Одна из важнейших характеристик человеческого существования - знание о собственном присутствии в мире. Знание мира, частью которого человек является, способствует успешному действию в среде его существования. И человек и общество являются открытыми сложными системами, состояние которых зависит от множества внешних и внутренних факторов. Внешние факторы среды делятся на природные, социальные и культурные. Эти факторы формируют среду обитания человека, успешная адаптация к которой включает обеспечение природными ресурсами, социальные связи и культурную преемственность. Среда включает в себя социальные институты, которые выполняют функцию поддержания общества как целого.
Мы можем выделить ряд трудностей, стоящих перед современной цивилизацией. Во-первых, если новое поколение в силу упрощения общеобразовательных программ не будет понимать языка предшественников, то достижения могут быть утрачены безвозвратно. Во-вторых, придание новому абсолютной ценности может привести к обесцениванию того, что является конструктивным и полезным в современности. В-третьих, «новое» как моментально устаревающее в ситуации гонки за первенство в рыночной экономике профанирует понятие Абсолюта, человек лишается перспективы совершенствования себя и мира. В-четвертых, современная российская реклама навязывает образ человека, потребляющего ради удовольствия, которое доставляет потребление. На экране не представлено удовольствие, полученное от понимания, от решения трудной задачи, от переживания связи с универсумом - возвышающее человека. Но все сводится только к престижному потреблению, становится смыслом жизни, и человек в итоге оказывается неразборчив в средствах его получения и выбирает те, что легче. В-пятых, идеи постмодернизма, редуцированные на российском пространстве в форму идеологии, провозглашают относительность, изменчивость, разрушение всех возможных причинно-следственных закономерностей и смысловых иерархий основанием современного мира. Субстратом новой идеологии является массовая культура. Человек больше ничем не связан, т.е. свободен. В такой идеологии отрицается идея целостности мира и человека. На деле, «свобода» постмодернистской идеологии оборачивается разрушением связей и организованности ценностей, фрагментарностью мыслей, разрозненностью идей, отсутствием системной связи между представлениями о реальности и самой реальностью. Фрагментарность представления о мире, «клиповое мышление» открывают сознание человека для внешнего манипулирования.
Особую тревогу вызывает тенденция сведения человека к экономическому существу. Попытка произвести экономическую экспансию и распространить ценности экономической подсистемы на социальную, культурную, политическую подсистемы чревата разрушением общества. По оценке А. С. Запесоцкого, российская правящая элита попыталась создать «ультралиберальную социально-экономическую формацию» [1, 274]. В основе этой формации лежит концепция А. Смита: рынок способен отрегулировать абсолютно всю общественную жизнь, поведение людей определяется исключительно их личной выгодой, человек понимается как существо экономическое.
Мир и человек - сложные системы, отношения которых находятся в постоянном становлении. Самопознание человека как процесс, открывающий человеку себя и мир, не имеет завершения. Основные способы реализации человеческой активности конституируют «осевые» культурные формы: адаптация человека к природной среде (хозяйственная деятельность) лежит в основе развития технологической культуры; адаптация человека к социальной среде (формирование морали и права) приводит к становлению социальной культуры; стремление к самопознанию и передаче смыслов порождает духовную культуру.
Распространение ценностей и практик одной из сфер жизни общества приводит к примитивизации других, а, как следствие, происходит упрощение и той сферы, ценности которой были тотализированы. Экспансия ценности капиталистической хозяйственной деятельности приводит к тому, что все виды человеческой активности начинают измеряться только получаемой прибылью. Распространение ценности духовной культуры на все сферы активности человека может привести к догматизации истины и избыточной нормативности. Приоритет политической ценности ставит на первое место механизм контроля и отчетности, рассматривая человека как материю для их осуществления. Реформирование какой-то одной системы без установления смысловых взаимосвязей с другими способствует ухудшению положения в обществе, поскольку не способно оптимизировать практики развития и реализации личности.
