На учебном процессе сказывается отсутствие единого учебного плана и программы по данному предмету. Например, в Санкт-Петербургской консерватории он рассчитан на два семестра (36 + 34 часа), адресован студентам-музыковедам первого курса, читается педагогами одной кафедры - музыкальной критики. В первом семестре «проводятся индивидуальные практические занятия по развитию самостоятельных профессиональных навыков будущих музыковедов», а во втором - «лекции и семинары, цель которых - изучение наиболее значительных образцов многожанровой иерархии музыковедческих трудов панорамного, источниковедческого и монографического планов, ... необходимых на разных этапах профессиональной деятельности» [см. 2, 54]. В Саратовской консерватории - иная картина. Методологический курс тоже рассчитан на два семестра, но изучается он студентами-музыковедами старших курсов в 8 и 9 семестрах (34 + 36 часов).
В настоящее время в связи с переходом на новый учебно-образовательный стандарт третьего поколения данная дисциплина переименовывается из методологии музыкознания в методологию музыковедческого исследования, что, кстати, не только исключает, но, наоборот, делает необходимым овладение содержанием предыдущего (по наименованию) предмета. Кроме того, вдвое (!) увеличиваются отводимые на данный курс учебные часы: в сумме 8 зачетных единиц составляют 288 часов, из них 138 часов приходится на аудиторные групповые занятия и 150 часов - на самостоятельную работу студентов.
Прохождение самой дисциплины становится пролонгированным, двухгодичным, обязательным для изучения студентами-музыковедами старших курсов (7-10 семестры). Видимо, на таких новшествах сказывается междисциплинарная интеграция. Имеется в виду непосредственное соотнесение содержания данной дисциплины с другими предметами учебного плана. Прежде всего, - с вновь вводимым для первокурсников курсом введения в специальность, с ёмким, но непродолжительным (всего один семестр) спецкурсом музыкально-теоретических систем и отчасти с философией, читаемыми для музыковедов второго курса.
Думается, что автор этих строк, не один год читавший курсы методологии музыкознания и музыкально-теоретических систем у студентов-музыковедов Саратовской консерватории и подготовивший учебные программы по данным дисциплинам, может поделиться определенными соображениями по оптимизации процесса обучения.
Согласно авторской программе содержание курса включает четыре раздела. В 7-8 семестрах (четвертый год обучения) проходятся три раздела, состоящие в сумме из 18 тем, и в 9-10 семестрах (пятый год обучения) - четвертый раздел из 6 тем. На первый - вводный раздел (из двух тем) - приходится 8 учебных часов. В нем определяются цель и задачи курса, её объекты и предметы, дается дефиниция методологии музыкознания, раскрываются понятия: науковедения, методологии науки, метанауки; рассматривается сущность методологического подхода к исследованию музыковедческих проблем и обнаруживается различие между методологией и методикой музыкальной науки. Здесь же анализируются основные параметры методологического знания (объекты, предметы, структура, его виды, уровни, направленность изучения), вскрываются факторы развития методологического направления в музыковедении.
На второй раздел (из четырех тем) приходится 20 часов, на протяжении которых студенты знакомятся с основами общенаучной методологии. Под эгидой соотношения трех компонентов (философия - методология - наука) контурно изучается исторический аспект методологического учения, начиная с древних греков и заканчивая современностью. При этом обзор философских работ методологической направленности направлен на познание методологического аппарата науки, общенаучных и специально-научных методов исследования, а также общефилософских проблем методологии научного познания.
