Актуальность рассматриваемой нами проблемы поиска педагогических условий нравственного становления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе обусловлена рядом объективных обстоятельств. Прежде всего, это масштаб и радикальность социально-экономических изменений, которые произошли в российском обществе в 90-е годы XX века. Во-вторых, неизбежностью изменения морали в период радикальных изменений в обществе. В-третьих, изменения отношений общества и бизнеса, которые в последние десятилетия привели к принципиально новому взгляду на взаимовлияние экономической активности менеджеров и этических норм в управленческой деятельности. В-четвертых, недостаточная разработанность научно-методического обеспечения процесса нравственного становления будущих менеджеров в вузах, готовых к проявлению обоснованных мотивов нравственного поведения в управленческой деятельности.
Решение заявленной проблемы невозможно было без понимания самого феномена мотивов нравственного поведения. Определение сущности его в нашем исследовании и особенностей реализации позволили нам выявить педагогические условия, способствующие этому процессу.
Так как в педагогике существует разночтенье в отношении понятия «педагогические условия», уточним нашу позицию. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой педагогические условия рассматриваются как совокупность внешних объектов и внутренних особенностей, определяющих существование, функционирование и развитие, эффективное решение поставленной проблемы [6, с.171]. Нами было выявлено, что базовым педагогическим условием нравственного становления будущих менеджеров должно быть формирование мотивов нравственного поведения студентов через расширение их информационного поля в вопросах этики управления.
Необходимость введения данного педагогического условия продиктовано тем, что отношение личности к соблюдению нравственных норм является одним из структурных составляющих поведенческого компонента. А данное отношение, по мнению ученых, представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией [1, с.3].
В науке нравственность человека принято рассматривать как интегративную личностную характеристику, основной критерий оценки которой - мотивация поступков [9]. Однако достижение уровня сознательно принимаемых и обоснованных мотивов этического поведения в виде устойчивых принципов и убеждений рассматривается как высшая ступень социальной зрелости и нравственного самоопределения личности. До этого этапа субъект должен пройти ступени социальной мотивации поведения от уровня подсознательного стимулированием поведения инстинктами к уровню обыденного нравственного сознания, связанного с мотивированием обычаем или подражанием, а затем - к уровню осознанного принятия мотивов нравственных поступков.
Сензитивным этапом нравственного и профессионального становления является студенческий возраст, поскольку в этот период происходят важные изменения в мировоззрении, системе убеждений, направленности личности, что обеспечивает в дальнейшем этический способ взаимоотношений субъекта с миром. Поэтому в процессе профессиональной подготовки студентов необходимо обратить пристальное внимание на мотивацию нравственного поведения будущих специалистов, так как именно в этом возрасте из мотивов поведения активно складываются вышеназванные смысловые образования личности, формируется способ взаимодействия личности с социумом. Именно поэтому педагогическое условие мы связываем с формированием мотивов нравственного поведения.
Кроме того, из анализа литературы [4, 9] мы выяснили, что в психологии основными мотивами нравственного поведения учащихся и студентов считаются социальные и познавательные мотивы. Социальные мотивы включают в себя стремления к самоутверждению и социальному самоопределению, к личностному общению, к идентификации и др. Познавательные мотивы предполагают стремление к экспериментированию, моделированию, творчеству, к постижению и оценке мира и себя в нем. Учитывая это, мы предприняли попытку сформировать мотивы нравственного самоопределения через расширение информационного поля будущих менеджеров в вопросах этики управления.
Мы исходили из того, что современное общество существует одновременно в объективной и субъективной реальности под названием информационное пространство. Объективный характер информационного пространства проявляется в том, что его существование не зависит от человека, а его развитие является результатом жизнедеятельности всего человечества. Субъективность информационного пространства заключается в том, как и каким образом человек воспринимает его и осознает. То есть это модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие человеком окружающего информационного мира, отношение к этому миру.
Частью информационного пространства является информационная среда, определяемая как «ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, в котором непосредственно протекает жизнь и деятельность индивида» [5, с. 20]. Вид основной деятельности (а для студента это - профессионально-познавательная) определяет характер информационной среды будущего менеджера. Данная деятельность его протекает в информационной среде изучаемой дисциплины или студенческой группы, вуза и т.д.
