Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE FIELD OF FGOS VPO OF NEW GENERATION IN TOURISM

Khoreva A.V. 1
1 Odintsovo institute for the humanities
The analysis of Federal stste educational standards of high professional education of the 3rd generation was done in the frame of Bolon process. The structure a demands of the Federal state educational standards of high professional education are made out and oriented on the tourism of different levels. The determination of competence approach through the classification of cultural and professional competence the versions of which the institutes and universities are determined themselves. The main problem zones of transition to the new educational standards are shown, the perspective of educational process of high school are marked. The article includes a review some problems which connected with adaptation of real academic programs.
Federal state standard of high professional education
competence
bachelor
master's degree
Современные рыночные отношения России крайне динамичны, что определяется во многом высокой изменчивостью современной жизни людей, их интересов и потребностей, а также свободной конкуренцией рынка туристских услуг, борьбой за потребителя, динамикой цен и др. [5]. Процессы, которые происходят на туристском рынке, во многом зависят от желаний конечных потребителей, их интересов и вкусов, уровня культуры и образованности, а также развитости и воспитанности. Таким образом, рынок услуг - это не просто производство или совокупность товаров или услуг, но и интересов, отношений, действий субъектов рынка, а также психологических и педагогических факторов, оказывающих на него сильнейшее влияние. Наиболее активно данные факторы проявляются в образовательной деятельности, целевой направленностью которых является подготовка субъектов рыночных отношений. Таким образом, выпускник туристского образовательного учреждения, наряду с другими отраслями, находится под пристальным вниманием институтов, формирующих и регламентирующих рынок. Образование и воспитание полноценной личности для потребностей современного социума требует от педагогики сформированный профессиональный портрет выпускника. Уровень обязательных достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков и умений) выпускника вуза неизменно повышает его конкурентоспособность и устойчивость на рынке труда.

Характеристика будущей профессиональной деятельности выпускника туристского вуза (в зависимости от направления подготовки и полученной степени) заключена преимущественно в следующем:

  • в разработке и реализации туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требованиям потребителей, в т.ч. в системе клиентурных отношений;
  • в организации комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии;
  • в проектировании туристско-рекреационных зон и комплексов с возможностью управления ими;
  • в характеристиках нормативно-правовой документации и производственно-технологических регламентах туристской деятельности;
  • в возможностях формирования профессиональных центров и объединений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии.

Учитывая перечисленные характеристики, следует отметить, что объектами профессиональной деятельности выпускников туристского вуза могут являться: потребители (как индивидуальные, так и корпоративные клиенты) и их потребности; туристский продукт как таковой, а также технологические процессы предоставления туристских услуг; результаты интеллектуальной деятельности в туристской индустрии, в т.ч. нематериальные активы. Также следует отметить инвариантную сервисную деятельность, представленную средствами размещения, питания, экскурсионной деятельности, транспорта, спорта и оздоровления; информационные ресурсы и системы, а также средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий. Таким образом, конкурентоспособность профессионала туристской отрасли будет определена через возможности его проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой, сервисной, а также научно-исследовательской деятельности. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник высшей школы, определяются самим высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей, которые могут привлекаться к учебному процессу.

 Данный комплекс минимума обязательных достоинств формируется средствами стандартов образования. Все они существуют во всех развитых странах мира и направлены на интеграцию процессов, связанных с направлением и ценностными установками мирового образования. В рамках осуществления данных целевых установок производится структурная реформа европейской и национальных систем высшего образования, нацеленная прежде всего на достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования, их гармонизации на основе внедрения образовательных стандартов ФГОС ВПО 3-го поколения.

