Основной стратегической целью развития рынка продукции растениеводства на отдельных территориях является максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в стратегических продуктах питания растительного происхождения, укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке на основе формирования эффективного рынка продукции растениеводства.
Методы исследования
Разработка концепции развития рынка, обоснование концепции развития рынка продукции растениеводства на основе анализа его современного состояния, разработка системы индикаторов его развития, систематизация рисков, характеризующих условия достижения поставленных целей.
Основными условиями достижения целевых индикаторов развития рынка продукции растениеводства на мезоуровне является внедрение инновационных технологий по производству и переработке продукции растениеводства в производство, создание комплексных производственных кластеров, развитие инновационных форм реализации продукции растениеводства внутри региона или округа. Все это должно способствовать оптимизации размещения производственных, перерабатывающих и инфраструктурных кластеров, способных удовлетворить потребности территории в стратегических продуктах питания и организовать внешнюю торговлю первичными и вторичными продуктами растениеводства. Осуществляться данное условие должно посредством развития логистических и консалтинговых центров.
Реализация данных условий обеспечит повышение ликвидности производства и переработки продукции растениеводства посредством совершенствования ценовых и административных рыночных механизмов. Сущность совершенствования ценового механизма рынка продукции растениеводства проявляется в его паритетном приближении к темпам роста цен на энергоресурсы, то есть сокращении существующего диспаритета цен по крайней мере вдвое.
Обозначив основные условия достижения целевых индикаторов развития рынка продукции растениеводства, необходимо определить систему рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации данных условий
Все риски, возникающие при реализации условий достижения целевых индикаторов динамичного развития рынка продукции растениеводства, можно условно разделить на три основные группы: макроэкономические, природно-техногенные и политические.
Рассматривая рынок как экономическую категорию, не вызывает сомнение выделение наиболее значимой группы рисков - макроэкономических. Рынок весьма зависим от изменений конъюнктуры общей национальной экономики, которая выражается, прежде всего, в снижении потребительского спроса. Причем спрос как на первичную, так и на вторичную продукцию прямо пропорционален между группами, но обладает дедуктивным характером, то есть по мере снижения спроса населения на хлебобулочною продукцию, снижаются объемы закупок первичного продукта - зерна. Аналогичная ситуация по подсолнечнику и сахарной свекле. Овощная группа является исключением, так как более 90% овощей потребляется в первичном виде.
Изменение рыночной конъюнктуры может быть отрицательным в силу роста диспаритета цен на энергоносители и продукцию сельского хозяйства. При увеличении ввозных таможенных пошлин продукция отечественного производителя станет более конкурентоспособной с учетом роста цен на импортную продукцию. Но на среднесрочную перспективу, с учетом дальнейшей интеграции с ВТО, изменение ввозных таможенных пошлин ожидается только в сторону снижения, что еще более подорвет финансовое положение российских сельхозтоваропроизводителей. В связи этим в ближайшие 3-5 лет расширение политики протекционизма на территории РФ не ожидается, хотя существует немало примеров, где в странах - участницах ВТО существуют жесткие протекционистские меры по отдельным видам стратегических продуктов.
Таможенно-тарифная политика, направленная на развитие рынка продукции растениеводства, по мнению автора, должна быть направлена на:
- ужесточение режима квотирования импорта растениеводческой продукции, что повысит конкурентоспособность отечественной продукции и на этой основе обеспечит расширение внутреннего спроса;
- отмену вывозных таможенных пошлин на все виды агропродовольственной продукции, включая семена масличных, что позволит расширить каналы реализации продукции, сформирует конкурентную среду на внутреннем рынке и обеспечит рост доходов сельхозпроизводителей [3];
- снижение ввозных таможенных пошлин на современное высокотехнологичное оборудование для производства и переработки продукции растениеводства, что позволит развивать перерабатывающую сферу АПК.
На сегодняшний день Россия входит в пятерку мировых лидеров - экспортеров продукции растениеводства, что стало возможным благодаря привлечению инвестиций мировых компаний для расширения производства и ввода в оборот дополнительных посевных площадей. Инвесторов привлекают огромные потенциальные возможности отрасли растениеводства, но реализация этих потенциальных возможностей требует ясной и последовательной политики государства во взаимоотношениях с бизнесом, активной работы государственных структур по продвижению продукции сельского хозяйства на внешних рынках и развитию экспортной инфраструктуры. Следует отметить, что в достижении этих результатов государство сыграло минимальную роль, но при активизации его участия можно добиться значительно больших результатов. Действия со стороны государственных властей должны предусматривать полный спектр его возможностей, начиная от политического обеспечения доступа российских компаний к рынкам сбыта продукции растениеводства и продуктов ее переработки до расширения масштабов использования программ государственной поддержки промышленной продукции для производства на экспорт муки, сахара, растительного масла, включая выделение субсидированных кредитов, предоставление государственных гарантий и страховок. Кроме того, государство должно выступать гарантом субсидирования экспорта продукции растениеводства и одновременно гарантом залоговых операций.
Второй по значимости группой рисков являются природно-техногенные. Особенностью продукции растениеводства является ее большая зависимость от природно-климатических условий, что делает прогнозы по урожайности культур слабо репрезентативными. В последние годы, несмотря на глобальные изменения в климате, России удается получать рекордные урожаи сельскохозяйственных культур, с учетом мировых прецедентов стратегические запасы продукции ежегодно увеличиваются на 10%. Техногенность рисков в развитии рынка продукции растениеводства проявляется во внедрении инновационных технологий производства, переработки, хранения и транспортировки продукции, которые не всегда несут положительный эффект.
Третьей группой рисков, возникающих при реализации условий достижения целевых индикаторов динамичного развития рынка продукции растениеводства, являются политические риски. Россия, по оценкам экспертов, является страной со среднеустойчивой политической ситуацией, что делает развитие рынка институционально зависимым. Причем в класс со среднеустойчивой политикой Россия перешла только после кризиса 2008 года, когда Россия, одна из немногих развитых стран, практически сумела сохранить объемы ВВП на докризисном уровне. Немаловажную поддержку АПК оказали и целевые программы, направленные на развитие и стабилизацию аграрной сферы, поэтому если в среднесрочной перспективе эти программы не будут пролонгированы, то состояние рынка продукции растениеводства изменится в худшую сторону.
Динамичное развитие отрасли невозможно без полной и ясной нормативной правовой основы. В последние годы принят ряд законодательных актов, которые обеспечили создание благоприятных условий для развития аграрного сектора. Однако до настоящего времени в ряде законов сохраняются явно устаревшие и неадекватные новым условиям хозяйствования и задачам развития агропродовольственного сектора нормы и положения, ограничивающие инициативу и возможности частных инвестиций в отрасль растениеводства, в частности требуется внесение изменений в Федеральные законы «О семеноводстве», «О карантине растений», «О мелиорации» и др. Не отменен Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который содержит нормы, противоречащие Федеральным законам «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и ряду других [1].
Развитие рынка продукции растениеводства невозможно без адаптированного земельного законодательства, которое обеспечило бы развитие земельной ипотеки и позволило привлечь долгосрочные инвестиции.
Из-за отсутствия ясного порядка исчисления и уплаты НДС в отношении сельхозпродукции, приобретаемой у плательщиков единого сельскохозяйственного налога, сельхозпроизводители вынуждены реализовывать свою продукции на 10% дешевле реальной рыночной цены, так как потребитель не может учесть у себя входящий НДС [1].
Особое место в реструктуризации институциональной сферы рынка продукции растениеводства должно быть отведено поддержке и развитию оптимизации межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве.
Еще одной особенностью рынка продукции растениеводства является его межрегиональный характер, то есть реализация масштабных проектов будет ограничиваться ресурсными барьерами и условиями доступа к ним. В связи с этим автор считает необходимым обозначить системно-ситуационные критерии по развитию рынка продукции растениеводства на примере отдельной территории.
- Разработка программ развития и системных мер поддержки должна осуществляться только в регионах с близкими агроклиматическими условиями возделывания и реализации продукции растениеводства. В нашем случае в качестве примера мы возьмем Северо-Кавказский федеральный округ, где по климатическим условиям все семь субъектов находятся на одинаковых уровнях.
- Повышение обоснованности прогнозов развития рынка продукции растениеводства с учетом определения объемов производства, потребления и структуры производимой продукции, на основе которых будет достигаться сбалансированное кредитование и инвестирование как со стороны государств, так и со стороны частных инвесторов.
- Создание и развитие субрегиональных кластеров. Основой этого являются прогнозные балансы спроса и предложения, оценка ожидаемых изменений потребительских предпочтений, рациональное распределение ресурсов и производств в рамках кластера, разработка единого бизнес-плана развития, использование комплексного целевого финансирования НИОКР и селекции на межрегиональном уровне, связанное кредитование производства и переработки, поддержка продвижения продукции на рынки сбыта [1].
- Повышение квалификации кадрового обеспечения рынка продукции растениеводства. В условиях внедрения инновационных технологий в производство, переработку и сбыт продукции растениеводства требуются системные действия в переподготовке профессорско-преподавательского состава, организации целевой подготовки кадров исходя из реальной потребности развития отрасли; компенсации за счет средств федерального и региональных бюджетов части затрат сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка продукции растениеводства, направляемых на развитие материально-технической базы, обучение, переобучение и повышение квалификации своих сотрудников; привлечении отраслевых союзов (федеральных и региональных) к выполнению работ по организации и проведению обучения и повышения квалификации кадров в вопросах распространения передового опыта и новых технологий.
Важнейшим инструментом формирования рынка продукции растениеводства является развитие лизинга и страхования урожая. Страхование является одним из наиболее эффективных механизмов поддержания доходов сельскохозяйственных производителей, однако масштабы и эффективность страхования явно недостаточны. Одним из главных ограничивающих факторов увеличения объемов страхования посевных площадей является несовершенство правовой базы, позволяющее страховым компаниям предлагать к заключению договоры, по которым в принципе невозможно потом получить страховое возмещение. Предлагается разработать унифицированный публичный договор страхования, четко регламентирующий взаимоотношения сторон и минимизирующий возможность страховым компаниям уходить от выплат. Необходим переход к обязательному страхованию посевных площадей, созданию с участием государства специального фонда перестрахования рисков и фондов страхования инвестиций [5].
Основным препятствием динамического развития рынка продукции растениеводства, по мнению западных специалистов, является наличие большого количества административных и технических барьеров, многие из которых являются искусственными и не несут государственных функций по обеспечению безопасности продукции растениеводства и продуктов ее переработки. Мероприятиями по устранению данного препятствия можно считать следующие: снизить затраты бизнеса на проведение экспертизы и сертификации производимой продукции в уполномоченных государственных органах и учреждениях для ее реализации за рубежом; исключить вмешательство государства в вопросы установления требований к качественным показателям продукции растениеводства и продуктов ее переработки, за исключением импортной продукции; привлечь ассоциации сельхозтоваропроизводителей к работам по оптимизации тарифов на услуги, оказываемые государственными учреждениями и организациями при обороте продукции растениеводства, хозяйствующими субъектами, занимающими монопольное положение на рынке.
Помимо административных и правовых барьеров, у западных инвесторов возникают серьезные вопросы по инфраструктуре рынка продукции растениеводства. Развитие рынка продукции растениеводства, помимо производственной сферы, целиком зависит от инфраструктурных объемных показателей, которые, несомненно, усиливаются по мере роста производства сельхозпродукции, что приводит к ограничениям возможностей реализации продукции и падению закупочных цен в производящих регионах, а также одновременно к росту цен на продукцию растениеводства и продуктов ее переработки в регионах-потребителях [4].
Как показал мировой опыт, инвесторы весьма неохотно вкладывают средства в модернизацию имеющихся ресурсов, так как они требуют значительных объемов инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости.
Все это предопределяет необходимость существенной государственной поддержки как финансовой, так и организационно-технической, которая должна быть реализована в форме государственно-частного партнерства. Для того чтобы снизить остроту нарастающих инфраструктурных проблем предлагается разработать государственную целевую программу «Развитие инфраструктуры рынка продукции растениеводства», предусматривая массированное строительство мощностей по хранению продукции непосредственно у сельхозпроизводителей, оптимизацию территориальной структуры размещения мощностей линейных и портовых элеваторов, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с прогнозными показателями увеличения объемов внутреннего производства, переработки, реализации и экспорта растениеводческой продукции, предусмотренными средне- и долгосрочными прогнозами развития агропродовольственного сектора [2].
Реализация приведенной концепции развития рынка продукции растениеводства практически возможна при условии разработки предварительных прогнозных вариантов его развития с учетом всех основополагающих факторов, рассмотренных в третьей главе диссертационного исследования.
Прогнозировать такой динамический процесс, как развитие рынка, довольно сложно и возможно только на основе обстоятельного ретроспективного анализа, но в целом прогнозирование развития рынка можно разбить на два основных блока: прогнозирование производства, как ресурсного начала рыночных операций, и прогнозирование конъюнктуры, то есть спроса и предложения. При таком подходе прогнозные варианты развития будут являться методическим обоснованием приведенных в концепции целевых индикаторов и основных условий достижения их [4].
Вывод
Стратегическими направлениями развития рынка продукции растениеводства являются: максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в стратегических продуктах питания растительного происхождения, укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке на основе формирования эффективного рынка продукции растениеводства; адаптация действующего законодательства к современным рыночным реалиям, отражающим не только конституционно отраженные постулаты, но и фактические проблемы производителей и переработчиков продукции растениеводства; наращивание инвестиционной привлекательности рыночных элементов аграрной сферы; развитие федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по поддержке сельхозтоваропроизводителей и развитию рынка продукции растениеводства; развитие целевой логистики; развитие предприятий с полным производственным циклом на базе существующих сельскохозяйственных предприятий; развитие рыночной инфраструктуры; развитие ассоциаций производителей и переработчиков; развитие экспортного потенциала.
Рецензенты:
- Герасимов Алексей Николаевич, д.э.н., доцент кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.
- Скляров Игорь Юрьевич, д.э.н., профессор, декан учетно-финансового факультета ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.