Второй по численности синантроп на территории Среднего Прииртышья - крыса серая (Rattus norvegicus Berkenhout, 1769) [6]. Этот зверек имеет первостепенное эпидемиологическое и эпизоотологическое значение как носитель возбудителей десятков природно-очаговых инфекций и инвазий [6, 7, 8, 10]. Изучение эколого-биологических особенностей, а также вопросов эпидемиологии и эпизоотологии крысы серой актуально, значимо и представляет существенный научный интерес.
Помимо мыши домовой и крысы серой в Среднем Прииртышье, ряд видов грызунов местной териофауны способны переходить в той или иной мере к синантропии. К таким видам в лесостепной зоне Западной Сибири следует отнести: мышь полевую (Apodemus agrarius Pall.), водяную полевку (Arvicola terrestris L.), полевку красную (Clethrionomys rutilus Pall.), обыкновенную полевку (Microtus arvalis Pall.), полевку узкочерепную (Microtus gregalis Pall.).
Материалы и методы
В основу работы положены результаты отлова синантропных и экзоантропных грызунов на территории г. Омска. Учеты проводились стандартными методами [2] в 1999-2004 гг. и в 2008-2012 гг., в течение всего календарного года. Облавливалась постройки девяти школ, вузов и техникумов, дома разной этажности, парковые зоны города. Изучались анатомо-морфологические особенности зверьков. Проводились биометрические измерения, устанавливалась возрастная группа животного, определялись пол и генеративное состояние зверька [5]. В 1999-2004 и в 2008-2012 гг. было отработано 196669 ловушко-суток и отловлено 1254 зверька. Отлов осуществлялся давилками Геро, дуговыми капканами, живоловками. Материал от грызунов обследован на наличие возбудителей и антител ряда природноочаговых инфекций и инвазий: псевдотуберкулеза, иерсиниоза, туляремии, листериоза, токсокароза, гельминтозов. Проанализированы материалы архива зоологической группы Омского областного центра санэпиднадзора за 1974-2007 гг. В целях выявления степени связей между грызунами, людьми и домашними кошками, а также для изучения степени эмоционального воздействия мышей и крыс на людей в обследованных учебных заведениях по авторской анкете [6] было проведено анкетирование 1119 респондентов: школьников, учителей, техничек, сторожей школ и др.
Результаты и обсуждение
Учеты грызунов проводились в учебных заведениях, жилых домах застройки 1960-х, 1970-х и 1980-х годов и во дворах, в непосредственной близости от этих построек. В этих домах, часто располагались продуктовые и хозяйственные магазины, парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники.
В период 1999-2004 гг. на территории учебных заведений г. Омска было отловлено 929 экз. грызунов. В том числе: 861 домовая мышь, 61 серая крыса, 4 узкочерепные полевки, 2 особи обыкновенных полевок, 1 водяная полевка. Средняя относительная численность грызунов в этот период работы составила 0,5 % попадания на 100 ловушко-суток. Доминировали синантропные виды: домовая мышь и серая крыса, 92,7 % и 6,5 % соответственно.
В учебных заведений отмечались прямые и опосредованные контакты учащихся и сотрудников школ с грызунами. Зверьков в учебных заведениях наблюдали 626 (66,5±1,5 %) учащихся и 147 (82,6±2,8 %) сотрудников от общего числа опрошенных респондентов.
Исследование крови от 140 грызунов выявило наличие антител к туляремийному микробу Francisella tularensis у двух домовых мышей, отловленных в постройках начальной и средней школы № 81 (1,5 %). Домовая мышь, как высоко восприимчивый к туляремии грызун, могла заразиться в период весенне-летних миграций части зверьков в природные биотопы и их контакта с мелкими млекопитающими местной териофауны. На расстоянии около одного километра от построек начальной и средней школы № 81 находятся садово-огородные участки. По нашим наблюдениям на их территории отмечены устойчивые поселения водяной полевки, которые формировались на протяжении последних 10 лет. Можно предположить, что домовая мышь могла заразиться Francisella tularensis в результате опосредованного или даже прямого контакта с водяной полевкой.
