Используемые в настоящее время методы диагностики рака толстой кишки малоэффективны для обнаружения опухоли до ее клинической манифестации. Белковые онкомаркеры, детектируемые в сыворотке/плазме крови при помощи иммуноферментного анализа, несмотря на относительно высокую специфичность (до 97 %), не обладают достаточной чувствительностью - не более 60 % [4], что ограничивает их использование для ранней диагностики рака толстой кишки. Большую распространенность при скрининге рака толстой кишки получили биохимические и иммуногистохимические тесты, идея которых основывается на обнаружении скрытой крови в фекалиях пациента [5]. Однако этот подход не удовлетворяет потребностей клинической онкологии из-за низкой чувствительности и специфичности. Действительно, далеко не все злокачественные новообразования толстой кишки характеризуются кровотечением. С другой стороны, скрытое кровотечение может сопровождать ВЗК [5], что сразу ставит актуальную задачу дифференциальной диагностики воспалительных и онкологических заболеваний кишки.
Таким образом, поиск новых маркеров, пригодных для ранней диагностики рака толстой кишки, которые бы позволяли выявить заболевание с высокой чувствительностью, а также специфичностью, позволяющей дифференцировать опухоли от ВЗК, является актуальной задачей. В качестве таких маркеров наиболее перспективным представляется использование патогенетически значимых молекулярно-генетических маркеров, которые могут быть обнаружены в циркулирующей крови. Действительно, ДНК трансформированных (опухолевых) клеток обнаруживаются во внеклеточных ДНК, циркулирующих в плазме крови (цир. ДНК) [2], и могут быть использованы для малоинвазивной диагностики опухолей. Одним из таких методов для ранней диагностики рака толстой кишки является определение в крови метилированной ДНК гена SEPT9, кодирующего синтез гена-супрессорасептина-9 [6].
Целью работы явилось провести сравнительный анализ эффективности дифференциальной диагностики воспалительных и онкологических заболеваний у больных с положительным результатом теста на скрытую кровь в кале с помощью определения эпигенетических маркеров (метилированная форма ДНК гена SEPT9) в составе циркулирующей ДНК крови и пептидных копрологических маркеров.
Материалы и методы. Исследования были проведены на базе ГБУ Ростовской области «Областной консультативно-диагностический центр» с 2008 по 2011 г. На первом этапе больным проводили анализ кала на скрытую кровь (СКК) с помощью фотометрического анализатора Sentifob и теста FOB Gold. Тест FOB Gold позволял точно определить количественное содержание гемоглобина в кале без предварительного придерживания пациентами диеты. Метод основан на реакции агглютинации антиген-антитело между присутствующим в образце гемоглобином человека и анти-гемоглобин-антитело на латексных частицах. Агглютинация измерялась как увеличение при абсорбции в 570 нм, единица которой пропорциональна количеству гемоглобина человека в образце.
Далее у 71 пациента (42 мужчин и 29 женщин) в возрасте 38-72 лет с положительным результатом анализа кала на СКК определяли уровень фекального кальпротектина и проводили тест на детекцию метилированной ДНК гена SEPT9 среди цир. ДНК.
Количественное определение содержания кальпротектина в образцах стула проводили иммуноферментным анализом (ELISA) с помощью стандартных наборов Buhlmann (Швейцария).
Наличие метилированной ДНК гена SEPT9 определяли в крови с помощью ПЦР. Для проведения методики использовали EpiproColontest (Epigenomics, Германия). Образцы ДНК модифицировали путем бисульфитной конверсии по стандартному протоколу по DevosT. etal.[6], очищали с помощью наборов для выделения модифицированной ДНК «BisulfitessDNAIsolationKit» фирмы «BioSilicaLtd.». В образцах плазмы одновременно определяли ДНК SEPT9 ибета-актина (ACTB). Вывод об обнаружении гена SEPT9 делали, если количество циклов при анализе ДНК SEPT9 было менее 45, а АСТВ - менее 36. Вывод об отрицательном результате делали при отсутствии специфичного участка ДНК либо при превышении количества циклов для SEPT9 более 45, а для АСТВ - более 36 циклов.
В качестве контрольной была сформирована выборка из 25 практически здоровых пациентов (возрастной интервал - 40-60 лет. 4 мужчин и 11 женщин), безонкологических и воспалительных заболеваний кишки в анамнезе.
