Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE SOCIAL SPHERE IN RURAL AREAS

Kadyrov I.R. 1
1 FGBOU VPO "Mari State University"
In this article investigated the social sphere of the village and its implications for the sustainable development of agriculture of the Republic of Mari El. Analyzed indicators of social status of rural areas in the Republic, on the basis of which it can be concluded that the social sphere of the village in a deep crisis. The studies determined that in this situation a major role in solving social problems in rural areas should take on the state. In recent years, have found wide application targeted and target-oriented approaches to the financing of social projects. Accepted targeted programs and implementation of national projects designed to mitigate the existing imbalance in the development of individual sectors and areas. In the Republic implemented a national program ´Social development of village till 2013 ", which requires further improvement.
social sphere
Rural areas
the Republic of Mari El
government regulation
and social development of the village
the republican target program.
 Введение

В условиях реформирования АПК, как никогда, необходима государственная поддержка как рыночного, так и не рыночного сектора экономики села. Именно здесь формируются социальный и научный потенциалы, сохраняются исторические и нравственные традиции общества.

Сегодня современное село предстает многолико: с одной стороны, как поставщик сельскохозяйственной продукции в город, очаг социальной инициативы и предприимчивости, естественный хранитель вековых ценностей нации; с другой, - как место жительства людей, где социальное неблагополучие, бедность и нищета являются далеко не редким явлением.

Реформирование отношений в аграрном секторе проходило достаточно сложно и на современном этапе привело к повсеместному ухудшению всех сторон жизнедеятельности сельского населения, что выражается в:

  • ухудшении демографической ситуации в сельской местности;
  • неравенстве образовательных возможностей и стартовых условий для развития сельской и городской молодежи;
  • низком уровне духовной и культурной жизни на селе;
  • миграции наиболее образованной части сельского населения в город;
  • низких доходах работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
  • высокой сельской безработице.

Цель исследования заключается в подтверждении острой необходимости совершенствования государственной поддержки развития социальной сферы сельских территорий.

Результаты исследования.

Сельскохозяйственная сфера является подсистемой всего общества, на которую государством возложены важные функции:

производственная - поставка продовольствия и сельскохозяйственного сырья; обеспечение аграрного сектора трудовыми ресурсами;

социально-культурная - сохранение народных традиций, искусства и художественных промыслов;

природоохранная - поддержка экологического равновесия, сохранение природных ландшафтов;

пространственно-коммуникационная - обслуживание транспортных, электропроводящих, телефонных и других коммуникаций;

контроль над территорией - охрана приграничных территорий от стихийного захвата со стороны соседних государств;

рекреационная - обеспечение отдыха и оздоровления населения страны. [1,5]

Инфраструктурная сеть объектов социальной сферы включает в себя участников рынка социальных услуг различной направленности: учреждения и организации здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансово-кредитных, торговых санаторно-курортных и иных учреждений сферы социальных услуг и представляет собой так же ресурсно-трудовую составляющую региона. [2]

Социальная сфера относится к непроизводственному сектору услуг, который включает отрасли, предприятия, организации, непосредственно связанные и определяющие образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер.

Образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; дополнительного профессионального образования.

Культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции.

Здравоохранение - сеть и деятельность учреждений здравоохранения, кадры врачебного и младшего медицинского персонала.

Социальное обеспечение - учреждения, предназначенные для постоянного социально-бытового и медицинского обслуживания престарелых и инвалидов.

Жилищно-коммунальное хозяйство - жилищный фонд, его благоустройство, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов.

Физкультура и спорт - сеть спортивных учреждений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся спортом.

Связь - передача и приём информации с помощью различных средств, удовлетворение культурно-бытовых потребностей населения.

Производственно-экономическую основу социального развития села определяют состояние и потенциальные возможности сельского хозяйства как основной отрасли материального производства, обеспечивающей формирование занятости, доходов сельских жителей, бюджетных поступлений для поддержания в функциональном состоянии сельских территорий. Экономическое состояние аграрного сектора экономики в значительной степени влияет на благополучие в социальной сфере сельских территорий.

Агропромышленный комплекс является одним из основных секторов экономики республики, и его состояние и уровень развития предопределяет социально-экономическую ситуацию на селе. В сельской местности проживает 254,8 тыс. человек (36,5% общей численности населения республики).

По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Марий Эл площадь земель, используемых для ведения сельскохозяйственного производства, составила 743,0 тыс. га, из них 689,9 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашни - 447,4 тыс. га. В хозяйствах всех категорий в 2010 г. было произведено валовой продукции на сумму 20,5 млрд. руб. в фактически действовавших ценах, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. В структуре производства по категориям хозяйств доминируют хозяйства населения - 56%, причем их доля в анализируемом периоде возросла более чем на пять процентных пунктов, в то время как на эту же величину снизился удельный вес сельскохозяйственных организаций, практически при неизменном структурном положении крестьянских (фермерских) хозяйств.[3]

Соответственно, агропромышленный комплекс, как многоотраслевая система, тесно связан с социальной сферой сельских территорий.