Ответственность за усвоение целостного представления о мире и формирование общих смыслов несет институт образования. Доминирующую роль в современном образовании играет знание. Знаниевая культура человека состоит из совокупности нескольких уровней: 1) повседневное знание, обусловленное непосредственном опытом жизни в определенных природных условиях и в определенных традициях; 2) популярное знание, включающее общие сведения, изложенные в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных книгах; 3) собственно научное знание, которое требует специальных средств, форм и механизмов передачи от преподавателя к ученику. Наиболее важным для формирования современного специалиста является научное знание. Однако для развития современной цивилизации одного научного знания недостаточно. Необходимо, чтобы институт образования способствовал формированию личности, способной к успешному действию и взаимодействию в современном обществе.
Вслед за усложнением среды обитания человека и развитием знания необходима разработка новых форм, средств, методов, способствующих формированию общих целей и смыслов. В современном высшем образовании существует объективно обусловленное разделение образовательной программы на множество направлений и профилей, в такой ситуации большое значение для поиска общих смыслов и целей имеет введение специфического пропедевтического курса. Еще в начале XX века С. Холл выдвинул идею гуманистической пропедевтики, которая должна представлять собой «введение воспитательное», выстроенное по логике исторического познания природы человечеством и в соответствии с этапами развития индивидуума [7]. Такой курс ориентирован на закладку личностных качеств, а не на освоение эмпирической и понятийной базы отдельных наук. В конце XX века Н. Н. Моисеев говорил о необходимости пропедевтического курса «Современное миропонимание», основой для разработки которого должна являться философская рефлексия таких концепций, как теория систем, теория самоорганизации, синергетика, всеобщий эволюционизм [2]. Цель этого курса подразумевает формирование системного видения, понимание мира как целостности, взаимозависимости мира и человека. «Новая пропедевтика должна быть по сути воспитательной, по содержанию - гуманистической и философской, по методам - духовно-развивающей», - обобщает Е. А. Тебенькова и выдвигает идею пропедевтического курса, построенного в рамках парадигмы постнеклассической рациональности. «Под пропедевтикой постнеклассического естественно-научного образования мы предлагаем понимать восстановление в образовательном процессе гармонии между естественно-научным образованием и гуманистическим воспитанием с целью опережающего духовно-экологического развития личности (любовно-творческого типа)» [5, 68]. Авторская разработка включает ряд конкретных форм освоения знаний (кружок, факультатив, экспедиция, элективный курс), начиная с первого класса общеобразовательной школы и заканчивая четвертым семестром профессионального образования. Данный пропедевтический курс выстроен на основе естественно-научного образования. Для подготовки бакалавра, которому предстоит действовать в ситуации культурного и методологического плюрализма, нам представляется невозможным игнорирование и принижение роли социо-гуманитарного знания. Роль объединяющего начала должна взять на себя дисциплина философия, содержание которой непосредственно связано с идеей единства мира и интеграции знания.
Федеральные государственные образовательные стандарты направляют школу на реализацию двуединой задачи. Во-первых, образование должно дать молодому человеку специальность, позволяющую занять достойное место в обществе. Во-вторых, образование должно способствовать развитию личности: осознанию индивидуальности, культурной идентификации, пониманию другого, установки на плюрализм идей, толерантное отношение к другим народам и мировоззрениям, способности к работе в многонациональных коллективах, к самоорганизации в сообщества. Профессиональные компетенции задают границы усвоения специального научного и технического знания, общекультурные компетенции очерчивают границы требований к личности специалиста: культурная преемственность, самосознание, способность самостоятельно и логически мыслить, ясно излагать свое мнение, быть способным к работе с большими объемами информации, к организации и совместному действию в многонациональных коллективах. Развитие общекультурных компетенций обеспечивается дисциплинами «Гуманитарного, социального и экономического цикла», обязательным компонентом которого является «Философия». Продемонстрируем значение дидактических единиц курса «Философия» на примере общекультурных компетенций образовательного стандарта направления 200100.62 «Приборостроение» [6].
