Особое опасение в обществе вызывает рост женской преступности, которая представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление, для противодействия ей необходимы, в том числе и превентивные меры, к которым можно отнести в первую очередь профилактическую работу с деликвентными девушками-подростками. Это требует от сотрудников органов внутренних дел глубоких психолого-педагогических и правовых знаний, умений и компетенций в данной области. Кроме того, необходим комплексный подход и применение социальных, правовых и педагогических средств, без наличия которых невозможно полноценное осуществление психолого-педагогического воздействия на делинквентных девушек-подростков, что определяет актуальность данной работы.
Цель работы - теоретически обосновать и внедрить в деятельность сотрудников органов внутренних дел социально-педагогические и правовые средства профилактики делинквентности девушек-подростков.
Материалы и методы исследования. В работе использовались теоретические методы: системный анализ психолого-педагогических источников, обобщение, систематизация и классификация полученных результатов; эмпирические: метод экспертных оценок, педагогические наблюдения, анкетирование, обобщение опыта практической работы в вузах.
Результаты исследования и их обсуждение. В связи с тем, что термин «делинквентность девушек-подростков» не имеет однозначного толкования, рассмотрим основные определения к данной категории и содержание, которые взяты за основу в нашей работе. Термин «подростковая делинквентность» определяется как «преступность несовершеннолетних» и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Взрослая преступность, тем более рецидивная, предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность - это еще неосознанный проступок, совершаемый впервые, не имеющий тяжких последствий, основой которого не является устойчивый мотив [3].
Юридический термин «подростковая делинквентность» введен для обозначения противоправных действий подростков как особой категории, в отличие от взрослых преступников, и иметь возможность обращаться с ними иначе, чем с взрослыми [1].
Раскрывая содержание делинквентного поведения девушек-подростков, следует отметить, что это такие не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения телесных повреждений, прогулы школы, переход улицы в неположенном месте, распитие спиртных напитков, проявление безнравственного поведения и др. В перечень делинквентного поведения девушек-подростков обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, воровать, прогулять занятия, уйти из школы, отбирать деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать на стенах и другие административные правонарушения [2].
Разграничение между криминальным и делинквентным поведением проводится также по возрастным критериям. Криминальное поведение - дело исключительно взрослых, делинквентное - подростков. Дело в том, что к уголовной ответственности можно привлекать за ряд преступлений с 14 лет, а за большинство других - с 16-18 лет. Таким образом, делинквентное поведение девушек целиком выпадает на подростково-молодежный возраст. Увеличение числа девушек-подростков, демонстрирующих такое поведение, не случайно. Во-первых, само увеличение доли девиантов совпадает с началом подросткового кризиса, который для девушек в современных условиях связан с нигилизмом и потерей нравственных ориентиров в обществе. Во-вторых, это увеличение можно понимать и как проявление особого типа трансформаций самой подростковой женской субкультуры, когда девиация в силу факта и ее распространенности становится нормой [4].
Поэтому, на наш взгляд, проблема подростковой делинквентности в гендерном аспекте требует более всесторонних исследований. До настоящего времени в отделах по делам несовершеннолетних в системе МВД существует практика постановки на учет девушек не по причине совершения правонарушения, а за уходы из дома и аморальное поведение, воспринимаемое взрослыми как половая распущенность. За рубежом имеются традиции рассмотрения гендерного аспекта подростковой преступности в контексте социокультурного анализа. Так, ряд исследователей [5] полагает, что восприятие обществом женской подростковой делинквентности тесно связано с представлением о женщине, принадлежащей частной сфере семьи и дома, и что этот взгляд на женщину и семью продолжает приводить к озабоченности, связанной с гиперсексуальностью молодых девушек. Немало примеров, подтверждающих данный взгляд, найдутся в России, в практике функционирования социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, отделов по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления. Среди отечественных криминологов, сотрудников полиции имеется тенденция рассматривать правонарушения девушек через призму их антисоциальной активности. Ряд ученых считает половую распущенность характерной особенностью поведения правонарушительниц [7]. Проблема делинквентности девушек-подростков конечно не только в этом, она гораздо шире и поэтому требует комплексного подхода. Обобщение различных подходов позволило констатировать, что только комплексное использование социальных, правовых и педагогических средств способствует повышению эффективности профилактической работы в данной области.
Для решения данной проблемы рекомендуется использовать следующие социальные средства:
- со стороны государства должны осуществляться глобальные социальные меры, направленные на стабилизацию политической, экономической, социальной, национально-этнической обстановки в стране, без разрешения которой о коренном переломе в борьбе с современной подростковой преступностью не может быть и речи;
- реализация на уровне региона (района, области, города, республики) - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти;
- экономические приоритеты должны быть направлены на социальные нужды, т.е. следует увеличить реальные ассигнования на строительство объектов социально-культурного назначения, жилья, школ, дошкольных и внешкольных учреждений, на реализацию различных социальных программ, направленных на улучшение условий жизни людей;
- на предприятиях и учреждениях необходимо квотировать определенное количество рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, с целью снижения уровня безработицы среди этой категории населения.
Правовыми средствами профилактики делинквентности девушек-подростков можно определить следующее:
- создание в учебных заведениях органов профилактики правонарушений подростков (советы, секции, комиссии профилактики);
- создание общественных формирований из числа подростков и педагогов молодежного возраста (по типу молодежных отрядов дружинников);
- создание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей);
- создание органов профилактики из подростков, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.);
- закрепление за девушками-подростками, состоящими на учете в отделе по делам несовершеннолетних, лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (шефов, наставников или общественных воспитателей);
- воссоздание правоохранительных формирований из числа подростков (природоохранных, охраны памятников истории и культуры и т.п.);
- обеспечение тесного взаимодействия внутри школьных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями;
- выявление асоциальных, криминогенных и криминальных лиц и групп, установление их внутриучилищных (внутри школы) и внешних связей;
- выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
- разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными проявлениями в деятельности девушек-подростков.
