Познанию природы конфликтов, их специфики и закономерностей возникновения способствовали исследования Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добровичева, Я.Л. Коломинского. А.В. Мудрика, А.В. Петровского и др.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе взаимодействия. Такого мнения придерживаются Зарайский Д.А., Лавриненко В.Н., Рыбакова М.М. [4, с. 110].
Работа по формированию готовности студентов к урегулированию межличностных конфликтов была основана нами на активности деятельности студентов, организованной на принципах систематичности и целостности формирования готовности, единства социализации и профессионализации личности, принципе исследовательско-творческой деятельности (включение в профессиональную деятельность) и ее органичной связи с жизнью.
При формировании готовности нами были выделены три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.
Когнитивный компонент предполагает формирование знаний и представлений о человеке; психолого-педагогических знаний о педагогическом общении; понимание обязанностей педагога при формировании общения в детском коллективе; задач педагогического общения, его функций; оценки значимости межличностного общения в профессионально-педагогической деятельности; формирование знаний о межличностных конфликтах и путях предупреждения и разрешения; знаний о средствах, обеспечивающих достижение целей профессионального педагогического взаимодействия.
Мотивационно-личностный компонент включает в свое понимание потребности и ценности личности в принятии профессиональных качеств; потребность в успешном выполнении поставленных задач; направленность на самопознание и саморазвитие; проявление интереса к педагогическим проблемам общения; стремление добиваться успехов в деятельности при предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.
Деятельностный компонент предусматривает овладение способами действий по анализу конфликтных ситуаций; применение умений и навыков профессионального общения на практике, т.е. усвоение технологии педагогического общения в целях предупреждения и разрешения конфликтов и владение его техникой.
Данные компоненты мы представляли не как некий набор, а как целостную систему, которая способна отображать готовность к урегулированию конфликтов и личность профессионала в целом.
Искомая готовность, по нашему мнению, формируется на разных этапах:
- на этапе знакомства с педагогическими дисциплинами («Психолого-педагогический практикум»);
- на этапе подготовки предстоящей педагогической практики («Организация летнего отдыха детей»);
- непосредственно в ходе педагогической практики (летней практики, а затем и практики в школе);
- по ее окончании, способствует рефлексии реально достигнутых результатов.
Готовность педагога к урегулированию конфликтов в детском коллективе определяется критериями, указывающими на степень сформированности ее основных составляющих. Сформированность же может выражаться в следующих уровнях: продуктивный, позитивный, допустимый или средний, репродуктивный и интуитивный минимальный.
В определении сущностных характеристик практической готовности педагогов к урегулированию конфликтов в детском коллективе мы обратились к картограмме, разработанной нами по типу параллельных профилей в модификации Л.Ф. Спирина и В.А. Сластенина. Данная картограмма содержит набор характеристик, раскрывающих структуру исследуемых способностей и подвергающихся самооценке и экспертной оценке по пятибалльной шкале. Соответствие баллов уровням нами предлагается следующим образом:
- продуктивный уровень - «5» баллов;
- позитивный уровень - «4» балла;
- допустимый или средний уровень - «3» балла;
- репродуктивный уровень - «2» балла;
- интуитивный уровень - «1» балл.
В результате заполнения и математической обработки картограммы подсчитывалась арифметическая оценка. С этой целью нами была выбрана следующая процедура вычисления: число «пятерок» умножалось на 5, число «четверок» - на 4, число «троек» - на 3 и т.д. Затем результаты складывались и делились на общее количество полученных оценок. Далее число округлялось до ближайшего целого и принималось за комплексную оценку, она и давала достаточно объективную характеристику изучаемых качеств. А совокупная оценка определялась путем суммы числовых значений и числа параметров.
Используя данную методику, мы в констатирующем варианте эксперимента определили исходный уровень готовности педагогов к урегулированию конфликтов в детском коллективе.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что рассмотрение заданий и предложенных технологий побуждает проявление со стороны студентов самостоятельности, активности, способствует творчеству, эмоциональному настрою, использованию теоретических знаний в формировании профессионального поведения, выступающего одним из оснований профессиональной культуры выпускника педагогического вуза.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании интуитивного и репродуктивного уровней готовности к урегулированию конфликтов. Лишь в редких случаях - допустимый или средний уровень.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены типичные затруднения: выбор оптимальных путей решения проблемы, предвидение хода и результатов педагогического взаимодействия.
Было установлено, что эти затруднения обусловлены:
- недостаточной степенью готовности урегулировать конфликт;
- нечеткостью представлений будущих учителей о роли данной готовности в результативности учительского труда;
- неумением будущих педагогов проектировать свои профессионально-поведенческие действия и предвидеть их результаты;
- отсутствием целенаправленной работы по формированию готовности к урегулированию межличностных конфликтов у будущих учителей.
