В современных условиях важна роль отдельно взятого региона как самостоятельной хозяйствующей единицы. При этом неоднородность экономического и социального развития наблюдается и внутри субъектов федерации (регионов). В связи с этой неоднородностью (асимметрией, неравномерностью, диспропорцией [3]) возникает зависимость отстающего региона от развитого, уменьшение объемов ВВП, вследствие этого снижение уровня доходов значительной части населения, нестабильность социальной жизни общества, влекущие социальные и политические коллапсы - словом цепь негативных событий, развивающихся по «принципу домино». Решение этих проблем ложится в большей степени на плечи органов управления на местах.
Явление, представляющее собой совокупность объективных и субъективных факторов, приводящих к чрезмерной территориальной неравномерности в ресурсной обеспеченности, способах и результатах экономической активности называем поляризацией [2], она выступает многоаспектной комплексообразующей системой отношений, выстраиваемой между центром (полюсом, ядром и т.п.) и тяготеющей к нему периферией.
Экономическая ситуация в регионах традиционно характеризуется выделением развитого центра на фоне слабой периферии - полюса роста. Такое экономическое развитие можно охарактеризовать как поляризованное.
Поэтому решение указанных проблем, если исходить из парадигмы системы «центр - периферия», происходит путем определения поляризации территорий (районов), представленных муниципальными образованиями, а также совершенствования экономических инструментов, призванных сгладить поляризацию на уровне управления субъектом федерации.
Представляется, что целесообразным является следующий алгоритм действия:
- «Постановка диагноза» - с помощью подходящей методики выявить наиболее сильные и слабые места заданной территории.
- «Спасение утопающих» - разработка и реализация мер по ликвидации кризисных ситуаций на заданной территории, ввод в действие инструментов по сглаживанию поляризации.
- «Подтягивание отстающих» - приведение бывших кризисных территорий к среднему уровню развития.
- «Продвижение лидера» - поддержка «точки роста» - одной или нескольких наиболее благополучных территорий.
Аспекты взаимосвязей и влияния применяемых инструментов сглаживания поляризации на экономическую ситуацию внутри региона можно рассмотреть на примере активно развивающегося субъекта Российской Федерации Кабардино-Балкарской Республики (КБР).
Экономика республики имеет аграрно-промышленное направление. Аграрный комплекс представлен растениеводством, животноводство, садоводством, виноградарством, коневодством и пушным звероводством. Промышленный комплекс республики специализируется на цветной металлургии, кабельной продукции, нефтепромысловом, буровом оборудовании, медицинских (рентгеновских) приборах, искусственных алмазах, алмазном инструменте и абразивных изделиях, искусственных кожах и пленочных материалах. В настоящее время интенсивно развиваются промышленность стройматериалов, цветная металлургия и легкая промышленность. Промышленные предприятия преимущественно сконцентрированы в городах.
Важнейшей частью экономики республики является туристско-рекреационный комплекс, созданный на базе уникальных природных и лечебных минеральных ресурсов.
В настоящее время КБР относится к числу дотационных регионов. За последние годы отмечается снижение уровня дотационности более чем на 20 % и в настоящее время составляет 45,3 % [6]. В бюджете КБР значительный удельный вес занимают расходы на социальные нужды [5]. В связи с этим финансирование инвестиционных, капитальных расходов на данные нужды часто осуществляется за счет федеральной поддержки через федеральные целевые или адресные инвестиционные программы. Однако в условиях финансового кризиса и посткризисной ситуации жесткая экономия, проводимая федеральным центром, влечет сокращение объемов таких средств. Следствием этого является уменьшение числа капиталоемких проектов. Избежать этого поможет изыскание альтернативных источников инвестиций: частный капитал, собственные средства республиканского бюджета КБР.
Уровень поляризации (этап «Постановка диагноза») определяется с помощью системы из 15 частных показателей (финансовые показатели, экономические показатели, социальные показатели, экономико-географическое положение (табл.1)). По результатам расчета уровня поляризации районы классифицированы по группам: опорные, благополучные, отсталые, кризисные.
Таблица 1. Система показателей, используемых для группировки муниципальных образований региона [4]
Финансовые показатели |
Экономические показатели |
Социальные показатели |
Экономико-географическое положение |
1. Объем собственных бюджетных доходов на душу населения. |
1.Объем производства промышленной продукции на душу населения. |
1. Естественный прирост населения на 1000 жителей. |
1. Положение муниципалитета по отношению к ареалу (интерареальное, периферийное). |
2.Объем бюджетных расходов на душу населения. |
2.Объем производства сельскохозяйственной продукции на душу населения. |
2. Среднемесячная заработная плата. |
2. Положение по отношению к экономическому центру (близкое, удаленное). |
3.Обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами. |
3.Объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг на 1000 человек. |
3. Объем жилья введенного на 1000 жителей. |
|
4.Объем финансовой помощи на душу населения.
|
4.Объем инвестиций на душу населения. |
4.Число безработных на 1000 трудоспособного населения. |
|
|
|
5.Число зарегистрированных преступлений на 1000 жителей. |
|
Для оценки уровня поляризации применяется индикатор «разрыв поляризации» (отношение показателя определенного муниципального образования к среднему значению показателя в республике). Исследование уровня поляризованности данного региона позволяет определить территориальные образования (административные районы), нуждающиеся в первоочередных мерах по сглаживанию поляризации, которые создадут условия для раскрытия экономического потенциала региона.
Таблица 2. Деление муниципальных образований на группы в зависимости от пороговых значений разрыва поляризации экономических, социальных и финансовых показателей
Муниципальные образования |
Пороговые значения разрыва поляризации |
«Опорные» |
≥1.5 |
«Благополучные» |
≥1, <1,5 |
«Отсталые» |
≥0.5, <1 |
«Кризисные» |
<0.5 |
Проведенные расчеты демонстрируют наличие поляризации в уровне развития муниципальных образований республики. Итогом классификации стала таблица 3. После группировки муниципальных образований по группам в результате анализа использованных показателей получены следующие результаты:
Таблица 3. Динамика степени поляризации муниципальных образований КБР (по группам)
№
|
Муниципальные образования (города/районы) |
Группа муниципального образования по степени поляризации (по годам) |
||||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 |
2010 |
||
1 |
г. Нальчик |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
2 |
г. Баксан |
отсталый |
отсталый |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
3 |
г. Прохладный |
благополучный |
благополучный |
кризисный |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
4 |
Баксанский |
отсталый |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
5 |
Зольский |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
6 |
Лескенский |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
7 |
Майский |
отсталый |
отсталый |
кризисный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
8 |
Прохладненский |
отсталый |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
9 |
Терский |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
10 |
Урванский |
отсталый |
отсталый |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
11 |
Чегемский |
отсталый |
отсталый |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
12 |
Черекский |
благополучный |
благополучный |
благополучный |
отсталый |
благополучный |
отсталый |
отсталый |
13 |
Эльбрусский |
отсталый |
отсталый |
отсталый |
благополучный |
отсталый |
опорный |
отсталый |
Если рассмотреть динамику поляризации отдельно по категориям показателей, получим следующую картину:
Рис.1. Изменение поляризации районов по финансовым показателям
Рис. 2. Изменение поляризации районов по показателям экономического развития
Рис.3. Изменение поляризации районов по показателям социального развития
Поляризационная ситуация в регионе характеризуется неравномерностью, а регион асимметричным развитием. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате проводимой политики уровень поляризации снизился, и районы к концу исследуемого периода сравнялись по уровню поляризации (табл. 1). В то же время наблюдается понижение значений показателей развития республики. Об этом свидетельствует отсутствие района, который выходил бы за границу категории «отсталые» на конец исследуемого периода. Поэтому функцию «точки роста» придется возложить на те муниципальные образования, которые имеют наиболее высокие показатели: г. Нальчик, г. Прохладный, Баксанский район, Черекский район.
По рисункам 1, 2, 3 очевидно, что наибольшая синхронность изменений наблюдается в той группе показателей, на которые производится управленческое действие: финансовые показатели, являющиеся объектом деятельности государственных структур. Производственная и социальная сфера не столь «послушны». Воздействие на них, вероятно, не может настолько прозрачно отражаться на графиках, ввиду множественности влияющих факторов.
Исходя из этого, представляется целесообразным при планировании финансовой и иной поддержки муниципального образования учитывать не только финансовые показатели, но и показатели, характеризующие пространственную поляризацию в регионе, учитывать с позиции динамики уровня поляризации причинно-следственные связи с ранее предпринятыми действиями.
В настоящее время регулирующие функции по сглаживанию диспропорций внутри хозяйствующего субъекта несут органы управления данным субъектом. Эти функции реализуются через систему специальных безвозмездных перечислений - дотаций. Рассмотрим порядок распределения финансовой помощи в рамках решений, принимаемых на уровне субъекта федерации (региона).
Механизм сглаживания поляризации Кабардино-Балкарской Республики соответствует общероссийскому и не имеет существенных отличительных черт. Механизм сглаживания поляризации функционирует преимущественно посредством использования финансовых инструментов: межбюджетными трансфертами (дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидиями бюджетам муниципальных районов на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений, субсидиями республиканскому бюджету из местных бюджетов и др.). Это подтверждается соответствием методик по расчету дотаций и прочих финансовых инструментов, представленных в Бюджетном кодексе РФ соответствующим законодательным актам КБР.
