Дисциплина «Физическая культура» в высшем учебном заведении, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования личности студентов, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.
Целью физкультурного образования студентов юридических специальностей вузов является формирование физической культуры личности будущего квалифицированного специалиста. Данная цель осуществляет программирующую функцию и определяет специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:
- понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности;
- освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
- обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, определяющей психофизическую готовность к успешной профессиональной деятельности;
- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы, в базовую (обязательную) часть. В результате формирования физической культуры выпускник юридических специальностей вузов обязан понимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки.
Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников вузов, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества при творческом решении нестандартных профессиональных задач [5]. Это в полной мере относится и к студентам юридических специальностей вузов [6]. Поэтому в основу содержания профессионального образования студентов при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетенций во всех сферах их профессиональной деятельности.
Существенный вклад в достижение этой цели вносит профессионально-прикладная физическая подготовка, которая является обязательной составляющей профессионального образования в вузе и строится на основе реализации одного из важнейших принципов педагогической системы - принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности [5]. В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода решение задач формирования и развития профессионально-значимых свойств и качеств личности может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств профессионально-прикладной физической подготовки.
Одним из эффективных средств является целостное применение японского боевого искусства айкидо [7]. Применение боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов наилучшим образом решает задачи формирования и развития профессионально значимых свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для их будущей профессиональной деятельности. Решающими факторами при выработке силы духа в боевом искусстве айкидо является концентрация внимания и медитация, нацеленные на выполнение предельно точных движений, и на воспитание способности человека к мгновенной реакции на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия в айкидо сопровождается физической подготовкой.
Сложившаяся практика физической подготовки студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их к будущей профессиональной деятельности. Вопросы применения боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов до настоящего времени не были предметом научных исследований. Это определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».
Проблема исследования: Каким должно быть программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо, при котором существенно повышается уровень профессионально-прикладной физической подготовки.
Цель исследования - разработать экспериментальную программу курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».
Материал и методы исследования. Традиционный подход к профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их для выполнения в будущем служебных и боевых задач. Большинство студентов не могут выполнить нормативы по физической подготовке, не в полной мере владеют приемами самозащиты. В экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности большинство выпускников юридических специальностей вузов проявляют растерянность и беспомощность, уступают в силе и ловкости.
Для преодоления сложившейся ситуации рекомендуется нацеливать профессионально-прикладную физическую подготовку на развитие таких способностей, как оперативность, логическое мышление, внимательность, эмоциональная устойчивость [9]. Эти качества усилит развитие базовых физических способностей через обучение основам техники рукопашного боя и преодоления препятствий [2]; развитие физических качеств и профессиональных двигательных навыков; повышение стрессоустойчивости в критических ситуациях профессиональной деятельности [1]; обеспечение готовности к действиям по схеме: поиск - преследование - силовое задержание - огневое поражение [3]; формирование физической и психической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий. Обеспечению высокой работоспособности будущих юристов в процессе служебной деятельности [8] призвано способствовать развитие волевых качеств и формирование стратегии личной безопасности [4], которая рассматривается как процесс управления совокупностью адекватных действий, способов физического и психического воздействия, методов интеллектуального противодействия агрессивным нападениям на личность в целях создания условий нейтрализации будущим юристом проблемных ситуаций.
В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки предлагается использовать комплекс специальных ситуационных игровых заданий, программу ситуативных уроков, включающую базовые средства и методы военно-прикладных видов спорта, учебные задания в моделируемых условиях и ситуациях задержания правонарушителей, боевой и профессиональной деятельности в условиях действия сбивающих факторов. Качество профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов рекомендуется определять по эмоционально-волевым, ценностно-мотивационным, когнитивным, операционно-технологическим, функциональным и деятельностным критериями. Степень их сформированности определяет уровень их психической и физической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Для решения проблемы исследования и достижения цели нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов.
Результаты исследования и их обсуждение.
На основании анализа и обобщения педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов нами была разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.
