Учет требований представителей предприятий к уровню подготовки студента регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Работодатель в нынешней ситуации выступает не как простой пользователь интеллектуального потенциала выпускника, а как полноправный участник образовательного процесса. В связи с данным обстоятельством проблема пересмотра существующих взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: вузом, студентом и работодателем становится все более актуальной [5].
В данной статье, в качестве объекта исследования нами будет рассмотрен и проанализирован процесс формирования партнерских взаимоотношений между работодателем и вузом. Предметом исследования в работе выступает степень готовности работодателя к сотрудничеству с вузом.
Одной из коммуникативных трудностей взаимодействия указанных субъектов можно назвать то, что большинство сегодняшних руководителей не в полной мере владеют информацией, а значит, не до конца понимают особенностей подготовки бакалавров и магистров. Существенные отличия в понимании субъектами новой образовательной терминологии также затрудняют их взаимодействие [1].
Для выявления готовности, а также возможности взаимодействия и сотрудничества работодателя и вуза был использован метод экспертных оценок, который обобщает мнения специалистов, базируется на их профессиональном мастерстве, интуиции, научном и практическом опыте. Ценность этого метода заключается прежде всего в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только «официальные данные», но и свои опыт и интуицию [4].
Информация, полученная от экспертов, обрабатывается с помощью специальных логических и математических приёмов и процедур, преобразовывается в форму, удобную для содержательного анализа и принятия решения.
Респонденты в данном исследовании - специалисты в исследуемой области: владельцы компаний, специалисты органа по сертификации, руководители подразделений организации. Каждый из экспертов является высококвалифицированным специалистом, имеющим опыт работы в данной области более 10 лет.
При оценке уровня теоретической подготовки студентов мнения экспертов совпадают. Так, они достаточно высоко оценили знания студентов в организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектной областях, но в производственно-технологической области все эксперты отметили несоответствующий уровень знаний студентов.
При оценке практических умений и навыков студентов наблюдается следующая тенденция. Эксперты, представляющие малый бизнес, высоко оценили реализацию практических навыков и умений в производственно-технологической и научно-исследовательской работе. В таких областях, как организационно-управленческая и проектная, студенты не всегда демонстрировали высокий уровень, но при наличии наставника или под руководством сотрудника организации овладевали этими умениями и навыками. Эксперты, представляющие орган по сертификации крупных промышленных предприятий, отметили низкий уровень практических умений и навыков студентов во всех областях.
Все эксперты считают, что знания и навыки студентов, полученные в вузе, частично соответствуют требованиям производственного процесса. Следует отметить, что знания и умения студентов в отдельных областях действительно оказались полезными для организации и помогли решить существующие проблемы [3].
По мнению экспертов, в современных условиях необходимо привлекать работодателей к формированию требований по подготовке будущих специалистов. Некоторые из них предложили такое взаимодействие осуществлять постоянно, учитывая меняющиеся условия внутренней и внешней среды организации. При этом необходимо уделить особое внимание выбору представителя организации, обладающего соответствующими компетенциями. Представители малого бизнеса не готовы принимать активное участие в процессе формирования требований к подготовке будущих специалистов. Степень готовности данных организаций взаимодействовать с вузами напрямую зависит от устойчивости компании на рынке, от наличия или отсутствия финансовых и иных проблем.
Эксперты считают, что привлечение работодателей к формированию требований к подготовке специалистов может привести к следующим результатам для организации:
- соответствие знаний и умений выпускников производственным задачам;
- сокращение времени на обучение в самой организации;
- сокращение времени на адаптацию сотрудника;
- выполнение сотрудником конкретных задач, поставленных руководителем;
- подготовка специалистов по определенным конкретным стандартам;
- возможность реализации подготовки специалиста с учетом специфики выполняемых работ и деятельности организации;
- возможность целевой подготовки.
Эксперты считают, что привлечение работодателей к формированию требований к подготовке специалистов может привести к следующим результатам для вуза:
- привлечение к проведению занятий у студентов представителей организации;
- актуальность отдельных разделов учебной дисциплины;
- увеличение практической направленности в подготовке специалистов;
- повышение интереса студентов к своей будущей профессиональной деятельности;
- реализация в подготовке специалиста требований к компетенциям.
Большинство экспертов подчеркивают важность взаимодействия преподавателей вузов с представителями организации в процессе разработки основной образовательной программы и программ учебных дисциплин. Часть экспертов считает более приемлемыми для них личные встречи продолжительностью приблизительно в полчаса или переписку по электронной почте.
Так, анализ результатов круглого стола, проведенного со студентами и представителями работодателя, показал, что ребятам крайне важны такие встречи. На них будущие выпускники напрямую могут спросить о тех требованиях, которые выставляет потенциальный работодатель, о тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться при решении производственных задач, продемонстрировать теоретические знания. Представители предприятий, в свою очередь, не просто получают информацию о компетентности студентов, но и расширяют собственный кругозор за счет общения.
