Управление компанией в целях повышения ее стоимости известно, как «Концепция управления стоимостью» (ValueBasedManagement). Основные аспекты данного подхода рассматриваются в работах Коупленда Т., Коллера Т., Муррина Д., [2] Мильнера Б., Лииса Ф. [3], Модильяни Ф., Миллера М.[4], Сливотски А.[5] и др. Как отмечает Т. Коупленд, в случае, если управление компанией основано на применении концепции управления стоимостью, то все ее действия должны базироваться на стоимостном мышлении, которое, в свою очередь, обусловливается наличием двух компонентов - системы измерения стоимости и стоимостной идеологии.
Для построения эффективной системы измерения стоимости компании ключевым является выбор основного показателя результатов ее деятельности. Это позволяет внедрить концепцию создания стоимости в практическую деятельность и оценить результаты компании для акционеров за отчетный период, а именно - была ли создана дополнительная стоимость. При измерении стоимости компании, как правило, применяются три подхода: затратный, сравнительный и доходный. Основным в практике анализа стоимости бизнеса является доходный подход, так как он фокусируется на трех составляющих стоимости активов, а именно: величине будущих выгод, времени их получения и рисках, связанных с получением данных выгод. Преимущество доходного подхода основано на том, что он отражает реальные перспективы компании, учитывая ситуацию на рынке с помощью ставки дисконта и определения риска инвестиций. Кроме того, сложность применения затратного и сравнительного подходов к оценке генерирующих компаний связана с разнородностью состава оборудования компаний, а также с отсутствием сопоставимой информации о его износе и остаточной стоимости.
В рамках доходного подхода существует множество моделей оценки стоимости компаний: добавленная экономическая стоимость (EVA), добавленная рыночная стоимость (MVA), денежная рентабельность инвестиций (CFROI), добавленная акционерная стоимость (SVA), добавленная денежная стоимость (CVA), общая акционерная отдача (TSR). По оценкам большинства специалистов, наиболее универсальным стоимостным показателем эффективности бизнеса является показатель добавленной экономической стоимости EVA (EconomicValueAdded):
(1)
где: NA (NetAssets) - инвестированный капитал;
WACC (WeightedAverageCostofCapital) - средневзвешенная стоимость привлеченного капитала (акционерного и заемного);
ROIC (ReturnonInvestedCapital) - рентабельность инвестированного капитала, определяемая по формуле:
(1)
где: NOPAT (NetOperatingProfitlessAdjustedTax) - чистая операционная прибыль за вычетом налогов.
Воздействуя на факторы модели, менеджер управляет развитием компании, увеличивая ее стоимость - рост показателя EVA может быть достигнут как за счет увеличения дохода от реализации и уменьшения величины затрат, так и путем снижения затрат на капитал. Однако EVA является показателем верхнего уровня и не позволяет провести факторный анализ эффективности деятельности каждого подразделения генерирующей компании. В данном контексте наиболее целесообразным является применение системы сбалансированных показателей (BalancedScorecard, ССП). Преимущество ССП заключается в том, что данная концепция увязывает финансовые и нефинансовые показатели и отражает причинно-следственные связи между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются.
Для генерирующей компании автором предлагается сформировать ССП на основе четырех проекций: финансовой, рыночной, технико-технологической и организационной (рисунок 1). А внедрение показателя EVA в концепцию ССП в качестве базового результирующего показателя позволит ориентировать проекции ССП на достижение четко выраженной цели компании [1]. Система измерения стоимости формируется в виде финансовой модели, структурированной по принципу стратегической карты на основе ССП, и отражает взаимосвязь производственных, технико-экономических и финансовых показателей через систему ключевых показателей эффективности (рисунок 2).
Рисунок 1. Структура управления развитием генерирующей компании
Кроме того, финансовая модель осуществляет функции системы поддержки принятия решений (СППР), целью которой является обеспечение полного и объективного анализа предметной деятельности при принятии решений. В общем виде цикл управления стоимостью компании (EVA-basedmanagement) с использованием финансовой модели представлен на рисунке 1. Данная концепция управления направлена на качественное улучшение стратегических и оперативных решений за счет концентрации усилий менеджмента на ключевых факторах стоимости. Финансовая модель ориентирована на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемой из различных источников. В таблице 1 представлена взаимосвязь проекций ССП, заложенных в финансовую модель, со стратегическими целями, ключевыми факторами успеха (КФУ) и ключевыми показателями эффективности (КПЭ). Важнейшей целью данной финансовой модели является поиск наиболее рациональных вариантов развития компании, роста ее стоимости с учетом влияния различных внешних и внутренних факторов. Как было отмечено ранее, стоимостное мышление базируется на системе измерения стоимости и стоимостной идеологии. Для развития стоимостной идеологии в компании необходимо обеспечить вовлечение персонала в процесс управления и влияния на развитие организации на основе применения так называемого поведенческого контроля, который осуществляется путем установления непосредственной связи между результатами деятельности менеджмента компании и его финансовым вознаграждением. Для детализации ключевых показателей эффективности до уровня каждого подразделения компании и оценки деятельности персонала автором предлагается внедрить грейдовую систему оплаты труда.