На окончательном этапе пациентам проводили колоноскопию. В результате проведения колоноскопии забирали биоптаты кишки для последующего гистологического анализа. Препараты окрашивали гематоксилином и эозином, проводили световую микроскопию.
Статистическую обработку результатов проводили с использованием компьютерной программы STATISTICA 7.0 (StatSoft, США).
Результаты и их обсуждение
Результаты определения уровня фекального кальпротектина у 71 больных с положительным результатом теста на СКК и 25 здоровых пациентов отражены в табл.1.
Таблица 1 Результаты определения уровня фекального кальпротектина у больных с положительным результатом теста на СКК и у здоровых пациентов
Фекальный каль- протектин |
Больные с положительным результатом теста на СКК (n=71) |
Здоровые пациенты (n=25) |
р |
Среднее значение (M±m), мг/г |
172,2±5,9 |
33,9±3,2 |
<0,001 |
Число больных с уровнем кальпротектина<50 мг/г, абс. (%) |
6 (8,5%) |
23 (92%) |
<0,001 |
Число больных с уровнем кальпротектина³50 мг/г, абс. (%) |
65 (91,5%) |
2 (8%) |
<0,001 |
Фекальный кальпротектин является пептидным маркером, позволяющим дифференцировать органические и функциональные кишечные заболевания [7]. Кальпротектин высвобождается из нейтрофилов и тканевых макрофагов во время их активации или гибели и вовлекается в активный воспалительный процесс [10]. Кальпротектин является стабильным химическим веществом и медленно разлагается протеазами микроорганизмов. В результате прямое обнаружение кальпротектина в кале отражает степень воспалительного иммунного ответа в различных регионах ЖКТ [11]. У здоровых людей «нормальные» уровни кальпротектина в стуле ≤ 50 мг/г [12]. В работе было установлено, что уровень фекального кальпротектина среди больных с положительным результатом теста на СКК был выше контрольных величин в 5,1 раз (p<0,001). У 65 пациентов с положительным результатом теста на СКК уровень кальпротектина значительно превышал верхнюю границу нормального диапазона и колебался в 50 % наблюдений от 145 до 219 мг/г. В контрольной группе число пациентов с повышенным кальпротектином составило 2 человека. Однако пептид был повышен незначительно и составил у одного пациента 61 мг/г, а у второго - 65 мг/г.
Положительный тест на СКК и повышение фекального кальпротетина явилось основанием для проведения колоноскопии. В результате из 71 пациента у 39 был диагностирован рак толстой кишки, а у 32 - ВЗК (30 пациентов - неспецифический язвенный колит и у 2 больных - болезнь Крона). Уровень кальпротектина при ВЗК оценивали в зависимости от клинической активности колита. Клиническую активность колита оценивали с помощью балльной шкалы D. Rachmilewitz (1989). Сумма баллов от 0 до 4 соответствовала ремиссии заболевания, 5-10 баллов - низкой, 11-15 баллов - средней и более 16 баллов - высокой степени клинической активности неспецифического колита.
Содержание фекального кальпротектина (мкг/г) у больных с воспалительными и опухолевыми заболеваниями толстой кишки отражено в табл. 2.
Таблица 2 Содержание фекального кальпротектина (мкг/г) у больных с воспалительными и опухолевыми заболеваниями толстой кишки
Группы больных |
M±m |
Me [25;75] |
Больные с ВЗК: в т.ч. |
238,8±5,7* |
235 [221;257] |
Ремиссия (n=4) |
85,3±3,2 |
86 [75;94] |
Низкая активность (n=7) |
120,7±7,4* |
120 [108;133] |
Умеренная активность (n=21) |
264,5±6,2* |
265 [243;276] |
Больные со злокачественными опухолями кишки (n=39) |
95,5±5,4 |
94 [82;106] |
Примечание: M±m - cредняя выборочная и ошибка средней, Ме - медиана, [25;75] - значения нижнего и верхнего квартилей, *- достоверные отличия по сравнению с больными со злокачественными опухолями при p<0,001.