Основными целями Болонского процесса в сфере образования, согласно Болонской декларации от 19 июня 1999 [3] года и положениям Берлинского коммюнике от 2005 года [4], безусловно, являются: мобильность, трудоустройство и конкурентоспособность современного европейского высшего образования. Ключевыми аспектами направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines) ставятся:

  • принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней;
  • внедрение системы, основанной в основном на двух циклах;
  • внедрение систем зачетных единиц;
  • развитие мобильности;
  • развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества;
  • развитие Европейского пространства высшего образования;
  • обучение в течение всей жизни;
  • участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса;
  • повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования;
  • объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях.

Следует отметить, что механизм достижения поставленных целей видится как переход к четкой структуре степеней (ясность и сопоставимость), кредитной системе (где общим знаменателем выступает критерий - гибкость) и сближению систем контроля качества и аккредитации (в аспекте системы сертификации качества), тем самым достигается эффект постоянного саморазвития образовательного процесса. Существующие противоречия российской школы высшего образования по отношению к Болонскому процессу, заключенные в специфичной модели последнего 4+2, отсутствии степени «специалист», двухуровневом позиционировании «бакалавр» и «магистр», ученой степени (третий уровень PHD) - «доктор наук», вполне разрешимы некоторыми принципиальными характеристиками:

  • добровольностью реформирования высшего образования;
  • сближением (конвергенция, гармонизация), которое не равно стандартизации и унификации и формирует так называемое упорядоченное многообразие;
  • поиском общеевропейских ответов на общеевропейские вопросы при одновременном усилении национальных приоритетов сферы образования Российской Федерации;
  • решающей ролью вузов: вузы - субъекты, а не объекты учебного процесса;
  • многосубъектностью Болонского процесса;
  • согласованным организационным оформлением процесса (в т.ч. введением стандартов 3-го поколения);
  • ориентацией на «пороговые» стандарты высшего образования (приоритет результатов образования над «временем обучения» и «содержанием образования»);
  • разработкой сопоставимых критериев методологий оценки качества образовательных услуг, ведь качество - это фундамент доверия и признания его в дальнейшем обществом.

Таким образом, в рамках саморазвития образовательного процесса высшей школы, который продиктован требованиями отрасли, предоставлены более широкие полномочия вузу, а требования и возможности ФГОС ВПО позволят самостоятельно определять содержание обучения согласно двухуровневой системе - бакалавр и магистр. При этом особое внимание уделяется направлению подготовки. Автономность учебного заведения предполагает формирование методики обучения с востребованным количеством кредитов за учебные дисциплины. Для сферы туризма предусматривается разделение федеральных государственных образовательных стандартов ВПО по направлениям подготовки (например, 101100 «Гостиничное дело», 100400 «Туризм» и т.д.) которые определяют основную образовательную программу (ООП) через набор учебных циклов (УЦ ООП), разделов и дисциплин основной образовательной программы. Методика освоения ООП производится через приобретение общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Реализация компетентностного подхода осуществляется через УЦ ООП, которые формируются двумя учебными циклами в виде общенаучного цикла и профессионального цикла, а также разделами практики и научно-исследовательской работы и итоговой государственной аттестации для степени магистра. Для степени бакалавриата предусмотрено ООП по гуманитарному, социальному, экономическому циклу, естественно-научному и профессиональному циклу с включением разделов физической культуры, учебной или производственной практики, итоговой государственной аттестации. При этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная профильная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Первый прием на образовательные программы, реализующие ФГОС ВПО нового поколения, осуществлен в период 2011-2012 учебного года, в соответствии с нормами, установленными ФЗ № 232 от 24 октября 2007 года [1] и № 309 от 1 декабря 2007 года [2] в редакциях 184 - ФЗ и 260 - ФЗ 2009 года. К этому времени представители высшей школы должны располагать разработанными и утвержденными собственными образовательными программами подготовки, за исключением национальных исследовательских университетов и других университетов с особым статусом (например, ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова). Таким образом, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП соответствующей степени и направления подготовки, которые должны включать учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. Также обязательным элементом являются программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Для отражения существующей картины рыночной экономики и движения тенденций в ней высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий, социальной сферы, что особенно актуально в туристской индустрии. Следование основным элементам ФГОС ВПО, направлению подготовки с присвоением соответствующего квалификационного уровня, требованиям к условиям и срокам реализации ООП, также к структуре и результатам освоения ООП, призвано в конечном варианте определить уровень полученных компетенций для выпускника высшей школы.

