Региональные особенности государственной социальной политики в отношении лиц, с ограниченными возможностями здоровья, определяют современную систему управления развитием физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области.
Вопросами развития адаптивной физической культуры (в том числе - для умственно отсталых детей) занимаются региональные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере физической культуры и спорта, социальной защиты, образования, здравоохранения, молодежной политики, а также органы местного самоуправления, в чьем ведении находятся учреждения дополнительного образования.
Курирует данный вопрос в органах государственной власти заместитель председателя Правительства Свердловской области по социальной политике.
В целях развития международной спортивной программы для лиц с проблемами в интеллектуальном развитии «Специальная Олимпиада» в 2001 году в Свердловской области была разработана межведомственная социальная программа «Специальная Олимпиада - уральский вариант» и создан координирующий и руководящий орган программы - Специальный Олимпийский Комитет Свердловской области, опирающийся на 38 отделений, организующих спортивную и рекреационную деятельность более 7 000 спортсменов с нарушениями интеллекта.
Вместе с тем, отсутствие «одного окна» в вопросе развития физической культуры и спорта создает трудности межведомственного взаимодействия и в итоге - мешает эффективности деятельности в данном направлении в регионе.
Задачами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых школьников Свердловской области на стратегическую перспективу были определены:
- разработка региональных концептуальных основ использования средств физической культуры и спорта в процессе социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста;
- разработка программ физкультурно-спортивной направленности для умственно отсталых детей школьного возраста, а также методических материалов и рекомендаций для их реализации;
- разработка региональной модели вовлечения умственно отсталых детей школьного возраста в Специальные Олимпийские программы;
- разработка региональной структуры управления физкультурно-спортивной деятельностью умственно отсталых школьников;
- разработка подходов к оценке результативности процесса социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста в ходе их физкультурно-спортивной деятельности;
- создание организационных, материально-технических, информационных и кадровых условий для реализации спортивных программ для умственно отсталых детей школьного возраста в регионе.
Основополагающими принципами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области нами были определены
следующие:
- социальное партнерство;
- программно-целевой подход в организации адаптивной физической культуры;
- шаговая доступность услуг по адаптивной физической культуре и спорту.
В рамках программно-целевого подхода Специальный Олимпийский Комитет Свердловской области развивает следующие социальные инициативы Специальной Олимпиады:
- «Сеть поддержки семей» (Family Support Network) - семейные клубы Специальной Олимпиады, активно включающие семьи в реабилитационный процесс;
- «Здоровые атлеты» (Special Olympics Healthy Athletes) - воспитание навыков здорового образа жизни, профилактика заболеваний;
- «Молодые атлеты» (Young AthletesTM) - игровая спортивная программа для детей с проблемами интеллектуального развития до 8 лет;
- «ПриСОединяйтесь!» (SO Get Into It) - воспитание толерантного отношения к людям с умственной отсталостью в среде здоровых школьников;
- «Объединенный спорт» (Unified Sports) - совместное участие в тренировках и соревнованиях атлетов Специальной Олимпиады и их здоровых сверстников.
Кроме этого, в Свердловской области разработаны и реализуются авторские социальные программы и проекты:
- Летняя оздоровительно-развивающая программа «Спортивно-экологический лагерь Специальной Олимпиады в природном парке «Оленьи ручьи».
- Программа «Спортивные недели Специальной Олимпиады в санаторных учреждениях Свердловской области».
- «Единство непохожих» - проект создания и развития эффективных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через формирование единого пространства общения здоровых детей и детей с умственной отсталостью.
Каждая из программ представляет собой действенный инструмент социализации умственно отсталых детей школьного возраста.
Благодаря принципу шаговой доступности услуг физической культуры и спорта в регионе на базе образовательных и социальных учреждений, общественных организаций созданы 38 отделений Специального Олимпийского Комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам и готовящих к соревнованиям по 18 видам спорта более 7 000 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, методологически обоснованные подходы к определению приоритетов в развитии физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области, разработанные в 2000 году, на сегодняшний день доказали свою результативность, а также позволили разработать и апробировать модель вовлечения умственно отсталых детей школьного возраста в Специальные Олимпийские программы.
Важным элементом построения программы Специальной Олимпиады стала выработка инструментов оценки ее результативности, поскольку на сегодняшний день не только в Свердловской области, но и в целом в России нет единых подходов к оценке эффективности политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Результативность развития физической культуры и спорта в Свердловской области может быть измерена на основе кластерной системы социально-значимых критериев и показателей, которая в последнее время активно используется в разработке стратегий развития российских регионов, изучении проблем управления результативностью региональных социальных программ и проектов.
Мы предлагаем следующую матрицу оценки результативности развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области (таблица 1).
