В условиях реформирования АПК, как никогда, необходима государственная поддержка как рыночного, так и не рыночного сектора экономики села. Именно здесь формируются социальный и научный потенциалы, сохраняются исторические и нравственные традиции общества.
Сегодня современное село предстает многолико: с одной стороны, как поставщик сельскохозяйственной продукции в город, очаг социальной инициативы и предприимчивости, естественный хранитель вековых ценностей нации; с другой, - как место жительства людей, где социальное неблагополучие, бедность и нищета являются далеко не редким явлением.
Реформирование отношений в аграрном секторе проходило достаточно сложно и на современном этапе привело к повсеместному ухудшению всех сторон жизнедеятельности сельского населения, что выражается в:
- ухудшении демографической ситуации в сельской местности;
- неравенстве образовательных возможностей и стартовых условий для развития сельской и городской молодежи;
- низком уровне духовной и культурной жизни на селе;
- миграции наиболее образованной части сельского населения в город;
- низких доходах работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- высокой сельской безработице.
Цель исследования заключается в подтверждении острой необходимости совершенствования государственной поддержки развития социальной сферы сельских территорий.
Результаты исследования.
Сельскохозяйственная сфера является подсистемой всего общества, на которую государством возложены важные функции:
производственная - поставка продовольствия и сельскохозяйственного сырья; обеспечение аграрного сектора трудовыми ресурсами;
социально-культурная - сохранение народных традиций, искусства и художественных промыслов;
природоохранная - поддержка экологического равновесия, сохранение природных ландшафтов;
пространственно-коммуникационная - обслуживание транспортных, электропроводящих, телефонных и других коммуникаций;
контроль над территорией - охрана приграничных территорий от стихийного захвата со стороны соседних государств;
рекреационная - обеспечение отдыха и оздоровления населения страны. [1,5]
Инфраструктурная сеть объектов социальной сферы включает в себя участников рынка социальных услуг различной направленности: учреждения и организации здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансово-кредитных, торговых санаторно-курортных и иных учреждений сферы социальных услуг и представляет собой так же ресурсно-трудовую составляющую региона. [2]
Социальная сфера относится к непроизводственному сектору услуг, который включает отрасли, предприятия, организации, непосредственно связанные и определяющие образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.
Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер.
Образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; дополнительного профессионального образования.
Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции.
Здравоохранение - сеть и деятельность учреждений здравоохранения, кадры врачебного и младшего медицинского персонала.
Социальное обеспечение - учреждения, предназначенные для постоянного социально-бытового и медицинского обслуживания престарелых и инвалидов.
Жилищно-коммунальное хозяйство - жилищный фонд, его благоустройство, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов.
Физкультура и спорт - сеть спортивных учреждений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся спортом.
Связь - передача и приём информации с помощью различных средств, удовлетворение культурно-бытовых потребностей населения.
Производственно-экономическую основу социального развития села определяют состояние и потенциальные возможности сельского хозяйства как основной отрасли материального производства, обеспечивающей формирование занятости, доходов сельских жителей, бюджетных поступлений для поддержания в функциональном состоянии сельских территорий. Экономическое состояние аграрного сектора экономики в значительной степени влияет на благополучие в социальной сфере сельских территорий.
Агропромышленный комплекс является одним из основных секторов экономики республики, и его состояние и уровень развития предопределяет социально-экономическую ситуацию на селе. В сельской местности проживает 254,8 тыс. человек (36,5% общей численности населения республики).
По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Марий Эл площадь земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства, составила 743,0 тыс. га, из них 689,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашни - 447,4 тыс. га. В хозяйствах всех категорий в 2010 г. было произведено валовой продукции на сумму 20,5 млрд. руб. в фактически действовавших ценах, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. В структуре производства по категориям хозяйств доминируют хозяйства населения - 56%, причем их доля в анализируемом периоде возросла более чем на пять процентных пунктов, в то время как на эту же величину снизился удельный вес сельскохозяйственных организаций, практически при неизменном структурном положении крестьянских (фермерских) хозяйств.[3]
Соответственно, агропромышленный комплекс, как многоотраслевая система, тесно связан с социальной сферой сельских территорий.
Таблица 1. Основные показатели социальной сферы села Республики Марий Эл за 2006 и 2010 год.
Основные показатели |
2006 г. |
2010 г. |
||||
Село |
Город |
Село к городу в % |
Село |
Город |
Село к городу в % |
|
Рождаемость, на 1000 чел. |
10,7 |
10,6 |
101,0 |
13,2 |
12,4 |
106,5 |
Смертность, на 1000 чел. |
18,7 |
14,3 |
130,7 |
17,0 |
14,1 |
120,6 |
Учреждения культурно-досугового типа, всего: |
319 |
53 |
в 6 раз |
310 |
49 |
в 6,3 раза |
Число дошкольных учреждений, всего: |
126 |
132 |
95,4 |
118 |
131 |
90,0 |
Число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях, чел. |
86 |
107 |
80,4 |
91 |
109 |
83,5 |
В среднем кв. м. на одного жителя: |
21,0 |
20,7 |
101,4 |
21,6 |
22,9 |
94,3 |
Удельный вес площади жилищного фонда (%), оборудованного: |
|
|
|
|
|
|
водопроводом, |
30,1 |
88,5 |
- |
32,7 |
88,4 |
- |
канализацией, |
23,7 |
86,4 |
- |
25,7 |
85,6 |
- |
центральным отоплением, |
48,7 |
90,4 |
- |
56,9 |
89,8 |
- |
ванной, |
17,6 |
77,4 |
- |
18,5 |
77,2 |
- |
газом, |
84,6 |
86,3 |
- |
84,2 |
86,9 |
- |
горячим водоснабжением. |
13,8 |
76,6 |
- |
15,3 |
76,1 |
- |
Некомфортные условия жизни, отсутствие, в частности, в сельской местности системы современных квалифицированных медицинских и бытовых услуг, привели к усугублению демографической ситуации (Таблица 1). Несмотря на то, что рождаемость в сельской местности выше, смертность на селе гораздо выше, чем в городе. Сравнивая обеспеченность жителей села и города социальными услугами, нельзя не увидеть, что положение сельских жителей по основным социальным факторам многократно хуже городского.
В Республике Марий Эл социальная сфера села переживает кризис. Наблюдается дифференциация в развитии объектов социальной сферы села. Это проявляется в неодинаковых уровнях обеспеченности объектами социальной сферы административных районов. Непропорциональное развитие социальной сферы служит причиной отсутствия комплексного удовлетворения потребностей сельских жителей.
В целях создания условий для повышения престижности проживания в сельской местности, сохранения кадрового потенциала и повышения уровня занятости сельского населения Правительство РФ постановлением от 3 декабря 2002 г. № 858 утвердило федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». В Республике Марий Эл целевая программа была утверждена постановлением правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2003 г. № 42. На текущий момент мероприятия проводятся в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» [4].
Программа социального развития села является комплексной. Она включает решение жилищных и коммунальных вопросов, в первую очередь, электро-, водо-, газоснабжения; качественного содержания сети автомобильных дорог; систему мероприятий в сферах образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения и создания систем телекоммуникационной связи (рис. 1).
Рис. 1 Основные мероприятия республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»
Мероприятия Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников будут направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также на новое строительство, в том числе экспериментально-опытное.
Выполнение мероприятий, направленных на улучшение условий проживания в сельской местности, коснется более 2000 сельских семей. Планируется довести уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности до 45 процентов относительно городского, а также улучшить жилищные условия более 500 молодых семей и молодых специалистов на селе.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит обновить материально-техническую базу учреждений образования.
В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения, к занятиям сельской молодежью физической культурой и спортом.
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности позволит приобщить сельское население как к культурно-историческому наследию, так и к современному искусству.
Объем расходов на реализацию Программы составит 2416,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 868,81 млн. руб. (35,9 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 543,35 млн. руб. (22,5 процента), местных бюджетов - 146,47 млн. руб. (6,1 процента), внебюджетных источников - 857,57 млн. руб. (35,5 процента).
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать финансовые и материально-технические условия для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе;
- снизить заболеваемость и смертность детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села;
- создать необходимую базу для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, для привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи;
- более полно использовать трудовой потенциал села, снизить напряженность на сельском рынке труда путем сохранения рабочих мест на объектах социальной и инженерной инфраструктуры.
Заключение
Исполнение обязательств по республиканской целевой программе социального развития села можно считать лишь первыми шагами на пути к качественному преобразованию уровня жизни сельских жителей: мероприятия в этой сфере нельзя назвать достаточными и исчерпывающими.
Для совершенствования государственного регулирования социальной сферы села, по нашему мнению, необходимо:
- Развивать отрасли социальной сферы, создавая дополнительные рабочие места в сфере торговли и потребительских услуг, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.
- Проводить целенаправленную подготовку кадров для сельской местности по профессиям производственной и социальной сферы.
- Способствовать закреплению молодежи на селе, для чего шире внедрять сельское строительство, в том числе с участием предприятий и организаций сельской местности; осваивать проекты дорожного строительства; развивать жилищно-коммунальное хозяйство.
Рецензенты:
- Смирнов А.А., доктор экономический наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и управление в АПК», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Царегородцев Е.И., доктор экономический наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая кибернетика», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.