Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CLUSTER APPROACH TO THE FORMATION OF REGIONAL AGRICULTURE

Topsakhalova F.M. 1 Borlakova Z.Yu. 1
1 North-Caucasian State Technological Academy of Humanities and
Regional Agricultural policy is formed in accordance with laid down principles which are based on the systematization of purposes, allow you to choose the most realistic priorities and directions of development of regional agro-industrial systems and the implementation of which in sible to obtain positive economic results that correspond to modern trends in the formation of their competitiveness. For a second to assess the results of the success of the regional agricultural policy tics need a methodical approach to integrated impact assessment carried out by the regional agro-industrial policy, taking into account the cyclical passage of the input parameters, followed by the correction goals and objectives of agricultural policy. The cluster approach is capable of the most fundamental way to change the content of agricultural policy. In this case, the government´s efforts should be focused not on the support of individual businesses and industries, and the development of relationship between suppliers and consumers, between end users and producers, between individual manufacturers and government institutions, etc
a cluster.
strategic development of the programming area
sectoral policies Vai
Agricultural policies
the regional (territorial)
plan
program
structural policy
agricultural policy
to cy
Keywords: strategy
В современных условиях при разработке региональной агропромышленной политики на различных уровнях управления экономикой (федеральном, региональном, субрегиональном, самих предприятий АПК) все большее значение приобретают методы стратегического управления.

В связи с этим крайне важным в методологическом плане представляется уточнение понятий «стратегия», «политика», «агропромышленная политика», «структурная политика», «программа», «план», «региональная (территориальная) агропромышленная политика», «отраслевая политика», «стратегическое программирование развития территории».

Для направленного движения к достижению поставленных целей в процессе реализации агропромышленной политики существует необходимость определения стратегии предприятия, региона, территории.

Любая сфера деятельности так или иначе, сопряжена с политикой. Так, благосостояние населения зависит от государственной экономической политики. Политика представляет собой не только определенный вид деятельности, но и своеобразную форму взаимоотношений между людьми. В большинстве устоявшихся определений политики выделяется, прежде всего, регулирующая роль государства в жизни общества.

Термин «агропромышленная политика» применяется как к определению политики государства по отношению к агропромышленному комплексу, так и политики самих агропромышленных структур внутри секторов, сегментов.

Смещение акцентов с развития отдельных важных для региона агропромышленных отраслей в пользу управления региональной агропромышленной структурой и системой делает в современных условиях наиболее перспективным применение в рамках разработки и осуществления региональной промышленной политики кластерного подхода. В свою очередь отраслевой подход к формированию агропромышленной политики утрачивает постепенно свою значимость в качестве основного при обосновании сельскохозяйственного развития и служит в последнее время преимущественно как один из методов обобщения имеющейся информации при проведении аналитических разработок и получении оценок для принятия стратегических решений. При этом следует иметь в виду, что, осуществляя выбор в качестве основного объекта стратегического управления региональной агропромышленной системой в пользу кластера, ученые и специалисты понимают под агропромышленным кластером часто различные вещи.

Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание агропромышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т.д.

Кластер в своем составе имеет три основных элемента. Они взаимосвязаны, и каждый элемент важен для конкурентоспособности кластера в целом. Первый - это ключевые фирмы, экспортирующие свою продукцию, товары или услуги за пределы региона, второй - это поставщики сырьевых ресурсов, комплектующих и третий - бизнес-климат, существующий в данном регионе. Слаженное, четкое, отрегулированное взаимодействие этих трех элементов приводит к конкурентоспособности кластера. За счет этого в регионе остается большая доля стоимости, сформированная не только лидирующими фирмами, но поставщиками, инфраструктурами и т.д. Кластерный подход к формированию агропромышленной политики способен служить эффективным инструментом достижения роста доходности региона и увеличения занятости населения.

В самом общем виде агропромышленную политику многие российские эксперты определяют как комплекс действий государства, ориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств промышленности.

