В настоящее время в отечественном научном сообществе превалируют многочисленные критические оценки сложившейся в современной России системы образования, в том числе, касательно преподавания общественных наук. Эта критика правомерна, переход социологии от социально-философского к социально-научному знанию требует изменений в сфере образования. И здесь важно учесть исторический опыт институционализации социологии в России как учебной дисциплины и постараться извлечь уроки из этого опыта.
В России к середине XIX в. было только 6 университетов: Московский, С.-Петербургский, Казанский, Харьковский, Университет им. Св. Владимира в Киеве и Дерптский. Все российские университеты, в отличие от западных, начавших появляться уже в XII-XIII вв., имели сравнительно небольшой срок существования. Если западные университеты имели определенную автономию, то российские были более зависимыми от верховной власти. На всю систему образования в России, в том числе, на жизнь университетов, большое влияние оказывали крупные события, происходившие в мире и в стране.[1] В конце XIX века в России социология как обязательный предмет государственной высшей школе не преподавался. Она отрывочно, преподавалась в рамках других дисциплин: истории, энциклопедии права, философии истории, истории права и др.
В России первый специальный курс лекций об О. Конте и Г. Спенсере в 1877 г. по просьбе своих студентов, у себя на дому прочитал профессор Киевского университета И. В. Лучицкий. В начале 90-х гг. XIX века Н. И. Кареев предпринял "попытку изложения с университетской кафедры наиболее важных социологических вопросов с историко-критической точки зрения" [6, с. XII]. В 1890 г. один из прочитанных им курсов был посвящён рассмотрению вопроса роли личности в истории, а другой курс - «экономическому материализму». С осени 1891 г. Н. И. Кареев начал ежегодно читать небольшой курс «Исторической энциклопедии» (одна лекция), в котором он уделял внимание тому или другому вопросу социологической теории истории. Социологические вопросы в это время начали интересовать учащуюся молодежь, эти вопросы широко освещались в социологической литературе (как книгах, так и журналах), часто обсуждались в беседах между собой, и только университетские кафедры «чуждались» их [см.: 6, с.XII]. Из существующих университетских факультетов наиболее близко к социологии стояли юридический и исторический факультеты.
В конце XIX века в Англии и Америке началось широкое движение, целью которого было содействие самообразованию тем лицам, которые по тем или иным причинам не могли получить систематического университетского образования. Стремление к самообразованию заметно усилилось в это время и в России. Это стало причиной создания в Москве осенью 1894 г. Комиссии по организации домашнего чтения, состоящей при учебном отделе Общества Распространения Технических знаний. Одновременно с этим, в С.-Петербурге при Педагогическом Музее был создан особый «Отдел для содействия самообразованию» [см.: 7, с. 18].
Изданные московской Комиссией по организации домашнего чтения программы [см.: 9, 36] сразу же стали пользоваться большим успехом и «показали, как сильна потребность читающей публики в подобного рода программах и списках» [7, с. 5], до этого эта потребность удовлетворялась разными, чаще всего односторонне и неумело составленными списками книг. В связи с этим, с ноября 1894 по апрель 1895 г., под председательством Н. И. Кареева был проведен ряд заседаний «Отдела для содействия самообразованию», на которых была рассмотрена и одобрена к печати «Общая энциклопедическая программа».
Разработанная Н. И. Кареевым программа по социологии была оценена научными кругами неоднозначно. С одной стороны, о высокой ее оценке говорит тот факт, что она была три раза переиздана. С другой стороны, она была подвергнута резкой критике С. Н. Южаковым в его работе «Дневник журналиста» (1895), посвященной рассмотрению вопроса - как изучать социологию. С. Н. Южаков разработал свою программу самостоятельного ознакомления с социологией, логически расчленив ее на двенадцать рубрик [см.: 18, с. 60].
Несмотря на запреты, новая отрасль науки быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла на русском языке работа Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии» (Спб., 1897). Это был первый учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг было указано около 900 работ, из них около 600 работ - на иностранных языках и порядка 280 работ изданных на русском языке, принадлежащих перу, как русских ученых, так и западных. При этом следует отметить, что не все работы русских социологов, имевшие место в то время, были перечислены Н. И. Кареевым. В этом же году им был отдельно издан «Указатель социологической литературы» (Спб., 1897). Следующие обзоры социологической литературы были изданы С. И. Гальпериным в 1902 и 1903 гг. [см.: 1, 2].
В России подготовка социологов систематически, на профессиональном уровне из-за запрета властей не велась вплоть до начала XX в. В 90-х годах в столичном университете только для желающих Н. И. Кареев читал социологические курсы. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иногда в Политехническом институте), Москве и Харькове [см.: 4, с. 176]. Но социология не была обязательной дисциплиной в государственных учебных заведениях, лишь в некоторых городах в это время были разрешены спецкурсы как факультативы. Преподавание социологии в дореволюционной России осуществлялось энтузиастами, а так как само слово «социология» преследовалось монархическим режимом, им приходилось для маскировки пользоваться такими названиями, как «обществоведение», «законоведение», «введение в изучение права», «введение в государствоведение» и т.д. [см.: 17, с. 3].
Рост революционных выступлений в конце XIX в., появление марксизма, который становился все более популярным среди русской интеллигенции, напугали правящую власть. Это, а также политический нажим, оказанный со стороны Синода, стали причиной прекращения в русских университетах преподавания социологических знаний. Из университетов были уволены многие профессора - М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, Е. В. Де-Роберти и другие. В связи с этим они были вынуждены покинуть Россию, и только после революции 1905 г. у них появилась возможность вернуться на родину.
Ведущие отечественные социологи (М. М. Ковалевский, Я. А. Новиков, Е. В. Де-Роберти и др.) были активными членами Международного института социологии и Парижского социологического общества [см.: 13, с. 140]. Проведение первых конгрессов Международного института социологии привело к личному знакомству социологов из разных стран. Личные контакты, благоприятные условия для преподавания социологии на Западе подтолкнули М. М. Ковалевского к открытию в Париже осенью 1901 г. Русской высшей школы общественных наук, в которой социология стала обязательным предметом.
Связь организаторов школы с ведущей профессурой России способствовала стабильности, систематичности и высокому уровню преподавания. Одни профессора были готовы работать длительное время, другие имели возможность приезжать только на короткий срок, прочитать несколько лекций. В школе преподавали Г. Тард, Р. Вормс, Е. В. Де-Роберти, К. М. Тахтарев и др. Лекции читали Л. И. Мечников, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. Н. Милюков, Э. Дюркгейм, Г. В. Плеханов и др. Школа была очень популярна в России. По мнению Николая II, деятельность школы была «вредной». После революции 1905 г. под давлением царских властей, которые угрожали ее создателям лишением гражданства, она была закрыта [см.: 4, с. 176].
Становлению социологии в качестве учебной дисциплины в России во многом способствовало то, что со второй половины XIX в., наряду с государственными университетами, где она была категорически запрещена царской властью, постепенно начал пробивать себе дорогу и другой тип высшего образования - частные высшие школы. В 60-70-е годы XIX века, в России начали появляться первые «вольные» высшие учебные заведения. Действовали они с перебоями, так как отношение к ним со стороны полиции и царизма было неприязненным. Во много это было обусловлено тем, что первые курсистки приняли активное участие в народническом движении. Несмотря на это, к 1905 г. в России уже действовало 14 общественных высших учебных заведения. Высочайшим указом от 27 августа 1905 г. университетам была дарована автономность в сфере учебной и ученой деятельности, а также разрешен прием женщин. Это послабление действовало недолго, до 1908 года.
С 1905 г. начался бурный рост неправительственных высших учебных заведений. Только за три года, с 1905 по 1907 гг., было открыто 36 «вольных» высших учебных заведения. В последующий период, с 1908 по 1913 гг. - 26. Большую роль в этом сыграл возросший интерес торгово-промышленных кругов к проблемам высшего образования, именно поэтому 11, т.е. 44 %, из возникших в это время подобного рода учебных заведений, были профессионально-техническими. За период 1914-1917 гг. было создано еще 12 неправительственных высших учебных заведений. Разрабатывался проект высшей школы нового типа - Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского.
В годы столыпинской реформы социология вновь была зачислена в разряд «нежелательных областей знания». М. М. Ковалевский вспоминал, что всех, кто въезжал в страну, на пограничных таможнях жандармы встречали вопросом: «Нет ли у Вас книг по социологии. Вы понимаете... в России - это невозможно» [10, с. 2].
На рубеже веков в государственных университетах начали работать студенческие кружки, которые занимались проблемами социальных наук. В Петербургском университете профессора Л. И. Петражицкий, М. И. Туган-Барановский и А. С. Лаппо-Данилевский руководили студенческими кружками (кружок философии права, кружок политэкономии и исторический кружок), в которых предметом обсуждения часто выступали социологические проблемы. Кружок политэкономии М. М. Туган-Барановского, по данным на 1906-1907 гг., насчитывал около 200 студентов. Темы докладов: «Теория классовой борьбы и ее философские предпосылки», «Критический идеализм и современное обществознание», «Класс и классовое строение общества» и др. Студенческие кружки создавались и в других городах.
В 1912 г. М. М. Ковалевский, Е. В. Де-Роберти, К. М. Тахтарев, Н. И. Кареев и другие ученые сделали первую попытку создать в Петрограде русское научное социологическое общество. Вторая попытка была предпринята в марте 1916 г.
Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции [см: 11, с. 16-17]. После Октябрьской революции процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным. Постепенно начинают появляться секции, союзы и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России: в Казани, Томске, Владивостоке [см.: 4, с. 177].
В октябре 1918 г. был организован Социобиблиологический институт, сокращенно - Инсоцбибл. В 1919 г. Социобиблиологический институт после привлечения в свой состав К. М. Тахтарева, Н. Л. Гредескула и П. А. Сорокина трансформировался в Социологический институт [см.: 484, с. 416]. Социологический институт выполнял следующие три основные задачи: «1) учет и систематизацию всех трудов (книг, статей, брошюр) по социальным вопросам, по образцу Берлинского Института социальной библиографии; 2) популяризацию социологии и социальных знаний; 3) разработку социальных вопросов путем самостоятельных исследований (по примеру Брюссельского института Социологии Сольвея) и опубликования их» [15, с. 24]. В 1919 г. возобновляет свою работу «Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского».
Наркомпросом были проведены социологические курсы для подготовки преподавателей социологии в средних школах (в связи с введением социологии как обязательного предмета в школах). Для всех желающих получить социологическое образование устраивались публичные лекции. Социологический институт, совместно с «Русским обществом им. М. М. Ковалевского», устраивал и научные заседания, на которых заслушивались доклады, и шел обмен мнениями [см.: 492, с.25]. Как вспоминал П. А. Сорокин: «...С начала революции социология была одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах» [14, с. 418].
Но данный переход к всеобщему социологическому образованию был не подготовлен, ни теоретически, ни организационно. Профессионально подготовленных преподавателей по социологии, да еще в таком количестве, в России не было. Не было в достаточном количестве и учебников по социологии. «Благодаря такому положению вещей, - отмечал в 1919 г. К. М. Тахтарев, - мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии» [16, с. 3].
Правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. «Социология, - как вспоминал П. М. Сорокин, - "впала в немилость"». К 1921-22 уч. году она, как таковая, была изъята и заменена курсом «Развитие общественных форм» (по конструкции Лилиной, Бухарина и Богданова). Он считался «забронированным» и мог читаться только коммунистами» [см.: 14, с. 418]. Вместо социологии было введено изучение «политической науки», состоявшей из ряда курсов: «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение истории» и «Конституция СССР». Таким образом, положение социологии стало еще хуже, чем было до 1917 г.
В 1922 г. советское правительство установило контроль за работой частных издательств, что существенно повлияло на уменьшение печатной пропаганды немарксистских идей. В системе Госиздата, по предложению В. И. Ленина, были образованы цензурные комитеты и политотделы. Из представленных до мая 1922 г. в цензуру петроградского политотдела 44 частными издательствами 190 рукописей только 10 были разрешены к печати [см.: 8, с. 90-91].
Эти процессы в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными (немарксистскими) и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которые не смирились с советской властью, в конце 1922 г. были отстранены от преподавания в университетах и институтах и высланы из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России [см.: 12, с. 14]. В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. А с 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму. С этого времени в вузах начинается преподавание «подлинно научной социологии». Таким образом, к середине 1920-х гг. немарксистские социологи были вынуждены не только прекратить свои исследования, но и вообще какую бы то ни было научную и публицистическую деятельность.
К 1930-м годам социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а сам термин «социология» полностью изымается из употребления. Это приводит к тому, что социология не просто прекращает существование на 30 лет в нашей стране, а отбрасывается назад. Социологи, в какой-то мере их можно назвать вульгарными, стали выпускать брошюры о «счастливой жизни в колхозе Х» или о «социалистическом преобразовании трудовой жизни в ходе первых пятилеток».
В то время возникла своеобразная триада, которая как бы стала перекрывать все социальные науки: исторический материализм, диалектический материализм и политическая экономия. Социология стала служанкой этих наук и уже определялась как «применение материалистической философии и диалектического метода к исследованию общества и выработке законов общественного развития». При этом все эмпирические данные, получаемые социологией, не должны были противоречить законам и постулатам указанных трех наук. Процесс внешней институционализации социологии как учебной дисциплины изначально носил нестабильный характер и, в конце концов, был фактически прерван. Отчасти восстановить преемственность социологического образования удалось лишь спустя полвека.
Рецензенты:
- Локосов В. В., д.с.н., профессор, директор ФГБУН Института социально-экономических проблем народонаселения, г. Москва.
- Андреев Э. М., д.ф.н., профессор, г.н.с. отдела теории и истории социологии ФГБУН Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), г. Москва.
[1] Подробно становление социологического образования было рассмотрено одним из ведущих российских специалистов в области истории социологии Е. И. Кукушкиной в работе «Социологическое образование в России XIX-XX вв.» (М., 1994).