При совместном содержании нами водяных полевок и домовых мышей в одном вольере, по нашим наблюдениям, проявления межвидовой агрессии не отмечалось. Отношения между зверьками носили характер нейтрализма. Регистрация туляремии у домовых мышей, обитающих непосредственно в учебных заведениях, факт значимый для науки и практики здравоохранения.
Антитела к Yersinia pseudotuberculosis обнаружены у одного экземпляра домовой мыши, отловленной в здании средней школы № 116 (0,75 % зверьков данного вида от числа обследованных серологически). В одном случае у домовой мыши, пойманной в школе № 116, была выделена культура Yersinia pseudotuberculosis (у 0,66 % особей, обследованных бактериологическим методом). На территории Омской области домовая мышь несколько раз, а серая крыса дважды фиксировались в очагах псевдотуберкулеза.
Антитела к Yersinia enterocolitica обнаружены у четырех экземпляров синантропных грызунов (2,8 %). Это одна особь серой крысы, отловленной в ординаторской института Ветеринарной медицины ОмГАУ (14,3 % от числа обследованных серологически крыс), и три экземпляра домовой мыши (2,3 %), добытых в школах № 116 и № 81.
К возбудителю листериоза Listeria monocytogenes и L. ivanovi у обследованных зверьков антитела не обнаружены. Хотя присутствие домовой мыши в очагах листериоза на территории Омской области фиксировалось.
Таким образом, факты выделения культуры и обнаружения антител к бактериальным инфекциям зафиксированы нами у 4,9±1,7 % от числа обследованных синантропных грызунов учебных заведений.
В ходе работы по изучению спонтанного носительства Toxoplasma gondii обследовано 372 экземпляра домовой мыши и 37 серой крысы. Средний показатель индекса встречаемости токсоплазм у мыши домовой, отловленных в постройках образовательных учреждений Омска, составил 37,6 % ± 2,5 %, а у серых крыс - 45,9 ± 8,2 %. Статистически достоверных различий между показателями зараженности домовой мыши и серой крысы токсоплазмозом в учебных заведениях г. Омска не обнаружено (Р>0,05, Т= 0,96). В целом при обследовании школ, техникумов и ВУЗов г. Омска впервые в России нами было обнаружено обитание в разных постройках этих образовательных учреждений домовых мышей и серых крыс, на 24 - 54 % зараженных возбудителем токсоплазмоза [6].
Помимо самих учебных заведений токсоплазмы были обнаружены и в биотопах вокруг этих зданий. Тканевые цисты паразита выявились у одного экземпляра узкочерепной полевки, добытой на территории Детского экологического центра, а также у водяной полевки, отловленной в здании средней школы № 116.
При обследовании учебных заведений в большинстве из них было выявлено присутствие кошки домашней (Felis catus L. ) - окончательного хозяина токсоплазм. Кошка образует с домовой мышью и серой крысой трофическую цепь и способна заражать людей этой инвазией. Респондентам был задан вопрос о содержании кошек по месту их учебы или работы. Наличие кошек отмечено в постройках всех обследованных образовательных учреждений. С кошками контактировали 11,6±1,0 % студентов и школьников. Этот показатель достоверно больше, чем аналогичный, выявленный в ходе опроса сотрудников образовательных учреждений. Из них только 7,3±1,9 % отмечали контакт с кошками в постройках (Т = 2,0; Р<0,05). Всего на контакт с кошками указали 122 респондента (10,9±2,8 % от числа всех опрошенных). Поскольку заражение людей токсоплазмозом чаще всего происходит от кошек, мы настаиваем на категорической неприемлемости содержания в учебных заведениях окончательных хозяев токсоплазм - кошек. Несоблюдение этого правила чревато заболеваемостью учащихся и студентов, а в будущем драматическими патологиями, родившихся у них детей.