Средние концентрации кальпротектина в образцах кала у больных ВЗК составили 238,8±5,7мкг/г, что было в 2,5 раза выше (p<0,001) в отличие от аналогичных показателей пациентов со злокачественными опухолями (95,5±5,4 мкг/г). С повышением клинической активности ВЗК повышался и уровень фекального кальпротектина. Больные в основном были с умеренной активностью неспецифического колита. При этом значимых различий концентраций кальпротектина у больных ВЗК в состоянии ремиссии и у пациентов с опухолевыми образованиями кишки не наблюдалось, что требует более тонких методов дифференцировки заболеваний.
За последнее десятилетие исследований процессов развития раковых опухолей биологи установили, что у человека имеется сложная система молекулярных механизмов, при участии которых внешние факторы могут изменять поведение генов, не влияя на заключенную в них информацию [2]. Химические группы - эпигенетические маркеры - присоединяются либо к самой ДНК, либо к гистоновым комплексам, на которые эта ДНК закручена. К маркерам подобного типа относятся метильные группы [8]. Септины - белки, функции которых заключаются в построении белкового остова, осуществляющего поддержку клетки во время процесса деления. Они обеспечивают децентрализацию плазматической мембраны и запускают механизм, необходимый для разделения цитоплазмы. Белок septin-9 является онкосупрессором и регулирует деление цитоплазмы или цитокинез в клетках кишки. Ген SEPT9 кодирует синтез белка septin-9. Метилирование ДНК этого гена прекращает его активную работу и «выключает» синтез белка-супрессора ракового роста. Повреждение экспрессии гена SEPT9 ассоциировано с развитием колоректального рака (КРР). Наличие в крови неактивного гена-супрессора раковой опухоли свидетельствует о процессах развития опухоли в кишечнике, отражает такие события, как пролиферация клеток и ангиогенез в опухоли [6].
Среди 39 больных КРР в сыворотке крови метилированная ДНК гена SEPT9 была обнаружена у 34 пациентов, а у 5 больных результат теста был отрицательным. В контрольной группе ложноположительный результат наблюдался только у 1 больного, во всех остальных наблюдениях метилированная ДНК гена SEPT9 отсутствовала. Таким образом, диагностическая чувствительность эпигенетического теста EpiproColon в отношении выявления онкологических заболеваний составила 87,1 %, диагностическая специфичность - 96 %, диагностическая эффективность 90,6 %. В клиническом исследовании, проведенном Lofton-DayC. etal. в 2008 году, были получены иные, но схожие цифры эффективности теста по выявлению метилированной ДНК гена SEPT9: диагностическая чувствительность 69 %, а диагностическа специфичность 86 % [8]. Несколько большую чувствительность теста в нашем исследовании можно объяснить тем, что исследование проводили среди больных с положительным результатом теста на СКК.
Среди онкологических больных рак толстой кишки I стадии был диагностирован у 5 (12,8 %), IIА стадии у 11 (28,2 %), IIВ стадии у 9 (23,1 %), IIС стадии у 4 (10,3 %), III стадии у 6 (15,4 %) и IV стадии у 4 (10,2%) пациентов. На следующем этапе определяли эффективность эпигенетического теста обнаружения метилированной ДНК гена SEPT9 среди больных КРР на ранней стадии (I), во II стадии и поздних этапах (III-IV стадии) заболевания. Среди больных КРР на I стадии заболевания отрицательный тест встречался у 1 (20 %) больного, на II стадии - у 4 (16,7 %) пациентов и на III-IV стадиях отрицательных результатов не встречалось. Диагностическая эффективность на I стадии заболевания составила 80 %, на II стадии - 83,3 % и на III-IV стадии - 100 %. Таким образом, эффективность теста была высокой и на ранних стадиях КРР, но с повышением стадии рака толстой кишки диагностическая чувствительность изучаемого молекулярного теста повышалась.
На следующем этапе была изучена взаимосвязь между локализацией рака толстой кишки и чувствительностью теста по выявлению метилированной ДНК гена SEPT9 в крови (табл. 3).