Рисунок 2. Структура финансовой модели генерирующей компании
В рамках грейдовой системы каскадирование (декомпозиция) КПЭ осуществляется в соответствии с организационной структурой и грейдом должности. Должности и профессии объединяются в систему грейдов по принципу сложности решаемых вопросов и ответственности за выполняемую работу. Для определения места должности и профессий в системе грейдов используется балльно-факторный метод оценки должностей. Каждый грейд имеет свой уровень и диапазон оплаты, которые определяются путем анализа рынка труда в регионе присутствия компании и зависят от уровня оплаты на рынке труда должностей, позиционированных в грейд.
Таблица 1 Взаимосвязь показателей генерирующей компании в финансовой модели
Проекция |
Цель |
Ключевой фактор успеха |
Ключевые показатели эффективности, ед.изм. |
Финансовая |
Рост стоимости и инвестиционной привлекательности компании |
Увеличение чистой прибыли |
|
Снижение затрат на капитал |
|
||
Рыночная |
Повышение конкурентоспособности на ОРЭМ. Увеличение доли рынка. |
Увеличение объема выработки электроэнергии |
|
Увеличение объема выработки теплоэнергии |
|
||
Увеличение доли в ОЭС по объему производства электроэнергии |
|
||
Технико-технологическая |
Повышение операционной эффективности |
Повышение загрузки оборудования |
|
Снижение удельных затрат на топливо (переменные затраты) |
|
||
Снижение условно-постоянных затрат |
|
||
Снижение расхода э/э на собственные нужды |
|
||
Организационная |
Повышение эффективности бизнес-процессов компании |
Повышение компетентности и мотивированности персонала |
|
Автоматизация бизнес-процессов (внедрение ERP-системы) |
|
||
Эффективность существующих бизнес-процессов |
|
Диапазоны и уровни оплаты грейдов могут быть пересмотрены в следующих случаях: изменение уровня заработной платы на рынке труда, изменение производственно-финансовых результатов компании, изменение тарифов на продукцию и услуги компании, устанавливаемых органами государственной власти.
Показатели грейдовой системы оплаты труда содержат в себе КПЭ, включенные в ССП, и разделяются на:
- бюджетные (финансовая проекция ССП) - КПЭ, включаемые в бонусные планы сотрудников компании по принципу консолидированной ответственности за финансовые результаты компании;
- функциональные (рыночная, технико-технологическая, организационная проекции ССП) - КПЭ, на выполнение которых сотрудник влияет своей непосредственной деятельностью.
Соотношение бюджетных и функциональных КПЭ определяется грейдом должности, то есть чем выше занимаемая должность, тем большую долю имеют бюджетные КПЭ, так как высший менеджмент компании в большей мере отвечает за ее финансовый результат.
Данный подход способствует повышению эффективности компании на основе улучшения качества принимаемых решений и увеличению адаптивности к будущим изменениям на основе интеграции индивидуальных и организационных идей и целей. Это способствует росту осведомленности работников, их участию в управлении и влиянию на развитие организации. Таким образом, персонал компании мотивирован на улучшение финансового результата компании и управляет системой, ориентируясь на значения показателей, сгруппированных по четырем взаимосвязанным проекциям ССП.
На сегодняшний день теория управления развитием компании представлена множеством различных подходов. Разнообразие подходов к управлению обусловлено широким спектром задач, возникающих перед предприятием в процессе его развития. Предложенная система управления генерирующей компанией отражает полный цикл управления: планирование (взаимосвязь целей, планов действий и ресурсов), исполнение, контроль и оценку результатов деятельности. Кроме того, данная система служит интерфейсом взаимодействия между акционерами и менеджментом компании, устанавливая четкую последовательность действий, набор регулирующих и управляющих элементов в целях поддержки принятия управленческих решений. Внедрение в практическую деятельность предложенной системы значительно повысит эффективность деятельности генерирующих компаний.
Рецензенты:
- Нусратуллин В. К., д.э.н., проф., главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г.Уфа.
- Гатауллин Р. Ф., д.э.н., проф., главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.