Одним из направлений развития высшего профессионального образования РФ, намеченных в законе РФ «Об образовании», является подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров, способных вывести российское образование на новый, существенно более качественный уровень.
В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее - его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, что позволяет сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
В «Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура - обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Преподавание физической культуры в образовательном учреждении требует от преподавателя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Современная парадигма образования, основанная на принципах гуманизации и демократизации, требует от преподавателя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.
Как показывают исследования, эффективная деятельность преподавателей физической культуры в области здоровьесбережения во многом зависит от наличия у педагогов необходимых компетентностей, прежде всего психолого-педагогических, но сам процесс нуждается в оптимизации.
Проведенные нами исследования показывают целесообразность продолжения изучения опыта реализации задачного подхода в зависимости от уровня развития совокупности индивидуальных и личностных характеристик, проявляемых преподавателями физической культуры и спорта в профессиональной работе с обучающимися в процессе профессиональной деятельности; необходимость формирования ценности непрерывного образования и самообразования у таких преподавателей, поскольку, чтобы решать профессиональные задачи формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения, мало одного желания.
Следует уделить внимание расширению и углублению представлений преподавателей физкультуры о научной и прикладной основе изучаемых технологий взаимодействия с учащимися в процессе их физического воспитания.
На этой основе нужно сформировать умения:
- усваивать знания базовыми опорными блоками;
- синтезировать их в более широкие блоки путем обобщений, открывающих новые знания не только в специальных дисциплинах, но и в психолого-педагогических;
- на основе осознания роли специалиста в формировании своей общепрофессиональной культуры сформировать убеждения в необходимости постоянного обновления полученных знаний, изучения новых методик и технологий взаимодействия с учащимися;
- активизировать стремление преподавателей физкультуры к активному учебному действию в целях успешного изучения специальных и психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим обеспечить понимание, что приобретаемые знания и умения, убеждения и мотивы способствуют эффективности профессионального самовоспитания.
Успешность деятельности любого профессионала зависит как от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, так и от сформированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессионально-личностной «Я-концепции». Как показали наши исследования, определить ближайшие и конечные цели педагогического труда затрудняется более 60% педагогов и почти 45% руководителей образовательных учреждений, в отсутствии собственной «Я-концепции» призналась почти половина опрошенных. Это и должно являться первоочередным предметом психолого-педагогической стороны повышения квалификации таких специалистов.
Как показывают многие исследования, педагогом и руководителем образовательного учреждения в осознании необходимости повышения квалификации движет:
- желание получить повышение - 15%;
- желание приобрести полезные связи и знакомства - 52%;
- желание работать и зарабатывать деньги - 46,0%;
- желание соответствовать установкам значимых (близких людей) - 31% и др.
Сдерживающим фактором выступает:
- отсутствие времени - 75%;
- состояние собственного здоровья - 46%;
- отдаленность от педагогических центров повышения квалификации - 32%.
Осознаваемые мотивы повышения квалификации:
- желание приобрести больше профессиональных знаний - 26,4%;
- возможность пополнить свой методологический запас - 31,0%;
- возможность сменить обстановку - 27,5%;
- возможность пообщаться с коллегами - 19%;
- возможность пройти супервизию, получить консультацию по интересующим вопросам - 10,4% и др.
В качестве перспектив развития системы повышения квалификации (ПК) форм и методов ПК выделяются:
- Главный принцип - «Образование через всю жизнь!».
- Создание федерально-региональной модели ПК.
- Переход из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим, к инновационным формам и методам ПК, от разового ПК к систематическому.
- Кадровое укрепление ИПК.
- Разработка нормативно-правовой базы.
- Пересмотр форм финансирования - значительная часть средств на ПК пойдет в регион и конкретное учреждение - а также переход на кредитно-накопительную систему ПК.
- Связь ПК с аттестацией работника и аккредитацией учреждения.
- Постепенный перевод системы ПК на обучение новым образовательным стандартам (эксперимент в 15 регионах).
- Новая оценка качества образования.
- Индивидуализация и компьютеризация образования.
- Снижение академического уровня и переход на практико-ориентированный уровень.
Еще одна проблема, которую важно решать в системе высшего профессионального образования и при повышении квалификации преподавателей физкультуры: средний возраст педагогического состава равен 47-52 годам. Притока молодых специалистов не наблюдается, главным образом, из-за низкой оплаты труда, что «размывает» мотивацию деятельности начинающего преподавателя-педагога. Поэтому актуальным остается мотивационный механизм повышения престижности и социальной защищенности преподавателя физкультуры, оперативного и гибкого применения материальных и моральных стимулов, качества и результатов его деятельности. Наиболее приемлемыми критериями могли бы служить показатели уровня физического развития, функциональных возможностей, работоспособности и развития двигательных качеств занимающихся. Важна работа по укреплению социального статуса преподавателей физической культуры и организация переподготовки кадров с учетом современных требований к организации и проведению образовательного процесса, внедрение в него новейших технологий и научных разработок. Как показал проведенный опрос, среди преподавателей физкультуры менее 3% имеют степень кандидата наук. Можно вспомнить прежний опыт развития физкультуры и спорта в стране, в том числе и в работе с детьми и молодежью. Например, еще в 30-е годы прошлого века массовое распространение получила работа на основе нормативов БГТО («Будь готов к труду и обороне!») - для подростков, а также ГТО («Готов к труду и обороне») - для молодежи. Обладатели значков были весьма уважаемы и сверстниками, и взрослыми.
Да и ближе к нашим годам периодически появлялись и в той или иной мере осуществлялись соответствующие государственные и ведомственные преемственные официальные предписания. Скажем, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (январь 1999 г.), определявшем «принципы государственной политики» в этой области, среди таковых названы «непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности». Более того, в ст. 14 говорится, что - на основании Закона РФ «Об образовании» - «образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физкультурой и средства физического воспитания.., а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений».
Проведенное нами исследование показало, что технологическая схема совершенствования программ и учебно-методических пособий в области физической культуры и спорта должна выглядеть следующим образом: проведение мониторинга системы физического воспитания на базе учреждений образования, формирование эмпирической базы данных, включающей разработку методологии, методики и инструментария мониторингового исследования, проведение анализа итогов мониторингового исследования, включающего обобщение имеющихся программ и технологий; проведение комплексного анализа имеющихся физкультурно-оздоровительных программ и технологий для обучающихся; разработка современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий для учреждений.
Таким образом, поскольку решение профессиональных задач формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения обучающихся требует не только желания, но и определенных навыков и умений, существует необходимость формирования ценности непрерывного образования и самообразования преподавателей физической культуры. Процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в рамках повышения квалификации актуализируют следующие моменты: необходимость организации индивидуальной работы с каждым преподавателем по развитию профессионально-личностной «Я-концепции»; разработка механизма мотивации преподавателей физической культуры, стимулирование ее в процессе повышения квалификации; пополнение методической базы и др.
Рецензенты:
- Новоселова С.Ю., д.п.н., доцент, заместитель директора по научной работе ФГНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, г. Москва.
- Мухин М.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГУТУ, г. Москва.