Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE QUALITATIVE INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT AS MEANS OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL

Torkunova Yu.V. 1
1 Kazan National Research Technological University
В данной статье рассматриваются вопросы повышения качества высшего образования путем улучшения прогностичности и диагностичности целепологания инновационно-образовательной деятельности вуза. Спроектированная таким образом инновационно-образовательная деятельность позволяет, в свою очередь, обеспечить развитие образовательной системы вуза, модернизируя ее в соответствии как с современными требованиями, так и требованиями в будущем. В ходе предлагаемого автором квалитативного информационно-аналитического сопровождения проектируются цели инновации, отслеживается ее качество, а также качество инновационно-образовательной деятельности в целом. Автором предлагается технология осуществления квалитативного информационно-аналитического сопровождения. Статья ориентирована на управленческие структуры и преподавательский состав вузов.
In given article questions of improvement of quality of higher education by improvement prognostic and diagnostic of innovative-educational activity of high school are considered. The is innovative-educational activity designed thus allows to provide, in turn, development of educational system of high school, modernizing it in conformity as with modern requirements, and requirements in the future. During offered the author qualitative information-analytical support projects the innovation purposes, its quality, and also quality of is innovative-educational activity as a whole is traced. The author the technology of realization qualitative information-analytical support is offered. Article is focused on administrative structures and teaching structure of high schools.
innovative-educational activity
the qualitative information-analytical support
development of educational system of high school
Введение

В современных условиях квалитативное информационно-аналитическое сопровождение, имея характер управленческого воздействия, становится средством качественного развития образовательной системы вуза. Такое сопровождение, являясь сочетанием педагогического и организационно-управленческого анализа, пронизывает все этапы инновационно-образовательной деятельности вуза.

Цель исследования: разработать научно-практические основы квалитативного информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности вуза, позволяющего вывести образовательную систему вуза на новый качественный уровень.

Вопросы проектирования дидактических систем нового поколения, подготовки специалистов в новых условиях, создание определенной информационной среды подробно рассмотрены в работах Нуриева Н. К, Кириловой Г. И., Хомерики О. Г. и др. [2, 4, 5]. Однако в данных работах вопросы квалитативного информационно-аналитического сопровождения подробно не рассматриваются.

Квалитативное информационно-аналитическое сопровождение начинается с обоснования стратегических планов развития инновационно-образовательной деятельности, при этом необходимо спрогнозировать, каким же должно быть модернизированное вузовское образование. Методы такого стратегического анализа достаточно подробно изложены в монографии А. М. и О. М. Моисеевых «Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем» [3].

И хотя в названной монографии рассматриваются концептуальные подходы и технологии анализа образовательных систем среднего образования, они с успехом могут быть перенесены и на почву высшего образования.

Ключевым методом анализа сложных образовательных систем Моисеевы А. М. и О. М. считают анализ проблем, понимая под ним «метод, нацеленный на развитие этих систем на основе выявления и оценки разрывов между результатами жизнедеятельности системы. Желаемыми и требуемыми в будущем, - и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов системы» [3, с. 211].

Проблемы выявляются в процессе прогнозирования результатов образования в вузе в будущем и получаемыми результатами на современном этапе. Образовательные инновации являются способами разрешения этих проблем. При разработке решения выявленных проблем необходимо определить ресурсы и ограничения вуза (его внутренней среды), изменяющиеся условия внешней среды, а также причинно-следственные связи возникших проблем.

Анализ внешней и внутренней среды вуза можно проводить с помощью различных видов анализа, применяемых в стратегическом менеджменте. Так, например, PEST-анализ заключается в выявлении влияния четырех основных факторов внешней среды (политика, экономика, социум, технология). Однако этот перечень можно и расширять.

Наиболее известным методом является SWOT-анализ. Этот анализ позволяет проанализировать сильные и слабые стороны внутренней среды вуза, а также выявить возможности и угрозы со стороны внешней среды.

