Анализ теории ценности доказывает, насколько неоднозначно может быть их понимание. Для выявления ракурса анализа ценностей различные философские направления определили различные методологические подходы к теории ценностей.
Среди западных исследователей известны работы А. Эделя, А. Мессера [1, с. 23]. Классификация Л.Н. Столовича выделяет несколько течений в аксиологии Европы и в российской историографии [2, с. 157]. Выделяются классификации В. Веркмайстера [1, с. 23-24], М. Кагана [1, с. 24], Т. Любимовой [3, с. 23].
Как видим, существует большое разнообразие направлений исследования ценностей: от интуитивистского до логико-позитивистского.
Мы представляем следующую классификацию методологических направлений теории ценности. На наш взгляд, наиболее перспективные направления:
1) феноменологическое;
2) cоциологическое;
3) экзистенциалистское;
4) синергетическое;
5) логико-позитивистское (неопозитивистское);
6) персоналистический онтологизм;
7) социокультурный подход;
8) прагматическое;
9) бихевиористское;
10) социально-психологическое;
11) постмодернистское;
12) герменевтическое.
Что касается направлений в целом, у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных направлений. Феноменологическое - предполагает исследование предмета методом интенции, вчувствования. И рассматривает предмет таким, какой он есть на самом деле.
М. Шелер - один из основоположников философской антропологии и «социологии знания» обращается к возрожденному и обновленному христианству, противопоставляя его современному мировоззрению с характерным духом приобретательства и подчинения мира. В противоположность западному рационализму Шелер разрабатывает особую «логику сердца». Так, любовь и ненависть обладают познавательным потенциалом для открытия подлинной сущности бытия. Познание ценностей вещей осуществляется через интенцию, которая является актом восхождения, сопровождающегося мгновенным прозрением высшей ценности объекта. «Любовь и ненависть - это, прежде всего акты, в которых происходит расширение или сужение царства ценностей, доступного существованию данного существа [4, с. 188]. Причем специфика любви в том, что она направлена на личность как носителя ценности, но не на личность как таковую.
Для Шелера характерен дуализм мира: с одной стороны, это бытие ценностей, с другой - наличие реального бытия. По Шелеру ценности - объективные качественные феномены, независимые от сознания субъекта и от предметов, в которых они являются. Ценности имеют своих носителей. Это люди и вещи. Сами они имеют космическое начало. Ценность насквозь проникает, например, в материальные блага. Создает единство всех благ, а также целостность и внутреннюю структуру их. Так, по Шелеру, ценности имеют действующее начало, а субъект остается пассивным. Для Шелера ценности могут классифицироваться по разным основаниям, в этом и состоит сложность данной проблемы. Макс Шелер вводит понятие «сущностные зависимости» (Wesens zusammenhangen), которые не зависят от вида и качества ценностей, так же как и от идеи носителя ценностей, и основаны на ценностях как таковых [4, с. 189]. По своей природе, исходя из формальных сущностных зависимостей, ценности распадаются на два класса: положительные и отрицательные.
Важнейшей материальной зависимостью между ценностями является их иерархия, то есть строгая градация высокого и низкого порядка. Все ценности могут быть объединены в особую сущностную систему и выступают в строго определенной градации по отношению друг к другу. То, что одна ценность находится выше другой, схватывается в понятии «предпочтения» (Vorzien). Градация ценностей дается в самом предпочтении. Там же, где избираются низшие ценности, имеет место ошибочное предпочтение. Для Шелера предпочтение - эмоциональный акт, оно автоматически инстинктивно. Иерархия не производна, она «схватывается» заново в актах предпочтения. Существует «интуитивная очевидность» предпочтения, которую не заменяет логическая конструкция.
Иерархия ценностей у Шелера имеет следующий вид.
1. Ряд ценностей приятного и неприятного, удовольствия и боли. Это - релятивы чувственной организации живых существ.
2. Ряд ценностей витального чувствования - состояние (чувства) здоровья и боли, силы и усталости. В качестве инстинктов ответной реакции - отвага, страх, импульс мести, гнев.
3. Ряд духовных ценностей, их особость, оторванность от всей сферы телесного, отрешенность от окружающего мира. У Шелера их три вида:
а) эстетические;
б) справедливые и несправедливые (законные не законные);
в) ценности чистого познания. В качестве ценностей «средства» здесь выступают ценности культуры, а в качестве ответных реакций «нравится - не нравится», «хвалить - порицать», «уважать - не уважать» [4, с. 191].
Социокультурный подход позволяет выявить наиболее значимые ценности и адаптировать их к переменам, происходящим в сознании людей на том или ином историческом этапе. Социокультурный подход позволяет найти точки пересечения различных идеологических учений и философских направлений. А также перейти к тем ценностям, которые актуальны в определенное время в том или ином пространстве. Данный подход рассматривает ценности в данном отрезке времени, в конкретный исторический период, на определенной территории. Социокультурное направление предполагает собой синтез культурологического и социологического подходов. Ограниченные рамки статьи не позволяют дать анализ всем направлениям методологии ценности, поэтому рассмотрим лишь социологический подход к теории ценности.
Социологическое направление к теории ценностей представлено Э. Дюркгеймом, М. Вебером.
Э. Дюркгейм определял ценности как «коллективные представления», возникшие на основе кооперации и солидарности людей. Для него ценности - это и то, что удовлетворяет потребности людей. Определяя ценность цивилизации, он отмечает: «Что же касается нас, то мы знаем, что область этики не так неопределенна ... цивилизация не имеет сама по себе абсолютной ценности: цену ей придает то, что она соответствует определенным потребностям» [5].
М. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Ценности - некая идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов выступают моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей. Идеальные типы выполняют функцию внесения целесообразности в поведение людей. М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный [6, с. 43]. С этими типами он отождествляет свое понимание ценности. «Назначение конструируемой здесь схемы состоит, конечно, в том, чтобы служить идеально-типическим средством ориентации. При этом отдельные сферы ценностей даны, как легко заметить, в такой рациональной целостности, в какой они в действительности редко выступают, но выступать могут и в исторически существенном проявлении выступали. В тех случаях, когда то или иное историческое явление некоторыми своими чертами или по своему общему характеру приближается к одному из этих построений, конструкция позволяет как бы установить типологическое место такого явления путем определения его близости к теоретически конструированному типу или удаленности от него» [6, с. 30].
М. Вебер обосновывает свою позицию по отношению к ценностям: «Когда я перехожу от стадии актуальной оценки объектов к стадии теоретико-интерпретативного размышления о возможных отнесениях их к ценности, то идеальная модель, что отвечает интересам человека в современной ему форме, означает, что я преобразую данные объекты в "исторические индивидуумы", что я, интерпретируя, довожу до своего сознания и до сознания других людей конкретную индивидуальную и поэтому в конечном счете неповторимую форму, в которой "воплотились" или отразились "идеи" данного политического образования, данной личности, данного научного произведения. ...Сформулируем это следующим образом: я отчетливо выявляю те точки данного сегмента действительности, которые допускают по отношению к нему возможные "оценивающие" позиции и оправдывают его претензии на более или менее универсальное "значение"» [6, с. 451].
Таким образом, методологические подходы к анализу ценности дали основание для развития множества направлений философской науки. К примеру, феноменологии, социологии, герменевтики, экзистенциализма и прагматизма. Они положили начало разделению общественных и гуманитарных наук, а значит, развитию дисциплинарной организации науки. Кроме того, несмотря на гуманитарную направленность тематики ценностей, мы можем применять ее в различных естественно-научных исследованиях. Логико-позитивистская трактовка ценностей предполагает логический анализ языка науки и способствует логическому совершенствованию языка, а также анализу смыслов языковых конструкций.
Рецензенты
Кудряшев А.Ф., д.филос.н., зав. кафедрой философии и методологии науки Башкирского государственного университета, г. Уфа.
Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.