Таблица 3 Результаты теста по выявлению метилированной ДНК гена SEPT9 в крови у больных раком толстой кишки в зависимости от локализации опухоли
Локализация рака толстой кишки |
Обшее число больных |
Число больных с положительным результатом теста |
Диагностическая чувствительность теста |
Слепая кишка |
3 |
3 |
100
|
Восходящая ободочная кишка |
4 |
4 |
100 |
Печеночный изгиб |
1 |
1 |
100 |
Поперечная ободочная кишка |
3 |
2 |
66,7 |
Селезеночный изгиб |
1 |
1 |
100 |
Нисходящая ободочная кишка |
1 |
1 |
100 |
Сигмовидная кишка |
11 |
9 |
81,8 |
Ободочная кишка неуточненной локализации |
1 |
1 |
100 |
Ректосигмовидное соединение |
3 |
2 |
66,7 |
Прямая кишка |
11 |
10 |
90,9 |
Всего |
39 |
34 |
89,7 |
Результаты EpiproColon теста не зависели от локализации рака толстой кишки. При проксимальном раке толстой кишки, когда существуют диагностические трудности при проведении колоноскопии, положительные результаты молекулярного теста выявлялись в 100 %.
Эффективность эпигенетических и копрологических молекулярных методов диагностики воспалительных и онкологических заболеваний толстой кишки обобщена в табл. 4. Среди 32 больных ВЗК в сыворотке крови метилированная ДНК гена SEPT9 была выявлена у 3 пациентов, а у 29 больных результат теста был отрицательным. При колоноскопии было установлено, что у двух больных имелись аденоматозные полипы. Аденоматозные изменения макроскопически были выражены незначительно в виде бородавчатых разрастаний и бархатистой поверхности на фоне уплощённой слизистой оболочки - flatmucosa. Еще у одного больного наблюдали тотальную форму поражения кишки, активность воспаления была умеренной. Стаж заболевания был у одного больного 11 лет, у второго - 27 лет и третьего пациента - 21 год.
Таблица 4 Эффективность эпигенетических и копрологических молекулярных методов диагностики воспалительных и онкологических заболеваний толстой кишки
Группа больных |
Тест |
Число больных с положительным результатом теста |
Диагностическая чувствительность |
Диагностическая эффективность |
Больные КРР |
Тест с кальпротектином |
33 |
84,6 |
87,5 |
Больные с ВЗК |
32 |
100,0 |
96,5 |
|
Здоровые пациенты |
2 |
- |
- |
|
Больные КРР |
Эпигенетический тест |
34 |
87,2 |
90,6 |
Больные с ВЗК |
3 |
9,4 |
47,4 |
|
Здоровые пациенты |
1 |
- |
- |
Таким образом, алгоритм использования молекулярных методов для дифференциальной диагностики воспалительных и онкологических заболеваний толстой кишки видится следующим. Иммуногистохимический тест кала на скрытую кровь позволит отобрать контингент пациентов с предположением наличия у них воспалительных или онкологических заболеваний толстой кишки. Проведение оценки уровня фекального кальпротектина среди пациентов с положительным результатом теста СКК дает возможность выделить группу пациентов с ВЗК. Однако необходимо помнить, что фекальный кальпротектин повышен относительно нормы и у больных с КРР. Определение в крови среди пула цирДНКметилированной ДНК гена SEPT9 позволит дифференцировать ВЗК и КРР с высокой эффективностью. Если среди пациентов с ВЗК выявляются больные с детекцией у них в крови метилата ДНК гена SEPT9, то это является поводом для максимальной выраженности онкологической настороженности. Безусловно, больные с положительным результатом тестов на СКК, повышение фекального протектина, детекцииметилированной ДНК гена SEPT9 в крови составляют группу для обязательного направления их на колоноскопию.
Выводы
- Проведение анализа кала на скрытую кровь иммуногистохимическим методом, уровня фекального кальпротектина и детекция метилированной ДНК гена SEPT9 среди пула циркулирующих ДНК в крови могут быть использованы для дифференциальной диагностики воспалительных и онкологических заболеваний толстой кишки до применения эндоскопических методов диагностики.
- Одновременное повышение уровня фекального кальпротектина и детекция метилированной ДНК гена SEPT9 среди пула циркулирующих ДНК в крови у больных ВЗК является основанием для заключения о высоком онкологическом риске.
Рецензенты:
- Касаткин В. Ф., доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки, заведующий торакоабдоминальным отделением ФГБУ «Ростовский научно- исследовательский онкологический институт» Минздравсоцразвития РФ, Ростов-на-Дону.
- Воробьев Б. И.., доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, профессор кафедры внутренних болезней №2 ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ», Ростов-на-Дону.