Одной из особенностей ФГОС ВПО 3-го поколения является формирование требований к результатам освоения ООП в терминах компетенций. Одно из определений компетенций раскрывает это понятие как комплексную характеристику готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартах и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. В любом из вариантов ключевыми позициями, которые формирует выпускник высшей школы, становятся - знания, полученные в определенной области, умения применения этих знаний и личностные качества с усилением мотивационно-поведенческого элемента. Так, при разработке ООП соответствующей степени должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Именно вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для полноценной социализации личности. Хотя ФГОС ВПО выделяет только две группы компетенций - общекультурные и профессиональные, соответственно отнесение последних формирующих компетенций можно ранжированно рассматривать в каждом из моментов. Практическая направленность методов развития отдельных элементов компетенций может реализоваться посредством активных и интерактивных форм проведения занятий:

  • теоретических знаний - интерактивная лекция, семинар в диалоговом режиме, дискуссия, разбор конкретных ситуаций туристской деятельности, изучение специализированной литературы;
  • учений и навыков - в виде инновационных технологий обучения, которые ориентированы на усиление навыков командной работы, межличностных коммуникаций, принятия решений через психологические и иные тренинги, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода, а также деловой или имитационной игры;
  • опыта - средствами производственной, научно-исследовательской, научно-производственной, технологической и педагогической практики;
  • методика внедрения - консалтинг.

Данные общие характеристики образованности и профессионализма выпускника определяются требованиями к современному образованному человеку и своеобразными, в рамках отрасли, личностными и профессиональными аспектами. Наряду с очевидностью приобретаемых положительных качественных параметров главной проблемой остается - трансформация компетенций в учебные программы и в процесс преподавания дисциплин. Прежде всего, по мнению Сидоровича А.В., д.э.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова [6] - это целый ряд спорных вопросов, на которые пока возможно дать лишь вероятностную оценку:

  • проблема проектирования учебно-методического обеспечения учебного процесса;
  • проблема взаимосвязи содержания дисциплин с различными компетенциями с учетом уровней различной тесноты связей той или иной дисциплины с конкретными компетенциями;
  • формы прямого отражения конкретных компетенций в программах и рабочих планах учебных программ или модулей курсов;
  • особая роль спецкурсов в части приобретения специальных профессиональных компетенций;
  • изменение роли самостоятельной работы и компетенции;
  • методические проблемы (комментирование текстов документов, анализ и самоанализ деятельности в сочетании с умением подготовки отчетов, учение прогнозирования принимаемых решений и т.д.);
  • методическое оформление компетентностного подхода (структурно-логические схемы) и т.д.

Данный далеко не полный перечень основных проблематик компетентностного подхода требует всесторонней оценки, анализ и результативность которой реализуем только с учетом прохождения определенного временного интервала. Безусловно, что на сегодняшний день проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач - это реальная возможность осуществления планомерного перехода учебной деятельности обучающегося к профессиональной деятельности будущего специалиста. Индивидуализация заданий, включая экспериментальные исследования, соответствующие возможностям и материально-техническому оснащению вуза, возможно, поспособствуют самоорганизации учебной деятельности студентов туристских и иных вузов, а телекоммуникационные технологии, в свою очередь, обеспечению контроля за профессиональным становлением личности будущей полноценной социальной единицы современного общества.

Рецензенты:

  • Кальней В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика и психология» НОУ ВПО «Российская международная академия туризма», г. Химки.
  • Сесёлкин А.И., д.п.н., профессор, директор Института инновационных исследований в туризме Российской международной академии туризма, НОУ ВПО «Российская международная академия туризма», г. Химки.