Характеристика будущей профессиональной деятельности выпускника туристского вуза (в зависимости от направления подготовки и полученной степени) заключена преимущественно в следующем:
- в разработке и реализации туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требованиям потребителей, в т.ч. в системе клиентурных отношений;
- в организации комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии;
- в проектировании туристско-рекреационных зон и комплексов с возможностью управления ими;
- в характеристиках нормативно-правовой документации и производственно-технологических регламентах туристской деятельности;
- в возможностях формирования профессиональных центров и объединений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии.
Учитывая перечисленные характеристики, следует отметить, что объектами профессиональной деятельности выпускников туристского вуза могут являться: потребители (как индивидуальные, так и корпоративные клиенты) и их потребности; туристский продукт как таковой, а также технологические процессы предоставления туристских услуг; результаты интеллектуальной деятельности в туристской индустрии, в т.ч. нематериальные активы. Также следует отметить инвариантную сервисную деятельность, представленную средствами размещения, питания, экскурсионной деятельности, транспорта, спорта и оздоровления; информационные ресурсы и системы, а также средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий. Таким образом, конкурентоспособность профессионала туристской отрасли будет определена через возможности его проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой, сервисной, а также научно-исследовательской деятельности. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник высшей школы, определяются самим высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей, которые могут привлекаться к учебному процессу.
Данный комплекс минимума обязательных достоинств формируется средствами стандартов образования. Все они существуют во всех развитых странах мира и направлены на интеграцию процессов, связанных с направлением и ценностными установками мирового образования. В рамках осуществления данных целевых установок производится структурная реформа европейской и национальных систем высшего образования, нацеленная прежде всего на достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования, их гармонизации на основе внедрения образовательных стандартов ФГОС ВПО 3-го поколения.
Основными целями Болонского процесса в сфере образования, согласно Болонской декларации от 19 июня 1999 [3] года и положениям Берлинского коммюнике от 2005 года [4], безусловно, являются: мобильность, трудоустройство и конкурентоспособность современного европейского высшего образования. Ключевыми аспектами направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines) ставятся:
- принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней;
- внедрение системы, основанной в основном на двух циклах;
- внедрение систем зачетных единиц;
- развитие мобильности;
- развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества;
- развитие Европейского пространства высшего образования;
- обучение в течение всей жизни;
- участие вузов и студентов в развитии Болонского процесса;
- повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования;
- объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований для формирования в Европе общества, основанного на знаниях.
Следует отметить, что механизм достижения поставленных целей видится как переход к четкой структуре степеней (ясность и сопоставимость), кредитной системе (где общим знаменателем выступает критерий - гибкость) и сближению систем контроля качества и аккредитации (в аспекте системы сертификации качества), тем самым достигается эффект постоянного саморазвития образовательного процесса. Существующие противоречия российской школы высшего образования по отношению к Болонскому процессу, заключенные в специфичной модели последнего 4+2, отсутствии степени «специалист», двухуровневом позиционировании «бакалавр» и «магистр», ученой степени (третий уровень PHD) - «доктор наук», вполне разрешимы некоторыми принципиальными характеристиками:
- добровольностью реформирования высшего образования;
- сближением (конвергенция, гармонизация), которое не равно стандартизации и унификации и формирует так называемое упорядоченное многообразие;
- поиском общеевропейских ответов на общеевропейские вопросы при одновременном усилении национальных приоритетов сферы образования Российской Федерации;
- решающей ролью вузов: вузы - субъекты, а не объекты учебного процесса;
- многосубъектностью Болонского процесса;
- согласованным организационным оформлением процесса (в т.ч. введением стандартов 3-го поколения);
- ориентацией на «пороговые» стандарты высшего образования (приоритет результатов образования над «временем обучения» и «содержанием образования»);
- разработкой сопоставимых критериев методологий оценки качества образовательных услуг, ведь качество - это фундамент доверия и признания его в дальнейшем обществом.
Таким образом, в рамках саморазвития образовательного процесса высшей школы, который продиктован требованиями отрасли, предоставлены более широкие полномочия вузу, а требования и возможности ФГОС ВПО позволят самостоятельно определять содержание обучения согласно двухуровневой системе - бакалавр и магистр. При этом особое внимание уделяется направлению подготовки. Автономность учебного заведения предполагает формирование методики обучения с востребованным количеством кредитов за учебные дисциплины. Для сферы туризма предусматривается разделение федеральных государственных образовательных стандартов ВПО по направлениям подготовки (например, 101100 «Гостиничное дело», 100400 «Туризм» и т.д.) которые определяют основную образовательную программу (ООП) через набор учебных циклов (УЦ ООП), разделов и дисциплин основной образовательной программы. Методика освоения ООП производится через приобретение общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Реализация компетентностного подхода осуществляется через УЦ ООП, которые формируются двумя учебными циклами в виде общенаучного цикла и профессионального цикла, а также разделами практики и научно-исследовательской работы и итоговой государственной аттестации для степени магистра. Для степени бакалавриата предусмотрено ООП по гуманитарному, социальному, экономическому циклу, естественно-научному и профессиональному циклу с включением разделов физической культуры, учебной или производственной практики, итоговой государственной аттестации. При этом каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная профильная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Первый прием на образовательные программы, реализующие ФГОС ВПО нового поколения, осуществлен в период 2011-2012 учебного года, в соответствии с нормами, установленными ФЗ № 232 от 24 октября 2007 года [1] и № 309 от 1 декабря 2007 года [2] в редакциях 184 - ФЗ и 260 - ФЗ 2009 года. К этому времени представители высшей школы должны располагать разработанными и утвержденными собственными образовательными программами подготовки, за исключением национальных исследовательских университетов и других университетов с особым статусом (например, ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова). Таким образом, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП соответствующей степени и направления подготовки, которые должны включать учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. Также обязательным элементом являются программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Для отражения существующей картины рыночной экономики и движения тенденций в ней высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий, социальной сферы, что особенно актуально в туристской индустрии. Следование основным элементам ФГОС ВПО, направлению подготовки с присвоением соответствующего квалификационного уровня, требованиям к условиям и срокам реализации ООП, также к структуре и результатам освоения ООП, призвано в конечном варианте определить уровень полученных компетенций для выпускника высшей школы.
Одной из особенностей ФГОС ВПО 3-го поколения является формирование требований к результатам освоения ООП в терминах компетенций. Одно из определений компетенций раскрывает это понятие как комплексную характеристику готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартах и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. В любом из вариантов ключевыми позициями, которые формирует выпускник высшей школы, становятся - знания, полученные в определенной области, умения применения этих знаний и личностные качества с усилением мотивационно-поведенческого элемента. Так, при разработке ООП соответствующей степени должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Именно вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для полноценной социализации личности. Хотя ФГОС ВПО выделяет только две группы компетенций - общекультурные и профессиональные, соответственно отнесение последних формирующих компетенций можно ранжированно рассматривать в каждом из моментов. Практическая направленность методов развития отдельных элементов компетенций может реализоваться посредством активных и интерактивных форм проведения занятий:
- теоретических знаний - интерактивная лекция, семинар в диалоговом режиме, дискуссия, разбор конкретных ситуаций туристской деятельности, изучение специализированной литературы;
- учений и навыков - в виде инновационных технологий обучения, которые ориентированы на усиление навыков командной работы, межличностных коммуникаций, принятия решений через психологические и иные тренинги, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода, а также деловой или имитационной игры;
- опыта - средствами производственной, научно-исследовательской, научно-производственной, технологической и педагогической практики;
- методика внедрения - консалтинг.
Данные общие характеристики образованности и профессионализма выпускника определяются требованиями к современному образованному человеку и своеобразными, в рамках отрасли, личностными и профессиональными аспектами. Наряду с очевидностью приобретаемых положительных качественных параметров главной проблемой остается - трансформация компетенций в учебные программы и в процесс преподавания дисциплин. Прежде всего, по мнению Сидоровича А.В., д.э.н., проф. МГУ им. М.В. Ломоносова [6] - это целый ряд спорных вопросов, на которые пока возможно дать лишь вероятностную оценку:
- проблема проектирования учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- проблема взаимосвязи содержания дисциплин с различными компетенциями с учетом уровней различной тесноты связей той или иной дисциплины с конкретными компетенциями;
- формы прямого отражения конкретных компетенций в программах и рабочих планах учебных программ или модулей курсов;
- особая роль спецкурсов в части приобретения специальных профессиональных компетенций;
- изменение роли самостоятельной работы и компетенции;
- методические проблемы (комментирование текстов документов, анализ и самоанализ деятельности в сочетании с умением подготовки отчетов, учение прогнозирования принимаемых решений и т.д.);
- методическое оформление компетентностного подхода (структурно-логические схемы) и т.д.
Данный далеко не полный перечень основных проблематик компетентностного подхода требует всесторонней оценки, анализ и результативность которой реализуем только с учетом прохождения определенного временного интервала. Безусловно, что на сегодняшний день проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач - это реальная возможность осуществления планомерного перехода учебной деятельности обучающегося к профессиональной деятельности будущего специалиста. Индивидуализация заданий, включая экспериментальные исследования, соответствующие возможностям и материально-техническому оснащению вуза, возможно, поспособствуют самоорганизации учебной деятельности студентов туристских и иных вузов, а телекоммуникационные технологии, в свою очередь, обеспечению контроля за профессиональным становлением личности будущей полноценной социальной единицы современного общества.
Рецензенты:
- Кальней В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика и психология» НОУ ВПО «Российская международная академия туризма», г. Химки.
- Сесёлкин А.И., д.п.н., профессор, директор Института инновационных исследований в туризме Российской международной академии туризма, НОУ ВПО «Российская международная академия туризма», г. Химки.