Педагогические средства включают в себя:
- повышение качества учебно-воспитательного процесса, совершенствование его организации и методического уровня;
- предупреждение пропусков занятий учащимися девушками без уважительных причин;
- обеспечение повседневной занятности девушек-подростков после занятий общественно-полезными видами деятельности;
- повышение воспитывающей роли обучения;
- гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися девушками;
- изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запушенных девушек-подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за их пределами;
- систематическая правовоспитательная работа среди подростков с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
- использование широкого диапазона мер ранней профилактики правонарушений со стороны девушек-подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из деструктивных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
Эффективность применения указанных мер сотрудниками органов внутренних дел, прежде всего, зависит от уровня их психолого-педагогической и правовой компетентности. Профилактическую работу по профилактике делинквентности девушек-подростков необходимо осуществлять на основании заранее разработанного плана, в который целесообразно включить следующие разделы:
- изучение социальной среды, в которой находится девушка-подросток;
- выделение особенности семейных отношений;
- составление психологических характеристик делинквентной девушки-подростка;
- определение механизмов проявления делинквентного поведения;
- выявление моментов начинающихся или имеющихся отклонений от нравственно- правовых норм;
- выяснение предполагаемых способов и методов сопротивления и противодействия воспитательному воздействию;
- разработка и реализация комплексного профилактического воздействия на делинквентных девушек-подростков.
Одним из эффективных методов профилактической работы следует выделить переориентацию личности - изменение направленности деятельности девушки-подростка, ее ценностных ориентаций и установок.
Мы выделяем следующие методы переориентации:
- изменение референтной группы;
- создание условий для нравственных отношений и поведения;
- включение в новые виды социальной культурной деятельности;
- дискредитация деструктивных ценностей и стереотипов поведения в деструктивном окружении девушки-подростка;
- включение в новый социально-направленный коллектив.
Основополагающим принципом профилактической работы с девушками-подростками, которые совершили или могут совершить преступления, нами выделен - гуманность и милосердие, понимание причин, толкнувших их на наказуемые или безнравственные поступки, стремление помочь им выйти из порочного круга, разобраться в собственной жизни. Гуманность и милосердие должны проявляться не только в действиях конкретных должностных лиц или представителей общественности, ими должны быть проникнуты законы - уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный, другие нормативные акты, например, правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях. От того, насколько соблюдается указанный принцип, можно судить об уровне нравственности в обществе, об овладении им общечеловеческими ценностями [6].
Профилактика антиобщественного поведения девушки-подростка имеет большое моральное значение. Положительные результаты в этой области могут привести к оздоровлению нравственности, укреплению социально одобряемых отношений во многих областях жизни и в первую очередь в семье, улучшению жизни подрастающего поколения.
Работа по профилактике делинквентности девушек-подростков должна охватывать, прежде всего, те сферы жизнедеятельности, в которых формируются негативные черты их личности и в которых они чаще совершают преступления. Помимо воздействия на криминогенные факторы общество должно стремиться к определенной организации быта и досуга девушек-подростков.
Особое значение для профилактики делинквентности девушек-подростков имеет помощь семье, реализуя возможности в рамках специальных программ. Помимо финансовой и материальной, семьи должны получать более существенную помощь по уходу за детьми, срочную помощь в кризисной ситуации, например, в связи с болезнью одного из ее членов и ее распада, различного рода рекомендации, особенно для одиноких матерей, социальная поддержка, например, матери-одиночки. Акцент на профилактику, при которой объектом выступает семья подростка, отнюдь не означает игнорирование предупредительных усилий в отношении самих девушек.
Чрезвычайное значение имеет воспитание женственности, женского, а не относительно свободного или даже мужского типа поведения. Это, по-видимому, очень важно для пресечения роста насильственной делинквентности девушек-подростков, которая представляет собой большую угрозу нравственному здоровью общества. Такое воспитание требует особой подготовленности, особого мастерства воспитателей. Оно должно начинаться в семье, продолжаться в школе и сопровождаться всеми социальными институтами общества, в том числе и органами внутренних дел. Каждая девушка-подросток требует особого подхода, и применение его возможно только в том случае, если она подвергалась серьезному социально-психологическому обследованию. В данной ситуации необходимо комплексное воспитательное воздействие как со стороны психологов, педагогов, так и со стороны правоохранительных органов и общественности.
Предложенный подход и средства реализовывались в районных отделах органов внутренних дел, а также в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений МВД России, и показали достаточно высокую эффективность.
Выводы. Таким образом, основными направлениями работы по профилактике делинквентности девушек-подростков определены: выявление причин, вызывающих отклонения в социальной адаптации, индивидуальный и дифференцированный подходы; формирование привычек нравственного поведения; применение комплексных социальных, правовых и воспитательных средств воспитательного воздействия. Профилактическая работа также должна включать: оказание государственной и общественной помощи девушкам-подросткам, оказавшимся в силу отчуждения в неблагоприятных условиях и допускающим антиобщественные поступки. Сюда нужно отнести комплекс индивидуальных воспитательных мероприятий, установление опеки и попечительства, направление в детские дома, спецшколы, школы интернаты, устройства на работу или учебу и т.д., а также оказание медицинской помощи.
Рецензенты:
- Лаврентьева Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой инженерной педагогики Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, г.Барнаул.
- Кузнецова Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул.