Принятая в 2005 году в Вильнюсе Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития [9], а также ряд других последующих документов: Боннская декларация (Всемирная конференция ЮНЕСКО по ОУР, апрель 2009 г.), Компетенции преподавателей в области ОУР (январь 2011 г.) - указывают на необходимость перестройки системы образования в целом. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем [5].
Согласно «Стратегии ОУР» предполагалось ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем и усилить междисциплинарность обучения с целью научить ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы, что и осуществляется в высшем профессиональном экологическом образовании. Из перечисленных в Стратегии 19 тем непосредственно к экологическому образованию относятся только три: 1) охрана окружающей среды, 2) управление природными ресурсами и 3) биологическое и ландшафтное разнообразие. Однако из остальных 16 тем больше половины имеют отношение к экологической политике, то есть к методам успешного управления природопользованием и обеспечения экологической безопасности, а именно эти вопросы и являются центральными при подготовке специалистов-экологов [5; 9]. Таким образом, в содержании высшего профессионального экологического образования находят реализацию практически все темы «Стратегии ОУР». Но одновременно необходимо разрабатывать и применять новые методические средства и приемы, обеспечивающие междисциплинарный подход в обучении и повышение личной активности каждого студента.
Соответственно, основными задачами высшего профессионального экологического образования в интересах устойчивого развития следует считать разработку и совершенствование междисциплинарных учебных тем, необходимых для включения в традиционные учебные дисциплины, и выработку у студентов таких качеств, как социальная ответственность, инициативность, способность формулировать проблемы и искать пути их решения, а также терпимость к альтернативным суждениям.
Анализ развития и становления содержания высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности в нашей стране показал, что в его основе должны находиться две группы принципов подготовки студентов - общие принципы организации педагогического процесса (широко используются в высшей школе) и профессиональные этические принципы, формируемые у студентов. Одновременно в высшем профессиональном экологическом образовании следует выделить дидактические принципы реализации ОУР, которые включают как профессиональные этические принципы, так и два самостоятельных принципа: перехода от репродуктивного способа усвоения знаний к развитию творческих способностей студентов и создания атмосферы взаимного уважения обучающихся.
Принцип перехода от репродуктивного способа усвоения знаний к развитию творческих способностей студентов базируется на обучении самостоятельному анализу, формулировке проблем и поиска путей их решения, а также выполнении студентами самостоятельных исследовательских работ. Принцип предполагает, что преподаватель выступает в роли консультанта.
Принцип создания атмосферы взаимного уважения обучающихся возлагает на преподавателя ответственность за формирование дружеской атмосферы в студенческой группе, грамотное ведение дискуссии, восприятие конструктивной критики и альтернативных суждений.
В группе общих принципов [7], необходимых для высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности, выделяем в качестве ключевых принципы: системности, интеграции, научности, связи теории с практикой, эффективности и личностно-ориентированного обучения.
Группа профессиональных этических принципов, формируемых у студентов, основывается на знаниях и убежденности в значимости и ценности живых организмов, на отказе от непродуманного вмешательства в окружающую природную среду. Основываясь на идеях Н.Н. Моисеева [6], Н.Ф. Реймерса [8], В.Е. Борейко [1], В.В. Дёжкина [3] и собственном педагогическом опыте, мы выделяем три наиболее важных этических принципа для профессиональных экологов: учета ценности природы, минимального ущерба природе и компенсации ущерба окружающей среде.
Принцип учета ценности природы, или «полезности», затрагивает различные аспекты историко-культурной, патриотической, эстетической, духовной, научной, образовательной и воспитательной жизни общества. Значение этого принципа для профессиональной деятельности эколога очень высоко, так как его реализация способствует развитию взглядов на природу не как на сырьевые ресурсы, а как на источник удовлетворения духовных, творческих, познавательных потребностей и стремлений.
Принцип минимального ущерба природе обязывает воздерживаться от непродуманного вмешательства в окружающую природную среду и просчитывать последствия планируемой хозяйственной деятельности.
Принцип компенсации ущерба окружающей среде предполагает принятие мер на восстановление нарушенных в результате хозяйственной деятельности человека экосистем.
Этические принципы могут быть реализованы через требования к профессиональной деятельности, которые вырабатываются и усваиваются студентами как через изучение отдельных дисциплин, так и через практические занятия, включая производственную практику.
Для определения базового ядра содержания профессионального экологического образования нами был учтен опыт реализации двух первых в нашей стране (1-го - 1994 г. и 2-го - 2000 г.) ГОС ВПО по направлению подготовки «Экология и природопользование». Изначально высшее профессиональное экологическое образование естественно-научной направленности формировалось по запросу общественности для решения назревших экологических проблем, вызванных хозяйственной деятельностью людей. Поэтому предполагалось изучение биосферных процессов без вмешательства человека и изменений, произошедших под влиянием антропогенной деятельности. Следовательно, в основе профессионального экологического образования находятся два важных интегрирующих начала экологических знаний: биосфера и деятельность человека. Биосфера представляет собой целостную систему высшего порядка, в которой все составляющие объединены и взаимозависимы. Человечество, с одной стороны, это часть биосферы, а с другой - оказывает на нее сильное преобразующее влияние и на себе же испытывает последствия этого воздействия.
