Думается, что именно поэтому в ретроспективе отечественной мысли и в современных философско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований и неоднозначностью.
В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3].
Согласно философскому определению, патриотизм - «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [10].
Педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [6].
Таким образом, в понятие патриотизм входит любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Очевидно, что самопожертвование является высшей формой патриотизма, примером его проявления.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.
В России - государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями патриотизм имеет глубокие корни. Так, под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность, не щадя своей жизни, защищать родную землю, свою независимость. Об этом указывает древнегреческий историк Маврикий Стратег: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению...» [8].
Патриотический пафос достаточно ярко прослеживается в памятниках фольклора. В древнерусских былинах («Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин-Царь», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич») выражена идея нравственной красоты защитников Родины - свободолюбивых, добрых, щедрых душой патриотов. Богатыри как мифологические герои в коллективной памяти народа являются гарантом защиты и свободы своей родной земли. Богатыря славили не только за его физическую силу, но и за честь, доброту и бескорыстие.
С принятием христианства в 988 г., Русь перенимает и высокую византийскую культуру. Как отмечает академик Д. С.Лихачев, в связи с этим возникло новое историческое и патриотическое самосознание, требующее иных жанровых форм - летопись с ее динамичным монументализмом [4]. Главная тема летописей - история Русской земли, представленная в борьбе за единство. Раскрывая эту тему, летописцы выделяли роль национального фактора. Так, автор «Слова о полку Игореве» (1187) подчеркивает необходимость обороны русской земли от кочевников и других врагов, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе.
С XVII-го века формируется национальная идея, как фактор сплочения России, где ведущее место принадлежит Русской православной церкви. Формирование у народа патриотического сознания и таких чувств как верность долгу и чести, готовность сражаться за отечество происходит через принятие православных христианских добродетелей.
В XVIII в. произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним». Так, А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [7].
В. Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [1].
В XIX в. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев главными чертами нравственности считали патриотизм и гуманизм. Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев в воспитании патриота-гражданина приоритет отдавали развитию нравственности, долга и ответственности перед народом. К. Д. Ушинский выступал за сохранение в воспитании народной педагогики и подчеркивал важность воспитания любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял огромное влияние труда на становление личности: «Труд - необходимое условие гармонического развития человека - физического, умственного, нравственного, эстетического» [2].
После революции вопросы патриотического воспитания советской молодежи приобретают особую актуальность и необходимость нового содержания. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны.
А. С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом подчеркивается, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [5].
После Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает новое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны.
Особое значение в исследованиях вопросов патриотического воспитания советского периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который возлагал на школу прямую обязанность воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к трудовой и общественной деятельности. «Дороже всего должно быть Отечество - его свобода, независимость, честь, достоинство. Наша великая миссия в том, чтобы каждой клеточкой своего сердца и мозга он впитал в себя великое и святое - интересы Отечества, чтобы в его личном человеческом мире выше всего стояло общественное, гражданское» [9]. В.А. Сухомлинский подчеркивает, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к повседневному труду для общества.
Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме во второй половине XX века, выделяются работы И. С. Марьенко, М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова.
Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимали одно из доминирующих мест в исследованиях ученых-педагогов. Решение данной проблемы зависит от политических, социально-экономических условий страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей и задач патриотического воспитания в разные периоды развития страны. Все это делает данную проблему актуальной в современных условиях.
Рецензенты:
- Апакаев П. А., докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Шабалина О. Л., докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.