Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки.
В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, анализ выполнения хода действий и результатов своей учебной деятельности. Самоконтроль предполагает наличие образца и возможности получения сведений о контролируемых действиях. Под образцом понимается порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций [4]. Действие контроля напрямую связано с действием оценки и коррекции. Л. Леонтьев отмечает, что контроль и оценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные действия в комплексе, включая формирование действий самоконтроля и самооценки [8].
Практика показывает низкий уровень развития самоконтроля и самооценки у большинства младших школьников. При анализе контрольных работ по предмету «Окружающий мир», наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных школ г. Омска и Омской области нами было выявлено:
- совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками (32 % учеников);
- младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий (28 % учеников);
- школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя (24 % учеников);
- младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе, и когда оно тут же меняется на противоположное (16 % учеников).
Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать её в силу недостаточности мотивации. Анализ методической литературы показал, что формированием самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников преимущественно занимаются на предметах математики и филологического цикла. Формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников не может происходить эпизодически, обучение в начальной школе предполагает единые требования для всех уроков. Согласно ФГОС начального общего образования самоконтроль и самооценка должны формироваться как универсальные учебные действия.
Предметом нашего исследования являлось формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию. Современное естественнонаучное образование в начальной школе входит в состав интегрированного курса «Окружающий мир», блок «Человек и природа». Одной из задач естественнонаучного образования начальной школы является развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит учащихся к изучению учебных курсов данной образовательной области в основной и старшей школе. Поэтому учителю необходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе, а это зависит от уровня сформированности у младших школьников самоконтроля и самооценки учебных действий.
Различные аспекты формирования учебной деятельности и проблемы самоконтроля и самооценки учебных действий в процессе обучения начальному естествознанию рассматриваются в исследованиях педагогов и методистов: Н. Ф. Виноградовой, А. А. Вахрушевым, О. Т. Поглазовой, А. Б. Воронцовым. В исследованиях ученых отражены отдельные аспекты самоконтроля и самооценки учебной деятельности: технология оценивания образовательных достижений (Д. Д. Данилов, А. А. Вахрушев); формирование самоконтроля и самооценки при изучении курса «Окружающий мир», через аппарат организации усвоения учебника (З. А. Клепинина, А. А. Плешаков, О. Т. Поглазова, Н. Ф. Виноградова, А. А. Вахрушев); педагогическая диагностика, выявляющая уровень самоконтроля и самооценки учеников (Н. Ф. Виноградова и др.). Вместе с тем целостная система методики формирования самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию не освещена, не выявлены методы, формы, условия самоконтроля и самооценки учебных действий, не разработан инструментарий по их формированию на уроках окружающего мира.
Анализ теоретических исследований и учебно-методических комплектов показал, что начальное естественнонаучное образование имеет богатый потенциал содержания, методов, форм организации учебного процесса для формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников. Существенное место в содержании естественнонаучного образования отводится формированию знаний о способах познания природы, приемам учебного наблюдения и эксперименту, что предполагает широкое поле для самоконтроля и самооценки учебных действий школьников. Следование технологическому подходу в обучении младших школьников естествознанию предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкретных условий и заданного идеального результата, четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся, т.е. в рамках «субъектно-субъектного» подхода в понимании учебного процесса меняется статус учителя - организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Выше перечисленное, несомненно, является одним их условий в формировании действий самоконтроля и самооценки учащихся при обучении естествознанию. В настоящее время в свете естественнонаучного образования применяются технологии обучения в малых группах сотрудничества, коллективного способа учебной работы (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов), исследовательские (метод проектов), игровые технологии. Данные технологии в полной мере дают возможность учителю формировать самоконтроль и самооценку учебных действий младших школьников.
Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки.
Под формой мы, следуя Н. М. Верзилину [3], понимаем внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения и осуществляемое в определенном порядке и режиме.
В психолого-педагогической и методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная; групповая; индивидуальная; парная; комбинированная [1, 4, 8].
При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом. Данная форма может быть организована тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится анализ ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением. Предлагаем пример упражнения для учащихся 3 класса:
- Узнай птицу по описанию. Она мельче грача, шейка у нее не черная, а серая, глаза светлые. Гнезда строит в дуплах старых деревьев, на чердаках, в поселках. Кормится тем, что найдет.
- Проверь себя: галка.
- Опиши птицу, которую ты встречал в природе. Опиши так, чтобы ее могли узнать твои одноклассники. Воспользуйся образцом и планом:
- Как ее можно узнать?
- Ее среда обитания.
- Чем питается?
Контроль и оценка выполнения упражнения школьником может проводиться классом по алгоритму, под руководством учителя:
- Последовательность описания.
- Полнота описания.
- Достоинства.
- Недостатки.
При групповом способе организации самоконтроля и самооценки дается упражнение группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимо соотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначала каждый у себя, а затем при совместном обсуждении. При групповой организации класс можно разделить на подвижные гетерогенные группы учащихся, с относительно равными учебными возможностями.
Например, упражнение для группы учащихся 3 класса.
- Сколько ярусов образуют растения леса? Какие деревья образуют верхний ярус? Какие растения образуют второй и третий ярусы леса? Заполни таблицу:
I ярус деревья |
II ярус кустарники |
III ярус травы |
|
|
|
- Проверьте правильность выполнения задания в группе. При затруднении воспользуйтесь материалом учебника».
Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнение учащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждым своего задания по единому плану и образцу. Приведем пример упражнения для учащихся 2 класса.
- Из предложенного перечня выбери признаки земноводных:
- кожа голая, слизкая;
- перьевой покров;
- 6 ног; две пары ног;
- дышат легкими; дышат легкими и влажной кожей.
- Как ты думаешь, правильно ли выполнил упражнение? Подчеркни вариант ответа: уверен, правильно; сомневаюсь; думаю, что есть ошибки.
- Проверь себя: кожа голая, слизкая; две пары ног; дышат легкими и влажной кожей.
- Оцени себя:
- выполнил упражнение без ошибок - 5 баллов,
- допустил 1 ошибку - 4 балла,
- допустил 2 ошибки - 3 балла,
- допустил 3-4 ошибки - 2 балла.
При обучении естествознанию, эффективно различное сочетание форм организации самоконтроля и самооценки. Например, индивидуальный самоконтроль в сочетании с фронтальным можно организовать следующим образом: один учащийся выполняет задание на самоконтроль и самооценку у доски, действуя перед всем классом, остальные делают ту же работу на местах. Учитель организовывает помощь учащемуся у доски, последующее детальное обсуждение самоконтроля. Учитель оценивает деятельность самоконтроля. Такая работа очень важна для объективности контроля, его оценки и правильной организации. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащихся.
Как показывает практика, коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его признаки и более углубленно их усвоить; выявить допущенные ошибки и установить их причины. Систематическое использование форм самоконтроля и самооценки учебных действий, при обучении младших школьников естествознанию, помогает им самим регулировать свой учебный труд, обеспечивает сознательность и продуктивность действий школьников, и их саморазвитие.
Рецензенты:
- Далингер В. А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теории и методики обучения математике» Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
- Курдуманова О. И., д.п.н., профессор зав. кафедрой «Химии и методики обучения химии», ОмГПУ, г. Омск.