В третьем разделе (из 12 тем) на протяжении 46 часов, включая зачет в конце восьмого семестра, изучается музыкознание как гуманитарная, социальная наука, её специфика. Сюда входит анализ художественного и научного аспектов музыковедческой науки, определение родственных понятий (музыкознание, музыковедение, музыкология), ведущих научных отраслей и их соотношений. Здесь же исследуется структура музыкальной науки, принципы её организации, основные направления, предметные науки (дисциплины), объекты и предметы их изучения. Рассматриваются разновидности, функции, особенности музыковедческой деятельности, строение методологического аппарата музыкальной науки, его категории, принципы, методы, способы, приемы, частные методики. Определяются методы познания и их классификация в музыкознании, исследуется функционирование в науке исторического, теоретического (аналитического), системно-структурного, комплексного, синергетического подходов, герменевтического, компаративистского, семиотического (семиологического) методов [см. 1]. Отдельная тема посвящена одному из ведущих методов музыкально-теоретического познания - целостному анализу, его истории, теории, практике, что глубоко изучено в докторской диссертации Г. Консона [3]. На конкретном музыковедческом материале изучаются:
- уровни метанаучной деятельности в плане соотношения теории и практики, эмпирического и теоретического уровней познания, претворяемых в музыкальной науке;
- функции методологии музыкознания (аналитическая и аксиологическая, управленческая и прогностическая), при этом выявляется критерий методологической ценности музыковедческой теории, рассматривается проблема прогнозирования и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки;
- закономерности развития музыковедения как системы знаний, включающей исторический контекст такого процесса, его эволюцию, основанную на преемственном развитии научных теорий.
Заключает раздел тема, раскрывающая перспективы дальнейшего развития методологического направления в музыковедении.
Зачет в конце 8 семестр содержит, главным образом, анализ предложенной педагогом музыковедческой литературы методологического профиля с использованием (в качестве метода) критерия методологической ценности музыковедческой теории [см. 4].
Четвертый раздел (из 6 тем) самый крупный, на него падает 68 учебных часов, включая экзамен в конце обучения. Здесь познанию подвергается методология музыковедческого исследования. Понятийный аппарат музыкознания, включающий научную концепцию, теорию, аннотацию, реферат, курсовой трактат, дипломную работу, а также другие разновидности и жанры научных музыковедческих исследований, различает эти виды, прежде всего, по их сущности - методологическому ориентиру (вспомним А. Герцена, утверждающего, что метóда в науке и есть развитие её содержания). Сюда входят вопросы, раскрывающие проблематику, цели и задачи, вопросы структурирования, терминологии, языка, техники оформления музыковедческого исследования. Тема крупного семинара, из 20 часов, посвящена методологическому анализу наиболее ценных музыковедческих трудов теоретического и исторического музыкознания.
Десятый семестр открывает новый семинар, состоящий из 12 часов и включающий изучение работ по проблемам этномузыкологии, музыкальной критики, социологии, образования, психологии, эстетики, журналистики, менеджмента. На смену семинару приходят 10-ти часовые практические занятия, на которых студенты анализируют вводные части монографий, диссертаций и авторефератов. Заключительный семинар (6 часов) посвящен книге У. Эко «Как написать дипломную работу» [8], где студентам предстоит разобраться в вопросах, связанных с выбором темы, составлением плана, структуры диплома, работой с литературными источниками, оформлением библиографии, ссылок, сносок, примечаний, приложений. Завершает методологический курс четырехчасовой практикум по дипломной работе каждого студента, в котором главный акцент падает на оформление методологического раздела работы.
Наряду с обязательным методологическим анализом конкретной музыковедческой работы из области теоретического или исторического музыкознания экзамен содержит анализ вводной части какого-либо автореферата или диссертационного исследования, а также предоставляемый письменно методологический раздел дипломного реферата, составленный музыковедом-выпускником. Вместо устного ответа, предполагающего свободное владение дипломником материалом пройденного курса, студентом может быть написан и представлен реферат на одну из методологических тем, избранных по согласованию с педагогом. При оценке знаний студентов педагог учитывает не только уровень ответа, но и работу в году: успеваемость, отсутствие задолженностей по устным ответам и письменным заданиям, посещаемость занятий, активное участие в учебном процессе, преимущественно в семинарах и практикумах.
Таким образом, достаточно сложная для освоения тематика методологического курса завершает вузовское обучение музыковеда, позволяющая осмыслить и обобщить «конгломерат» знаний выпускника. Конечно, предложенные в данной статье соображения по ведению методологического курса нельзя расценивать однозначно. Однако они во многом говорят об обновлении курса и работают на перспективу, повышая профессиональный статус музыковедческой деятельности в культурном пространстве социума.
Рецензенты:
- Трембовельский Евгения Борисович, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории и теории музыки Воронежского государственного института искусств, г. Воронеж.
- Сладков Павел Порфирьевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Астраханской государственной консерватории, г. Астрахань.