Само присутствие синантропных грызунов и следов их жизнедеятельности в постройках является важным аспектом вредоносности зверьков. Часто сам вид грызунов наносит эмоционально-психологические травмы людям. Результат опроса показал, что грызунов боятся 36,0 ± 1,4 % респондентов. Оказалось также, что учителя и другие сотрудники достоверно сильнее боятся этих зверьков, чем учащиеся (51,7±3,7 % против 33,0±1,5 % от числа всех опрошенных каждой категории соответственно) (Т=4,7; Р<0,001). Синантропных грызунов боялись 50,3 ± 2,2 % опрошенных девочек и 14,2±1,6 % мальчиков. Следовательно, девочки значительно чаще боялись грызунов, чем мальчики (Т=13,3 ; Р<0,001). Вместе с тем следует отметить, что на необходимости уничтожения грызунов настаивали 100 % взрослых и 96,2 ± 0,6 % детей [6].
Из гельминтов у грызунов была обнаружена цестода Hydatigera taeniiformis Lamark,1816. Личиночная стадия данного гельминта обнаруживалась в печени синантропных грызунов. Индекс встречаемости этого паразитического червя у домовой мыши составил 5,6±1,2 %, а у серой крысы - 10,8±5,1 %.
Гельминтофауна добытых домовых мышей представлена также цестодами Mathevotaenia sp. и Hymenolepis sp. и нематодой Heligmosomoides polygyrus. У грызунов из обследованных местообитаний находки гельминтов указанных систематических категорий единичны.
В период работы 2008-2012 гг. нами отловлено 325 экземпляров мышеобразных грызунов, относящихся к 6 видам. Относительная численность составила 2,6 % на 100 ловушко-суток. Из их числа добыто: 214 особей мыши домовой, что составило 65, 8 % от числа всех отловленных зверьков, относительная численность этого вида 1,6 % на 100 ловушко-суток. Половозрастная структура мыши домовой в городской популяции имеет следующие особенности: самки 59,3 %, самцы 40,7%. Доля половозрелых грызунов (Adultus) составила 68,3 % (самок: 70,8 %, самцов 64,3 %). Беременность обнаружена у 55,1 % самок. Масса тела взрослых домовых мышей колебалась в пределах 16,1-31,3 граммов. Масса тела взрослых самок составляла 17,3-31,3 грамма, самцов 16,1-27,2 грамма.
Решение вопроса о сезонном пребывании домовой мыши в природных биоценозах и антропоценозах имеет существенное теоретическое и практическое значение. В результате анализа многолетних данных из архива Омского областного центра санэпиднадзора (1974-2007 гг.) и собственных исследований установлены крайние сроки нахождения домовой мыши в природных биотопах Омска. Наиболее ранняя дата поимки грызуна в природе в окрестностях г. Омска зафиксирована 23 апреля 1980 г., наиболее поздняя - 04 ноября 1983 г. В ходе наших учетов 3 зверька были отловлены в начале января 2012 г. на застроенной территории. Температура атмосферного воздуха в этот день составляла -7- -8 ° С, что было выше среднемесячных январских значений на 10-11 градусов. При более низких температурах окружающей среды зверьки не отлавливались.
В ходе учетов 2008-2012 гг. было добыто 82 экземпляра крысы серой, что составило 25,2 % от общего числа отловленных грызунов. Относительная численность пасюка составила 0,6 % на 100 ловушко-суток. В популяции крысы серой доля самок была равна 56,1 %, самцов 43,9 %. Половозрелых зверьков (Adultus) 57,3 %, от общего числа отловленных (самок 67,3 %, самцов 63,8 %). Число беременных самок составило 50,0 % от их общего количества. Почти всегда масса тела взрослых крыс флюктуировала от 276 до 580 граммов. Особо следует отметить случай поимки в марте 2011 года самца массой 820 граммов. Для крысы серой это очень высокий показатель. Ранее в своей работе с такими крупными зверьками на территории г. Омска мы не сталкивались. Данная особь была добыта в дуговой капка № 0, на территории зоопарка Детского эколого-биологического центра. За исключением указанного экземпляра масса взрослых самцов крыс составляла 276-580 граммов, самок 321-390 граммов.