Цель курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо» - психофизическая готовность студентов юридических специальностей вузов к будущей профессиональной деятельности. Чтобы достичь цели, необходимо создать у студентов психофизические предпосылки для проявления устойчивой и высокой работоспособности, профессиональной надежности, способности организма адаптироваться к неблагоприятным воздействиям предметных условий профессиональной деятельности, для снижения заболеваемости и повышения профессионального долголетия; готовности к быстрому овладению и более качественному выполнению трудовых действий.
Задачи курса: 1) сообщить специальные знания о месте и роли профессионально-прикладной физической подготовки в содержании профессиональной компетентности студентов юридических специальностей вузов; о педагогическом потенциале айкидо как средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов; 2) сформировать и развить такие профессионально-значимые свойства и качества личности, как смелость и решительность, выдержка и самообладание, нервно-психическую устойчивость; а также физические качества: быстроту, проявляющуюся во всех ее элементарных формах (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений) в условиях силового противоборства с правонарушителем; скорость бега и выносливость, проявляющуюся в погоне за правонарушителем; силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях силового противоборства с правонарушителем; ловкость, проявляющуюся в способности действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени; профессионально-прикладные двигательные умения и навыки обезвреживания и задержания «правонарушителя».
Курс реализуется в процессе физического воспитания при очной форме обучения. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения - 4 часа в неделю; на третьем и четвертом курсах - по 2 часа.
Программа курса включает в своё содержание - в качестве обязательного минимума - теоретический, практический и контрольный разделы. Содержание теоретического раздела способствует овладению студентами теоретическим материалом, реализация которого осуществляется сообщением специальных знаний для создания мотивации и успешного усвоения обучаемыми практического раздела программы курса.
Содержание практического раздела представлено учебно-тренировочными занятиями. Формой учебно-тренировочных занятий у студентов являются комплексные академические учебные занятия, которые включают средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки в единстве и взаимосвязи с практикой будущей профессиональной деятельности. Структурной единицей учебно-тренировочного процесса выступает учебный семестр, который, в свою очередь, разделяется для первого и второго учебного года на три этапа подготовки, для третьего и четвёртого - на два этапа подготовки.
Учебно-тренировочные занятия проводятся с использованием деловых игр, в рамках которых на основе игрового замысла моделируются ситуации и отношения, приближённые к будущей профессиональной деятельности, требующие выбора оптимальных вариантов решения задач с последующей их практической реализацией.
Содержание учебно-тренировочных занятий представлено тремя разделами, усвоение которых способствует формированию и развитию профессионально значимых свойств и качеств личности, необходимых студентам юридических специальностей вузов для их будущей профессиональной деятельности:
- раздел №1 - «Боевые приёмы обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо»;
- раздел №2 - «Преследование, обезвреживание и задержание «правонарушителя» в различных условиях и ситуациях на основе применения айкидо»;
- раздел №3 - «Учебно-боевая практика».
Все разделы обеспечиваются различными комплексами упражнений: разминочный комплекс упражнений, комплекс упражнений на гибкость, силовой комплекс упражнений, акробатический комплекс упражнений. Для повышения качества выполнения студентами обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо к каждому семестру обучения предъявляются общие и специальные требования.
Содержание контрольного раздела обеспечивает получение информации о качестве освоения теоретического материала и уровне профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Индивидуальной формой текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является зачёт. Курс осуществляет: 1) контроль качества освоения теоретического материала по окончанию каждого семестра обучения с первого по четвёртый, который предусматривает устный опрос студентов по пройденным темам; 2) контроль качества выполнения обезвреживания и задержания «правонарушителя»; 3) контроль уровня общей физической кондиции (состояния физических качеств).
Заключение.
Разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе. Программа включает цель, задачи, содержание, технологию, обеспечивающие повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов. Областью применения результатов исследования является образовательный процесс высших профессиональных учебных заведений, система повышения квалификации педагогических кадров.
Рецензенты:
- Фёдорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Драндров Герольд Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.