Применительно к нашему исследованию, можно сказать, что при проектировании инновационно-образовательной деятельности необходимо выявить проблемы в обеспечении качества образования, которые уже появились или могут появиться в будущем, спрогнозировав возможные несоответствия в требуемом качестве вузовского образования, как на текущий момент, так и в последующие периоды; и тем качеством образования, которое вуз имеет на данный момент. Конечно же, под качеством образования, прежде всего, понимаются его результаты, в тоже время это несоответствие может проявляться и в ресурсах, и в процессах (как основных, так и вспомогательных).

Таким образом, в процессе квалитативного информационно-аналитического сопровождения образовательные инновации проектируются и планируются таким образом, чтобы обеспечить преодоление разрыва между тем качеством образования, которое вуз имеет на современном этапе, и тем уровнем качества, которое необходимо иметь в будущем.

Современная квалитология как наука о качестве предполагает непрерывное совершенствование качества посредством его систематического планирования и проектирования. Для современных вузов в целях обеспечения качественной подготовки становятся актуальными методы инновационного менеджмента, в частности, бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе - это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий оказания образовательных услуг, появления учебной и научной продукции.

На этапе нововведения следует обеспечить педагогический мониторинг результатов для принятия решения о возможной корректировке разработанной инновации, выявлять соответствие результатов поставленной цели. Успешность распространения новшества также во многом зависит от возможностей информационной среды вуза, в которой происходит распространение информации об инновации, мотивирование всех участников инновационного процесса. Таким образом, каждый этап жизненного цикла инновации сопровождается определенной информационно-аналитической деятельностью и от того, насколько системно она будет организована, зависит качество и эффективность инновационно-образовательного процесса.

Инновации могут, как возникать, так и протекать спонтанно, однако возможности квалитативного информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности позволяют сделать инновационно-образовательную деятельность более прогностичной и управляемой, что позволяет повысить ее качество.

Таким образом, квалитативное информационно-аналитическое сопровождение инновационно-образовательной деятельности - это целостный процесс аналитического изучения, прогнозирования, диагностического целеполагания, проектирования, оценки качеств, сбора и распространения информации на соответствующих этапах инновационно-образовательной деятельности, включающий в себя следующие процедуры:

  1. сбор, обработка и анализ информации о внутренней и внешней среде вуза;
  2. прогнозирование потребностей в определенных инновациях;
  3. анализ разрабатываемых инноваций, с точки зрения достижения целей образования в вузе, повышения его эффективности;
  4. осуществление прогнозной оценки качества инновации;
  5. построение информационной инфраструктуры вуза, создающей информационную среду для развития и саморазвития инновационно-образовательной деятельности;
  6. разработка и наполнение баз данных о различных аспектах инновационно-образовательной деятельности;
  7. пилотная оценка качества образовательных инноваций;
  8. оценка качества инновационно-образовательной деятельности;
  9. распространение инновационного опыта в вузе и за его пределами;
  10. итоговая оценка качества инновации.

В общем виде данный процесс можно представить в виде схемы (рис. 1). Информационно-аналитическое сопровождение имеет два контура: внутренний и внешний. Во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве. Внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, оценку качества инновационно-образовательной деятельности, распространение опыта в конкретном вузе.

 


Рис. 1. Квалитативное информационно-аналитического сопровождение этапов инновационно-образовательной деятельности в вузе

При развитии образовательной системы вуза немаловажным становится отслеживание качества инновационно-образовательной деятельности и качества инноваций, их педагогической целесообразности, основным критерием при этом становится определение значимости влияния внедряемых инноваций на качество образования, на достижение запланированных, требуемых результатов.

Критерии оценки качества инновационно-образовательной деятельности включают в себя: оценку качества педагогических ресурсов, в частности, инновационного потенциала педагогического коллектива, процессов разработки, внедрения и распространения образовательных инноваций; что предполагает педагогический анализ этих процессов, оценку качества работы с педагогическими кадрами и мотивации к инновационно-образовательной деятельности, оценку материально-технического и информационно-методического обеспечения, оценку качества управления инновационно-образовательной деятельностью, результатов, в частности, оценку педагогической целесообразности образовательных инноваций.