ОК-1: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владение культурой мышления. Для реализации данной компетенции необходимо развитие самосознания и представлений о различных сферах бытия: материальной и идеальной, природной и социальной, культурной и информационной. Именно философия дает представление о мире как целом, учит различать части, уровни мира, определять положение Я среди природных феноменов, социальных групп, умозрительных категорий, культурных концептов, осознавать свои функциональные возможности. Философский взгляд на вещи требует различать в них общее, особенное и единичное, явление и сущность, объективное и субъективное. ОК-4: способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. Знакомство с историей философии позволяет увидеть значимость исторических этапов развития общества, специфику мировоззрения на каждом этапе, осознать диалектику абсолютной и относительной истины, понимать статус интерпретации в современной культуре. Социальная философия дает представление о закономерностях и разнообразии путей развития общества. Раскрывая специфику современного информационного общества, философия создает основу для овладения ОК-11 (частично): способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угроз, возникающих в этом процессе. Философская рефлексия раскрывает диалектику свободы и ответственности, смысл становления личности, рассматривает соотношение индивидуального и универсального, данного и достигаемого, нормы и ценности, общечеловеческих законов и личностных идеалов, тем самым создает основания для освоения ОК-3: способность к работе в коллективе и кооперации с коллегами. ОК-2: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения. ОК-8: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. ОК-9: осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. Данные компетенции безусловно требуют изучения русского языка и культуры речи, психологии и социологии, однако именно философия задает базовый терминологический аппарат для описания личности, целенаправленной деятельности человека и возможностей языка отображать бытие в целом и человеческое существование. Для реализации ОК-10: способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые процессы и явления - необходима сформированность понятий границы, научной рациональности классического, неклассического и постнеклассического типа, метода и методологии, т.е. базовых положений философии науки.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном учебном плане бакалавриата дисциплине «Философия» отводится важнейшая роль пропедевтического курса, закладывающего основы представлений о единстве мира, а значит и единстве знания, при ясном осознании возможных и действительных границ и различий. Эти представления являются фундаментом, на котором возможно построение поликультурного целостного эффективно действующего общества в условиях постоянного изменения действительности и знания.
Положение идеи единства мира как начальной и базовой в процессе обучения задает определенное направление исследовательским стратегиям в будущей профессиональной деятельности. Если в общеобразовательной школе заложить идею разрозненности и самодостаточности научного знания, то следующий этап обобщения и сведения в систему научного знания может восприниматься только как наведение искусственного порядка, который необходим, но менее важен, чем владение информацией и методологией в границах отдельных областей науки. Такая установка может привести либо к мозаичной, либо к однобокой картине мира. Если на первое место поставить идею целостности мира и системной организованности знания, то специализация в конкретной области не сделает человека изолированным, а будет способствовать формированию коммуникаций со специалистами в других областях знания. Для того чтобы такая коммуникация стала возможной, необходим достаточно развитый язык общеобразовательной программы, который на всю жизнь остается общим для представителей самых разных областей деятельности. Изучению динамики развития языка науки большое значение придавал М. К. Петров, который выдвигал идею «онаучивания» («сциентификации») общества, подразумевая формирование и освоение всеми членами общества современного научного тезауруса [4; 3, 213]. В научных сообществах, в границах научных коллективов, в научных лабораториях господствует специальный научный тезаурус. Вместе с тем должны быть собрания большой аудитории слушателей в присутствии прессы, на которых ученые будут рассказывать о своих открытиях на простом, общепонятном языке. И друг другу ученые из разных областей могут сообщить о своих открытиях с помощью универсального - школьного тезауруса.
Итак, сохранение и развитие современной цивилизации предъявляет к человеку определенные требования: восприятие мира как целого и оправдание его существования; сохранение идеи ценности личности; внимательное отношение к различиям, которые служат источником новых знаний о мире; освоение общего понятийного словаря, позволяющего идентифицировать друг друга и делающего возможным обмен специальными знаниями и обсуждение совместных целей. Эти требования могут быть удовлетворены только при специальном внимании со стороны государства и общества к развитию культуры образования. Культура образования определяется по двум признакам: направленность на развитие личности и качество знания - усвоение комплекса научных идей постнеклассической рациональности.
Рецензенты:
- Федяев Дмитрий Михайлович, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе ОмГПУ, г. Омск.
- Денисов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ОмГПУ, г. Омск.