В 2010 году предпринята попытка исследовать проблему соответствия социально-экономического положения лиц пожилого возраста на современном этапе развития общества. В качестве респондентов выступали субъекты социальной политики, в силу профессиональной специфики работающие с людьми пожилого возраста: директора НИИ и филиалов Уральской академии государственной службы (Екатеринбург, Оренбург, Тюмень), начальники отделов городской и областной администрации г. Оренбурга, сотрудники отдела назначения пенсий отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области, руководители оренбургского регионального филиала негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики.
По месту работы респондентов было проведено однократное формализованное фокусированное интервью [1].
Выбор инструментария обоснован тем, что он позволяет изучить, с одной стороны, процесс создания социальных идей и объектов, составляющих социальный мир, с другой - выявить, насколько эти социальные идеи и объекты поддерживаются и актуализируются во времени. Можно говорить о том, что дискурс-анализ [2] направлен на изучение способов производства социальной реальности и тех социальных феноменов, которые возникают внутри нее. Конкретно был выбран конверсационный анализ [3, 4], так как его целью является раскрытие значения и конструирование предложенной исследователем социальной реальности для членов экспертной группы.
Использовалась выборка типичного представителя [5]. В качестве примера приведено содержание интервью 7 респондентов: 5 женщин и 2 мужчин.
Выборочная совокупность интервьюируемых имеет следующие признаки: женщины (16 чел.) в возрасте от 35 до 62 лет и мужчины (9 чел.) в возрасте от 41 до 62 лет, таким образом, средний возраст эксперта 50 лет. Высшее образование имеют все эксперты. Большинство из них - гуманитарное. При этом - два высших образования; одно из которых - «Государственное и муниципальное управление» - имеют 38 %. Степень кандидата наук имеют 29 %. Стаж работы в занимаемой должности более 10 лет.
Концептуальная программа экспертного опроса в виде интервью имела целью: 1) проанализировать роль государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста; 2) выяснить влияние сложившейся социально-экономической ситуации на социальное самочувствие лиц пожилого возраста; 3) выявить возможности государства и самого пожилого человека по улучшению качества жизни.
В зависимости от поставленных задач интервью проводилось по следующим тематическим блокам:
- Биографические данные: возраст, место работы, занимаемая должность, образование.
- Анализ современной ситуации развития государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста. В этот блок включались вопросы о том, какие направления социальной политики необходимо развивать дальше или совершенствовать и какие обречены на неудачу.
- Оценка возможностей лиц пожилого возраста по улучшению их социально-экономического положения в обществе.
- Предложения экспертов, касающиеся перспектив развития новых направлений социальной политики в отношении лиц пожилого возраста.
А. Г., директор НИИ УрАГС, кандидат экономических наук, доцент, 61 год (муж.): «Период «светлого» социализма кончился. Мы вступили в капиталистические отношения, теперь каждый должен сам заботиться о себе и своем будущем, не рассчитывая ни на окружающих, ни на государство. Если тебе не хватает денег - нечего жаловаться - иди и заработай. Не можешь - научись зарабатывать, а если не можешь научиться, значит, живи, как есть. Никто тебе ничего не должен. Что касается проблем обеспечения пожилых, то я считаю, что каждый человек должен реально оценивать ситуацию и, как минимум, за десять лет до выхода на пенсию задумываться над тем, как он будет существовать после 60 лет. Возможность самостоятельно заняться пенсионными накоплениями в настоящее время существует. Я пользуюсь накопительным пенсионным вкладом в банке. Там идет реальный процент, который гарантирует мне в случае ухода с работы дополнительно порядка 10000 рублей ежемесячно в течение 10 лет... Использовать рабочий потенциал лиц пожилого возраста считаю нецелесообразным, так как экономическому развитию регионов может способствовать только молодежь. Она является двигателем экономики и поэтому все стратегии развития до 2020 года должны быть выстроены с ориентиром на молодое поколение. Государству необходимо отрабатывать механизмы ее привлечения в сектор реальной экономики, а пожилых оставить в покое, пусть отдыхают на заслуженной пенсии».
