В преподавании иностранных языков термину «тестирование» соответствуют понятия «тестирование в обучении иностранным языкам», «языковое тестирование», «лингводидактическое тестирование». В данной статье термин «тестирование» используется в значении «1. Использование и проведение теста в процессе обучения неродному языку для определения уровня знаний, сформированности языковой и / или речевой (коммуникативной) компетенции на изучаемом языке. 2. Совокупность процедур и этапов планирования, составления и апробирования лингводидактических тестов, обработки и интерпретации их результатов» [1, с. 21]. Термины «тестирование в университетском языковом образовании» и «профессионально-языковое тестирование» предлагаются авторами статьи с опорой на современные результаты педагогических исследований, связанные с языковым образованием по направлениям подготовки в университете и достижениями профессиональной лингводидактики [3]. Анализ педагогических трудов об университетском языковом образовании и тестировании показал, что на тестирование оказывают влияние следующие педагогические идеи: качество образовательного процесса (Г. А. Бордовский, А. И. Субетто, Н. В. Гороховатская); самореализация обучающегося (В. И. Андреев, В. П. Зинченко, В. А. Петровский); компетентностный подход (Ю. В. Еремин, Н. Ф. Радионова); профессиологический подход (Э. В. Балакирева), тестовые технологии (В. С. Аванесов, В. И. Звонников, А. Н. Майоров), личностно-ориентированное образование (И. С. Якиманская), педагогическое проектирование (В. Е. Радионов, Г. К. Селевко, И. А. Колесникова).
Из большого числа педагогических идей мы отобрали научные положения о педагогическм контроле. Контроль, на наш взгляд, легче, чем другие компоненты системы тестирования, поддаётся моделированию, позволяет осуществить в перспективе перенос научных знаний и результатов исследования с минимодели на всю модель тестирования и определить совокупность способов оптимизации тестирования.
В современной педагогической литературе представлены следующие составляющие понятия «контроль»: основные компоненты контрольно-оценочной деятельности; содержание контроля; виды контроля; функции контроля; принципы контроля. Остановимся на кратком анализе научных данных о контроле.
Основными компонентами контрольно-оценочной деятельности педагога, всегда присутствующими в его работе, являются: выделение тем, разделов, составление вопросов и заданий, создание модели желаемого результата, проведение контроля, сравнение модели и реальных ответов, выставление оценки [4]. Педагогическая идея о компонентах контрольно-оценочной деятельности отражена в теории и практике создания тестов для системы образования [5]. В ходе контроля с применением тестов эти компоненты, как правило, разрабатываются в современном образовании автоматизировано.
Педагогическая идея о содержании контроля состоит в отражении того, чему учат и что хотят видеть в качестве результатов обучения. Содержание контроля задаёт определённые приоритеты при обучении, становится ориентиром для преподавателя в его повседневной работе [4]. Содержание контроля, нацеленного на результаты образовательного процесса по отдельным дисциплинам, задаётся в Государственных образовательных стандартах. Требования к содержанию контроля в преподавании иностранных языков стали меняться с применением в изучении иностранных языков психолингвистического и социолингвистического подходов, с точки зрения которых, язык стал рассматриваться как динамичная, творческая и функциональная система (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия). Основным критерием владения языком стала признаваться эффективность коммуникации в соответствии с ситуацией и обстановкой. С вхождением России в Болонский процесс и приоритетностью компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании в понятие «содержание контроля» при обучении иностранному языку, наряду с лингвистической компетенцией, стали включаться коммуникативная и межкультурная компетенции. Суть теста и всего процесса тестирования заключается, таким образом, в использовании языка для чтения, письма, говорения и слушания в тех случаях, когда необходимо решить профессиональную задачу языковыми средствами.
По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяют: входной, текущий и итоговый контроль. В условиях личностно-ориентированного обучения входной контроль помогает построить индивидуальные траектории освоения нового материала для обучающихся. Наиболее эффективным средством для входного контроля является тест [6]. Целью текущего контроля является получение оперативной информации о ходе учебного процесса для его своевременной коррекции. Текущий контроль приобретает диагностический характер. В ходе текущего контроля путём субъектного взаимодействия (анализ, объяснение, толкование, повторение и др.) реализуется обучающая функция тестирования. Итоговый контроль предназначен для оценки достижений после завершения определённого этапа обучения. Данные итогового контроля позволяют выявить проблемы в подготовке обучающихся и принять дальнейшие управленческие решения по коррекции процесса образования.
В качестве основных функций педагогического контроля в науке выделяют: контролирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую и мотивирующую функции [4]. Учёными отмечается, что текущий контроль может осуществляться не только с помощью традиционных средств (контрольных работ, опросов и т.п.), но и специальных диагностических тестов [7]. Обучающий потенциал тестов реализуется в компьютерных обучающих программах (КОП). С помощью КОП диагностируются трудности при выполнении заданий, устанавливаются их причины, а затем на основе анализа этих причин обучающимся предъявляются образцы правильных действий и рекомендуются программы коррекции [9]. Воспитывающий потенциал тестов и балльных критериев оценивания заключается в том, что стимулы к усвоению новых знаний возникают как следствие объективности и справедливости оценки преподавателя на основе надёжных и валидных тестов. Развивающий потенциал тестов проявляется в ходе выполнения тестовых заданий на применение знаний в изменённой или незнакомой ситуации, стимулирующих субъектов учениям анализировать, обобщать, и проявлять самостоятельность и творчество при решении поставленных задач. С появлением представлений о контроле как составляющей управления качеством образования стали рассматриваться также информационная, сравнительная и прогностическая функции [8]. Прогностический потенциал тестов подтверждается специальными аналитическими методами [2]. Информационная функция реализуется в обучении работе с информационными источниками, а сравнительная функция контроля проявляется в аналитической работе преподавателя и студентов.
