В условиях информатизации общества и образования, расширения сферы практического применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) возрастает потребность в подготовке учителей изобразительного искусства (ИЗО), которые должны уметь использовать аппаратные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также применять специальные прикладные программы для реализации задач визуализации, проектирования, дизайна и т.д.
Подготовка будущих учителей ИЗО должна включать теорию и практику использования ИКТ в профессиональной деятельности. Для понимания сущности понятия «подготовка будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности» рассмотрим вначале общие термины «подготовка» и «информационная подготовка».
Согласно В. Г. Онушкину, Е. И. Огареву [4, 272], подготовка - это «общий термин, употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности».
В своих исследованиях О. А. Козлов информационную подготовку определяет как «обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности» [1, 281].
Вышеизложенное позволило под подготовкой будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ для осуществления сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования различной информации (текстовой, графической и др.), а также реализации информационного взаимодействия с целью решения общепедагогических, методических задач, а также задач проектирования и дизайна.
Помимо изучения студентами педвуза возможностей использования ИКТ целью совершенствования учебного процесса, расширения самостоятельности при получении образования, ключевой составляющей подготовки будущих учителей ИЗО к применению ИКТ в профессиональной деятельности являются процесс изучения специального программного и аппаратного обеспечения. Таким образом, подготовка будущего учителя ИЗО в области ИКТ будет иметь следующую структуру: пользовательскую, общепедагогическую и специальную.
В результате пользовательской подготовки студенты получают знания о возможностях стандартного программного и аппаратного обеспечения, а также навыки работы с аппаратными и программными средствами на уровне пользователя, у будущих учителей формируется потребность в использовании стандартных программных и аппаратных средств, умение оценить необходимость применения ИКТ (дисциплина «Информатика»).
В процессе общепедагогической подготовки в аспекте применения ИКТ формируются знания в области оптимального использования ИКТ, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения, воспитания, а также навыки решения инвариантных образовательных задач средствами ИКТ, у будущих учителей формируется потребность в использовании ИКТ в образовательных целях, способность оценить результат применения ИКТ и скорректировать процесс их применения (дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе»).
В результате специальной подготовки у будущих учителе ИЗО формируются знания в области использования специального программного и аппаратного обеспечения; умения и навыки использования их возможностей, а также формируются основные приемы работы со специальными программными средствами на уровне специалиста; вырабатывается потребность в использовании специальных программных и аппаратных средств, умение оценить результат и скорректировать процесс их применения (дисциплины «Компьютерная графика», «Компьютерные технологии»).
В результате подготовки по вышеописанной структуре у будущих учителей ИЗО формируется готовность к всестороннему (комплексному) использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Остановимся на определении «готовности».
В словаре С. И. Ожегова готовность определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [3].
М. И. Дьяченко интерпретирует готовность к педагогической деятельности как способность участвовать в различных видах деятельности (конструктивной, организаторской и т.д.), т.е. как непрерывный процесс использования всей суммы профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки и самоподготовки.
З. С. Левчук отмечает готовность к педагогической деятельности, как потребность и способность осуществлять педагогическую работу в соответствии со складывающими педагогическими условиями.
Г. А. Кручинина определяет готовность студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий обучения в будущей профессиональной деятельности как интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию ИКТ, знание теоретических аспектов использования ИКТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений в новых условиях деятельности
Л. А. Харитонова в своем исследовании (на примере учителя иностранного языка) отмечает готовность будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий, как интегративное образование личности, характеризующееся высоким уровнем овладения студентами психолого-педагогическими и специальными знаниями, необходимыми для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности, сформированностью направленности на их использование в процессе обучения учащихся иностранному языку, наличием интереса к работе с информационными технологиями, сформированностью профессионально значимых личностных качеств.
С целью выявления структуры готовности будущих учителей ИЗО проанализированы различные подходы к решению этого вопроса, рассмотренные в психолого-педагогическом исследовании.
Так, Е. Ю. Елисеева выделяет следующие компоненты готовности будущего специалиста:
- мотивационный. Соотношение внешних побуждений и внутренних потребностей к усвоению, непрерывному углублению и обновлению конструкторских знаний; степень осознания целей обучения конструкторско-графической деятельности и ее социально-профессиональной значимости;
- праксиологический компонент. Система интегрированных конструкторско-графических знаний, умений и навыков структурно-функциональных и элементно-системных преобразований (по В.А.Моляко), использование различных технологий (традиционной «ручной», автоматизированной) в конструкторско-графической деятельности;
- эмоционально-волевой компонент. Сформированность самооценки подготовленности к конструкторской деятельности, результатам деятельности; сформированность профессионально-значимых личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, организованность, настойчивость, самостоятельность, воля и уверенность в успехе и пр.);
- когнитивно-креативный компонент. Развитое техническое мышление; способности к конструкторско-графической деятельности: развитые пространственные представления, воображение, способность к структурно-функциональным преобразованиям, способность к творчеству.
