Существовавшее длительное время геополитическое разделение сфер влияния на мировом рынке сооружения АЭС начинает понемногу меняться в сторону формирования конкурентных отношений. Сегодня на этом рынке стали доминировать покупатели (эксплуатирующие организации и государственные ведомства), которые устанавливают свои требования к проекту АЭС.
МАГАТЭ в докладе за 2009 год значительно увеличила свой прогноз мировых ядерных мощностей. Агентство теперь ожидает, по меньшей мере, появления новых 73 ГВт АЭС к 2020 году, а затем, к 2030 году - от 511 до 807 ГВт [2; 3].
Следует отметить, что в последнее десятилетие мировой рынок сооружения АЭС сместился в сторону стран третьего мира, переходящих к рыночной экономике. А в развитых странах такие проекты тормозятся из-за политической оппозиции. Весной 2011 года Германия на постоянной основе закрыла восемь из своих реакторов и пообещала заглушить остальные к 2022 году. Вскоре после этого итальянцы подавляющим большинством проголосовали за то, чтобы сохранить свою страну неядерной. Швейцария и Испания последовали этому примеру, запретив строительство новых реакторов. Потом японский премьер-министр покончил с планами его страны расширять свой арсенал атомных станций, пообещав радикально уменьшить степень зависимости своей страны от атомной энергии [3].
При этом самый значительный рост показывает азиатский рынок. Так, по состоянию на апрель 2010 г. в Восточной и Южной Азии, по данным Всемирной ядерной ассоциации (WNA), работало 112 ядерных энергетических реакторов, еще 37 строились, а еще 84 блока планировались к строительству [5].
В апреле 2012 года по данным МАГАТЭ в Восточной и Южной Азии количество действующих реакторов составило 115 штук, а строящихся - 40. Таким образом, видна положительная тенденция по увеличению ядерных мощностей в данном регионе [6].
Среди мирового сообщества приоритет обретает мнение, что в Азии набирают силу будущие звезды ядерного рынка, способные затмить традиционную тройку лидеров (РФ, Франция и США). Итак, наиболее амбициозные планы по новым ядерным мощностям заявили Китай, Япония, Южная Корея и Индия (рис. 1).
Рис. 1. Существенный рост атомных мощностей в Азии в период с 1990 по 2009 г.
Согласно данным WNA, озвученным непосредственно перед аварией на АЭС «Фукусима», в стадии строительства находились 65 реакторов, на 158 был оформлен заказ или планируется, а еще 324 предлагаются к строительству [2; 3].
Авария на АЭС «Фукусима» заставила многие страны временно приостановить свои ядерные программы. Однако существенного влияния на дальнейшее развитие она не произвела. После этой трагедии у многих были опасения обвала мирового рынка атомной энергетики. Но конечным результатом стала усилившаяся конкуренция на рынке строительства АЭС с креном в сторону обеспечения безопасности проектов.
В настоящее время, согласно данным WNA, энергетические ядерные реакторы эксплуатируются в 30 странах. Их общее количество составляет 436 штук. Общая установленная мощность составляет примерно 372 ГВт. За 2011 год ядерная генерация составила приблизительно 13,5% от общей мировой генерации [7].
На стадии строительства находятся 62 новых ядерных реактора в 13 странах, которые составляют около 17% существующих генерирующих мощностей. На строительство 150 реакторов оформлен заказ, что эквивалентно 48% существующих мощностей. Таким образом, японская авария существенно не повлияла на мировые планы по развитию атомной энергетики (рис. 2) [6; 7].
Рис. 2. Распределение количества строящихся атомных блоков по странам.
По данным МАГАТЭ, на апрель 2012 года наиболее активными в плане строительства новых ядерных мощностей являются три региона: Восточная и Южная Азия, Ближний Восток и Европа, преимущественно Центральная и Восточная (рис. 3) [6].
Рис. 3. Распределение количества ядерных реакторов по регионам.
К наиболее вероятным регионам строительства АЭС в мире относятся Восточная и Южная Азия, Ближний Восток и Африка:
- Китай, Южная Корея, Индия, Вьетнам, Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Таиланд;
- Турция, Армения, Иран, Пакистан, Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт;
- Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, ЮАР.