Все эксперты выразили большую готовность дать экспертное заключение по разработанным программам, чем рекомендации по перечню и содержанию разделов программы учебной дисциплины до начала ее разработки.
По мнению опрошенных специалистов, от сотрудничества вуза и представителей организации обе стороны могут получить реальную практическую пользу.
Организация может получить следующие результаты:
- работника, обладающего всеми необходимыми компетенциями;
- соответствие знаний, умений и навыков реальному производственному процессу в организации;
- получение специалиста в конкретной области (проведение занятий, разработка программ обучения, проведение внутреннего аудита, разработка процессов и т.д.);
- подбор персонала;
- возможность получения от преподавателя новых знаний, проведение им обучающих семинаров.
Вуз может получить следующие результаты:
- проведение комплексных лекций;
- возможность стажировки преподавателей в этой организации;
- выбор выпускниками работы по специальности;
- актуализация программ учебных дисциплин;
- повышение компетентности преподавателей.
В качестве подтверждения сделанных выводов можно привести мнение эксперта с мировым именем в области предпринимательства, профессора кафедры инноваций и технологии Школы Бизнеса им. Нили при Техасском христианском университете доктора Рэя Смайлора, главы факультета и кафедры предпринимательства N. Malone Mitchell в государственном университете Оклахомы Майкла Морриса, доцента кафедры предпринимательства Школы менеджмента им. Уитмена Сиракузского университета Минэт Шиндэхут, высказанное и обоснованное в рамках одного из семинаров для преподавателей российских университетов [2]. Коллеги из зарубежных университетов говорили об установившейся практике привлечения крупных, средних и малых предпринимателей к образовательному процессу. Представители бизнеса, с определенной заранее практической темой, включаются в учебный график, приглашаются на лекционные или практические занятия, дают рекомендации студентам. Знания, привнесенные работодателем извне стен образовательного учреждения, становятся важным компонентом в формировании требуемых компетенций студентов. Представители бизнеса ценят полученный преподавательский опыт, открыто сообщают об этом в информационном пространстве и считают такое сотрудничество престижным для них.
Для повышения качества образовательных процессов необходимо активное привлечение работодателя, в том числе и представителей малого бизнеса. Степень готовности индивидуальных предпринимателей сотрудничать с вузами напрямую зависит от устойчивости компании на рынке, от наличия или отсутствия финансовых и иных проблем. Данное обстоятельство может значительно затруднять и сужать коммуникативные границы между работодателем и студентами, но ни в коем случае не свидетельствует о том, что представителей малого бизнеса следует исключить из партнеров вуза.
По результатам интервью с представителями небольших компаний выяснилось, что эти компании в первую очередь нуждаются в сотрудничестве с образовательными учреждениями. Образовательные учреждения могут предоставить руководителям предприятий поддержку в теоретическом обучении или переобучении своих сотрудников, оказать методическую помощь в аттестации персонала на основе современных методов и инструментов, помочь грамотно разработать различные программы социологических исследований, например для выявления степени удовлетворенности и лояльности клиентов, сотрудников. Большую часть перечисленных процессов могут осуществлять студенты направления «Управление качеством» старших курсов в рамках производственных и преддипломных практик при консультации и кураторстве со стороны преподавателей кафедры.
В ходе данных процессов происходит не только оказание методической поддержки малым предприятиям, но и их развитие (обучение), а этот факт уже будет свидетельствовать о формировании партнерских взаимоотношений между образовательными учреждениями и работодателем. Необходимо стремиться к обучению и развитию не только студентов, но и работодателя, стремиться сделать так, чтобы сотрудничать с вузом для предприятия было престижно и ценно.
Изменить ситуацию с привлечением работодателя к совершенствованию образовательного процесса и повышению конкурентоспособности выпускников поможет информация (развитие) для представителей промышленности и бизнеса об особенностях и технологиях обучения по современным стандартам. Преподаватели, из сферы промышленности и бизнеса, становятся связующим звеном между конкретным предприятием и выпускающей кафедрой. Работодатель получает возможность сформировать доступные и понятные, отражающие реальное положение дел требования к компетентности будущего специалиста. Требования включаются в программы учебных дисциплин. Процессы идентификации требований работодателя могут значительно повысить свою эффективность за счет активных форм взаимодействия. Инициатором проведения данных мероприятий должен стать вуз, как отправная точка развития и капитализации человеческих ресурсов.
При сотрудничестве с вузом работодатель также начинает осознавать степень собственного вклада в подготовку будущего кадрового потенциала. При формировании партнерских взаимоотношений активное участие должны принимать все участники образовательного процесса. Представители сферы промышленности и бизнеса должны проявить инициативу и заинтересованность в повышении качества организации образовательного процесса и внести свой вклад в формирование системы взаимодействий между студентом, вузом и предприятием.
Рецензенты:
- Вербицкая Н.О., доктор педагогических наук, профессор кафедры Автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
- Попов Е.В., доктор экономических наук, главный ученый секретарь УрО РАН, член корреспондент РАН, г. Екатеринбург.