Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROGRAM – INFORMATIVE AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF LEGAL SPECIALITIES OF HIGH SCHOOLS ON A BASE OF APPLICATION OF AIKIDO

Mironov A.G. 1 Apakaev P.A. 1
1 Mari state university, Yoshkar-Ola, Russia, (424000, Yoshkar-Ola, Lenin square, 1, MarSU)
In paper one of primal problems of physical education of the students of legal specialities of high schools is considered: support of common and professional - applied physical preparation defining mental and physical availability for the future professional activity. The usual practice of physical preparation of the students of legal specialities of high schools not to the full provides a due level of physical availability them to the future professional activity. In paper the nonconventional approach to build-up of the process of professional - applied physical preparation of the students of legal specialities of high schools with usage of a potential of battle (dashing) art aikido, creation, consisting in possibility, of professional - significant properties and qualities of the person necessary for their future professional activity is offered. A problem of research: What should be program - informative and technological support of physical education of the students of legal specialities of high schools on a base(ground) of application aikido, at which level of professional - applied physical preparation essentially increases? The purpose of research - to develop the experimental program of course « Professional - applied physical preparation of the students of legal specialities of high schools on a base(ground) of application aikido». As a result of research we design the experimental program of course « Professional - applied physical preparation of the students of legal specialities of high schools on a base(ground) of application aikido», which includes the purpose, tasks, contents, technology providing rise of a level of professional - applied physical preparation of the students of legal specialities of high schools. Usage of outcomes of research is the educational process of higher professional educational institutions, system of improvement of professional skill of pedagogical frames.
legal specialities
aikido
professional - applied physical preparation
Введение

Дисциплина «Физическая культура» в высшем учебном заведении, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования личности студентов, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Целью физкультурного образования студентов юридических специальностей вузов является формирование физической культуры личности будущего квалифицированного специалиста. Данная цель осуществляет программирующую функцию и определяет специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
  • обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, определяющей психофизическую готовность к успешной профессиональной деятельности;
  • приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы, в базовую (обязательную) часть. В результате формирования физической культуры выпускник юридических специальностей вузов обязан понимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки.

Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников вузов, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные знания, умения и навыки, профессионально значимые качества при творческом решении нестандартных профессиональных задач [5]. Это в полной мере относится и к студентам юридических специальностей вузов [6]. Поэтому в основу содержания профессионального образования студентов при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетенций во всех сферах их профессиональной деятельности.

Существенный вклад в достижение этой цели вносит профессионально-прикладная физическая подготовка, которая является обязательной составляющей профессионального образования в вузе и строится на основе реализации одного из важнейших принципов педагогической системы - принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности [5]. В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода решение задач формирования и развития профессионально-значимых свойств и качеств личности может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств профессионально-прикладной физической подготовки.

Одним из эффективных средств является целостное применение японского боевого искусства айкидо [7]. Применение боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов наилучшим образом решает задачи формирования и развития профессионально значимых свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для их будущей профессиональной деятельности. Решающими факторами при выработке силы духа в боевом искусстве айкидо является концентрация внимания и медитация, нацеленные на выполнение предельно точных движений, и на воспитание способности человека к мгновенной реакции на любое движение соперника. Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия в айкидо сопровождается физической подготовкой.

Сложившаяся практика физической подготовки студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их к будущей профессиональной деятельности. Вопросы применения боевого искусства айкидо в профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов до настоящего времени не были предметом научных исследований. Это определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».

Проблема исследования: Каким должно быть программно-содержательное и технологическое обеспечение физического воспитания студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо, при котором существенно повышается уровень профессионально-прикладной физической подготовки.

Цель исследования - разработать экспериментальную программу курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо».

Материал и методы исследования. Традиционный подход к профессионально-прикладной физической подготовке студентов юридических специальностей вузов не в полной мере обеспечивает должный уровень физической готовности их для выполнения в будущем служебных и боевых задач. Большинство студентов не могут выполнить нормативы по физической подготовке, не в полной мере владеют приемами самозащиты. В экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности большинство выпускников юридических специальностей вузов проявляют растерянность и беспомощность, уступают в силе и ловкости.

Для преодоления сложившейся ситуации рекомендуется нацеливать профессионально-прикладную физическую подготовку на развитие таких способностей, как оперативность, логическое мышление, внимательность, эмоциональная устойчивость [9]. Эти качества усилит развитие базовых физических способностей через обучение основам техники рукопашного боя и преодоления препятствий [2]; развитие физических качеств и профессиональных двигательных навыков; повышение стрессоустойчивости в критических ситуациях профессиональной деятельности [1]; обеспечение готовности к действиям по схеме: поиск - преследование - силовое задержание - огневое поражение [3]; формирование физической и психической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий. Обеспечению высокой работоспособности будущих юристов в процессе служебной деятельности [8] призвано способствовать развитие волевых качеств и формирование стратегии личной безопасности [4], которая рассматривается как процесс управления совокупностью адекватных действий, способов физического и психического воздействия, методов интеллектуального противодействия агрессивным нападениям на личность в целях создания условий нейтрализации будущим юристом проблемных ситуаций.