Таблица 1. Основные показатели социальной сферы села Республики Марий Эл за 2006 и 2010 год.

Основные показатели

2006 г.

2010 г.

Село

Город

Село к городу в %

Село

Город

Село к городу в %

Рождаемость, на 1000 чел.

10,7

10,6

101,0

13,2

12,4

106,5

Смертность, на 1000 чел.

18,7

14,3

130,7

17,0

14,1

120,6

Учреждения культурно-досугового типа, всего:

319

53

в 6 раз

310

49

в 6,3 раза

Число дошкольных учреждений, всего:

126

132

95,4

118

131

90,0

Число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях, чел.

86

107

80,4

91

109

83,5

В среднем кв. м. на одного жителя:

21,0

20,7

101,4

21,6

22,9

94,3

Удельный вес площади жилищного фонда (%), оборудованного:

 

 

 

 

 

 

водопроводом,

30,1

88,5

-

32,7

88,4

-

канализацией,

23,7

86,4

-

25,7

85,6

-

центральным отоплением,

48,7

90,4

-

56,9

89,8

-

ванной,

17,6

77,4

-

18,5

77,2

-

газом,

84,6

86,3

-

84,2

86,9

-

горячим водоснабжением.

13,8

76,6

-

15,3

76,1

-

Некомфортные условия жизни, отсутствие, в частности, в сельской местности системы современных квалифицированных медицинских и бытовых услуг, привели к усугублению демографической ситуации (Таблица 1). Несмотря на то, что рождаемость в сельской местности выше, смертность на селе гораздо выше, чем в городе. Сравнивая обеспеченность жителей села и города социальными услугами, нельзя не увидеть, что положение сельских жителей по основным социальным факторам многократно хуже городского.

В Республике Марий Эл социальная сфера села переживает кризис. Наблюдается дифференциация в развитии объектов социальной сферы села. Это проявляется в неодинаковых уровнях обеспеченности объектами социальной сферы административных районов. Непропорциональное развитие социальной сферы служит причиной отсутствия комплексного удовлетворения потребностей сельских жителей.

В целях создания условий для повышения престижности проживания в сельской местности, сохранения кадрового потенциала и повышения уровня занятости сельского населения Правительство РФ постановлением от 3 декабря 2002 г. № 858 утвердило федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». В Республике Марий Эл целевая программа была утверждена постановлением правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2003 г. № 42. На текущий момент мероприятия проводятся в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» [4].

Программа социального развития села является комплексной. Она включает решение жилищных и коммунальных вопросов, в первую очередь, электро-, водо-, газоснабжения; качественного содержания сети автомобильных дорог; систему мероприятий в сферах образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения и создания систем телекоммуникационной связи (рис. 1).

Рис. 1 Основные мероприятия республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»

Мероприятия Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников будут направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также на новое строительство, в том числе экспериментально-опытное.

Выполнение мероприятий, направленных на улучшение условий проживания в сельской местности, коснется более 2000 сельских семей. Планируется довести уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности до 45 процентов относительно городского, а также улучшить жилищные условия более 500 молодых семей и молодых специалистов на селе.

Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит обновить материально-техническую базу учреждений образования.

В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения, к занятиям сельской молодежью физической культурой и спортом.

Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности позволит приобщить сельское население как к культурно-историческому наследию, так и к современному искусству.

Объем расходов на реализацию Программы составит 2416,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 868,81 млн. руб. (35,9 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 543,35 млн. руб. (22,5 процента), местных бюджетов - 146,47 млн. руб. (6,1 процента), внебюджетных источников - 857,57 млн. руб. (35,5 процента).

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создать финансовые и материально-технические условия для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе;
  • снизить заболеваемость и смертность детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села;
  • создать необходимую базу для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, для привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи;
  • более полно использовать трудовой потенциал села, снизить напряженность на сельском рынке труда путем сохранения рабочих мест на объектах социальной и инженерной инфраструктуры.

Заключение

Исполнение обязательств по республиканской целевой программе социального развития села можно считать лишь первыми шагами на пути к качественному преобразованию уровня жизни сельских жителей: мероприятия в этой сфере нельзя назвать достаточными и исчерпывающими.

Для совершенствования государственного регулирования социальной сферы села, по нашему мнению, необходимо:

  • Развивать отрасли социальной сферы, создавая дополнительные рабочие места в сфере торговли и потребительских услуг, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры.
  • Проводить целенаправленную подготовку кадров для сельской местности по профессиям производственной и социальной сферы.
  • Способствовать закреплению молодежи на селе, для чего шире внедрять сельское строительство, в том числе с участием предприятий и организаций сельской местности; осваивать проекты дорожного строительства; развивать жилищно-коммунальное хозяйство.

Рецензенты:

  • Смирнов А.А., доктор экономический наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и управление в АПК», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Царегородцев Е.И., доктор экономический наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая кибернетика», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.