Принципами педагогического контроля являются традиционные дидактические принципы научности и эффективности, иерархической организации, систематичности, объективности, справедливости и всесторонности [4]. Так, положение о научности педагогического контроля согласуется с использованием тестологами специальной технологии разработки педагогических тестов с опорой на теорию педагогических измерений, на научно обоснованные критерии качества теста, а именно, - надёжность и валидность. Принцип иерархической организации проявляется в отборе наиболее значимых элементов содержания для включения их в тесты. Идея объективности и справедливости педагогического контроля реализуется в тестировании посредством стандартизации процедуры проведения тестирования, технологии выставления оценок, использования правил измерения. Всесторонность контроля проявляется в диапазоне предлагаемых материалов. Следует отметить, что вопрос о принципах педагогического контроля в современных условиях мало изучен, а принципы профессионально-языкового тестирования в педагогической науке не описаны.
Изложенные педагогические идеи тесным образом взаимосвязаны и дополняют идеи тестологов о теоретических основах тестового педагогического контроля (Аванесов В. С.), качественных и количественных критериях оценки научно-познавательного процесса (Архангельский С. И.), теории и практике создания тестов для системы образования (Майоров А. Н., Челышкова М. Б.).
Важным, на наш взгляд, является обнаруженный нами научно-педагогический факт:то в образовательной практике наиболее полно используется контролирующая функция тестов, но недостаточно используются их обучающая и развивающая функции. Так, в языковом образовании по техническому направлению подготовки, проанализировав более пятидесяти международных и отечественных тестов, мы констатировали практически полное отсутствие обучающих и развивающих компонентов тестов. Одновременно, опрашивая студентов технического профиля (более 250 человек), беседуя с ними и фиксируя их потребности, мы пришли к выводу о необходимости обновления профессионально-языкового тестирования. Эта потребность объясняется склонностью студентов, изучающих технические предметы, к конкретизации, структурированности, точности, схематизации, конструированию, системности, к поиску оптимальности в работе с информацией. Также мы определили перспективность составления списка конкретных профессиональных задач, решаемых языковыми средствами по техническому направлению подготовки, что позволит полнее использовать обучающий и развивающий потенциалы тестирования.
Возможен ли перенос предлагаемой логики анализа идей педагогического контроля на другие компоненты системы тестирования с целью ее оптимизации? Наш предварительный анализ системы убеждает, что это возможно. Проанализированные педагогические идеи позволяют предложить в качестве модельного проекта матрицу профессионально-языкового тестирования (табл. 1).
Таблица 1 Модельная матрица профессионально-языкового тестирования
Функции |
Критерии |
Показатели |
Типы тестов |
контролирующая |
контроль |
Уровень языковой компетенции по шкале общеевропейских языковых компетенций |
ILTS FCE TOEFL BEC |
Количество профессиональных задач, решённых языковыми средствами |
ILTS FCE TOEFL BEC |
||
Количество общекультурных задач, решённых языковыми средствами |
ILTS FCE TOEFL BEC |
||
обучающая
|
образование |
Понимание прочитанной информации а) да б) частично в) нет |
компьютерные обучающие программы (КОП) |
Уровни устной коммуникации: а) рецептивный, б) рецептивно-продуктивный, в) продуктивный. |
КОП |
||
Уровни письменной коммуникации: а) рецептивный, б) рецептивно-продуктивный, в) продуктивный. |
КОП |
||
развивающая
|
самореализация |
Степень автономности студента. а) работает самостоятельно, б) частично самостоятельно, в) несамостоятельно |
КОП |
Количество и качество творческих продуктов. |
КОП |
||
Перенос знаний в новые ситуации а) да б) частично в) нет |
КОП |
Таким образом, проведенный анализ педагогических идей, связанных с тестированием, показывает следующее:
- Педагогические идеи о контрольно-оценочной деятельности преподавателя находят своё отражение в профессионально-языковом тестировании.
- Содержание профессионально-языкового тестирования определяется идеями компетентностного подхода и предполагает измерение компетенций комплексно, с учётом ситуаций и задач в повседневной и профессиональной сферах.
- Новое требование стандартизации в освоении содержания языковых дисциплин подразумевает чёткое соблюдение адекватности и надёжности измерительных материалов.
- Модельный проект матрицы профессионально-языкового тестирования требует апробации, тщательной проверки и возможной верификации.
- Применение профессионально-языкового тестирования обладает развивающим и обучающим потенциалом.
С целью оптимизации всего университетского языкового образования, перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение и реализация других прогрессивных педагогических идей в профессионально-языковом тестировании, например, о формах обучения с помощью тестирования; критериях и показателях качества системы тестирования; о способах научно-методического сопровождения преподавателей; об учёте специфики профиля.
Рецензенты:
- Луговская И. Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск.
- Ширшов Е. В., д.п.н., профессор кафедры менеджмента ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск.