Как отмечено в работе чл.-корр. РАН А. И. Османова: «...XXVI съезд КПСС (февраль-март 1981 г.), подводя итоги Х пятилетки, дал оценку экономическому положению страны за все 70-е годы ХХ века, пытаясь за итогами и результатами более длительного периода скрыть снижение темпов народнохозяйственного развития и назревавшую необходимость в проведении экономических реформ» [5. С. 292]. Как и прежде, партийные органы власти призывали к более рациональному использованию полезных ископаемых, хозяйственному отношению к общественному имуществу, экономному и комплексному использованию материальных и трудовых ресурсов [1.C.57]. В то же время руководство страны не подкрепляло эти призывы ни административными, ни хозяйственными мерами, не было разработано механизмов перехода страны на интенсивный путь развития. Основной мерой в этот период считалось проведение соцсоревнований. Но, несмотря на достижения отдельных работников и коллективов страны, в общем, материальное положение людей в стране не улучшалось.
Ситуация в экономике нацавтономий носила почти такой же характер, как и в центре. Здесь довольствовались тем, что удавалось выполнить плановые показатели, спускаемые сверху, зачастую без учета специфики местных экономик. В частности, при всех попытках показать прирост в экономике РД за Х пятилетку, первоначально запланированный рост объемов производства достигнут не был. На XXXIV Дагоблпартконференции отмечалось, что причинами для этого были многочисленные корректировки планов в сторону их уменьшения как по объективным основаниям, так и в связи с плохой организацией производства. В результате на 1 декабря 1980 года: 16 предприятий республики не выполнили планы по производству ВП, 30 предприятий - по росту производительности труда [2]. В протоколах заседаний Верховного совета ДАССР такое положение объяснялось недопоставками товаров и сырья в предприятиях и объединениях. Нужно отметить, что руководством республики, по сути, не могло быть сделано никаких шагов по изменению экономических основ и реформированию хозуклада. Единственным путем по выходу из сложившейся ситуации было укрепление партийной и государственной дисциплины, повышение ответственности руководства за взятые на себя обязательства.
Планы развития республики на XI и XII пятилетки были намечены в соответствии с показателями, достигнутыми за прошлый период. Были запланированы: повышение объемов производства в области машиностроения и металлообработки, широкая программа строительства жилья и социнфраструктуры, рост подключений радио, ТВ и телефона, улучшение качества товаров народного потребления. Однако многое из запланированного, не подкрепленное финансовым обеспечением и заинтересованностью трудящихся, оказалось не выполненным [3.C.248].
Немного изменилось положение в промышленности республики в связи с принятым 14 июля 1983 года ЦК КПСС и Совмином СССР постановлением № 659 о проведении в 4 министерствах промышленности экономического эксперимента. Согласно ему предполагалось «предусмотреть значительное усиление роли производственных объединений (предприятий) в разработке планов экономического развития, а также повышение их ответственности за более полное обеспечение потребностей нархоза с наименьшими затратами ресурсов»[6].
С переходом ряда предприятий республики («Дагэлектромаша», ДагЗЭТО, «Дагэлектроавтомат», «Дагэлектроаппарат») в 1984 году к экономическому эксперименту, положение дел на них значительно улучшилось. Кроме того, в 80-е годы ХХ века в Дагестане продолжалось наращивание промпотенциала, строились новые заводы и фабрики, дальнейшее развитие получила практика создания филиалов крупных предприятий в сельских районах республики, бывших заводами в заводах. Но, несмотря на положительные сдвиги, общая тенденция была не удовлетворительной. Наиболее сложной она была в строительной промышленности. В этой сложной ситуации выходить из кризиса предприятиям республики помогали налаженные межрегиональные связи на территории СКЭР. Для этого предприятиями на Юге России были созданы межрегиональные тресты: «Кавказкурортстрой», «Дорспецстрой», управления «Южстальконструкция», «Закавказ-спецавтоматика» и другие.