Анализ выполнения студентами комплекса предложенных заданий и педагогической практики позволяет говорить о преобладании в работе подражания, копирования, шаблонных стандартных поступков и действий. Это и есть свидетельство того, что преобладает низкий уровень самостоятельности, творчества, отсутствия умений практический действий (способов разрешения) будущего педагога в моделировании своего поведения в педагогических ситуациях, что подтвердило наличие зависимости между степенью готовности к урегулированию конфликтов и успешностью выполнения его профессиональных функций.
Полученные данные обусловили необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий формирования готовности к урегулированию межличностных конфликтов в процессе его педагогической подготовки.
Цель формирующего эксперимента состояла в углублении и расширении знаний студентов о конфликтах и способах их предупреждения и разрешения; в отработке и закреплении умений практического моделирования и педагогического предвидения действий и поступков; в совершенствовании коммуникативности личности студентов с позиций их будущей профессиональной деятельности; в диагностике показателей искомой готовности к урегулированию межличностных конфликтов и выявлении ее уровня у студентов.
Критериями готовности будущего учителя к урегулированию межличностных конфликтов может служить целостность и степень сформированности ее основных составляющих, которая может находиться на разных уровнях.
В соответствии с поставленными задачами программа экспериментальной работы предполагала теоретическую и практическую подготовку студентов.
Теоретический материал содержал информацию о сущности, структуре, типах и видах межличностного конфликта, стратегиях поведения участников конфликта и ролевых позициях педагога. Нами проводились опросы, беседы, срезы, позволяющие судить о показателях готовности к урегулированию конфликтов.
Практическая часть программы эксперимента позволила отработать и закрепить умения по урегулированию межличностных конфликтов.
Нами были использованы личностно ориентированные, адаптивные, системно-моделирующие и практико-ориентирующие технологии подготовки к урегулированию межличностных конфликтов.
Личностно ориентированые технологии содержали тесты на конфликтность, анкеты, стимулирующие личностный рост и саморазвитие студентов.
Адаптивные технологии отражали мотивационно-ценностный характер, диагностику и были направлены на формирование у студентов профессиональных установок, принятие ими требований профессиограммы.
Системно-моделирующие технологии предполагали совместную деятельность в микрогруппах в процессе имитационных, ролевых и деловых игр. Цель данной работы мы видели в обучении и развитии навыков предвидения, предупреждения и разрешения конфликтов. При этом моделирование и конструирование конфликтных ситуаций сопровождалось заданиями: проанализировать, определить стиль поведения, предложить свой вариант развития событий.
Практико-ориентированная технология позволяет создать условия для активного включения в изучение межличностного конфликта, предоставляя возможность проигрывать различные роли, обучает целенаправленно анализировать конфликты, формирует у студентов умения практического применения механизмов воздействия в целях предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Следует также отметить, что уровневая характеристика практической готовности к урегулированию межличностных конфликтов по самооценке студентов экспериментальной группы стала другой. По истечении эксперимента произошли заметные сдвиги по показателям практической готовности. Так, сократилось число студентов с репродуктивным уровнем и вместе с тем снизилось число студентов, находящихся на интуитивном уровне. Заметно и число студентов, переместившихся с допустимого на более высокие уровни.
Положительная динамика практической готовности студентов экспериментальной группы к урегулированию межличностных конфликтов подтверждается данными, полученными в ходе фиксированных наблюдений и обобщением независимых характеристик, ранжированием, выборочным тестированием.
Благодаря перечисленным технологиям студенты экспериментальной группы отмечают изменения по степени обретения практических умений и навыков в общении с детьми после педагогической практики. Что позволяет нам делать выводы об эффективности их использования.
Следует отметить, что, на наш взгляд, подготовка будущих учителей к урегулированию конфликтов возможна при создании соответствующих педагогических условий. В качестве таких условий мы выделяем:
- реализацию системы установок личностно ориентированнного обучения в процессе формирования конфликтологического знания посредством обогащения содержания обучения знаниями о конфликтах, их видах и особенностях в межличностном общении, стратегиях и тактиках ролевого поведения в условиях межличностных конфликтов;
- формирование системы организации процесса конфликтологического образования при установлении субъект-субъектных отношений с использованием в процессе подготовки студентов к разрешению межличностных конфликтов форм, методов, средств и технологий, обеспечивающих сотрудничество при усвоении данного содержания в ситуациях-аналогах из практики профессионально-педагогической деятельности (тренинги, ролевые игры, дискуссии и т.д.), формирование норм и привычек поведения, а также ценностных ориентаций и мотивации, методы самопознания и самооценки;
- поэтапность подготовки, включающей ориентационный, познавательный и деятельностный этапы.
Рецензенты
Арябкина И.В., д.пед.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.
Шубович М.М., д.пед.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.