Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL ISSUES STUDY OF PROBLEMS OF FORMING REGULATION AND MEAT MARKET

Yarkov N.V. 1 Mulyukov G.M. 2 Saetgaliev Z.I. 3
1 Bashkir Agricultural Research Institute of Agriculture, Ufa
2 FGBUN "Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences," The Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, Ufa
3 FGBOU VPO "Bashkir State Agricultural University", Ufa
The questions of the study concerns the formation and regulation of the meat market on the basis of an analysis of his situation. As a self-addressed concerns the singularity of the demand and supply in the regional meat market, the factors causing the price dynamics. Particular attention is paid to the study of theoretical problems of forming a regional meat market, which is regarded as a relatively isolated link in the system of world-wave and the national market. The authors also considered the problem of the formation of competition in this market, the methods of its regulation. The composition of the meat market included the implementation of meat and meat products, livestock and poultry. Institutionalized in the meat market includes retail and wholesale trade, fairs, auctions, exchanges, it includes trade deals outside of market infrastructure - directly from your dealer or consumer. The regional meat market is seen as all transactions conducted in the area for the implementation of livestock, poultry, meat and myasproduktov.
production and processing of meat
a regional meat market
demand
supply
market price Nye
competition
cooperation and the relationship between supply and demand
Мясо не только ценный и незаменимый продукт питания, но и продукт, требующий для своего производства огромных средств и затрат человеческого труда. Производственная база мясного хозяйства - это прежде всего дорогостоящие животноводческие помещения, крупные комплексы и фабрики. Обслуживают отрасль многочисленные крупные и мелкие мясокомбинаты, бойни, холодильники, оптовые базы, специализированные магазины и супермаркеты, научно-исследовательские и учебные институты и опытные хозяйства [2].

Как самостоятельное направление обслуживания животноводства сформировалась крупная и дорогостоящая отрасль - кормопроизводство. Животноводство, и в том числе его мясную отрасль, обслуживают ветеринарная и карантинная службы, производство ветпрепаратов и т.д.

Производство и переработка мяса и другие обслуживающие его отрасли являются крупными потребителями дорогостоящих энергетических ресурсов и услуг транспорта. Кроме всего этого, ведение данной отрасли требует огромного количества высококвалифицированного человеческого труда [1].

В настоящее время мясная отрасль, как и все другие отрасли народного хозяйства, оказалась в объективных условиях развивающихся в стране рыночных отношений. Такой крупный и связанный с другими отраслями народного хозяйства мясной комплекс сегодня адаптируется к условиям рыночной экономики. Все это происходит в условиях экономического кризиса, сокращения производства и снижения платежеспособного спроса населения.

В настоящее время самый главный вопрос - это успешно ввести мясной комплекс в реальные рыночные отношения и сохранить в новых экономических условиях весь созданный производственный потенциал отрасли, дать возможность ему успешно работать с тем, чтобы страна в ближайшие годы восстановила утраченные позиции в производстве и потреблении мяса.

По нашему мнению, одним из решающих рычагов решения данной крупной проблемы является формирование и обеспечение с помощью регулирования эффективного функционирования мясного рынка. Учитывая сложность, малоизученность и новизну поставленной задачи, мы не претендуем на всеобъемлющее изучение данной проблемы, а хотели бы сосредоточиться на экономических проблемах формирования и регулирования регионального мясного рынка, понимая при этом, что мясной рынок страны состоит из большого количества региональных мясных рынков. В то же время мы хорошо понимаем, что региональный рынок это не самостоятельный рынок, а составная часть мясного рынка страны и мирового рынка.

Под рынком в широком экономическом смысле понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Одним из важных элементов системы рынков является региональный рынок товаров, который в свою очередь подразделяется на рынки отдельных товаров или групп взаимозаменяемых товаров.

В региональном продовольственном рынке важное место принадлежит специализированному мясному рынку, который включает реализацию как мясопродуктов, так и скота и птицы [3].

 Объективный характер формирования регионального мясного рынка связан с локализацией размещения потребителей мясных продуктов, их специфическими потребностями, а также размещением производства мясопродуктов. Местный региональный рынок связан с другими региональными рынками мясных товаров как по вывозу, так и по ввозу, но основная масса товаров реализуется на региональном местном рынке, что обусловлено значительными транспортными расходами, требованиями рынка реализации парного (свежего) мяса и мясопродуктов и рядом других факторов.

Следовательно, под региональным мясным рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которой осуществляется реализация скота и птицы, мяса и мясопродуктов на территории данного региона и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Региональный мясной рынок охватывает все виды сделок и все формы реализации указанных видов товаров.

В понимании рынка среди экономистов нет единого мнения. Одни из них рынок трактуют весьма упрощенно, другие - слишком расширительно. Нам представляется, что использование термина «рынок» для обозначения как собственно сферы обмена, так и в целом экономики или отдельной ее части вносит терминологическую путаницу. Однако это не означает, что исследование рынка должно ограничиваться только сферой обмена (реализации), так как все его элементы теснейшим образом связаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса. Так, производство формирует предложение, а распределение и потребление - спрос, в свою очередь рыночные цены складываются под воздействием издержек производства, спроса и предложения и т.д. Поэтому исследование рынка, прогноз его конъюнктуры невозможны без глубокого системного изучения всех сторон общественного воспроизводства.

