Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES OF DEVELOPMENT OF GIFTED STUDENTS

Ilyasov D.F. 1 Andreeva N.Yu. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators
В статье представлен научный обзор работ, посвященных феномену одаренности. Освещены понятия «способности, «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность». Рассмотрены личностные свойства одаренных учащихся. Обозначены основные задачи современной психологии, связанные с развитием одаренных детей. Раскрыты особенности развития одаренности учащихся. Особое внимание уделено внутренним и внешним факторам развития одаренности, прежде всего личностным факторам, фактору взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением и роли учителя как определяющего фактора в системе обучения одаренных детей. Сделан акцент на развитии и стимулировании поисковой активности и познавательного интереса. Определены четкие условия, значимые для процессов развития творческой одаренности, при которых возникает интерес к учению.
The paper deals with the analysis of scientific works covered the phenomenon of giftedness. Terms «aptitude», «giftedness», «gifted children», «children’s giftedness» are detailed. The author considers individual features of gifted children, discloses chief tasks of modern psychology, connected with the gifted children development. The features of gifted children are explored. Special attention is paid to inner and outer factors of giftedness development, first of all, personal factors, factors of interaction of developing person and its social environment and the role of teacher as the main factor at the system of gifted children teaching. The author focuses on development and stimulation of search activity and research interesting. The conditions, distinct for processes of development of creative giftedness, which helps to maintain interest to study, are determined.
giftedness
abilities
gifted child
factors of giftedness development
Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высоко одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова, который осуществил глубокий анализ проблемы одаренности и способностей. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [11]. Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2]. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [3; 5].

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [9].

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].

В соответствии с этим в современной психологии выделяют две основные задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, исследовать и учитывать основные факторы, которые обеспечивают развитие одаренности. Современные исследователи выделяют внутренние и внешние факторы.

В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина - все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [4]. Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально-содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.

Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей. Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [13]. Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность [3; 6; 14].

В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Этот компонент является одним из личностных качеств, которые влияют на отношение ребенка к учебной деятельности. Поисковая активность - деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [10]. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, потребность в поиске у новорожденных еще не сформирована. Она может сформироваться окончательно и реализоваться только в процессе индивидуального развития и обучения.

Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды. Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Т.Н. Тихомирова выделяет в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, два аспекта: 1) межличностного взаимодействия; 2) предметно-информационный. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [12]. При анализе факторов развития одаренности учащихся нами акцент делается на втором аспекте - предметно-информационном.

В.И. Панов, рассматривая в концепции экологической психологии детерминированность средой развития одаренности, отмечает, что для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка необходима определенная структура образовательной среды и ее специальное проектирование. С этой целью определяют следующие подходы: а) технологический (психодидактический), представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся; б) социальный, или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [8].

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности связующим звеном является интерес. Наличие интереса - одно из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Учитель является только консультантом в этой деятельности; каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы; учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку; для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; новый материал должен быть связан с ранее усвоенным; ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей; работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами); эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.

Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.

Рецензенты:

  • Резанович И.В., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Кеспиков В.Н., д.пед.н., заслуженный учитель Российской Федерации, ректор ЧИППКРО, г. Челябинск.