При оценке качества результатов оценивается степень их новизны, существенность положительного сдвига в качестве образования, степень достижения поставленной образовательной цели, т.е. эффективность образовательной инновации, возможность тиражирования инновационного образовательного опыта. Специфика образовательной инновации выражается в том, что в результате ее внедрения мы получаем, прежде всего, педагогический эффект, а не экономический, как принято для инноваций в научно-технической сфере.

При оценке качества инновационно-образовательной деятельности в рамках разработанного подхода информационно-аналитического сопровождения создается система мониторинга (экспертизы) качества инновационно-образовательной деятельности, качества образовательной инновации и ее педагогической целесообразности, с определением конкретных измеряемых характеристик, их допустимых и целевых значений, определения качественных сдвигов и контроля степени достижения поставленных целей.

Педагогическая целесообразность образовательной инновации определяется как соответствие результатов образовательной инновации целям и задачам развития личностных и профессиональных характеристик обучающихся в соотнесении с возможностями ее осуществления в конкретных условиях вуза.

В процессуальной части технологии квалитативно-ориентированного целевого информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности выделим следующие этапы:

1. Постановка цели. Проводится анализ условий и требований внешней среды, социально-экономических запросов общества, новых стандартов обучения, уровня подготовки обучаемых и т.д., обуславливающих необходимость внедрения образовательных инноваций

2. Анализ и оценка ресурсов. Проводится анализ кадровых, финансовых, технических, организационных, методических и др. ресурсов на предмет их достаточности для осуществления инновационной образовательной деятельности, оценивается инновационный потенциал педагогического коллектива, определяются предпосылки и сдерживающие факторы развития инновационной образовательной деятельности вуза.

3. Проектирование процесса развития инновационной образовательной деятельности. Данный этап начинается с формулирования основной идеи необходимых изменений и обоснования ее ресурсного обеспечения, затем определяются основные направления инновационной образовательной деятельности, а также ответственные лица за их осуществление (педагоги, администрация вуза), разрабатываются схемы взаимодействия между подразделениями, формулируются основные результаты внедряемых инноваций, определяются методики их оценки, прогнозируются критические значения.

4. Планирование. Разрабатывается план инновационной образовательной деятельности вуза (чаще всего на учебный год), заполняется информационная карта образовательной инновации. В плане предусматриваются формы информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса вуза, создание определенной информационно-инновационной среды.

5. Детализация. В результате информационного взаимодействия происходит детализация и уточнение образовательных инноваций, проводится классификация образовательных инноваций по типам.

6. Реализация. В ходе реализации инновационной образовательной деятельности необходимо предусмотреть мониторинговую оценку результатов внедрения образовательных инноваций.

7. Анализ полученных результатов. На заключительном этапе в соответствии с разработанной моделью оценки качества инновационной образовательной деятельности проводится анализ полученных результатов, делаются выводы о целесообразности внедрения данных инноваций в массовую практику либо об их корректировке.

8. Формулирование выводов. Дается экспертное заключение о выполнении разработанного плана инновационной образовательной деятельности и степени достижения поставленной цели по развитию инновационной образовательной деятельности вуза.

9. Распространение информации во внешней и внутренней среде. Проводится работа по распространению информации о результатах инновационной образовательной деятельности, что включает в себя проведение научно-методических семинаров, размещение информации на сайте вуза, участие преподавателей и сотрудников в конференциях, а также подготовка публикаций в прессе и научно-практических изданиях по тематике инновационной образовательной деятельности.

Представленная технология в ходе педагогического эксперимента была внедрена в Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ, Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Российской международной академии туризма (Казанский филиал) и других вузах. Результаты эксперимента показали, что при квалитативном информационно-аналитическом сопровождении качество инновационно-образовательной деятельности существенно повышается, что оказывает положительное влияние на развитие образовательной системы вуза в целом.

Таким образом, системный подход к проектированию, мониторингу и оценке качества образовательных инноваций, к повышению прогностичности и управляемости инновационно-образовательной деятельности, а также определению степени ее воздействия на качество высшего образования, осуществляемый в процессе квалитативного информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности, в полной мере способствует качественному развитию образовательной системы вуза.

Рецензенты:

  • Журбенко Лариса Никитична, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский университет», г.Казань.
  • Нуриев Наиль Кашапович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и прикладной математики ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский университет», г. Казань.