Создание данной информационной среды в вузе связано с усилиями отдельной группы людей. Если мы говорим о профессиональной подготовке будущего менеджера в вузе, то его информационная среда формируется: 1) преподавателем; 2) педагогическим или студенческим коллективом вуза; 3) государством как общественным институтом.
Информационная среда имеет ряд характеристик, включающих в себя: 1) материальное обеспечение, т.е. наличие материальных носителей информации и их хранилища; 2) информационное обеспечение, т.е. возможность доступа к материальным носителям информации, сформированность у студента навыков работы с информацией; 3) коммуникативное обеспечение, т.е. возможность необходимого и полноценного общения на учебном занятии непосредственно или с помощью средств коммуникации, со студентами и преподавателем.
Одна из особенностей информационной среды заключается в том, что она предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и др. Умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе профессиональной подготовки студента в вузе [5].
Таким образом, информационная среда будущего менеджера в нашем случае рассматривается как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется его профессионально-познавательная деятельность и которая направлена на развитие нравственного сознания будущего специалиста и формирование мотивов поведения.
Кроме того, каждый студент имеет свое информационное поле. Опираясь на определение Е.А. Ракитиной и В.Ю. Лысковой [5], информационное поле студента мы трактуем как субъективное отражение информационного пространства и информационной среды в его сознании. Развитие информационного поля будущего менеджера как специалиста не прекращается в течение всей его жизни, оно направлено на осмысление фактов, событий, ситуаций окружающей действительности в ходе профессиональной подготовки в вузе, затем - в профессиональной деятельности, самообучении, общении с коллегами и т.д.
В это понятие включаются не только осознанные факты, события окружающей действительности, знания индивида, но и мысли, планы, чувства, желания, потребности, представления, интуитивные догадки, озарения человека. К таким потребностям нужно отнести, прежде всего, потребность в самоопределении личности будущего руководителя и возникающих на ее основе потребностей в самовыражении и саморазвитии.
Информационное поле будущего менеджера является сложным, многомерным образованием его личности. Оно характеризуется: 1) его личностным и жизненным опытом, профессиональными умениями и навыками; 2) индивидуальными психологическими особенностями: типом восприятия, памяти, стилем мышления, быстротой реакции и т.д.; 3) личностными, общественными (групповыми) и профессиональными интересами и мотивами, в том числе мотивами нравственного поведения [3, с. 178].
Отсюда следует, что формирование устойчивых мотивов нравственного поведения будущего менеджера напрямую связано с умением преподавателей вуза задействовать в процессе профессиональной подготовки имеющийся у студента опыт (жизненный, личностный, опыт нравственного поведения) с учетом индивидуально-психологических особенностей его личности, потребности в поисках необходимой информации в области этики управления при подготовке к практическим занятиям.
При этом важно, чтобы преподаватели таких дисциплин, как «Менеджмент», «Управление персоналом», «Основы этики и культуры делового общения», умели создавать ситуацию информационного дефицита для поиска необходимой информации не только по своему предмету, но и в области этики управления.
Ситуации информационного дефицита на занятиях обеспечивают вовлечение студента в активную информационную деятельность, связанную с поиском ответа на поставленную этическую проблему применительно к профессиональной деятельности. Последнее при этом будет способствовать раскрытию личности будущего менеджера, обогащению его профессионального опыта, актуализации познавательных потребностей и, в конечном счете, формированию у них устойчивых мотивов нравственного поведения.
Создание ситуаций информационного дефицита вовлекает студентов в целенаправленно организованную информационную деятельность. Важными особенностями этой деятельности являются признание студента её субъектом, в котором особое место отводится самостоятельности и активности обучающегося, реализация принципа вариативности учебного процесса; создание ситуаций выбора правильного решения поставленных задач или поиск путей выполнения заданий по той или иной проблемной ситуации.