Таблица 1. Матрица кластеров в оценке результативности развития адаптивной физической культуры в Свердловской области
Кластер |
Критерии |
Показатели в Свердловской области |
Цели и задачи |
Приоритетность, массовое распространение и доступность занятий спортом и физической культурой |
38 отделений Специального Олимпийского Комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам. 7 000 атлетов Специальной Олимпиады |
Меры |
ФЗ РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»
|
Закон Свердловской области «О физической культуре и спорте в Свердловской области» от 12.11.1997 г. № 64-ОЗ (в ред. от 23.05.2011 г. № 30-ОЗ) |
ФЗ РФ № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»
|
Постановление Правительства Свердловской области от 30.06.2005 г. № 520-ПП «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области» |
|
ФЗ РФ № 195 от 10 декабря 1995г. «Об основных принципах предоставления социальных услуг в РФ» |
Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2011г. №856-ПП «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной социальной службе Свердловской области» |
|
Механизмы |
Федеральные и региональные программы по развитию физической культуры и спорта инвалидов Концепция развития детско-юношеского спорта на 2009- 2015 годы Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» |
Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» на 2011-2015 годы Постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 г. № 1198-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов в Свердловской области» Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы |
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) |
ИПР носит формальный характер, маршрут социальной реабилитации и интеграции не прописывается |
|
Система пособий на спорт, физкультуру и досуг |
Финансирование расходов на адаптивную физическую культуру ниже уровня минимальной достаточности |
|
Предоставление средств доступа к спортивным и физкультурно-массовым мероприятиям |
На территории Свердловской области расположено 8225 объектов спортивной инфраструктуры, из них оборудованы специальными средствами для доступности инвалидов - 26 |
|
Спортивные мероприятия для инвалидов (соревнования, спартакиады, олимпиады) |
Соревнования для инвалидов проводятся в соответствии со спортивными календарями, но основной проблемой является организация регулярной тренировочной деятельности |
|
Число специалистов по адаптивной физической культуре, имеющих специальное профессиональное образование
|
Специалисты-реабилитологи готовятся в 1 ВУЗе и 1 ССУЗе, но закрепляются в профессии слабо: в общем числе педагогов коррекционных образовательных учреждений Свердловской области составляют менее 1 %, в учреждениях социальной защиты - отсутствуют. Проблема решается отчасти через систему курсовой переподготовки практиков |
|
Количество развиваемых Специальным Олимпийским Комитетом видов спорта |
18 видов спорта |
|
Субъекты |
Органы администрирования физкультуры, спорта, рекреационной и досуговой деятельности: - на региональном уровне - на муниципальном уровне |
Муниципальных органов администрирования нет, на региональном уровне создан центр спортивной подготовки паралимпийских команд «Родник», работающий с некоторыми нозологическим группами взрослых инвалидов в области высшего спортивного мастерства. Не решены вопросы: детского спорта, занятий с умственно отсталыми спортсменами, массового вовлечения в спорт, рекреации, внедрения современных методик и программ |
Организации и учреждения, предоставляющие физкультурные, спортивные, рекреационные услуги |
Физкультурные, спортивные, рекреационные услуги инвалидам оказываются эпизодически - скорее как исключение |
|
Общественные организации инвалидов |
Основные структуры-посредники - общественные организации инвалидов |
|
Государственные и негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам |
В государственных социальных учреждениях спортивные программы практически не представлены: нет ставок для специалистов, инвентаря, спортивных сооружений, методик. Негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам, в регионе отсутствуют |
|
|
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей
|
В коррекционных образовательных учреждениях с каждым годом сокращается количество педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В г. Екатеринбурге только 1 коррекционная школа VIII имеет стандартный спортивный зал. Нет программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для умственно-отсталых школьников |
Специализированные физкультурно-спортивные заведения для инвалидов, Паралимпийские, сурдлимпийские и Специальные Олимпийские организации |
Только 1 ДЮСШ в области работает с группами умственно отсталых спортсменов. Работают 2 областные общественные организации, развивающие спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья и встроенные в общероссийскую и мировую систему |
|
Вовлеченность умственно отсталых детей |
Число умственно отсталых школьников, регулярно занимающихся адаптивной физической культурой |
6949 спортсменов в основной программе, в программе «Объединенный спорт» - 118 спортсменов и 73 партнера
|
Число соревнований и их участников (за 2011 год)
|
Всего - 326 с числом участников 5415, в т. ч. - школьные - 236 с числом участников 3580; городские - 78 с числом участников 967; областные - 8 с числом участников 742; российские - 3 с числом участников 78; международные - 1 с числом участников 48
|
|
Число участников и результаты Специальных Олимпийских соревнований международного уровня |
С 2003 г. в 12 международных соревнованиях Специальной Олимпиады 125 спортсменов Свердловской области завоевали 168 медалей, в том числе - 95 золотых. |
|
