Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

RESEARCH METHODOLOGY VALUES INTERDISCIPLINARY APPROACH

Galimbekova F.S. 1
1 BashGU VPO "Bashkir State University, Ufa
Целью статьи «Методология исследования ценностей» является теоретическое обоснование методологии исследования ценности. Предметом изучения являются наиболее важные методологические направления теории ценности. Методами, применяемыми при анализе ценностей, являются системный метод, историко-философский и другие перечисленные в данной статье методы. Мы выделяем наиболее перспективные направления методов изучения ценностей: феноменологический, социологический, экзистенциальный, синергетический, позитивистский, персоналистический, социокультурный подход, прагматический, бихеовиористский, социально-психологический, постмодернистский, герменевтический. Результатом явились выделение и теоретическое обоснование применения данных методов в науке. Разработка методики социокультурного подхода применяется в научных исследованиях как теоретическая база для исследования ценностей. В результате исследований выявлено наличие нескольких направлений изучения ценности. Выработана новая методика изучения социокультурных тенденций общественного развития. Показано, что применение методики в практике позволит изучать и понимать философские аспекты народных верований, традиций, культур, распознавать смыслы текстов, выявлять основания и смыслы деятельности нетрадиционных социокультурных образований, а также обосновывать и определять стратегию и тактику общественных образований в целом. Статья может стать основой для выработки новой оригинальной методики изучения и определения направления исследования ценности.
The purpose of the article "Methodology of values" is a theoretical justification of the methodology of the study of values, an object of study is the most important methodological directions of the theory of value. The method is a systematic method, history and philosophy, and others listed in this article methods: phenomenological, sociological, existential, synergistic, positivistic, personalistic, socio-cultural approach, pragmatic, biheovioristsky, sotsialnopsihologichesky, postmodern, hermeneutic. The result was the selection and application of theoretical justification of these methods. Development of methodology for socio-cultural approach. It is used in research as a theoretical framework for the study of values. The studies revealed the presence of several areas of study values. Developed a new method for studying social and cultural trends of social development. The author revealed the presence of previously unexplored techniques of study values. It is shown that the application of techniques in practice, will study and understand the philosophical aspects of people´s beliefs, traditions, cultures and recognize the meanings of texts, identify the reasons and meanings of non-traditional socio-cultural formations, and also to justify and define the strategy and tactics of social formations in general. The article can be a basis for a new original method of studying and determining the direction of research value.
naturalism
a priori
post-modernism
axiology
phenomenology
pragmatism
the classification hierarchy
the methodology
Онтологическое обоснование феномена ценности предполагает выявление наиболее значимых подходов к ценности. И разработку вопросов о том, каким образом трактуется понятие ценности с точки зрения различных методологических подходов. Методология исследования ценности предполагает выявление основных методологических направлений к теории ценностей, определение классификации ценностей, выявление методологической роли ценностей в современном обществе.

Анализ теории ценности доказывает, насколько неоднозначно может быть их понимание. Для выявления ракурса анализа ценностей различные философские направления определили различные методологические подходы к теории ценностей.

Среди западных исследователей известны работы А. Эделя, А. Мессера [1, с. 23]. Классификация Л.Н. Столовича выделяет несколько течений в аксиологии Европы и в российской историографии [2, с. 157]. Выделяются классификации В. Веркмайстера [1, с. 23-24], М. Кагана [1, с. 24], Т. Любимовой [3, с. 23].

Как видим, существует большое разнообразие направлений исследования ценностей: от интуитивистского до логико-позитивистского.

Мы представляем следующую классификацию методологических направлений теории ценности. На наш взгляд, наиболее перспективные направления:

1) феноменологическое;

2) cоциологическое;

3) экзистенциалистское;

4) синергетическое;

5) логико-позитивистское (неопозитивистское);

6) персоналистический онтологизм;

7) социокультурный подход;

8) прагматическое;

9) бихевиористское;

10) социально-психологическое;

11) постмодернистское;

12) герменевтическое.

Что касается направлений в целом, у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных направлений. Феноменологическое - предполагает исследование предмета методом интенции, вчувствования. И рассматривает предмет таким, какой он есть на самом деле.

М. Шелер - один из основоположников философской антропологии и «социологии знания» обращается к возрожденному и обновленному христианству, противопоставляя его современному мировоззрению с характерным духом приобретательства и подчинения мира. В противоположность западному рационализму Шелер разрабатывает особую «логику сердца». Так, любовь и ненависть обладают познавательным потенциалом для открытия подлинной сущности бытия. Познание ценностей вещей осуществляется через интенцию, которая является актом восхождения, сопровождающегося мгновенным прозрением высшей ценности объекта. «Любовь и ненависть - это, прежде всего акты, в которых происходит расширение или сужение царства ценностей, доступного существованию данного существа [4, с. 188]. Причем специфика любви в том, что она направлена на личность как носителя ценности, но не на личность как таковую.

Для Шелера характерен дуализм мира: с одной стороны, это бытие ценностей, с другой - наличие реального бытия. По Шелеру ценности - объективные качественные феномены, независимые от сознания субъекта и от предметов, в которых они являются. Ценности имеют своих носителей. Это люди и вещи. Сами они имеют космическое начало. Ценность насквозь проникает, например, в материальные блага. Создает единство всех благ, а также целостность и внутреннюю структуру их. Так, по Шелеру, ценности имеют действующее начало, а субъект остается пассивным. Для Шелера ценности могут классифицироваться по разным основаниям, в этом и состоит сложность данной проблемы. Макс Шелер вводит понятие «сущностные зависимости» (Wesens zusammenhangen), которые не зависят от вида и качества ценностей, так же как и от идеи носителя ценностей, и основаны на ценностях как таковых [4, с. 189]. По своей природе, исходя из формальных сущностных зависимостей, ценности распадаются на два класса: положительные и отрицательные.

Важнейшей материальной зависимостью между ценностями является их иерархия, то есть строгая градация высокого и низкого порядка. Все ценности могут быть объединены в особую сущностную систему и выступают в строго определенной градации по отношению друг к другу. То, что одна ценность находится выше другой, схватывается в понятии «предпочтения» (Vorzien). Градация ценностей дается в самом предпочтении. Там же, где избираются низшие ценности, имеет место ошибочное предпочтение. Для Шелера предпочтение - эмоциональный акт, оно автоматически инстинктивно. Иерархия не производна, она «схватывается» заново в актах предпочтения. Существует «интуитивная очевидность» предпочтения, которую не заменяет логическая конструкция.

Иерархия ценностей у Шелера имеет следующий вид.

1. Ряд ценностей приятного и неприятного, удовольствия и боли. Это - релятивы чувственной организации живых существ.

2. Ряд ценностей витального чувствования - состояние (чувства) здоровья и боли, силы и усталости. В качестве инстинктов ответной реакции - отвага, страх, импульс мести, гнев.

3. Ряд духовных ценностей, их особость, оторванность от всей сферы телесного, отрешенность от окружающего мира. У Шелера их три вида:       

а) эстетические;    

б) справедливые и несправедливые (законные не законные);

в) ценности чистого познания. В качестве ценностей «средства» здесь выступают ценности культуры, а в качестве ответных реакций «нравится - не нравится», «хвалить - порицать», «уважать - не уважать» [4, с. 191].

Социокультурный подход позволяет выявить наиболее значимые ценности и адаптировать их к переменам, происходящим в сознании людей на том или ином историческом этапе. Социокультурный подход позволяет найти точки пересечения различных идеологических учений и философских направлений. А также перейти к тем ценностям, которые актуальны в определенное время в том или ином пространстве. Данный подход рассматривает ценности в данном отрезке времени, в конкретный исторический период, на определенной территории. Социокультурное направление предполагает собой синтез культурологического и социологического подходов. Ограниченные рамки статьи не позволяют дать анализ всем направлениям методологии ценности, поэтому рассмотрим лишь социологический подход к теории ценности.

Социологическое направление к теории ценностей представлено Э. Дюркгеймом, М. Вебером.

Э. Дюркгейм определял ценности как «коллективные представления», возникшие на основе кооперации и солидарности людей. Для него ценности - это и то, что удовлетворяет потребности людей. Определяя ценность цивилизации, он отмечает: «Что же касается нас, то мы знаем, что область этики не так неопределенна ... цивилизация не имеет сама по себе абсолютной ценности: цену ей придает то, что она соответствует определенным потребностям» [5].

М. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Ценности - некая идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов выступают моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей. Идеальные типы выполняют функцию внесения целесообразности в поведение людей. М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный [6, с. 43]. С этими типами он отождествляет свое понимание ценности. «Назначение конструируемой здесь схемы состоит, конечно, в том, чтобы служить идеально-типическим средством ориентации. При этом отдельные сферы ценностей даны, как легко заметить, в такой рациональной целостности, в какой они в действительности редко выступают, но выступать могут и в исторически существенном проявлении выступали. В тех случаях, когда то или иное историческое явление некоторыми своими чертами или по своему общему характеру приближается к одному из этих построений, конструкция позволяет как бы установить типологическое место такого явления путем определения его близости к теоретически конструированному типу или удаленности от него» [6, с. 30].

М. Вебер обосновывает свою позицию по отношению к ценностям: «Когда я перехожу от стадии актуальной оценки объектов к стадии теоретико-интерпретативного размышления о возможных отнесениях их к ценности, то идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему форме, означает, что я преобразую данные объекты в "исторические индивидуумы", что я, интерпретируя, довожу до своего сознания и до сознания других людей конкретную индивидуальную и поэтому в конечном счете неповторимую форму, в которой "воплотились" или отразились "идеи" данного политического образования, данной личности, данного научного произведения. ...Сформулируем это следующим образом: я отчетливо выявляю те точки данного сегмента действительности, которые допускают по отношению к нему возможные "оценивающие" позиции и оправдывают его претензии на более или менее универсальное "значение"» [6, с. 451].

Таким образом, методологические подходы к анализу ценности дали основание для развития множества направлений философской науки. К примеру, феноменологии, социологии, герменевтики, экзистенциализма и прагматизма. Они положили начало разделению общественных и гуманитарных наук, а значит, развитию дисциплинарной организации науки. Кроме того, несмотря на гуманитарную направленность тематики ценностей, мы можем применять ее в различных естественно-научных исследованиях. Логико-позитивистская трактовка ценностей предполагает логический анализ языка науки и способствует логическому совершенствованию языка, а также анализу смыслов языковых конструкций.

Рецензенты

Кудряшев А.Ф., д.филос.н., зав. кафедрой философии и методологии науки Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.