Активную помощь строительной промышленности Дагестана оказывали заводы Краснодарского края, как то Новороссийский цементный завод, Крымский и Краснодарский строительные комбинаты. Используя запасы краснодарских ископаемых, они поставляли в РД целый ряд стройтоваров, в том числе цемент, керамзит, асбестоцементные трубы, шифер, кирпич, мягкую кровлю [4]. По разнарядке Госснаба СССР и запросам Госснаба ДАССР в республику также поступали из других краев, областей и республик СКЭР различные машины, техоборудование, металлопродукция, лесоматериалы, топливо, товары народного потребления. Поставки последних производились в особенно крупных объемах. За это Министерство торговли ДАССР и Дагпотребсоюз неоднократно привлекались к взысканиям как недостаточно влияющие «...на работу промышленных предприятий республики по увеличению производства товаров массового спроса и повышение качества и ассортимента выпускаемой ими продукции» [8]. Это обстоятельство еще больше подчеркивало необходимость в укреплении внутрирайонных связей.
Видным примером взаимного сотрудничества того времени может служить Дагестанский завод электротехнического оборудования (ДагЗЭТО), который для производства своих изделий получал сырье и комплектующие от 236 предприятий страны, в то же время сам поставлял свое оборудование в 1500 организаций, среди которых был и Краснодарский край. Дагестан отгружал на Кубань более 40 видов промтоваров: сварочные аппараты, сепараторы, насосы, электропечи, гидрозамки и т.д.
Взаимный обмен был также налажен с предприятиями краснодарского машстройпрома. Так, зачастую колхозы и совхозы Дагестана обеспечивались культиваторами, цепами и транспортерами для сельхозмашин, а также и разнообразным сельскохооборудованием краснодарских заводов «Сельскохозмаша» и «Рисоубормаша». Ими поставлялось от 50 до 70 % изделий от общей потребности местных хозяйств. Аэрохозяйство Дагестана комплектовалось топливозаправщиками Тихорецкого химзавод «Красный молот». Для проведения ремонта сельхозтехники и тракторов дагестанские МТО активно пользовались запчастями новороссийского завода «Красный двигатель». Плотно контактировал Дагестан с лесозаготовщиками Кубани. В частности, деревообрабатывающие заводы Краснодара, Горячего ключа, Апшеронска поставляли «деловую древесину», ДВП, ДСП, картон, фанеру, шпон и паркетную доску. Заводами в Гулькевичах, Новокубанске, Армавире и Сочах завозилась в наши магазины и готовая мебель.
Наиболее ярко сотрудничество между Дагестаном и Кубанью проявилось в легкой промышленности. Используя коопторг, крупнейшее предприятие краснодарской легкой промышленности - Хлопчатобумажный комбинат - отгружало в Дагестан ситцы, бязи, фланель, вельвет-корд, вельвет-рубчик, бархат, мелескин, рубашечные, спецодежные и джинсовые ткани, а также пряжу, по своему качеству входившую в тройку мировых лидеров того времени. В то же время из овечьей шерсти дагестанского производства Краснодарский камвольно-суконный комбинат изготовлял и обеспечивал швейные предприятия Дагестана пальтовыми и костюмными тканями [4]. Достаточно крупные поставки своей продукции в Дагестан поступали из ФФЗ «Чайка». Эта мера была вызвана тем, что дагестанские предприятия не могли обеспечить «спрос населения на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода», их ассортимент признавался недостаточным.