Рынок появляется вместе с возникновением товарного производства и устанавливает экономические связи между производителями, удовлетворяя их личные и производственные потребности. Все элементы, образующие производительный капитал (орудия и предметы труда, рабочая сила), поступают с рынка и с его помощью непрерывно обновляются.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат на производство на основе эквивалентности и удовлетворения потребностей. Рынок стихийно уравновешивает производство товаров, объем и структуру общественных потребностей. Через установление и изменение уровня цен на товары рынок регулирует производство.

Таковы основные функции рынка в рыночном типе общественного производства. Для регионального рынка характерна и своя конъюнктура, определяемая экономической ситуацией в регионе, текущими изменениями и колебаниями в сфере производства и сбыта мясных товаров. Изучение и прогнозирование конъюнктуры регионального мясного рынка важно для потребителей, но особенно важно для производителей. Мясной рынок включает как реализацию мяса и мясопродуктов, так и реализацию скота и птицы, то есть в него входит в качестве составной части сырьевой рынок.

Через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей. Региональный рынок состоит из предприятий розничной и оптовой торговли, ярмарок, аукционов, бирж, в него включаются также торговые сделки вне рыночной инфраструктуры - непосредственно у продавца или у потребителя.

Таким образом, региональный мясной рынок - это совокупность всех сделок, осуществляемых на данной территории (в регионе) по реализации скота, птицы, мяса и мясных продуктов.

Предложение или рыночные фонды в регионе формируют местные производители мясной продукции, а также завоз из других регионов или из-за рубежа. Объем спроса или уровень спроса определяется совокупным спросом населения с учетом уровня доходов населения и динамики уровня цен на мясные продукты [4].

Важнейшими элементами рынка являются спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция. Спрос представляет собой предъявленную на рынке потребность в товарах за определенный период времени. Поскольку речь идет о региональном рынке, то спрос представляет потребность в товарах (скоте, птице, мясе и мясопродуктах) потребителей главным образом данного региона, а также частично потребность потребителей других регионов, неудовлетворенных предложением на своих региональных рынках. Под спросом понимается не потребность вообще, а потребность, основанная на наличии соответствующих финансовых средств, то есть в товарном производстве речь может идти только о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос гораздо ниже даже разумных потребностей, не говоря уже об удовлетворении полных потребностей.

Таким образом, платежеспособный спрос на региональном мясном рынке выражает совокупную потребность в скоте, птице, мясе и мясопродуктах при данном уровне рыночных цен всех местных потребителей и потребность на вывоз, подкрепленную наличием необходимых денежных средств, за определенный период времени.

Спрос - платежеспособная потребность, вынесенная на рынок. Для изучения платежеспособного спроса (анализа динамики объемов и структуры и их прогноза) лучше всего подходит годичный отрезок времени. В течение года происходят колебания рыночных цен, поэтому для анализа необходимо исчисление среднего уровня цен.

Другим важнейшим элементом рынка является предложение, под которым понимается совокупность товаров, предъявляемая при данном уровне цен к реализации на данном региональном мясном рынке всеми местными товаропроизводителями, включая и возможный ввоз из других районов. То есть это количество товара, которое при данной цене согласны произвести и предложить к продаже товаропроизводители. Объемы производства и потребления мяса и мясопродуктов самими производителями, минуя товарную реализацию, в платежеспособный спрос и предложение не включаются, так как они не реализуются через меновые сделки [5].

Временной период для определения спроса и предложения выбирается один и тот же, так как эти две категории рынка неразрывно связаны между собой.

Взаимодействие и взаимосвязь спроса и предложения реализуются законом спроса и предложения, который выражает их единство и объективное стремление к соответствию. Он действует в сфере обмена товаров, выражает объективную необходимость соблюдения соответствии между спросом и предложением. При нарушении соответствия между спросом и предложением закон побуждает рыночных субъектов к изменению пропорций производства, рыночных цен, тем самым восстанавливая равновесие между спросом и предложением.

Цена на рынке скота, птицы, мяса и мясопродуктов представляет денежное выражение стоимости этих товаров. Рыночные цены под воздействием соотношения спроса и предложения отклоняются от стоимости товаров. При превышении спроса над предложением рыночные цены на мясопродукты повышаются, а в случае превышения предложения над спросом - они понижаются. В случае соответствия спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Закон спроса и предложения регулирует только отклонения рыночной цены от стоимости, но не определяет саму стоимость, которая складывается в соответствии с уровнем общественно необходимых затрат труда.

Рыночные цены представляют собой фактические цены, по которым осуществляется реальная купля-продажа мясных товаров. При этом существуют рыночные оптовые цены на мясопродукты, по которым они реализуются в оптовой торговле, и рыночные розничные цены, по которым мясные товары реализуются населению данного региона. На региональном мясном рынке не существует единой рыночной цены, она дифференцируется по локальным рынкам, отклоняясь от средней цены по региону в целом. Для соотношения спроса и предложения на региональном рынке прежде всего важен уровень рыночных розничных цен.

Согласование спроса и предложения прежде всего происходит под воздействием конкуренции, под которой понимается состязательность производителей по удовлетворению спроса потребителей в определенных товарах. В широком смысле конкуренция имеет место не только между производителями, но и самими потребителями за приобретение скота, птицы, мяса и мясопродуктов, а также между производителями, с одной стороны, и потребителями, с другой, за приемлемую для них цену.

Рецензенты

Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.

Нусратуллин В.К., д.э.н., профессор, заведующий Сектором прогнозирования территориального развития ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.