В поврежденной коже человека каждую минуту протекает колоссальное количество биохимических реакций, которые впоследствии приводят к репарации. Это не беспорядочной процесс, обмен веществ обеспечивают белки-ферменты, которые контролируют скорость, последовательность реакций альтерации, экссудации и пролиферации и не допускают образования побочных веществ. Но, к сожалению, кожа имеет способность к старению, и один из признаков цивилизации - нарушение адаптивной способности кожи к неблагоприятным условиям окружающей среды. Для того чтобы восстановить поврежденный участок кожи, необходимы специальные строительные материалы, а также обеспечение соответствующей иннервации, уровня кровоснабжения, гормональной подпитки и т.д. [1-4]. Имеет место сказать, что при дефиците витаминов и микроэлементов происходит сдвиг в нормальной работе ферментов кожи и организма, что может удлинить фазу воспаления и нарушить полноценность фазы пролиферации [4; 6; 7; 9; 10]. Для правильности работы всех ферментов организма нужны вещества, из которых синтезируются эти ферменты и которые их активируют. Зачастую коферментами (предшественниками) являются многие витамины. А вот активаторами служат ионы различных металлов: селен, цинк, медь, кобальт, марганец, железо [6]. Обладая способностью улучшать утилизацию кислорода, повышать синтез АТФ, оказывать антигипоксантное, антиоксидантное и тонизирующее действие, жирные растительные масла повышают общую сопротивляемость организма и нормализует обмен веществ, благотворно влияя на кожные покровы.
Цель исследования
Сравнительный анализ противовоспалительной активности жирных растительных масел при нанесении их на раневую поверхность на модели асептического воспаления у крыс.
Материалы и методы исследования
Исследования были выполнены на белых половозрелых крысах массой 200-250 граммов. К началу введения веществ возраст животных составлял 11-12 недель. Животные до начала исследования были помещены в отдельную комнату содержания на период адаптации при групповом содержании в клетках. Во время этого периода у животных контролировали проявление признаков отклонения в состоянии здоровья. Животных распределяли по группам, используя в качестве критерия массу тела. Начальная средняя масса тела была одинаковой в каждой группе, и индивидуальная масса животных не отличалась более чем на 10% от средней массы животных одного пола [5; 8; 10]. Первая группа - контроль, нелеченные животные. Вторую группу животных лечили жирным маслом липы, третью - жирным маслом гибискуса, четвертую - жирным маслом облепихи, пятую - жирным маслом шиповника, шестую - жирным маслом кедра, седьмую - жирным маслом календулы, восьмую - жирным маслом льна, девятую - жирным маслом черного тмина, десятую группу - жирным маслом тыквы.
У крыс под наркозом тщательно выстригали шерсть в области спины, а затем в асептических условиях под наркозом делали разрез кожи и подкожной клетчатки, в которой формировали полость. В эту полость помещали предварительно простерилизованный ватный шарик массой 15 мг, после чего на рану накладывали 2 шва. Исследуемые образцы наносили животным накожным способом, не втирая ежедневно в течение 7 дней, в количестве 1 мл (что составило ~1 мг) в течение 7 дней опыта в одно и то же время в 10-11 ч., учитывая данные, что репарация более активно идет днем. На 8 сутки опыта шарики извлекали и высушивали до постоянного веса. О процессе экссудации судили по разнице в весе свежей отпрепарированной гранулемы и после ее высушивания до постоянной массы. О качестве пролиферации судили по разнице между весом высушенной капсулы и исходным весом сухого шарика. Статистическую обработку полученных результатов производили по t-критерию Стьюдента с поправкой Бонферрони для множественных рядов. Различия считались достоверными при уровне значимости р<0,05 для парных и непарных выборок по критерию Стьюдента [1; 5; 8; 10].
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты свидетельствуют, что жирные масла липы, гибискуса, облепихи, шиповника, кедра, календулы, тмина черного и тыквы снижали отек (фаза экссудации) по сравнению с контролем (100%) достоверно (р<0,05) на 27,9; 26,1; 34,4; 27,9; 30,7; 29,4; 27,4; 30 и 27,3% соответственно. При этом пролиферативная стадия воспаления снижалась при использовании: жирного масла липы на 41,8%; масла гибискуса на 35,3%; масла облепихи на 26,2%; масла шиповника на 26,7%; масла кедра на 23,5%; масла календулы на 42,1%; масла льна на 38,9%; масла тмина черного на 24,3%; масла тыквы на 39,4% достоверно (р<0,05) относительно контроля (100%). Предоставленные итоги исследования позволяют сделать вывод, что достоверно выражена противовоспалительная активность в подострый и субхронический период, т.е. в фазу пролиферативного воспаления. Поскольку именно в пролиферативную стадию воспаления происходит формирование утраченных либо поврежденных клеток в результате альтерации.
Таким образом, в основе механизма противовоспалительного действия жирных растительных масел лежит ингибирование пролиферативной фазы воспаления и способность моделизации физиологичной репарации.
Выводы
Проведенные исследования позволили показать влияние жирных растительных масел на фазы воспалительного ответа кожных покровов и сделать вывод о целесообразности их введения в условиях клинического подхода дополнительной терапии на момент протекания пролиферации, так как именно в этот момент проявляется их наивысшая продуктивная активность.
Рецензенты
- Петров В.И., д.м.н., профессор, академик РАМН, зав. кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград.
- Батурин В.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии, бактериологии, аллергологии и иммунологии ФПДО Ставропольской государственной медицинской академии, г. Ставрополь.