах № 65 и № 165 г. Казани.
Объем
Под наблюдением находилось 175 школьников, из них 78 составляли контрольную группу, 97 - основную группу.
Методы
Организационный эксперимент состоял из нескольких этапов. На первом этапе определяли вероятность риска возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников при помощи разработанной нами прогностической матрицы. Нами составленная матрица содержит пороговые значения итоговых прогностических коэффициентов, которые позволяют осуществить индивидуальный прогноз возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников по комплексу негативных социально-гигиенических, экономических, поведенческих, медико-биологических факторов и образа жизни. В зависимости от прогностического коэффициента определяли три степени прогноза: благоприятный, менее благоприятный и неблагоприятный прогноз.
На втором этапе в зависимости от прогноза осуществлялось медико-социальная профилактика заболеваний органов пищеварения у школьников. Эту работу школьный врач проводил совместно с врачом-педиатром детской поликлиники, классным руководителем школы, медицинской сестрой медицинского пункта школы. В этих целях создали экспертную группу - врачебно-педагогическую комиссию (ВПК), состоящую из врача-педиатра, школьного врача, директора школы, медицинской сестры медицинского пункта школы.
Проводимые мероприятия по профилактике заболеваний органов пищеварения у школьников состояли из: формирования здорового образа жизни школьника, соблюдения гигиенических навыков и правил, режима дня, отдыха, пребывания на свежем воздухе, устранения вредных привычек (курение, употребление алкоголя), коррекции внутрисемейных отношений, создания благоприятного климата в школе, повышения социальной адаптированности и вегетативной устойчивости, коррекции питания в школе, дома, санации хронических очагов ЛОР органов и зубов, лечения соматических заболеваний и др. При необходимости назначались специфические меры профилактики заболеваний органов пищеварения.
На третьем этапе проводили контрольное прогнозирование степени вероятности риска развития заболеваний органов пищеварения у школьников по медико-социальным факторам риска. В зависимости от прогноза контрольное прогнозирование осуществлялось: через 2 месяца при относительно благоприятном прогнозе, через 3 месяца при менее благоприятном прогнозе и через 6 месяцев при неблагоприятном прогнозе.
Результаты
Исследование показало, что до начала проведения комплекса мероприятий по устранению (ослаблению) неблагоприятных факторов не выявлено существенных различий в обеих группах, среднее число негативных факторов, приходившихся на одного обследованного школьника, было одинаково (соответственно - 5,9:5,9; 6,6:6,5; 10,4:10,5). При этом заметно увеличивается среднее число негативных факторов риска у школьника в зависимости от прогноза 5,9 - 10,4 в контрольной группе и 5,9 - 10,5 в основной группе (Р<0,05) с момента прогнозирования в течение всего периода наблюдения.
В соответствии с планом мероприятий по устранению (ослаблению) неблагоприятных медико-социальных факторов у школьников, имеющих заболевания органов пищеварения, в основной группе произошло существенное снижение негативных факторов. Так, если через 6 месяцев наблюдения число негативных факторов в основной группе снизился на одного обследованного до 4,6, то в контрольной группе, где профилактические мероприятия не распространялись, этот показатель составил 7,2 на одного школьника. Через 12 месяцев наблюдения в основной группе число неблагоприятных факторов на одного школьника снизился до 3,9, через 18 месяцев составил 3,6, через 24 месяца - 3,5. В то же время число неблагоприятных факторов на одного обследованного школьника в контрольной группе через 12 месяцев составил 6,9, через 18 месяцев - 6,8, через 24 месяца снизился лишь до 6,7 (см. табл. 1).
Таблица 1
Эффективность медико-социальной профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников (число неблагоприятных факторов в динамике)
Группа школьников |
Общее число обследованных школьников |
Сроки наблюдения |
Число обострений заболеваний органов пищеварения у школьников на одного обследованного |
|||||||||
До начала наблюдения |
Через 6 месяцев |
Через 12 месяцев |
Через 18 месяцев |
Через 24 месяцев |
||||||||
Общее число факторов |
На одного обследованного приходится |
Общее число факторов |
На одного обследованного приходится |
Общее число факторов |
На одного обследованного приходится |
Общее число факторов |
На одного обследованного приходится |
Общее число факторов |
На одного обследованного приходится |
|||
Контрольная |
78 |
556 |
7,1 |
561 |
7,2 |
544 |
6,9 |
536 |
6,8 |
529 |
6,7 |
3,7 |
Основная |
97 |
675 |
7,0 |
447 |
4,6 |
387 |
3,9 |
354 |
3,6 |
347 |
3,5 |
1,6 |
Итого |
175 |
1231 |
7,03 |
1000 |
5,76 |
931 |
5,32 |
890 |
5,08 |
876 |
5,0 |
2,7 |
Как видно из таблицы 1, в основной группе из 675 неблагоприятных факторов (224+273+178) к концу срока наблюдения было устранено (ослаблено влияние) 328 факторов риска или на 48,6 %. В контрольной группе, где эти мероприятия у школьников не проводились, из 556 неблагоприятных факторов (159+231+166) было устранено лишь 27 неблагоприятных факторов, т.е. на 4,9 %. В основной группе по сравнению с контрольной группой снизилось число обострений заболеваний органов пищеварения в 2,3 раза (3,7:1,6=2,3). При этом среднее число негативных факторов на одного школьника в контрольной группе снизилось на 1,1 раза (7,1:6,7=1,0), в основной - 2 раза (7,0:3,5=2) (см. рис. 1).
Рис. 1. Результаты эффективности проводимой профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников г. Казани
Выводы
Таким образом, устранение влияния негативных социально-гигиенических, медико-биологических, поведенческих факторов и образа жизни у школьников позволило уменьшить число неблагоприятных факторов на 48,6 %, снизить обострения заболеваний органов пищеварения в 2,3 раза по сравнению с контрольной группой.
Следовательно, разработанные нами мероприятия по профилактике заболеваний органов пищеварения у школьников позволили получить ощутимый профилактический эффект в снижении частоты обострений болезней органов пищеварения и повысить результативность работы школьного врача, врача-педиатра, школы по оздоровлению учащихся данной школы.
Рецензенты:
- Галиуллин Афгат Набиуллович, д.м.н., профессор кафедры медицинской экспертизы ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.
- Мингазова Эльмира Нурисламовна, д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медицинской экологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.