Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE IDEAS OF PATRIOTISM IN RETROSPECT THE NATIONAL SCIENTIFIC THOUGHT

Rybakov A.V. 1
1 Mari state university
Conducted historical and pedagogical analysis of the evolution of the concept of "patriotism." Is noted the influence of cultural and historical factors on the essence, aims and objectives of patriotic education. The analysis suggests that the formation of patriotic feelings historically attributed to problems of moral education and employment. The first trend arises from a Christian worldview and can be traced in the monuments of Russian folklore from the XI century. When the unification of Russian lands was possible only in the presence of a single national idea, which was the Orthodox world. Deeds in the name of the Orthodox faith of the war were due to new territory with the enemy - the infidels. In the XVII-XIX centuries. there is a further development of ideas about the formation of patriotism as a moral category of the individual. The second is due to socio-economic situation of the Soviet Union in the postwar years. When it was necessary to lift the country out of the ruins. The Soviet Union needed a younger generation, capable of feats of labor. Patriotism is associated with the everyday physical and mental work for the good of the motherland. At the present stage there is further development of the ideas of patriotic education, and their interpenetration.
moral education
patriotic
patriotism
patriotic education
labor education
На сегодняшний день существует много различных трактовок понятия «патриотизм». Оно рассматривается в разных аспектах: социальном, политическом, историко-культурологическом и т.д. в зависимости от личностных установок исследователя и рассматриваемой сферы деятельности. Не стоит забывать, что такой феномен, как «патриотизм»,  является довольно сложным в своей сущности и поэтому нередко выражается в противоречивых формах, что затрудняет его исследование.

Думается, что именно поэтому в ретроспективе отечественной мысли и в современных философско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований и неоднозначностью.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3].

Согласно философскому определению, патриотизм - «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [10].

Педагогическая энциклопедия характеризует патриотизм как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [6].

Таким образом, в понятие патриотизм входит любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Очевидно, что самопожертвование является высшей формой патриотизма, примером его проявления.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

В России - государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями патриотизм имеет глубокие корни. Так, под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность, не щадя своей жизни, защищать родную землю, свою независимость. Об этом указывает древнегреческий историк Маврикий Стратег: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению...» [8].

Патриотический пафос достаточно ярко прослеживается в памятниках фольклора. В древнерусских былинах («Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин-Царь», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич») выражена идея нравственной красоты защитников Родины - свободолюбивых, добрых, щедрых душой патриотов. Богатыри как мифологические герои в коллективной памяти народа являются гарантом защиты и свободы своей родной земли. Богатыря славили не только за его физическую силу, но и за честь, доброту и бескорыстие.

С принятием христианства в 988 г., Русь перенимает и высокую византийскую культуру. Как отмечает академик Д. С.Лихачев, в связи с этим возникло новое историческое и патриотическое самосознание, требующее иных жанровых форм - летопись с ее динамичным монументализмом [4]. Главная тема летописей - история Русской земли, представленная в борьбе за единство. Раскрывая эту тему, летописцы выделяли роль национального фактора. Так, автор «Слова о полку Игореве» (1187) подчеркивает необходимость обороны русской земли от кочевников и других врагов, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе.

С XVII-го века формируется национальная идея, как фактор сплочения России, где ведущее место принадлежит Русской православной церкви. Формирование у народа патриотического сознания и таких чувств как верность долгу и чести, готовность сражаться за отечество происходит через принятие православных христианских добродетелей.

В XVIII в. произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним». Так, А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [7].

В. Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [1].

В XIX в. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев  главными чертами нравственности считали патриотизм и гуманизм. Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев в воспитании патриота-гражданина приоритет отдавали развитию нравственности, долга и ответственности перед народом. К. Д. Ушинский выступал за сохранение в воспитании народной педагогики и подчеркивал важность воспитания любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он выделял огромное влияние труда на становление личности: «Труд - необходимое условие гармонического развития человека - физического, умственного, нравственного, эстетического» [2].

После революции вопросы патриотического воспитания советской молодежи приобретают особую актуальность и необходимость нового содержания. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны.

А. С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом подчеркивается, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [5].

После Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает новое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны.

Особое значение в исследованиях вопросов патриотического воспитания советского периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который возлагал на школу прямую обязанность воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к трудовой и общественной деятельности. «Дороже всего должно быть Отечество - его свобода, независимость, честь, достоинство. Наша великая миссия в том, чтобы каждой клеточкой своего сердца и мозга он впитал в себя великое и святое - интересы Отечества, чтобы в его личном человеческом мире выше всего стояло общественное, гражданское» [9]. В.А. Сухомлинский подчеркивает, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к повседневному труду для общества.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме во второй половине XX века, выделяются работы И. С. Марьенко, М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова.

Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы  патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимали одно из доминирующих мест в исследованиях ученых-педагогов. Решение данной проблемы зависит от политических, социально-экономических условий страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей и задач патриотического воспитания в разные периоды развития страны. Все это делает данную проблему актуальной в современных условиях.

Рецензенты:

  • Апакаев П. А., докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О. Л., докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.