Именно вьетнамский рынок имеет все шансы стать в ближайшие годы ареной показательной конкурентной борьбы за возможность стать лидером в деле распространения «ядерного ренессанса» в Азии. В настоящее время в стране планируется построить 2 реактора общей мощностью 2 ГВт, а затем к 2020 году увеличить ядерные мощности еще на 2 ГВт. В целом власти страны планируют к 2030 году построить АЭС общей мощностью 15-16 ГВт, что обеспечит примерно 10%-ную долю ядерной энергетики в общем энергобалансе страны. При этом Вьетнам крайне нуждается в успешной реализации проекта своей первой станции, ведь от этого зависит будущее всей атомной программы [3; 5; 7].
Индийский рынок - особый случай. Здесь эксплуатируется 19 энергоблоков АЭС, еще 7 строится (в том числе 2 блока на АЭС «Куданкулам» при участии российского ЗАО «Атомстройэкспорт»). Общая установленная мощность атомных энергоблоков составляет 4,2 ГВт, они обеспечивают около 3,7% всей энерговыработки в Индии. Есть планы по сооружению 17 блоков и в более долгосрочной перспективе - еще 24. Власти хотят к 2020 году повысить общую мощность АЭС до 20 ГВт. При этом ресурсы Индии довольно ограниченны, благодаря чему Росатому удалось предварительно договориться о значительном объеме строительства (более 10 блоков) [3; 5; 7].
Китай в настоящее время имеет в арсенале 22 атомных блока общей установленной мощностью около 17 ГВт (включая ядерные мощности на территории Тайваня). На стадии строительства находятся еще 28 блоков, их суммарная мощность составит свыше 30 ГВт. А планы по строительству составляют еще 35 блоков. К 2020 году власти страны планируют увеличить общую мощность ядерной генерации до 80 ГВт - по 7 ГВт ежегодно [5; 7].
В Южной Корее на настоящий момент эксплуатируются 23 атомных блока общей установленной мощностью 20 ГВт. Еще 3 блока строится. Доля атомной энергетики в стране составляет приблизительно 35%. К 2020 году планируется расширить парк атомных реакторов до 35, чтобы общая мощность ядерной генерации составила 43 ГВт, а ее доля в энергетическом балансе возросла до 60% [5; 7].
Однако целый ряд стран Азии, не имевших до последнего времени собственной атомной энергетики, также заявил о планах по ее развитию.
Индонезия планирует строительство двух реакторов ориентировочно к 2025 году, в перспективе - еще 4, чтобы общая мощность АЭС составила 6 ГВт. Внутри страны спрос на электроэнергию стремительно растет. Правительство заявляло о готовности вложить в строительство АЭС порядка 8 млрд долларов [3; 5; 7].
Таиланд собирается построить сначала 2 атомных энергоблока, а всего от 4 до 6. Власти страны планируют к 2020 году создать минимум 4 ГВт ядерных мощностей. Интерес к атомной энергетике возродился в стране после того, как был сформулирован прогноз роста спроса на электроэнергию: в среднем на 7% в год в течение 20 лет. Министерство энергетики страны заявило, что в бюджете предусмотрены деньги на подготовительные работы [3; 5; 7].
Бангладеш собирается к 2020 году построить 2 энергоблока общей установленной мощностью 2 ГВт. При этом уже заключен контракт с госкорпорацией «Росатом» [3; 5; 7].
Пакистан в настоящее время эксплуатирует 3 атомных энергоблока блока общей установленной мощностью 725 МВт. Доля ядерной генерации в стране составляет приблизительно 3,8%. На стадии строительства находятся еще 2 блока. Власти страны планируют к 2020 году как минимум удвоить долю атомной энергетики, а по возможности довести до 10%-ного уровня. К 2030 году общая мощность АЭС в Пакистане, по плану, должна составить 7,5 ГВт, т.е. увеличиться в 10 раз [5; 7].
Несколько слов о российском присутствии на мировом рынке
На конец 2010 года Росатом имел договоренности на сооружение 12 энергоблоков. В том числе: 1 блок на АЭС «Бушер» (Иран), 1 блок на Армянской АЭС, 2 блока на АЭС «Куданкулам» (Индия), 2 блока на АЭС «Белене» (Болгария), 2 блоках на Хмельницкой АЭС (Украина) и 4 блока на АЭС «Аккую» (Турция).
В 2011 году количество энергоблоков увеличилось до 21 в 9 странах. К перечисленным выше проектам добавились контракты: 2 блока АЭС «Куданкулам» (Индия) и 2 блока АЭС «Ниньтхуан» (Вьетнам), а также по 2 энергоблока для АЭС «Руппур» (Бангладеш) Тяньваньской АЭС (Китай) и Белорусской АЭС [4].
Международное энергетическое агентство (IEA) в своем обзоре мировой энергетики до 2035 года сообщает, что доля ядерной энергии в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) немного подрастет за прогнозируемый период - с 6% в 2009 г. до 7% в 2035 г. В этих странах ожидается рост ядерных мощностей на 53 ГВт, с достижением 380 ГВт к концу 2035 г. Еще 17 стран объявили о намерении построить АЭС. Подавляющая часть строящихся АЭС (55 из 67) находится в не входящих в ОЭСР странах.
Строящий 110 ГВт ядерных мощностей Китай один обеспечит почти половину их прогнозируемого мирового роста до 2035 г. - таков пересмотренный в сторону увеличения прогноз IEA [9].
Агентство по ядерной энергии (NEA) совместно с IEA под эгидой ОЭСР проводят расчеты прогнозируемых цен на электроэнергию. Производится расчет приведенной стоимости производства электроэнергии (levelised costs of electricity, LCOE) для различных типов станций, в том числе и для АЭС, с учетом двух ставок дисконтирования 5 и 10%. В арсенале этих организаций находятся данные по 190 электростанциям в 21 стране мира.
Ниже представлены результаты исследования конкурентоспособности ядерных технологий при производстве электроэнергии, проведенного в 2010 году (рис. 4, 5) [8].
Рис. 4. Приведенная стоимость производства электроэнергии на различных станциях по регионам (в случае 5%-ной ставки дисконтирования).
Рис. 5. Приведенная стоимость производства электроэнергии на различных станциях по регионам (в случае 10%-ной ставки дисконтирования).
Из приведенных графиков видно, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе развитие атомной энергетики является самым перспективным направлением, причем в обоих случаях ставки дисконтирования. При этом следует учесть относительный разброс стоимости по различным странам, который возникает вследствие особенностей реализации проекта в каждом отдельном случае.
При этом стоит отметить, что развивающиеся страны, как правило, испытывают недостаток собственных средств на строительство. Это требует от проектных компаний разработки и реализации новых схем финансирования международных проектов строительства станций, внедрения современных механизмов государственно-частного партнерства, диверсификации источников финансирования, привлечения крупных инвестиций, а также внедрения системы проектного финансирования для своевременного освоения средств. Очевидно, что российским компаниям необходимо наравне с зарубежными конкурентами предлагать не просто технически конкурентоспособный проект сооружения АЭС, но целый комплексный пакет для покупателя, включающий также современные технологии управления и организацию финансирования проекта.
В настоящее время на мировом рынке строительства АЭС фигурирует около 10 современных проектов реакторов поколений «3» и «3+». Между различными проектами АЭС наблюдается жесткая конкуренция. Дополнительной причиной обострения конкурентной борьбы стало повышение требований покупателей. В ходе тендеров они выбирают проект с учетом технико-экономических показателей: капитальных затрат (единовременных и на базе жизненного цикла АЭС), сроков строительства, эксплуатационных расходов, сроков окупаемости проекта, затрат на вывод станции из эксплуатации и т.д.
Важным элементом процедуры принятий решения о выборе предпочтительного проекта АЭС является оценка экономических рисков инвестиционных проектов (ИП), порождаемых в основном неопределенностью макроэкономических условий развития (динамика цен и тарифов на электроэнергию, топливо, стоимость рабочей силы и т.п.). Среди продавцов же выигрывает тот, кто способен наиболее гибко приспособиться к требованиям покупателя ядерных технологий и объектов.
Возникает необходимость совершенствования и развития методики оценки экономической эффективности и конкурентоспособности проектов АЭС для их строительства в разных странах с учетом национальных условий страны, определяемых экономическими, политическими, правовыми, институциональными и прочими факторами [1; 2].
Рецензенты
- Смирнов М.И., д.техн.н., профессор, генеральный директор, ЗАО «Нафтам-ИНПРО», г. Москва.
- Астахов А.А., д.экон.н., профессор, советник директора, Федеральное государственное унитарное предприятие «Ситуационно-кризисный центр Росатома», г. Москва.