Несмотря на все усилия руководства РД, в 80-е годы ХХ века ему так и не удалось полностью обеспечить потребности населения в продуктах пищепрома. Как подчеркивалось в решении Комиссии Верховного Совета РД по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию за 1981 г., «...Постановление от 17.02.1976 года «О мерах по дальнейшему развитию потребкооперации в ДАССР» осталось не выполненным. Руководство тщетно пыталось исправить ситуацию. Так, в протоколе заседания Президиума ВС РД № 29 от 6.01.1982 г. отмечалась необходимость покрыть недостачи по плану текущей пятилетки «путем заключения на добровольной основе договоров между колхозами и трудящимися на закупку у последних излишков сельскохозпродукции, молока и скота». Правление Дагпотребсоюза обязывали помочь в этом районным отделениям. Однако эти меры не привели к ожидаемым результатам из-за возрастающей спекуляция населением «сельхоз товарами с целью наживы». Как ни старалось руководство республики, изжить этот предвестник рыночной экономики за все десятилетие не удалось. В итоге, поправлять положение в сфере обеспечения продуктами было решено путем межобластных поставок из Краснодарского и Ставропольского краев. Отмечалось, что этот товарооборот « согласован с Минторговли РСФСР и в бюджете (республики. - авт.) предусмотрены расходы на завоз картофеля, овощей и другой пищевой продукции» [9].
Поставки картофеля, бахчевых культур, семян на рассаду по этим статьям бюджета РД производились Краснодарским трестом овощекартофелеводческих совхозов. Кроме того, в Дагестан привозили муку и крупы, подсолнечное масло Армавирского и Кропоткинского зерноперерабатывающих заводов, более 2000 наименований изделий Краснодарского, Армавирского, Анапского и Сочинского молочных комбинатов, Кореновского и Брюховецкого молочно-консервного комбинатов, Тихорецкого и Калинского маслосырзаводов, а также сахарный песок и сахар-рафинад Усть-Лабинского, Тимашевского, Кореновского и еще более 10 других заводов сахарной промышленности Краснодарского края. В свою очередь Дагестан поставлял на Кубань товары виноводочной, рыбной, консервной и местной промышленности, некоторые виды приборов, машин и оборудования.
В то же время, следует заметить, что в 80-х годах ХХ века промышленное производство республики неукоснительно двигалось вперед, и только непродуманные рыночные реформы начала 90-х привели к снижению его объемов. Безусловно, ситуация в экономике не только Дагестана, но и всего СКЭР требовала решительного перехода от экстенсивных к интенсивным формам хозяйствования. Однако перемены в политической сфере не предоставили возможностей для плавного перехода экономики региона от планового хозяйства к рыночным формам собственности. Заметим, что реформы в экономике Дагестана велись умеренными темпами, в связи со сформировавшимся у населения негативным отношением к процессу приватизации крупных промпредприятий. Поэтому в первую очередь здесь приватизировали мелкие организации сфер торговли и бытового обслуживания. Ко второй половине 90-х в Дагестане было приватизировано лишь 33 % госсобственности.
Как и всюду в стране в последние пять лет ХХ века, предприятия РД приостанавливали, а иногда и прекращали свою деятельность, объемы производства промтоваров сократились многократно. Однако потребности населения в том или ином товаре по-прежнему оставались в силе. В этих условиях руководство республики пошло по новому пути, развивая традиционные контакты с субъектами СКЭР в условиях новых экономических и политических реалий. Обновление этих связей строилось на заключенных правительством РД с субъектами ЮФО договорах «О дружбе и согласии» и подписании «Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве». Такой Договор между Республикой Дагестан и Краснодарским краем был подписан 28 июля 1995 года [7]. Его 5 ст. регламентировала взаимную экономическую деятельность сторон следующим образом: «Стороны будут содействовать созданию на своих территориях благоприятных экономических, и правовых условий для совместной предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, сохранению и расширению действующих, установлению и развитию новых прямых связей между органами государственного и хозяйственного управления, учреждениями, организациями и предприятиями независимо от форм собственности и заблаговременно информировать друг друга об экономических решениях, которые могут затрагивать права и законные интересы другой Стороны». Такая постановка вопроса во многом облегчала предприятиям Дагестана и Кубани поиск точек взаимного соприкосновения. В частности, благодаря щедрым дотациям, получаемым республикой из Центра, росту за счет этого оборотных средств в активах хозяйствующих субъектов, был увеличен импорт промышленной и иной продукции из близлежащих субъектов.
