На сегодняшний день можно встретить следующие определения понятия «сотрудничество». В толковом словаре сотрудничество определяется как «участие в каком-либо общем деле; совместные действия, деятельность; работа в каком-либо учреждении; участие в качестве автора в работе какого-либо печатного органа» [17]; «совместный труд на достижение конкретной цели» [18]. В конфликтологии сотрудничество рассматривается как «кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон» [2, с. 409]. Стратегия сотрудничества противопоставляется стратегии соперничества в конфликтной ситуации. В работах психологов сотрудничество - «совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду» [19], «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников» [14].
Следует отметить, что в представленных определениях «сотрудничество» выступает преимущественно как процесс, знаменующий собой взаимовыгодную совместную деятельность, взаимодействие субъектов, что вполне соответствует эмпирическому проявлению данного феномена. В частности, призывы к сотрудничеству, подписанию соглашений о сотрудничестве - одно из важных направлений деятельности прогрессивных политиков и бизнесменов. Создаются самые разнообразные «профессиональные» объединения бизнесменов - «от Ассоциации российских банков до Московской гильдии пекарей... Чтобы занять свою нишу на рынке не обязательно победить всех, часто проще всего договориться с партнерами... Существуют многочисленные ситуации, когда партнерство в бизнесе - и именно партнерство между конкурентами - выгодно обеим сторонам... При этом одно не исключает другого: быть партнерами - не значит отказываться от конкуренции, быть конкурентами - не означает отказываться от партнерства в любых ситуациях» [9, с. 164-165].
Значение сотрудничества в совместной деятельности продемонстрировано во многих экспериментальных исследованиях. Например, М. Дойч показал [21], что в группах, собранных для решения каких-то задач, наблюдается большее дружелюбие и внимание, когда создана атмосфера сотрудничества, а не преобладает атмосфера конкуренции. В исследованиях П. Кинани, П. Карневале показано, что сотрудничество внутри каждой из групп может стимулировать сотрудничество между группами [22]. То есть отношения сотрудничества, установившиеся в одной группе, часто выносятся вовне, когда позже этой группе приходится взаимодействовать с какой-то другой группой [цит. по: 3, с. 352].
Сотрудничество также широко рассматривается психологами и психотерапевтами в контексте психологического консультирования и психотерапии. В частности, А. Бек указывал на то, что одним из кардинальных принципов когнитивной психотерапии является создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия [4]. Традиционный для психотерапии термин «сопротивление клиента» А. Бек заменяет на «отказ от сотрудничества», который может проявляться прямо (например, опоздание или неявка на прием) или более тонко через нежелание сообщать некоторую информацию на сессиях.
Значимость сотрудничества в условиях учебного взаимодействия субъектов нашла свое отражение в педагогике сотрудничества, основывающейся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я» [13]. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. В отечественной психологии в многочисленных исследованиях также широко представлена проблема учебного сотрудничества (А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, А.К. Маркова и др.). Анализируя эти исследования, И.А. Зимняя отмечает, что учебное сотрудничество - термин, обозначающий многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений [8, с. 407]. Психолог Т.А. Рунова [16] определяет учебное сотрудничество как особую форму учебного взаимодействия детей друг с другом и учителем, для которого характерна личностная инициатива детей, возникновение учебного диалога, взаимный обмен информацией, позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия. Согласно И.В. Маликовой [11], способность первоклассника к учебному сотрудничеству - это интегративное личностное образование, опосредующее предметные отношения субъектов учебного сотрудничества, характеризующее субъектную позицию первоклассника в этом процессе в единстве личностно-смыслового (осознанность сферы отношений, субъективная значимость партнера, мотивы сотрудничающего поведения), эмоционально-оценочного (эмоциональная привлекательность партнера по взаимодействию, эмоциональная децентрация как идеальная постановка себя в позицию другого, эмпатический отклик), функционально-ролевого (учебная инициатива, стремление овладеть нормами, образцами учебного сотрудничества) компонентов отношения «Я - другой».
Проблема создания условий для развития способности к сотрудничеству в процессе обучения актуальна и в зарубежных исследованиях. Будучи приглашенным в качестве консультанта департамента образования Остина (штат Техас), Э. Аронсон [3] наблюдал процесс обучения в младших классах. В результате он сделал вывод, что при традиционном обучении, когда учитель вызывает отвечать лишь одного из нескольких желающих, которые должны дать ответ, удовлетворяющий учителя, ученики усваивают, что в классе есть один и только один эксперт - это учитель, и что есть только один правильный ответ на вопрос, заданный учителем. Задача учеников состоит в том, чтобы догадаться, какой именно ответ нужен учителю. Ученики также усваивают, что доставить удовольствие учителю они могут, активно демонстрируя то, какие они умные, опрятные, благонравные. Лишь тогда они заслужат любовь и уважение этого наделенного силой и властью человека, который будет добр к ним и расскажет родителям, какие у них хорошие дети. Общение же со сверстниками никакой подобной награды не приносит. Сотрудничество между учениками в классе большинством учителей пресекается: во время урока оно рассматривается как помеха учебному процессу, а во время экзамена называется «жульничаньем». «Неуспешные» ученики испытывают чувство зависти и ревности по отношению к успешным ученикам, дразнят их, а на школьном дворе они могут перейти к физической агрессии. В свою очередь успешные ученики презирают «неуспешных». Результатом этого процесса является отсутствие дружбы и понимания среди детей в классе, а также в других ситуациях.
Таким образом, проблема сотрудничества достаточно широко представлена в различных исследованиях, но практически во всех определениях сотрудничество рассматривается в своем процессуальном аспекте как форма поведения, взаимодействия, совместной деятельности. Особый интерес представляет собой рассмотрение сотрудничества - как особого свойства личности, являющегося условием успешного взаимодействия субъектов в процессе совместной деятельности.
Одним из первых психологов, кто стал говорить о необходимости формирования способности к сотрудничеству, был ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии А. Адлер. Интерес к другим людям и способность к сотрудничеству А. Адлер рассматривал как главные условия психического здоровья человека, отмечая, что «человек никогда не будет невротиком, если он стремится к сотрудничеству». Согласно А. Адлеру, «индивидуальная... психология придает большое значение тому, чтобы направить душевное развитие человека по нормальному пути с помощью формирования в нужной степени способности сотрудничества. Это вы должны себе уяснить совершенно четко. А затем и все жизненные проблемы должно научиться решать через сотрудничество... Всякий пациент, не обладающий способностью к сотрудничеству, будет перед лицом экзогенных факторов испытывать душевное напряжение» [1].
Способность к сотрудничеству необходима в любой совместной деятельности, при установлении деловых связей, коллегиальном, сопричастном стиле руководства, коллективном/групповом принятии решений, согласовании действий, целей и задач. Как отмечает генеральный директор инвестиционного банка Goldman Sachs Джон Тейн, «люди, которые не очень хорошо работают в команде, даже если они сами по себе отличные специалисты, как правило, не добиваются больших успехов в нашей фирме. Так что отношение типа «я - суперзвезда, но не могу работать с другими» воспринимается нами как большой недостаток» [цит. по: 5]. Исследователями рассматривается вопрос, касающийся условий формирования готовности личности к сотрудничеству. По мнению Л. Граттон [5], готовность к сотрудничеству складывается как результат целой системы приемов, практики, поведения и норм. При этом из всех факторов, влияющих на склонность к сотрудничеству, именно демонстрация руководителем компании готовности к сотрудничеству оказывается наиболее существенным. И наоборот, конкурентное поведение руководства организации и ожидания аналогичного поведения от рядовых служащих являются основными причинами, по которым в компании не возникает сотрудничества. Американские психологи Дж. Кенджеми и К. Ковальски [12], исследовав особенности поведения 100 действующих руководителей высшего звена, обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Одним из таких качеств была названа способность к сотрудничеству, согласно характеристике которой, успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. В современных исследованиях можно найти упражнения, направленные на развитие способности детей и школьников сотрудничать. Например - книга К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» [20]. Но, как видим, в названии сотрудничество рассматривается как процесс, а в содержании книги отсутствует психологическая характеристика самого феномена «сотрудничество», не представлены механизмы его формирования. Таким образом, способность и готовность личности к сотрудничеству является не только условием успешного осуществления любой совместной деятельности, но и условием самореализации личности. Целенаправленное формирование способности к сотрудничеству может являться одной из задач психологической службы образования. Постановка данной задачи потребовала от нас формулирования понятийного аппарата исследования, результаты которого явились следующими.
Способность к сотрудничеству - это комплексное свойство личности, обеспечивающее взаимопонимание и согласие людей друг с другом в совместной деятельности. По своей сути данная способность проявляется в умении взаимодействовать (быть) с другими людьми ради сохранения отношений и достижения обоюдовыгодного результата. Психологическая готовность к сотрудничеству - сформированность у субъекта психологических свойств, обусловливающих взаимовыгодное взаимодействие с участниками совместной деятельности. Психологическая готовность к сотрудничеству включает в себя, помимо способности к сотрудничеству, также осознание необходимости и желание сотрудничать.
В соответствии с общей характеристикой феномена «психологической готовности» [15], а также сущности сотрудничества можно говорить о следующих компонентах психологической готовности к сотрудничеству:
- мотивационный компонент - желание и стремление общаться и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, предполагающее осознание ценности коллективного разума, ценности сохранения и поддержания позитивных отношений с окружающими как условия эффективной самореализации личности;
- когнитивный компонент - знание и когнитивное принятие психологических условий эффективного межличностного и командного взаимодействия, границ сотрудничества, барьеров общения и способов их преодоления;
- эмоционально-регулятивный компонент - умение преодолевать деструктивные психоэмоциональные состояния (зависть, обиду, злорадство, презрение, гнев, раздражительность и др.) и проявлять понимание, принятие, эмпатию, симпатию, признательность (чувство благодарности), альтруизм (заботливость);
- конативный (поведенческий) - владение психологическими приемами и средствами установления и поддержания контактов, коллегиального стиля общения, бесконфликтного конструктивного диалога и отказа от конфроктации, цивилизованного влияния на партнера по общению, проявления толерантности, формирования сплоченной команды.
Каждый из этих компонентов может целенаправленно формироваться в ходе специально подобранных заданий и упражнений. Базовым психологическим механизмом готовности к сотрудничеству является осознание и принятие ценности сотрудничества как условия успешной самореализации и самоактуализации.
В связи с рассматриваемой проблемой нами было проведено экспериментальное исследование способности к сотрудничеству у студентов первого курса, обучающихся по направлению «Управление персоналом» в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой. Для этого использовалась специально разработанная психодиагностическая методика (автор Т.А. Дубовицкая). Также использовались: тест Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации; методика для определения уровня конструктивного взаимодействия в группе (авторы Т.А. Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая), методика социально-психологической самоаттестации коллектива (автор Р.С. Немов). В ходе проведенного исследования установлено, что уровень сотрудничества у студентов сформирован в разной степени. Высокий уровень способности к сотрудничеству имеют 38,1% студентов; средний уровень - 57,1%; низкий уровень - 4,8% студентов. То есть, несмотря в целом на удовлетворительные результаты, способность студентов к сотрудничеству нуждается в специальном развитии, особенно это имеет отношение к студентам с низким и средним уровнем сформированности способности к сотрудничеству.
Согласно результатам проведенного исследования, сотрудничество как свойство личности положительно коррелирует с уровнем сотрудничества как стилем поведения в конфликтной ситуации по методике Томаса (rxy=0,55; р<0,01) и отрицательно коррелирует с уровнем соперничества (rxy= - 0,53; р<0,05). То есть чем выше у студентов уровень сотрудничества, тем более они стремятся к поиску взаимовыгодного решения проблем в межличностных отношениях и тем ниже у них уровень использования стратегии соперничества в конфликтной ситуации. Также установлено, что уровень сотрудничества у студентов выше в том случае, если они имеют возможность самореализоваться в группе и группа предоставляет им такую возможность. Уровень сформированности способности к сотрудничеству также положительно коррелирует с такими шкалами методики социально-психологической самоаттестации коллектива, как стремление к сохранению целостности группы (rxy=0,44; р<0,05), сплоченность группы (rxy=0,59; р<0,01), открытость (rxy=0,57; р<0,01). То есть чем в большей степени у человека развита способность к сотрудничеству, тем более позитивно он воспринимает свое окружение.
Заключение. Приоритетной задачей современного высшего профессионального образования становится подготовка компетентного специалиста, обладающего, в том числе, опытом конструктивного социального взаимодействия, способностью и готовностью к сотрудничеству с коллегами в совместной профессиональной деятельности. Целенаправленное формирование способности к сотрудничеству может осуществляться в процессе специальной тренинговой работы со студентами на основе представленной в данной статье структуры психологической готовности к сотрудничеству и ее компонентов.
Рецензенты
- Маджуга А.Г., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
- Цветкова Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФКОУ ВПО «Псковский юридический институт ФСИН России», г. Псков.