В ходе учетов 2008-2012 гг. в жилых домах и их окрестностях было отловлено 4 экз. мыши полевой (1,2 %), 12 экз. полевок узкочерепных (3,7 %), 6 экз. полевок обыкновенных (1,8 %), 7 особей полевок красных (2,2 %). Совокупная относительная численность грызунов этих видов составила 8,9 % попадания на 100 ловушко-суток. Эти виды являются фоновыми для фауны лесостепной зоны Омской области, вместе с тем при определенных условиях они тяготеют к населенным пунктам и относятся к факультативным синантропам (полусинантропам, экзоантропам). Однако, несмотря на незначительную численность, их значение для человека велико, так как они служат связующим звеном между природными и антропургическими очагами инфекций и инвазий.
У грызунов, отловленных в период 2008-2012 гг. в жилых домах и их окрестностях, у 1 экз. крысы серой серологическими методами были выявлены антитела к Yersinia enterocolitica и у 3 экз. мыши домовой и 2 экз. крысы серой к Listeria monocytogenes. У 2 особей мыши домовой выявлены антитела к Yersinia pseudotuberculosis. Антитела к Francisella tularensis выявленны у 4 экз. мыши домовой и одной особи крысы серой.
Выводы
- На территории учебных заведений г. Омска средняя относительная численность грызунов составляет 0,5 % на 100 ловушко-суток. Здесь доминировали домовая мышь 92,7 % и крыса серая 6,5 %. В жилых домах и их окрестностях численность зверков составляла 2,6 %, а удельный вес домовой мыши 65,8, серой крысы 25,2 %. Кроме того, в этих биотопах отлавливались экзоантропные грызуны (8,9 %): полевая мышь, полевки узкочерепная, обыкновенная и красная. На территории г. Омска выявлен факт синантропизации ряда видов грызунов местной териофауны.
- Домовая мышь в условиях г. Омска начинает выселяться из построек человека в последней декаде апреля и окончательно возвращается в них в первой декаде ноября, а в особенно теплые зимы в начале января.
- Мышей и крыс в учебных заведениях Омска наблюдали 82,6 % преподавателей и 66,5 % учащихся. При этом боялись грызунов 51,7 % преподавателей и 33,0 % детей. Девочки чаще боялись мышей, чем мальчики (50,3 % против 14,2 %). Все взрослые настаивали на уничтожении зверьков, а среди детей 3,8 % не хотели этого.
- У грызунов, обитающих в школах, вузах, жилых домах и на прилегающих к ним территориях г. Омска, обнаружены антитела к туляремии, псевдотуберкулезу, иерсинеозу, листериозу, выделялась культура иерсиниоза.
- В учебных заведениях домовая мышь и крыса серая заражены токсоплазмозом, соответственно, в 37,6 и 45,9 %. Токсоплазмоз обнаружен у узкочерепной и обыкновенной полевок, добытых около этих построек.
- С кошками - окончательными хозяевами токсоплазмоза на территориях школ и высших учебных заведений г. Омска - контактируют 11,6 % школьников и студентов и 7,3 % преподавателей. Этот факт диктует категорическую неприемлемость содержания в учебных заведениях кошек. Несоблюдение этого правила чревато заболеваемостью учащихся токсоплазмозом, а в будущем драматическими патологиями у их детей.
Рецензенты:
- Антонова Елена Ивановна, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники, цитологии и генетики Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
- Березина Елена Сергеевна, доктор биологических наук, профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Омского государственного педагогического университета, г. Омск.