К 1996-1997 годам РД все же удалось приостановить спад промышленного производства и, пережив дефолт 1998 года, перейти к более стабильному развитию реального сектора экономики. Но, несмотря это, во 2 половине 90-х годов ХХ столетия уровень развития дагестанского промсектора не соответствовал потребностям населения республики. В этих условиях приоритетной задачей для руководства республики было обеспечение импорта товаров легкой и другой промышленности для удовлетворения нужд населения.
В связи с этим к концу 90-х годов ХХ века были расширены поставки ЗАО «Югтекс» (бывшее ХБК), краснодарских заводов «Сельскохозмаша», а также «Новороссийскцемента» и «Кубаньфарфора» (бывшее ФФЗ «Чайка»). Подключилось к поставкам в Дагестан и Межрегиональное акционерное общество (МАО) «Седин-агро» (ранее Краснодарский станкостроительный завод им. Седина), выпускающее редукторы, плуги-лущильники и специализирующееся на капремонте сельскохозмашин. Кроме того, краснодарские предприятия, особенно ОАО «Бакаут», активно включились в формирование дагестанского мебельного рынка.
С 1996 года развивает стройиндустрию РД совместное дагестанско-краснодарское предприятие с головным центром в г. Краснодар - СРО «Атом». За период до 2005 года ими были возведены в РД здание Национального банка РД, 9-этажный дом по пр. А.Султана у ресторана «Маракеш», получен заказ на строительство жилого комплекса «Форт Карасун» на берегу р. Кубань, выигран тендер на участие в строительстве инфраструктуры для проведения олимпиады в г. Сочи, получено приглашение для создания дочерней СК «Горные Сочи» и многое другое. За годы своей работы «Атом» провел большой объем работ в Карабудахкентском районе Дагестана.
Но наибольшие объемы поставок в Дагестан в конце 90-х - начале 2000 годов были произведены Краснодарским продпищепромом. В этот список входят мука, макаронные и крупяные изделия «Кубаньхлебопродукта», сахар-песок и рафинад Краснодарской сахарной промышленности, рис из рисоводческих предприятий ВНИИ риса в г. Краснодаре, изделия крымского плодоовощноконсервного завода, маслосыроделательных, молочно-консервных и молочных заводов и т.д. Крупные поставки в Дагестан куриного мяса с 2003 г. осуществляется под маркой «Солнечная долина», объединяющей птицепром Кубани, Ставрополья и Адыгеи в агрокомплекс «Ресурс». Начиная с 2004 года бизнесмены Краснодарского края регулярно принимали участие в ежегодных республиканских межрегиональных выставках-ярмарках «Деловой Дагестан» и «Дагестанпродэкспо».
В ответ дагестанские энергетики, «представленные группой ОАО ТЭК «Дагэнерго» и «Сулакэнерго» посредством мощностей ряда ГЭС, в частности, Чирюртовской, Чиркейской, Гергебильской, Ирганайской», приступили к обеспечению Краснодарского края недостающей ему электроэнергией. Дагестан по-прежнему поставлял в Краснодарский край овощные, плодово-ягодные консервы, морепродукты, виноградные и игристые вина, шампанское, коньяки, а также целый перечень промтоваров, в том числе электроутюги, лакокрасочные материалы в мелкой таре и т.д. Особым спросом у жителей Кубани пользуются ювелирные изделия наших мастеров и декоративные предметы народных промыслов Дагестана.
Подводя итог, можно сказать, что промышленное сотрудничество между Кубанью и Дагестаном за весь изучаемый период носило весьма оживленный характер. Даже экономические неурядицы 90-х годов ХХ века, во многом связанные с общим упадком покупательной способности предприятий и населения, обусловленным общим переходом экономики РФ на новые методы и формы хозяйствования, привел лишь к временному ослаблению, а не как указывает ряд ученых, полному разрыву межсубъектных связей. Что еще раз наглядно подтверждается современным состоянием межрегиональной промышленной интеграции между предприятиями двух изучаемых государственных образований на Юге России.
Рецензенты:
- Искендеров Гаджимурад Абдуллаевич, д.и.н., профессор, главный научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.
- Булатов Башир Булатович, д.и.н., профессор, декан исторического факультета Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.