Преподаватель при этом выступает в двух основных позициях: организатора и консультанта [2]. В каждой из них он организует взаимодействие студентов в той или иной ситуации проявления нравственности в информационной среде. В позиции организатора он налаживает взаимодействие студентов с социальным и физическим окружением: формирует подгруппы, координирует выполнения заданий; стимулирует студентов к поиску и переработке информации в области этики управления. В позиции консультанта-помощника преподаватель направляет учебно-информационную и профессионально-познавательную деятельность студентов, побуждая их самостоятельно искать и перерабатывать необходимую учебную информацию; продуцировать новое знание в области морали и нравственности руководителя; самостоятельно определять цели и задачи; принимать решения в процессе выбора ценностей и нравственного поступка, то есть делать правильный выбор своего поведения в управленческой деятельности.
Этим требованиям соответствует, по нашему мнению, применение совокупности определенных методов и средств, в основе которых лежит вовлечение студентов в активную учебно-познавательную и информационную деятельность, направленных на формирование мотивов нравственного поведения (прагматических, нравственных, мотивов самоопределения, познавательных, личной ответственности) студентов с опорой на информационный интерес и личный опыт; умений самостоятельно конструировать свои этические знания из имеющегося объема учебной информации, ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать противоречивые ситуации морали и нравственного поведения руководителей разного уровня.
К основным методам, позволяющим положительно влиять на развитие мотивов нравственного поведения будущих менеджеров, мы относим анализ и синтез специально подобранных текстов, групповые дискуссии, «мозговой штурм» по объяснению пословиц и поговорок, кейс-стади, выполнение этических заданий и решение этических задач.
Так, на практическом занятии по теме «Организационная культура» в процессе изучении курса «Менеджмент» студентам было предложено следующее задание: «подберите несколько пословиц и поговорок, которые лучше всего характеризуют ситуацию изученной вами на практике организации по следующим позициям: нравственное отношения рядовых работников к руководству; нравственное отношение руководства к работникам; нравственное отношение исполнителей к делу; нравственное отношение к изменениям в организации» [8, с.11].
При подготовке к семинарскому занятию по теме «Методы воздействия на подчиненных» в курсе «Управление персоналом» нами было сформулировано следующее задание: «ниже приведен ряд пословиц; напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу или поговорку с точки зрения действующей в организации системы справедливого стимулирования труда работников и мотивов их нравственного поведения».
Одним из методов реализации рассматриваемого педагогического условия выступали кейс-стади. Ниже нами приведен пример по применению данного метода для развития информационного поля студентов и формирования мотивации к нравственному поведению будущих менеджеров.
Ситуация: Исходя из структуры нравственных отношений, которые по своему содержанию включают в себя принципы и нормы, усвоенные человеком по отношению к обществу, к другим людям и самому себе, определите параметры нравственного здоровья коллектива в организации, где вы были на практике. Сформулируйте основные моральные нормы отношений внутри данной организации.
Приведем примеры этических заданий при изучении темы «Мотивация подчиненных в работе руководителя» [7, с.69], которые активно использовались нами в процессе изучения курса «Управление персоналом».
Этическое задание 1. Из предложенного списка возможных льгот выберите те, которые, по вашему мнению, наиболее привлекательны для работников частного рекламного агентства:
а) обеспечение питания: оплаченные компанией чай, кофе, печенье, минеральная вода, бесплатные обеды, доплаты на питание, продуктовые наборы, пикники в дни отдыха;
б) символы статуса: предоставление служебного автомобиля, отдельный кабинет, современная оргтехника;
в) подарки: сувениры с символикой компании, туристические поездки, скидки на товары компании;
г) организационная работа: ротация, свободный график работы, гибкий график работы, участие в принятии решения;
д) компенсация расходов работников: беспроцентные ссуды, медицинская страховка, оплата занятий спортом, оплата мобильного телефона.
Этическое задание 2. Напишите, какие позитивные и негативные ценности, разделяемые персоналом, вы можете указать, выделив их по разделам: отношение работников к труду, отношение к руководству, отношение к клиентам.
Данные проведенного нами исследования показали, что введение описанного нами педагогического условия повышает интерес студентов к изучаемым темам курсов, стимулирует поиск новой информации при подготовке к семинару, на конкретном примере заставляет задуматься и понять мудрость народной мысли, особенности нравственного поведения разных руководителей, объясняет результаты мотивации работников, формирует собственные позиции, установки и мотивы нравственного поведения.
Рецензенты:
- Савва Л.И., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
- Сайгушев Н.Я., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.