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки предлагается использовать комплекс специальных ситуационных игровых заданий, программу ситуативных уроков, включающую базовые средства и методы военно-прикладных видов спорта, учебные задания в моделируемых условиях и ситуациях задержания правонарушителей, боевой и профессиональной деятельности в условиях действия сбивающих факторов. Качество профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов рекомендуется определять по эмоционально-волевым, ценностно-мотивационным, когнитивным, операционно-технологическим, функциональным и деятельностным критериями. Степень их сформированности определяет уровень их психической и физической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Для решения проблемы исследования и достижения цели нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов.

Результаты исследования и их обсуждение.

На основании анализа и обобщения педагогической, психологической, специальной, научно-методической литературы и программно-нормативных документов нами была разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Цель курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо» - психофизическая готовность студентов юридических специальностей вузов к будущей профессиональной деятельности. Чтобы достичь цели, необходимо создать у студентов психофизические предпосылки для проявления устойчивой и высокой работоспособности, профессиональной надежности, способности организма адаптироваться к неблагоприятным воздействиям предметных условий профессиональной деятельности, для снижения заболеваемости и повышения профессионального долголетия; готовности к быстрому овладению и более качественному выполнению трудовых действий.

Задачи курса: 1) сообщить специальные знания о месте и роли профессионально-прикладной физической подготовки в содержании профессиональной компетентности студентов юридических специальностей вузов; о педагогическом потенциале айкидо как средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов; 2) сформировать и развить такие профессионально-значимые свойства и качества личности, как смелость и решительность, выдержка и самообладание, нервно-психическую устойчивость; а также физические качества: быстроту, проявляющуюся во всех ее элементарных формах (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений) в условиях силового противоборства с правонарушителем; скорость бега и выносливость, проявляющуюся в погоне за правонарушителем; силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях силового противоборства с правонарушителем; ловкость, проявляющуюся в способности действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени; профессионально-прикладные двигательные умения и навыки обезвреживания и задержания «правонарушителя».

Курс реализуется в процессе физического воспитания при очной форме обучения. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения - 4 часа в неделю; на третьем и четвертом курсах - по 2 часа.

Программа курса включает в своё содержание - в качестве обязательного минимума - теоретический, практический и контрольный разделы. Содержание теоретического раздела способствует овладению студентами теоретическим материалом, реализация которого осуществляется сообщением специальных знаний для создания мотивации и успешного усвоения обучаемыми практического раздела программы курса.

Содержание практического раздела представлено учебно-тренировочными занятиями. Формой учебно-тренировочных занятий у студентов являются комплексные академические учебные занятия, которые включают средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки в единстве и взаимосвязи с практикой будущей профессиональной деятельности. Структурной единицей учебно-тренировочного процесса выступает учебный семестр, который, в свою очередь, разделяется для первого и второго учебного года на три этапа подготовки, для третьего и четвёртого - на два этапа подготовки.

Учебно-тренировочные занятия проводятся с использованием деловых игр, в рамках которых на основе игрового замысла моделируются ситуации и отношения, приближённые к будущей профессиональной деятельности, требующие выбора оптимальных вариантов решения задач с последующей их практической реализацией.

Содержание учебно-тренировочных занятий представлено тремя разделами, усвоение которых способствует формированию и развитию профессионально значимых свойств и качеств личности, необходимых студентам юридических специальностей вузов для их будущей профессиональной деятельности:

  • раздел №1 - «Боевые приёмы обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо»;
  • раздел №2 - «Преследование, обезвреживание и задержание «правонарушителя» в различных условиях и ситуациях на основе применения айкидо»;
  • раздел №3 - «Учебно-боевая практика».

Все разделы обеспечиваются различными комплексами упражнений: разминочный комплекс упражнений, комплекс упражнений на гибкость, силовой комплекс упражнений, акробатический комплекс упражнений. Для повышения качества выполнения студентами обезвреживания и задержания «правонарушителя» на основе применения айкидо к каждому семестру обучения предъявляются общие и специальные требования.

Содержание контрольного раздела обеспечивает получение информации о качестве освоения теоретического материала и уровне профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Индивидуальной формой текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является зачёт. Курс осуществляет: 1) контроль качества освоения теоретического материала по окончанию каждого семестра обучения с первого по четвёртый, который предусматривает устный опрос студентов по пройденным темам; 2) контроль качества выполнения обезвреживания и задержания «правонарушителя»; 3) контроль уровня общей физической кондиции (состояния физических качеств).

Заключение.

Разработана экспериментальная программа курса «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов юридических специальностей вузов на основе применения айкидо». Программа составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе. Программа включает цель, задачи, содержание, технологию, обеспечивающие повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических специальностей вузов. Областью применения результатов исследования является образовательный процесс высших профессиональных учебных заведений, система повышения квалификации педагогических кадров.

Рецензенты:

  • Фёдорова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Драндров Герольд Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.