Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGY OF MUSICOLOGY IN EDUCATIONAL FIELD

Kulapina O.I. 1
1 Saratov State Conservatoire named after L.V. Sobinov
Adoption of the 3rd Educational Standard changes the educational methodological context aimed at education of musicologists in Russia. Invited to the understanding of the methodology in two aspects. In the narrow sense is the study of the specific categories, principles, methods, used in musicology. In the broadest sense, the identification of the essence, meaning constant musical science, its self-knowledge. In the article it is proposed to relate the terms and notions used in musicology, correlate with герменевтическим approach. Discusses how the educational process affected by the lack of a uniform educational plan and program. Compared different approaches practiced in the musical higher educational institutions of Russia. Rich pedagogical experience allows the author share some ideas of optimal organization and planning of educational process
course of methodology of musicology
methodology of musicological research
higher education of musicologists
author’s program
Методологию музыкознания можно рассматривать в узком и широком аспектах. В узком аспекте - это изучение конкретных путей, категорий, принципов, методов, используемых в познании музыковедческих объектов и предметов. В широком - это выявление сущности, смысловой константы музыкальной науки, её самопознание. Сюда относится исследование закономерностей, направлений, тенденций, процессов, происходящих в пространственно-временном развитии музыковедческого знания. Вместе с тем, рефлексивный самоанализ сложной системной организации знаний о музыкальной науке может быть направлен на исследование её собственного методологического аппарата, включающего наряду с музыковедческими, общенаучные категории, принципы, методы развития. Раскрытие терминов и понятий, применяемых в музыковедческой науке, непосредственно соотносится с герменевтическим подходом, который тоже напрямую связан с методологическим аспектом науки о музыкальном искусстве. Сама дисциплина «Методология музыкознания» внесена в учебные планы музыкальных вузов страны сравнительно недавно, отсюда - отсутствие специальной литературы, учебных пособий, программ курса, напрямую посвященных его изучению. В настоящее время, несмотря на долгожданное возникновение новых публикаций по методологической тематике [см., к примеру: 1-3, 4-7], появление таковых явно не систематизировано.

На учебном процессе сказывается отсутствие единого учебного плана и программы по данному предмету. Например, в Санкт-Петербургской консерватории он рассчитан на два семестра (36 + 34 часа), адресован студентам-музыковедам первого курса, читается педагогами одной кафедры - музыкальной критики. В первом семестре «проводятся индивидуальные практические занятия по развитию самостоятельных профессиональных навыков будущих музыковедов», а во втором - «лекции и семинары, цель которых - изучение наиболее значительных образцов многожанровой иерархии музыковедческих трудов панорамного, источниковедческого и монографического планов, ... необходимых на разных этапах профессиональной деятельности» [см. 2, 54]. В Саратовской консерватории - иная картина. Методологический курс тоже рассчитан на два семестра, но изучается он студентами-музыковедами старших курсов в 8 и 9 семестрах (34 + 36 часов).

В настоящее время в связи с переходом на новый учебно-образовательный стандарт третьего поколения данная дисциплина переименовывается из методологии музыкознания в методологию музыковедческого исследования, что, кстати, не только исключает, но, наоборот, делает необходимым овладение содержанием предыдущего (по наименованию) предмета. Кроме того, вдвое (!) увеличиваются отводимые на данный курс учебные часы: в сумме 8 зачетных единиц составляют 288 часов, из них 138 часов приходится на аудиторные групповые занятия и 150 часов - на самостоятельную работу студентов.

Прохождение самой дисциплины становится пролонгированным, двухгодичным, обязательным для изучения студентами-музыковедами старших курсов (7-10 семестры). Видимо, на таких новшествах сказывается междисциплинарная интеграция. Имеется в виду непосредственное соотнесение содержания данной дисциплины с другими предметами учебного плана. Прежде всего, - с вновь вводимым для первокурсников курсом введения в специальность, с ёмким, но непродолжительным (всего один семестр) спецкурсом музыкально-теоретических систем и отчасти с философией, читаемыми для музыковедов второго курса.

Думается, что автор этих строк, не один год читавший курсы методологии музыкознания и музыкально-теоретических систем у студентов-музыковедов Саратовской консерватории и подготовивший учебные программы по данным дисциплинам, может поделиться определенными соображениями по оптимизации процесса обучения.

Согласно авторской программе содержание курса включает четыре раздела. В 7-8 семестрах (четвертый год обучения) проходятся три раздела, состоящие в сумме из 18 тем, и в 9-10 семестрах (пятый год обучения) - четвертый раздел из 6 тем. На первый - вводный раздел (из двух тем) - приходится 8 учебных часов. В нем определяются цель и задачи курса, её объекты и предметы, дается дефиниция методологии музыкознания, раскрываются понятия: науковедения, методологии науки, метанауки; рассматривается сущность методологического подхода к исследованию музыковедческих проблем и обнаруживается различие между методологией и методикой музыкальной науки. Здесь же анализируются основные параметры методологического знания (объекты, предметы, структура, его виды, уровни, направленность изучения), вскрываются факторы развития методологического направления в музыковедении.

На второй раздел (из четырех тем) приходится 20 часов, на протяжении которых студенты знакомятся с основами общенаучной методологии. Под эгидой соотношения трех компонентов (философия - методология - наука) контурно изучается исторический аспект методологического учения, начиная с древних греков и заканчивая современностью. При этом обзор философских работ методологической направленности направлен на познание методологического аппарата науки, общенаучных и специально-научных методов исследования, а также общефилософских проблем методологии научного познания.

В третьем разделе (из 12 тем) на протяжении 46 часов, включая зачет в конце восьмого семестра, изучается музыкознание как гуманитарная, социальная наука, её специфика. Сюда входит анализ художественного и научного аспектов музыковедческой науки, определение родственных понятий (музыкознание, музыковедение, музыкология), ведущих научных отраслей и их соотношений. Здесь же исследуется структура музыкальной науки, принципы её организации, основные направления, предметные науки (дисциплины), объекты и предметы их изучения. Рассматриваются разновидности, функции, особенности музыковедческой деятельности, строение методологического аппарата музыкальной науки, его категории, принципы, методы, способы, приемы, частные методики. Определяются методы познания и их классификация в музыкознании, исследуется функционирование в науке исторического, теоретического (аналитического), системно-структурного, комплексного, синергетического подходов, герменевтического, компаративистского, семиотического (семиологического) методов [см. 1]. Отдельная тема посвящена одному из ведущих методов музыкально-теоретического познания - целостному анализу, его истории, теории, практике, что глубоко изучено в докторской диссертации Г. Консона [3]. На конкретном музыковедческом материале изучаются:

  • уровни метанаучной деятельности в плане соотношения теории и практики, эмпирического и теоретического уровней познания, претворяемых в музыкальной науке;
  • функции методологии музыкознания (аналитическая и аксиологическая, управленческая и прогностическая), при этом выявляется критерий методологической ценности музыковедческой теории, рассматривается проблема прогнозирования и управления в системе музыкальной культуры, искусства и науки;
  • закономерности развития музыковедения как системы знаний, включающей исторический контекст такого процесса, его эволюцию, основанную на преемственном развитии научных теорий.

Заключает раздел тема, раскрывающая перспективы дальнейшего развития методологического направления в музыковедении.

Зачет в конце 8 семестр содержит, главным образом, анализ предложенной педагогом музыковедческой литературы методологического профиля с использованием (в качестве метода) критерия методологической ценности музыковедческой теории [см. 4].

Четвертый раздел (из 6 тем) самый крупный, на него падает 68 учебных часов, включая экзамен в конце обучения. Здесь познанию подвергается методология музыковедческого исследования. Понятийный аппарат музыкознания, включающий научную концепцию, теорию, аннотацию, реферат, курсовой трактат, дипломную работу, а также другие разновидности и жанры научных музыковедческих исследований, различает эти виды, прежде всего, по их сущности - методологическому ориентиру (вспомним А. Герцена, утверждающего, что метóда в науке и есть развитие её содержания). Сюда  входят вопросы, раскрывающие проблематику, цели и задачи, вопросы структурирования, терминологии, языка, техники оформления музыковедческого исследования. Тема крупного семинара, из 20 часов, посвящена методологическому анализу наиболее ценных музыковедческих трудов теоретического и исторического музыкознания.

Десятый семестр открывает новый семинар, состоящий из 12 часов и включающий изучение работ по проблемам этномузыкологии, музыкальной критики, социологии, образования, психологии, эстетики, журналистики, менеджмента. На смену семинару приходят 10-ти часовые практические занятия, на которых студенты анализируют вводные части монографий, диссертаций и авторефератов. Заключительный семинар (6 часов) посвящен книге У. Эко «Как написать дипломную работу» [8], где студентам предстоит разобраться в вопросах, связанных с выбором темы, составлением плана, структуры диплома, работой с литературными источниками, оформлением библиографии, ссылок, сносок, примечаний, приложений. Завершает методологический курс четырехчасовой практикум по дипломной работе каждого студента, в котором главный акцент падает на оформление методологического раздела работы.

Наряду с обязательным методологическим анализом конкретной музыковедческой работы из области теоретического или исторического музыкознания экзамен содержит анализ вводной части какого-либо автореферата или диссертационного исследования, а также предоставляемый письменно методологический раздел дипломного реферата, составленный музыковедом-выпускником. Вместо устного ответа, предполагающего свободное владение дипломником материалом пройденного курса, студентом может быть написан и представлен реферат на одну из методологических тем, избранных по согласованию с педагогом. При оценке знаний студентов педагог учитывает не только уровень ответа, но и работу в году: успеваемость, отсутствие задолженностей по устным ответам и письменным заданиям, посещаемость занятий, активное участие в учебном процессе, преимущественно в семинарах и практикумах.

Таким образом, достаточно сложная для освоения тематика методологического курса завершает вузовское обучение музыковеда, позволяющая осмыслить и обобщить «конгломерат» знаний выпускника. Конечно, предложенные в данной статье соображения по ведению методологического курса нельзя расценивать однозначно. Однако они во многом говорят об обновлении курса и работают на перспективу, повышая профессиональный статус музыковедческой деятельности в культурном пространстве социума.

Рецензенты:

  • Трембовельский Евгения Борисович, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории и теории музыки Воронежского государственного института искусств,  г. Воронеж.
  • Сладков Павел Порфирьевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Астраханской государственной консерватории, г. Астрахань.