Л. А. Харитонова определяет следующие уровни готовности студентов к использованию информационных технологий:
- рецептивный. Наличие знаний в области информационных технологий, о возможностях информационных технологий в обучении иностранным языкам;
- репродуктивный. Наличие положительной мотивации к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
- продуктивный. Сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам;
- творческий. Творческий потенциал студентов ФИЯ в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
Опираясь на вышеизложенное, готовность будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности определяется нами как сложная личностно-профессиональная характеристика будущего специалиста, включающая мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется целостностью, взаимосвязанностью компонентов, наличием потенциала, позволяющего самостоятельно решать задачи на современном этапе информатизации образования.
Формирование готовности будущих учителей ИЗО к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности можно рассматривать в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо повышать мотивацию, развивать познавательную активность студентов, поддерживать стремление к самосовершенствованию в области применения ИКТ. Во-вторых, необходимы знания возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности. В-третьих, необходимо развить умения и навыки для самостоятельного решения узко-профессиональных задач, где большую роль играют использование и применение специального программного и аппаратного обеспечения.
Рассмотрим показатели компонентов готовности будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, которые должны были сформированы в процессе пользовательской, общепедагогической и специальной подготовки.
Пользовательская подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:
- наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ;
- потребность, стремление использования стандартного программного и аппаратного обеспечения.
Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:
- знание основ ИКТ;
- знание базовой специфики использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
- знание возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения.
Деятельностный компонент представлен пользовательскими умениями и навыками, а именно:
- выполнение основных операций, связанных с обработкой текстовых и табличных документов;
- визуализацию учебной информации с помощью средств мультимедиа технологии;
- навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимых для решения задач.
Общепедагогическая подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:
- наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и навыков в области использования стандартного и специального программного обеспечения в образовательных целях;
- потребность, стремление к использованию стандартного программного обеспечения, инструментальных программных средств, информационных технологий управления образовательным процессом, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), ориентированных на реализацию педагогических целей обучения, воспитания и развития обучающегося.
Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:
- знаний возможностей офисных технологий в контексте их использования в образовательных целях;
- знаний возможностей использования инструментальных программных средств и ЭОР в профессиональной деятельности;
- знаний возможностей использования информационных технологий управления образовательным процессом.
Деятельностный компонент представлен умениями и навыками, необходимыми для достижения оптимальных результатов в решении профессиональных задач, а именно:
- комплекс умений, навыков в области использования стандартного программного обеспечения в образовательных целях;
- комплекс умений, навыков в области разработки программного обеспечения на основе инструментальных программных средств;
- комплекс умений, навыков в области разработки и использования ЭОР;
- комплекс умений, навыков визуализации учебной информации с помощью средств мультимедиа технологии.
Специальная подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:
- наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и навыков в области использования специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна, а также направленность на подготовку обучающихся в этом аспекте на уроках ИЗО;
- потребность и стремление к широкому использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна.
Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:
- знание теоретических основ специального аппаратного и программного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна;
- знание возможностей использования специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна;
- знание методики подготовки обучающихся к использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна на уроках ИЗО.
Деятельностный компонент представлен умениями и навыками, необходимыми для достижения оптимальных результатов в решении профессиональных задач, а именно:
- комплекс умений, навыков необходимых для работы со специальным программным и аппаратным обеспечением;
- владение методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и программного обеспечения на уроках ИЗО.
Следовательно, в результате подготовки будущих учителей ИЗО к профессиональной деятельности будут сформированы следующие компоненты.
Мотивационный компонент готовности - стремление к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ; к использованию стандартного и специального программного и аппаратного обеспечения в образовательных целях, для решения задач проектирования и дизайна; к освоению методик подготовки обучающихся в этом аспекте на уроках ИЗО.
Когнитивный компонент готовности - знание основ ИКТ; возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском уровне, а также для их применения в образовательных целях; знаний возможностей использования инструментальных программных средств, ЭОР, информационных технологий управления в профессиональной деятельности; знание теоретических основ специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна; знание методики подготовки обучающихся к использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна на уроках ИЗО.
Деятельностный компонент готовности - наличие умений и навыков использования базового, специального аппаратного и программного обеспечения на пользовательском уровне, а также применения инструментальных программных средств, информационных технологий управления образовательным процессом, электронных образовательных ресурсов в образовательных целях; владение специальным программным и аппаратным обеспечением для решения задач проектирования и дизайна; владение методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и программного обеспечения на уроках ИЗО (начальная подготовка учащихся в области компьютерной графики и дизайна).
Рецензенты:
- Лавина Т. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики и информационных технологий Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», г. Чебоксары.
- Мазкова И. Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.