Число умственно отсталых детей школьного возраста - участников социальных инициатив
|
Программа «Юнифайд-спорт» Число учреждений, в которых развивается программа - 7, численность занимающихся: атлеты - 118; партнеры - 73 Программа «Лидер-спортсмен» Число атлетов Специальной Олимпиады - помощников тренера по видам спорта: 72 |
|
Число умственно отсталых детей школьного возраста - участников региональных социальных программ |
За период с 2000 года - более 1 800 участников программы «Лагерь «Оленьи ручьи»; за период с 2003 года - более 5 000 участников программы «Спортивные недели Специальной Олимпиады» |
|
Вовлеченность широкой общественности |
Количество социальных партнеров - СМИ
|
Телеканалы - 4, печатные издания - 12, Интернет-источники - 14, информационные агентства - 3 |
Количество партнеров - семейных клубов Специальной Олимпиады |
2 семейных клуба: число атлетов - 45 число тренеров - 2 |
|
Количество партнеров - представителей деловых кругов |
Корпоративные спонсоры - 6
|
|
Количество партнеров - волонтеров
|
Общее число волонтеров - 239, в том числе: студенты - 74, родители, члены семей - 52, учащиеся общеобразовательных школ - 15 учителя, журналисты, тренеры и другие - 98 |
|
|
Количество партнеров - высших учебных и средних профессиональных учебных заведений |
ВУЗы - 4, ССУЗы - 1
|
Количество партнеров - государственных региональных организаций, предоставляющих социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидам; муниципальных детско-юношеских спортивных школ
|
Специальные (коррекционные) школы 8 вида: число учреждений - 12, число атлетов - 1413, число тренеров - 17 СПТУ: число учреждений - 1, число атлетов - 72, число тренеров - 2 Учреждения государственного воспитания: число учреждений - 15, число атлетов - 1863, число тренеров - 21 Реабилитационные учреждения системы соцзащиты: число учреждений - 2, число атлетов - 93, число тренеров - 5 Психоневрологические интернаты: число учреждений - 1, число атлетов - 78, число тренеров - 1 Медицинские центры реабилитации: число учреждений - 3, число атлетов - 54, число тренеров - 3 Детско-юношеские спортивные школы: число учреждений - 1, число атлетов - 22 число тренеров - 1 |
|
|
Количество партнеров - негосударственных организаций |
Общественные организации: число организаций - 4, число атлетов - 78, число тренеров - 1 |
Исходя из вышеизложенного, перспективами развития физической культуры и спорта для умственно отсталых детей школьного возраста в Свердловской области являются следующие мероприятия, реализуемые в условиях многосубъектности и межведомственного взаимодействия, основанные на принципах социального партнерства, программно-целевого подхода и шаговой доступности; главным результатом которых должно стать обеспечение равного доступа детей и подростков с нарушением интеллектуального развития к занятиям физической культурой и спортом:
- внесение изменений в региональную структуру управления развитием адаптивной физической культуры и спорта по принципу «единого окна»;
- создание специализированного государственного учреждения - школы адаптивной физической культуры, обеспечивающей развитие данного направления на основе массовости и доступности, применения современных реабилитационных методик;
- создание условий для более раннего вовлечения в регулярные занятия физической культурой и спортом детей и подростков данной категории, формирующего у них личные потребности в ведении активного образа жизни;
- принятие областной целевой программы развития физической культуры и спорта в Свердловской области, определяющей роль и формы участия в ней всех заинтересованных ведомств, а также принципы, финансовые и иные условия социального партнерства;
- активизация научных исследований в области применения физической культуры и спорта как технологии социальной реабилитации детей и подростков с различными нарушениями психофизического развития и подготовки научно-методических материалов;
- организация соответствующей профессиональной подготовки кадров системы образования, спорта и социальной защиты для работы по методикам адаптивной физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт Свердловской области показывает, что социальная реабилитация умственно отсталых детей школьного возраста имеет максимальную результативность только при условии удовлетворения не только витальных потребностей, но и решения смысловых и ценностных задач их развития.
Основой концептуальных подходов использования физической культуры и спорта в процессе социальной реабилитации умственно отсталых детей школьного возраста является тот факт, что физическая культура и спорт призваны, используя сохранные функции, остаточное здоровье и психофизический потенциал умственно отсталого ребенка, максимально реализовать его возможности для полноценной жизни, самостоятельности, социальной активности и социализации.
На современном этапе разграничения полномочий между центром и регионами, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, главной особенностью организации и управления развитием физической культуры и спорта в Свердловской области можно назвать межведомственный характер, основанный на принципах социального партнерства, программно-целевого подхода и шаговой доступности услуг; и при этом - сохраняющейся изолированности систем, участвующих в ее реализации: образования, социальной защиты, спорта, здравоохранения, социально ориентированных некоммерческих организаций. Данный факт существенно ограничивает возможности развития физической культуры и спорта в стране в целом и в разрезе региона.
Рецензенты:
- Антропова Юлия Юрьевна, доктор социологических наук, директор департамента государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург.
- Набойченко Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.