Агропромышленная политика - есть результат согласования и обеспечения взаимоувязки стратегических приоритетов федеральной, региональной и местной власти и частных стратегий предприятий АПК. Это означает, что организация системы управления региональным агропромышленным развитием не может осуществляться иначе, как через систему соглашений между местными и региональными органами власти и другими субъектами территории. Исходя из данного анализа объекта и содержания агропромышленную политику можно определить, по-нашему мнению, следующим образом: агропромышленная политика (АП) - это та или иная последовательность действий органов федеральной, региональной и муниципальной власти, бизнеса и научного сообщества в направлении достижения социально-экономической эффективности, конкурентоспособности, инновационного развития агропромышленных систем, соблюдения экологических норм и требований безопасности.

По нашему мнению, с одной стороны, агропромышленная структурная политика является частью общей структурной политики, а с другой - понятие агропромышленной политики может быть значительно шире и выходить за рамки структурной политики.

Сегодня структура трансформации региональных агропромышленных систем происходит при одновременном усилении и серьезном влиянии на процессы реструктурирования региональной составляющей. Отраслевая специфика модернизации российской агропромышленной системы при этом приобретает все более региональную окраску. В процессе дивергенции усиливаются региональные различия в развитии отраслевых структур региональных агропромышленных систем, происходит формирование их устойчивых структурно-динамических типов.

Региональная (территориальная) агропромышленная политика (РАП) - это агропромышленная политика региональных органов власти, направленная на повышение агропромышленно-производственного, инвестиционного и инновационного потенциала региона, достижение условий стабильного развития региональных агропромышленных систем и роста межрегиональной, межотраслевой и международной конкурентоспособности.

Преобразования в системе управления АПК должны определяться теми изменениями, которые являются приоритетными для агропромышленного производства на перспективу, учитывать тенденции, связанные с развитием рыночных отношений, многоукладностью аграрного сектора, его вхождением в мировое экономическое пространство.

Цели и задачи аграрной реформы должны определяться как целями процесса преобразования во всем народном хозяйстве, так и особенностями экономического положения и развития сельского хозяйства на предшествующих этапах. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать тенденции, сложившиеся в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Карачаево-Черкесская Республика характеризуется депрессивным состоянием социально-экономического развития. Трудности проводимых реформ сказываются здесь в большей степени, чем в других регионах страны. Низкие стартовые условия и показатели обострены глубокими кризисными явлениями практически во всех сферах экономики и социальной жизни.

Карачаево-Черкесская Республика выделяется среди других регионов высокой дотационностью бюджета. Недостаток финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств испытывает значительная часть предприятий. Число останавливающихся производств все больше увеличивается. Сокращаются объемы инвестиций, снижается финансовая устойчивость, растет число убыточных предприятий, падает уровень жизни и социальной защиты населения. Депрессивный характер экономики обуславливает и пониженный уровень развития социальной сферы.

Второй по значимости особенностью, оказывающей заметное влияние на региональный рынок труда, следует считать трудоизбыточность. Это социально-экономическое явление для Карачаево-Черкесской Республики является традиционным, ибо республика всегда выделялась среди других субъектов РФ значительным дисбалансом рабочей силы и рабочих мест, т.е. разрывом между спросом и предложением труда.

Подобное положение углубляется процессом постоянного сокращения численности работающих в сельскохозяйственном производстве.

Карачаево-Черкесская Республика имеет один из самых высоких территориальных потенциалов аграрного производства среди регионов СКФО. По площади сельхозугодий и использованию территории для сельскохозяйственных нужд она занимает 4 место, что, в свою очередь, говорит о том, что в республике практически исчерпана возможность экстенсивного территориального развития аграрного производства.

Таким образом, определение приоритетных направлений агропромышленной политики региона должно строиться на основе сравнительных оценок, обеспечивающих конкурентные преимущества региональной экономики.

 

Рецензенты:

  • Чикатуева Любовь Анатольевна, д.э.н, профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Черкесск.
  • Этлухов Олег Адыль-Гериевич, д.э.н, профессор СевКавГГТА, г. Черкесск.