Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN PRINCIPLES AND APPROACHES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTER

Rublev A.I. 1
1 Odintsovo institute of the Humanities, Odintsovo
In Rublyov`s article « The main principles and approaches of the development of professional competence of teachers of physical culture » the importance of physical culture is allocated not only for formation, preservation and strengthening of physical health, but also the mediated influence of physical culture on other components of individual health of the person - mental (personal), social and spiritual health, psycho-emotional condition, health, mood. For these components of individual health of the person physical health is basis, fundamental for its development and self-realization. The role of other subjects` teachers is underlined in the solution of the general problems of promotion and formation at modern youth of a healthy lifestyle, optimization of its activity with teachers of physical culture. Thus, the leading position of teachers of physical culture remains and repeatedly amplifies in advance of health-saving technologies. Methods and means, techniques and technologies, the forms of the organization applied by teachers of physical culture, an efficiency of their activity on motivation of younger generation to mastering by it (generation) in the rational (optimum) ways of the organization of activity, entirely depend on vocational training of teachers of physical culture, and also from their psycho - pedagogical competence. The special place in the solution of this educational problem is occupied by approaches (concepts), methods and principles of increase of professional psycho-pedagogical development and self-education of experts of physical culture. The basic components in the formation and development of professional and psycho-pedagogical competence are conceptual approaches and fundamental principles. Along with all-didactic principles, there are those principles allocated and formulated in a special group, that define success of mass development of physical culture and sport mostly in educational institutions. In the article there are conditions of successful realization of the called principles designated, and also modified ( and corrected ) the purposes which are necessary for putting at the organization of educational process for increase and development of its efficiency.
self-education of specialist
methods to improve psychological and pedagogical skills
innovate technologies
recreational and sport orientation
professional competence
Введение

В ходе организации, проведения и обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях по дисциплине «Физическая культура», при проведении разъяснительной работы и формировании убеждений школьников и студентов  в необходимости и целесообразности ведения здорового образа жизни (здоровьесберегающего стиля жизнедеятельности) ведущая роль принадлежит специалистам и преподавателям физической культуры. От уровня их общей культуры, профессиональной подготовленности и психолого-педагогической компетентности зависит уровень индивидуального развития и здоровья молодого поколения страны.

Физическая культура подрастающего поколения - результат усилий государства и общества, обоюдного влияния общества и личности: «здоровое общество - здоровая личность». Здесь следует подчеркнуть особую и непреходящую, перманентную и судьбоносную значимость решения проблемы развития физической культуры, прежде и больше всего, для детства, хотя она последним не ограничивается. Тем не менее, именно для детства, когда вслед за тем, что заложено генетически, от природы, формируется и тот фундамент здоровья, на котором оно будет (или, что не менее вероятно, при дефиците необходимых условий, не будет) произрастать и реализоваться в дальнейшей жизни, а, значит, и полнота этой жизни.

В самом деле, ведь, во-первых, физическая культура имеет целью развитие не только физического здоровья, но и обогащение позитивного и устойчивого духовно-нравственного состояния, проявления позитивных личностных качеств интенсивно растущего и развивающегося человека, его самореализации в разносторонней активности; во-вторых, при индивидуальном здоровье каждого ребенка физическая культура детей должна быть массовой как культура приходящих поколений: их, как нынешних и завтрашних граждан и тружеников, родителей будущих поколений детей и молодежи, организаторов их физической культуры.

К тому же, если массовая физкультура ничем не скомпрометирована в глазах школьников (кроме разве ее плохой организации на местах или слабой материальной базы), то со спортом сложнее.  Ребята не могут не знать о таких явлениях, как изнурение организма в стремлении достичь рекордных высот (допинг, наркотики) и последующие болезни, не могут не видеть, что люди спорта, особенно столь притягательного, профессионального, порой оказываются жертвой, а то и участниками спекуляций, торговли, коррупции.

Здесь особенно важна позиция преподавателя физкультуры. Он, как и любой другой школьный учитель, решает свои учебно-воспитательные задачи в своих условиях, своими методами. К тому же, более авторитетен как специалист в каком-либо определенном виде спорта, особенно значимом для конкретных детей. Тем более опасен конфликт влияний преподавателя физкультуры, преподавателя-предметника, классного руководителя родителей и, напротив, тем более ценно для ребенка их сотрудничество, при  всей внешней разнице их «корпоративных ценностей», тем более что, в любом случае, одна из главных и общих задач - это здоровый образ жизни ребенка.

Уровень и качество решения поставленных задач определяется содержанием деятельности. Здесь особенно важны не только ее естественная общая оздоровительно-спортивная направленность, но и дифференциация и взаимосвязь деятельности специалистов разных ведомств, когда каждый и каждое из них решает свои проблемы (административные, организационные, финансовые, социально-бытовые) в пределах своих компетенций, однако в общей социальной и педагогической направленности на развитие физической культуры школьников.

То же относится и к технологиям: к тому, как, каким образом реализуются задачи и содержание - оптимальному выбору методов и форм организации физкультуры и спорта детей. На практике чаще всего как раз этот аспект вызывает немало трудностей: его воплощение всегда конкретно, в живом деле, в данных, порой неожиданных или стремительно меняющихся обстоятельствах, со всем многообразием задач, содержания, ситуаций деятельности. Тут и выбор индивидуальных, групповых, массовых форм той или иной работы, но и организация самоуправления, тут и возрастной состав ребят, но и анализ эффективности сделанного и делаемого... Особый (и непростой!) вопрос - методы повышения психолого-педагогической квалификации и самообразования различного рода специалистов.

Выполнение программ любого уровня в значительной мере обусловлено адекватными задачами и содержанием методического обеспечения специалистов-организаторов физкультуры и спорта и педагогов образовательных учреждений, связанных с подготовкой, проведением и анализом длительных, комплексных и отдельных мероприятий, выбором технологий и средств, методов и форм работы ее исполнителей, их постоянных и временных функций.

Такого рода обеспечение ни в коем случае не должно носить административно-нормативный характер, быть обязывающим, строго предписывающим: для этого есть обязательные для исполнения инструктивные документы различных ведомств, вплоть до приказов по соответствующим учреждениям. Методические же материалы имеют, повторимся, рекомендательную направленность, не допускают крайностей («делай как я», «делай как хочешь»), ориентируя не на «только так», но на - «допустимо так или иначе». Главное - стимулирование активности тренера или преподавателя, его личностно-профессиональной самореализации, т.е. стимулирование его творчества в конкретных условиях организации физической культуры и спорта, на основе имеющихся знаний и опыта.

Наконец, отнюдь не претендует на образцовую методическая работа в самих образовательных, а тем более физкультурно-спортивных учреждениях по психолого-педагогическим аспектам организации рассматриваемой нами деятельности. Это притом, что предметом рассмотрения (с перспективой решения) на методических объединениях, секциях, комиссиях и т.п. могли бы стать, например, содержание и приемы изучения и удовлетворения соответствующих потребностей и интересов ребят. Как в аспекте достижения здорового образа жизни взаимосвязаны у подростков досуг и учеба, как в разных видах деятельности реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы к школьникам, как определять эффективность развития их физической культуры?..  Есть немало и других вопросов, требующих совместного обсуждения и решения, например, возможности предоставления не только пространства и возможности проведения занятий по физической культуре и спорту, но и обеспечения, сопровождения.

Без всего этого повторим вновь и вновь, сложно актуализировать у ребят потребность, пробудить у них желание регулярно заниматься физкультурой без взаимодействия школы, семьи, социума, которые влияют на соответствующую мотивацию, прежде всего, на интерес к спорту, помогая не только понять личное значение физкультуры, но и стремление быть активным в приобщении к ней.

Общими, например, выступают психолого-педагогические принципы, на которых строится его организация. Среди них, прежде всего, - естественно гуманистическая направленность, ориентация на единство социализации и индивидуализации; физическая и психическая безопасность ребят; взаимосвязь направлений воспитания (умственного, нравственного, физического и т.д.) в процессе формирования здорового образа жизни; системность и комплексность; массовость - с учетом индивидуальных потребностей и возможностей; разностороннее привлечение социального пространства и межведомственных связей и т.д.

Особенными же, значимыми для данного случая, оказываются те «модификации» общих принципов, следование которым определяет успех массового развития физкультуры и спорта в образовательных учреждениях: сочетание возрастного и межвозрастного подхода, постоянство врачебно-медицинского контроля и следования санитарно-гигиеническим требованиям; добровольность участия детей; взаимодействие образовательного учреждения с семьей, учреждениями дополнительного образования и пр.; систематическая диагностика исходных, текущих и итоговых результатов физического развития ребят; их разностороннее личностное развитие в процессе формирования здорового образа жизни; сочетание занятий физической культурой и спортом с другими видами деятельности и т.д.

В свою очередь, успешная реализация названных принципов, т.е. действенное создание и развитие системы физкультуры и спорта образовательными учреждениями, обусловлено ситуацией - от конкретных факторов и обстоятельств (школа, семья, учреждение дополнительного образования и пр.) до материальных и социально-демографических, культурных и этнических условий социума.

Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях до сих пор ориентировано на достижение нор-мативных требований, на реализацию декларированной государственной программы,  а на не на удовлетворение двигательной потребности каждого обучающегося, без учета его интересов  и потребностей. В результате этого с каждым годом увеличивается количество обучающихся, которые считают, что физическое воспитание является скучным, а преподаватели не знают потребностей и ожи-даний молодых людей, либо игнорируют их.

Отсюда, что совсем немаловажно, и ответственность перед взрослыми и детьми тех, кому доверено разрабатывать научно-методические основы и, в свою очередь, программно-методическое обеспечение тех, кто в нем заинтересован.   

Рецензенты:

Новоселова Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, г. Москва.

Мухин Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГУТУ,  г. Москва.