М.С., и.о. заведующего кафедрой философии филиала Московской государственной академии в г. Оренбурге, д.ф.н., профессор, 57 лет (жен.): «Продолжение трудовой деятельности является в сложившихся условиях единственной реальной возможностью пополнения личного бюджета после выхода на пенсию, однако, процессы старения организма сказываются на качестве выполняемых работ. Отечественное производство с устаревшим советским оборудованием рассчитано на молодых рабочих, их скорость и даже физическую силу. Поэтому с возрастом работать «у станка» становится все труднее. Замедляется реакция, снижается точность трудовых операций и т.д. В связи с этим для людей пожилого возраста доступными остаются только малоквалифицированные работы: дворник, уборщик, няня и т.д. Такая профессиональная позиция не устраивает большинство пожилых, так как ведет к снижению их социального статуса. Полноценное использование труда лиц пожилого возраста возможно только в случае переоснащения производства, но пока этого не происходит.
Обратная ситуация сложилась в системе образования, в первую очередь, - послевузовского. Поэтому внутри образовательной системы я не вижу отдельной социальной проблемы, касающейся лиц пожилого возраста. А об использовании опыта старых специалистов на производстве стоит задуматься, тем более что советская практика имела неплохой наработанный опыт в этом направлении; возможно, его целесообразно применять и сейчас».
А. Н., специалист отдела пенсионных назначений, 42 года (жен.): «Я работаю в Пенсионном фонде уже 10 лет. За все это время поток людей, оформляющихся на пенсию по старости, только увеличивался. Такая же ситуация сложилась во всех региональных отделениях ПФР.
Социальная политика в отношении лиц пожилого возраста только декларируется, на самом деле ее как таковой не существует. Есть только забота о материальном обеспечении и вспомоществовании для людей старшего поколения. Что касается возраста выхода на пенсию, то, на мой взгляд, увеличение пенсионного возраста неизбежно».
В. Н., сотрудник Управления социальной защиты населения администрации Оренбурга, 39 лет (жен.): «Проблема выстраивания верной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста стала как никогда актуальной. Конечно, хотелось бы, чтобы наше старшее поколение имело возможность достойно прожить отведенные им годы, чтобы они не нуждались в самом необходимом, не нищенствовали, не искали работы только потому, что пенсии не хватает. При этом не надо забывать, что многие из пожилых желают продолжать работать, потому что чувствуют в себе еще много сил. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что эта категория граждан обладает колоссальным практическим опытом, который нужно использовать и передавать молодежи.
Самым быстрым решением поставленной проблемы, по моему мнению, является создание различных общественных объединений и организаций взаимопомощи, под контролем государственных структур, например, Министерства социального развития Оренбургской области.
Пожилых людей, особенно одиноких, можно привлекать к работе с детьми и подростками из неблагополучных или неполных семей, к работе с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также к организации групп взаимопомощи, что обеспечит не только уход за больными людьми, но и гарантирует общение, которого так не хватает пожилым людям. Для оплаты расходов подобных организаций возможно использовать опыт Европейских стран. Например, организовывать благотворительные базары или ярмарки силами самих пожилых».
О. М., сотрудник комитета экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга, 46 лет (муж.): «В последние годы проблемам лиц пожилого возраста уделяется все больше внимания. Во многих регионах и муниципальных образованиях развивается проект «Старшее поколение». Однако, наиболее острый вопрос - достойного материального обеспечения лиц пожилого возраста пока решить не удается. Программы негосударственных пенсионных фондов по формированию накопительной части пенсии достаточно хороши, но они направлены на тех людей, которые станут пожилыми лет через 10-15. Пожилые люди сегодняшнего дня практически лишены возможности хоть как-то повлиять на свое материальное, а значит, и на социальное положение в обществе. Я слышал о предложениях по поводу пенсионных вкладов в банках, сделанных экспертом А.Г., и хочу сказать по этому поводу, что пенсионные вклады в банках хороши для той части населения, которая может себе позволить в течение 5-10 лет ежемесячно делать взносы порядка 13000-17000 рублей, что нереально для большинства жителей региона. Для того чтобы пенсионные вклады в банках могли работать на всех, необходимо увеличить годовой процент на них, а это возможно только в том случае, если разработать специальную программу субсидирования банковских вкладов средствами федерального бюджета, например, Министерства социального развития и здравоохранения».
И. В., сотрудник Оренбургского регионального филиала НПФ электроэнергетики, 51 год (жен.): «Положение пожилых людей в нашей стране прямо скажем незавидное. Социальный статус крайне низок.
В последнее время государство начало активную работу в отношении улучшения положения старшего поколения в социальной структуре общества. Это и индексации пенсий, и развитие специализированных центров, и оказание помощи на дому, но, несмотря на все усилия, реальных изменений в положении пожилых не происходит. Мое глубокое убеждение в том, что, пока мы не сможем изменить материальный достаток в сторону реального увеличения, для старшего поколения этих изменений не произойдет.
Одним из главных достижений современной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста я считаю создание негосударственных пенсионных фондов. В создавшейся ситуации только у НПФ есть определенные механизмы, которые могут способствовать укреплению материального благосостояния пожилых. Но, исходя из собственного опыта, хочу заметить, что предоставленная возможность используется нашими гражданами не в полной мере. На мой взгляд, это связано с двумя причинами. Во-первых, недостаточная информированность населения. Большинство жителей региона воспринимает перевод накопительной части пенсии из государственного пенсионного фонда как очередную попытку лишить их пенсионных денег. Во-вторых, тормозом является несовершенное законодательство. Накопительная часть пенсии наследуется только в том случае, если человек умер до того, как она подлежала расчету. Поэтому в ряде случаев клиенты негосударственных пенсионных фондов, не рассчитывая на продолжительную жизнь после выхода на пенсию, предпочитают только переводить на наши счета те средства накопительной части пенсии, которые им перечислил работодатель, и не делают дополнительных взносов, даже если у них есть такая возможность».
М. О., директор филиала УрАГС в г.Оренбурге, кандидат технических наук, доцент, 62 года (жен.): «В настоящее время можно говорить о том, что в России формируется система социально-экономического управления обществом, которая призвана удовлетворять важную потребность демократического общества - при помощи государственных институтов власти проводить стратегическую «настройку» общественной системы при помощи социально-экономических механизмов.
Проблемы регулирования этих механизмов с целью перспективного развития России занимают важное место в деятельности Президента и Правительства РФ.
Если говорить о конкретных предложениях, то я считаю, что отработав свое, человек должен выйти на заслуженный отдых и прекратить активную трудовую деятельность. Если государственного обеспечения по старости ему не хватает, есть дети и внуки, которые должны помочь как материально, так и физически».
На второй вопрос «Какое занятие для лиц пожилого возраста Вы считаете предпочтительным?» были даны следующие ответы:
- А. Г.: «Главное в этом возрасте больше отдыхать. Для каждого человека понятие отдыха свое. Для меня - это поездки по стране и миру. В них узнаешь много интересного и полезного, знакомишься с новыми людьми».
- В. Н.: «Для пожилого человека очень важно знать, что про него не забыли. Поэтому общение с родными и близкими людьми - самое, на мой взгляд, главное. И, конечно, хорошо, если у человека есть возможность посвятить время любимому делу, на которое у него не хватало времени раньше. На мой взгляд, необходимо наладить систему дополнительного образования для пожилых, изменить круг их привычного общения».
- М. О.: «Турпоходы, поездки, дачный отдых, все, что активизирует организм и заставляет забывать о грузе лет. В холодное время года можно что-то мастерить своими руками. Главное, чтобы было интересно и полезно для окружающих».
- А. Н.: «Какое занятие может быть у пожилого человека? Домашнее хозяйство и внуки, да и то пока они не выросли, а потом останутся только спицы и клубок ниток для того, чтобы носки вязать».
- И. Г.: «Покой, отдых. Пожилые люди, как правило, много болеют, им нельзя нервничать и перенапрягаться. Поэтому для них подойдет любое занятие, которое гарантирует им спокойное времяпрепровождение. Мне кажется, что неплохо было бы силами пожилых оренбуржцев возродить народные промыслы».
- О. М.: «Пожилой возраст хорош тем, что предоставляет много свободного времени, значит, можно успеть сделать то, что не мог себе позволить раньше. Увидеть Байкал или гейзеры на Камчатке... А можно далеко не ехать, только у нас в области и Новый Иерусалим, и Святые пещеры, и природные солончаки - пока все посмотришь, не один год пройдет».
- М. С.: «На мой взгляд - это время, когда человек не только имеет возможность, но и должен подумать о душе. Наполнение новыми смыслами жизненного пространства, духовное развитие, передача знаний - вот на что должен быть направлен пожилой человек. Что для этого нужно делать? Посещать Храмы и святые места, молиться, держать посты. В общем, быть примером для молодых».
Ключевые слова: отдых, поездки, общение. Если выделить ключевые фразы в этих текстах, то главным занятием для лиц пожилого возраста экспертам видится в основном активное времяпрепровождение с пользой для себя: «можно... сделать то, что не мог себе позволить раньше», «наполнить новыми смыслами жизненное пространство».
Представленные высказывания позволили выявить реальную и устойчивую информацию для качественного анализа. Объединяющей экспертов позицией можно признать понимание ими необходимости актуализации проблемы растущей в последние годы численности пожилого населения. В то же время, отмечая прогрессивные изменения современной социальной политики в целом, большинство экспертов считает, что реального улучшения социально-экономического положения лиц пожилого возраста пока не существует. Основные направления по работе с пожилыми людьми в политике государства четко не обозначены. Те государственные гарантии и меры социальной защиты, которые существуют, не способствуют слому прежних стереотипов относительно пожилого возраста, так как они строятся на принципе «вспомоществования», то есть исходя из того, что пожилой человек беспомощен и несамостоятелен. Ряд экспертов отметил отсутствие специальных государственных программ по использованию и развитию потенциальных возможностей пожилых людей.
Анализ перспектив развития социальной политики в отношении лиц пожилого возраста выявил два направления:
- Развитие личных возможностей каждого, направленных на укрепление социального и экономического положения в обществе: создание условий для широкого привлечения пожилых к различным видам деятельности в разных сферах, от продолжения профессиональной деятельности до освоения ее новых форм - например, управления денежными вкладами, возможность продолжения или повышения уровня образования и переквалификации. Исходя из вышеизложенных позиций, можно сделать вывод о том, что, с точки зрения экспертов, одним из приоритетных направлений социальной политики в отношении лиц пожилого возраста должно стать развитие самого человека, его образованности и профессионализма.
- Оптимизация деятельности по расширению государственных гарантий в сфере материального обеспечения лиц пожилого возраста: усиление социально-правового поля (разработка четких гарантий, которые может предоставить государство для сохранения и увеличения пенсионных вкладов как в банках, так и в негосударственных пенсионных фондах), создание различных самоокупаемых объединений взаимопомощи под контролем государственных структур. Это, с одной стороны, позволит решить проблему занятости и дополнительных доходов для лиц пожилого возраста, а с другой - снимет часть нагрузки с органов социальной защиты населения.
Представленное исследование показало, что эксперты считают пожилой возраст достаточно активным. Отдых, конечно, является обязательной составляющей времяпрепровождения в этом возрасте, но большой запас свободного времени, по их мнению, пожилые должны использовать как для личного развития, так и для общего блага.
Таким образом, проведенный дискурс-анализ позволил определить возможные направления совершенствования социальной политики в отношении лиц пожилого возраста на современном этапе, такие как: разработка специальных государственных программ для стимулирования пенсионных вкладов граждан, стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов и разработка программ занятости лиц пожилого возраста.
Рецензенты:
- Борко Т. И., доктор философских наук, профессор кафедры зарубежной литературы ТюмГУ, г. Тюмень.
- Васильева Е. Н., доктор социологических наук, заведующая кафедрой культурологии ТГАКИСТ, г. Тюмень.