Финансовая помощь оказывается преимущественно в форме выплаты дотаций - межбюджетных трансфертов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета предоставляются районам при исполнении ими условий:
- отсутствия налоговых льгот, установленных правовыми актами советов местного самоуправления;
- установления максимальных налоговых ставок, установленных правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- сдерживания роста численности служащих-бюджетников, а также числа учреждений-бюджетополучателей (за исключением вводимых в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы в рамках утвержденных федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и объектов, восстановленных за счет капитальных вложений региональных целевых программ);
- отсутствия по состоянию на первое число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности местного бюджета по оплате труда работников бюджетной сферы;
- установления размера платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с федеральными стандартами;
- отсутствия решений органов местного самоуправления о повышении оплаты труда работников муниципальных учреждений, денежного содержания (денежного вознаграждения, заработной платы) работников органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочных и иных выплат [1].
Иными словами, на дотации претендуют те районы, вклад которых в бюджет стремится к максимально возможному в их условиях хозяйствования, а расходование средств максимально прозрачно.
Распределение бюджетных средств в качестве дотаций органами власти региона осуществляется при использовании следующих расчетных показателей:
- численность постоянного населения j-го поселения или городского округа, получающего дотацию из республиканского фонда финансовой поддержки поселений, в последнем отчетном году;
- прогноз поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики;
- база налогообложения (экономический показатель, отражающий базу налогообложения) j-го поселения или городского округа по налогу на доходы физических лиц в последнем отчетном году;
- индекс налогового потенциала j-го муниципального района (городского округа);
- индекс бюджетных расходов j-го муниципального района (городского округа).
- база налогообложения (экономический показатель, отражающий базу налогообложения) j-го муниципального района (городского округа) по i-му налогу в последнем отчетном году;
- прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики в планируемом году;
- прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) в планируемом году;
- размер субвенции из бюджета j-го муниципального района (городского округа) в республиканский бюджет.
Таким образом, дотации республиканского бюджета, имея, по сути, компенсирующее назначение, не теряют функцию стимулирования отдельного муниципального района к наибольшим финансовым достижениям, сдерживают развитие «потребительских» настроений у муниципалитетов.
В результате наблюдений сформулированы следующие выводы. В республике наблюдается снижение поляризации экономического развития. Это явление в данном случае имеет как положительные характеристики (устранение регионов «тянущих вниз»), так и отрицательные (отсутствует лидер, «точка роста»), тогда как необходимо стремиться к такой картине, когда есть сильный центр и однородная по уровню развития периферия, без кризисных и остро негативных областей.
Политика, направленная на сглаживание поляризации внутри региона КБР, успешно функционирует лишь в части выравнивания районов, но недостаточной является деятельность по поддержке тех районов, которые могут претендовать на роль лидера, стать «точкой роста» и в дальнейшем своим потенциалом благотворно влиять на развитие экономики в регионе в целом. То есть, возвращаясь к заявленному в начале статьи алгоритму, можно сказать, что не проработан его четвертый этап «продвижение лидера».
Опираясь на наиболее успешно функционирующий финансовый вектор, в лице финансовых органов управления регионом, которые достигают определенных успехов, представляется целесообразным усилить остальные векторы развития: разработать ряд программных мероприятий по работе с хозяйственной и социальной сферами жизни региона при использовании нефинансовых методов. Предполагаются законодательные и методические меры и методы стимулирования проблемных вопросов производственной и социальной сфер общества:
- расширение государственно-частного партнерства, в т.ч. за счет увеличения количества миноритарных акционеров;
- поддержка бизнеса через развитие государственных и муниципальных информационных систем (интернет-торги, интерактивные стенды, терминалы и пр.);
- обеспечение консультативного, методического и информационного сопровождения инициатив населения в бизнесе;
- ускоренное рассмотрение вопросов, возникающих в ходе принятия решения о реализации инвестиционных проектов, и контроль за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в органах государственной власти;
- организация семинаров по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов (в том числе в сети «Интернет»);
- поддержка модернизации производства, в т.ч. инновационный реинжиниринг промышленных отраслей;
- улучшение местного инвестиционного климата;
- поиск новых рынков сбыта;
- формирование в регионах нового конкурентоспособного человеческого капитала в рамках изменяющихся потребностей экономики.
Реализация предложенных мер представляется логичным продолжением политики сглаживания поляризации в региональном развитии.
Рецензенты:
Гварлиани Татьяна Евгеньевна, д. э. н., профессор кафедры налогов и налогообложения ГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет», г. Сочи.
Нагоев Алим Бесланович, д.э.н., профессор кафедры маркетинга и менеджмента ГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик.