Определение массового сознания как деперсонализированного сознания субъектов развитого индустриального общества, формирующимся под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, отражает, безусловно, важнейший его аспект - массовое сознание присуще массовому обществу [1, с. 615]. Основная характеристика массового общества - унификация вкусов, стремлений, взглядов, ценностных представлений. Определяющим фактором в этом процессе является, безусловно, единое информационное пространство, формирование которого происходит при непосредственном воздействии средств массовой информации и, с недавнего времени, всемирной глобальной сети. В массовом обществе информационная функция СМИ стала отнюдь не приоритетной, уступив первенство информационному обслуживанию интересов определенных идеологий, групп и т. д. Сформировались методы воздействия СМИ на массовое сознание: системность, координированность, монологичность, многоканальность, направленность на определенную аудиторию, при необходимости - многократная и многоуровневая повторяемость информации. Существует немало примеров созданной СМИ «сверхреальности», иллюзорной действительности: «...значительная часть усилий журналистов уходит именно на то, чтобы создать иллюзию, не имеющую к реальности практически никакого отношения. Понятно, что это делается не только через масс-медиа. Вспомним хотя бы закрытый доклад Хрущева на ХХ съезде Коммунистической партии. Как показал американский историк Гровер Ферр, в этом докладе любое утверждение, которое не могли немедленно проверить рядовые делегаты съезда, было ложью. И вот в рамках этой ложной реальности, созданной в марте 1956 года, мы, в общем-то, живем и по сей день» [7]. Средства массовой информации - «четвертая власть», оказывая влияние на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д., играют определяющую роль в формировании массового сознания.
Средства массовой информации являются системообразующим элементом массовой культуры современного общества. Пресса, радио, телевидение - часть современной действительности, современного глобального мира со всеми его противоречиями, конфликтами, неурядицами, испытывая на себе их сильнейшее воздействие, в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки современной информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов.
Телевидение стало одним из заметных элементов жизненной среды современного человека. Человек нуждается в постоянной смене информации, и основной канал ее получения - зрительный: 80 % всей информации идет через орган зрения. Независимо от национальности, вероисповедания, материального достатка, социального слоя и уровня интеллектуального развития и часто без осознанного выбора телевизор смотрят практически все. Телевидение является эффективнейшим фактором воздействия на массовое сознание в силу того, что предоставляет людям возможность ознакомиться с большим объемом информации, не затрачивая при этом много времени, денег или физических сил. Посредством телевидения человек удовлетворяет свои потребности в получении необходимой информации, духовные потребности, например, в познании культуры и сопереживании.
Таким образом, человек, смотрящий телевизор, подвержен влиянию мира звуко-зрительных образов, косвенно влияющим даже на тех людей, которые по каким-то причинам не ориентированы на телевидение. «Телепродукция - это «товар» сродни духовному наркотику, - замечает профессор С. Г. Кара-Мурза. - Человек современного городского общества зависим от телевидения...» [4, с. 72]. Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека, эффективного воздействия на массовое сознание. Современный человек проводит у телеэкрана значительно больше времени, чем необходимо для удовлетворения информационной потребности.
Возможности радио как современного фактора воздействия на массовое сознание, очевидно, уступают телевидению: отсутствие видеоряда значительно снижает степень эмоционального воздействия. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы) [6, с. 37-39].
Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.
Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Характерным для радио является невизуальность (лат. viceo - «видение»). На первый взгляд - это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, невизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Как было ранее сказано, отсутствие видеоряда значительно снижает степень эмоционального воздействия, но в то же время оно предоставляет две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Кроме того, современное российское радиопространство, за редким исключением, насыщенно развлекательно-музыкальными каналами и передачами.
Если телевидение, и, особенно, радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать в силу технологии обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Пресса проигрывает в оперативности информирования: невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Ярким примером осознания быстрого «устаревания» информации на печатных носителях является решение о прекращении выпуска печатной версии знаменитой Enceclopedia Britannica.
Уровень доверия к телевидению, радио и печатным средствам массовой информации наиболее низок среди населения городов-миллионников, мужчин, людей зрелого возраста, людей с высокими доходами и уровнем образования. Жители Москвы и Петербурга, молодежь и высокообразованные россияне наиболее доверяют Интернету и иноязычным изданиям, к которым скептически относятся жители сел, люди пенсионного возраста и респонденты с низким уровнем образования, которые наиболее склонны доверять отечественному телевидению, радио и печати [3].
В отличие от «традиционных» СМИ, степень влияния Интернета на массовое сознание вообще, и российской аудитории, в частности, трудно оценить однозначно. С развитием Интернета происходят существенные трансформации в массовом сознании.
Прежде всего, необходимо отметить принципиальное отличие Интернета от рассмотренных выше факторов воздействия на массовое сознание: Интернет - малорегулируемое информационное пространство, он по природе своей полилогичен. С одной стороны, Интернет предоставляет каждому огромный выбор информационных продуктов, причём в соответствии с запросами; с другой стороны, часть общества по ряду причин может быть лишена такого доступа и исключается, таким образом, из ареала влияния Интернета как фактора воздействия на массовое сознание современных россиян.
Распространенность Интернета в России во многом определяется существующей системой расселения и распространения телекоммуникационных каналов связи [2, с.80-86]. Если в городах-миллионерах Интернет стал обыденным явлением уже в 1997-1998 гг. (а в Москве и Петербурге - еще раньше), то его активное проникновение в города с населением 50-100 тыс. человек начало происходить лишь в настоящее время. В сельской местности, в связи с низким уровнем телефонизации и доходов сельского населения, да и, подчас, отсутствием заинтересованности, Интернет пока присутствует фрагментарно. Кроме того, если в Москве и ряде крупных городов широкополосный доступ в Интернет не только распространен, но и относительно дешев, то в регионах - обратная ситуация. Возникает парадокс: дорогой Интернет в регионах с заведомо более низким уровнем жизни, то есть Интернет, практически недоступный для масс.
Таким образом, приходится констатировать существующее сейчас в России digital divide - информационное неравенство. С этой точки зрения, на наш взгляд, Россия не может быть причислена к постиндустриальным странам, т. к., помимо прочего, всецелой «реорганизации культурной сферы, внешне-формальной стороной которой выступает ее компьютеризация, а внутренне-содержательной - императивная ориентация на приоритеты интеллектуализма и соответствующее профилирование на организацию себя в качестве индустрии знания» не произошло [1, с. 615].
Таким образом, массовое сознание российского общества сегодня, безусловно, подвержено влиянию Интернета. С одной стороны, интернет воздействует на массовое сознание в целом, обуславливая его унификацию, т. к. информация подается в одном и том же виде (новости, реклама, стиль жизни). С другой стороны, Интернет, как никакой другой фактор воздействия на массовое сознание, способствует не только простой включенности человека в информационное пространство в качестве потребителя, а предполагает активное участие человека в формировании информационных потоков [3].
Воздействие Интернета на массовое сознание современных россиян дискретно, что обусловлено следующими причинами: во-первых, местом проживания (город - село, большой город - малый город), во-вторых, степенью телефонизации, в-третьих, уровнем образования, профессией, родом деятельности, в-четвертых, стоимостью интернета / уровнем доходов.
Необходимо отметить, что в целом в России влияние Интернета возрастает, уровень компьютеризации и компьютерной грамотности повышается. Так, Интернет как источник информации наиболее предпочтителен для 60 % аудитории, причем доля востребованности здесь выросла с 2008 года с 49 % до 60 % [3].
В заключение приведем мнение А. Вассермана: «Что касается компьютеров, то главное, что дает нам сейчас такой вот всеобщий интерес к блогосфере - это то, что мы получили возможность вырваться из иллюзий, созданных масс-медиа, вновь в мир, снабженный средствами действительно массовой и действительно информации. И можем обсуждать этот мир, не обращая внимания на тех, кто все еще надеется удержать нас в мире иллюзий» [8]. Сложно не согласится с подобным утверждением.
Рецензенты:
- Мясников Андрей Геннадьевич, д.ф.н., профессор, кафедра философии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», г. Пенза.
- Баранова Наталья Борисовна, д.и.н., к.ю.н., профессор, кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», г. Пенза.