Таким образом, биосфера и деятельность человека в содержании экологического образования выступают как два полюса одного целого и могут служить объединяющими центрами для построения структуры базового профессионального экологического образования естественно-научной направленности (рис. 2).
Рис. 1. Структура базовой части содержания высшего профессионального экологического образования (естественно-научное направление).
В высшем профессиональном образовании практически любого профиля в нашей стране в основе находятся базовые дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов (центральная часть рисунка 1). Для экологического образования целесообразность выделения этих дисциплин проверена многолетней практикой. Обоснование же необходимых дисциплин базовой части профессионального цикла всегда вызывало дискуссию. Разработанный нами подход к выделению базового ядра в содержании профессионального экологического образования основывается на полярности и симметричности двух блоков дисциплин: характеризующих биосферные процессы (модули «Общая экология» и «Учение о сферах Земли») и деятельность человека (модули «Основы природопользования» и «Прикладная экология»). Из этого следует, что при относительно равном подборе дисциплин этих блоков (по суммарному количеству часов, отводимых на изучение) дисциплины будут дополнять друг друга и служить надежной основой для дальнейшей профильной специализации.
Успешная реализация содержания высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности зависит от организационно-функциональной структуры обеспечения учебного процесса, к компонентам которой относится «вуз - факультет - кафедра - преподаватель». Вследствие того что кафедра и преподаватель находятся ближе к студенту, их роль многократно возрастает. Если кафедра имеет решающее значение на определенных этапах (прохождения студентом производственной практики, подготовки и защиты курсовых работ, а также выпускной квалификационной работы), то преподаватель постоянно оказывает на студента значительное влияние. Для высшего профессионального экологического образования наиболее важным является соблюдение преподавателем этических принципов и следование компетенциям ОУР. Среди них в первую очередь следует отметить стремление к пожизненному обучению, применению целостного - системного подхода, учет и уважение различных точек зрения. Только преподаватель, полностью разделяющий данные подходы и следующий им, может пропагандировать и вырабатывать у своих учеников аналогичные компетенции, так жизненно необходимые в настоящее время.
Анализ работ Вербицкого А.А. [2], Давыдова В.В., Зимней И.А., Краевского В.В., Лернера И.Я., Скаткина М.Н., Сластенина В.А., Холодной М.А., Хуторского А.В. [10] позволил нам разработать основы компетентностного подхода в профессиональном высшем экологическом образовании естественно-научной направленности. При этом под компетентностью мы понимаем сформированные личностные качества студента, а под компетенциями - заранее заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке студента, при реализации, которых формируется его компетентность [4].
Таким образом, компетенции в высшем профессиональном экологическом образовании - это обобщенные способы действия, опирающиеся на единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной экологической деятельности.
Для определения наиболее значимых в настоящее время для российского высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности компетенций были выполнены социологические исследования, включающие анкетирование работодателей (30 организаций), выпускников последних лет (с 2000 по 2007 год - 50 человек) и представителей образовательного сообщества (30 преподавателей) [4]. Результаты исследования показали, что все группы респондентов имеют практически одинаковое мнение о приобретенных выпускниками компетенциях (высшее профессиональное экологическое образование). Результаты ранжирования компетенций выпускников по двум категориям: наиболее и наименее устраивающие все группы респондентов - показали, что среди наиболее устраивающих (реализованных) компетенций у современных специалистов-экологов были названы хорошая теоретическая подготовка, владение информационными технологиями и знание международных стандартов. Среди наименее устраивающих компетенций доминировали слабая практическая, экономическая и юридическая подготовка, недостаточный уровень владения иностранными языками.
Для устранения несоответствия между уровнем подготовки выпускников и требованиями к овладению выпускниками общекультурными и профессиональными компетенциями проведен детальный поэтапный анализ их формирования. Предлагается выделить три этапа - ступени - формирования компетенций у студентов, где каждый последующий этап базируется на достижениях предыдущего этапа.
Общей тенденцией при формировании компетенций студентов является накопление знаний на начальных I и II этапах (соответственно 1-2 и 3-4 курсы обучения) и развитие творческой деятельности на последующем III этапе (магистратура). На основании ряда педагогических работ и собственном опыте предлагаем следующее определение творческой деятельности в профессиональном экологическом образовании, под которой понимается самостоятельно спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на весь комплекс изученных дисциплин и инструментальных методов и направленная на получение нового знания. Для достижения этого уровня любому обучающемуся требуется пройти все образовательные этапы; только в ходе такого процесса развиваются личностные качества, способствующие как межличностному и профессиональному общению, так и исследовательской деятельности (выработка упорства, конкретизация целей и задач работы, определение приоритетов и т.д.).
Итак, базовое содержание высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности в настоящее время определяется на основе введения новых дидактических принципов (профессиональные этические принципы и принципы реализации образования для устойчивого развития), внедрения компетентностного подхода и выделения ядра общепрофессиональных знаний, которое включает два полярных блоках дисциплин. Первый блок составляют дисциплины, характеризующие естественные биосферные процессы (модули «Общая экология» и «Учение о сферах Земли»), а второй - преобразующую деятельность человека (модули «Основы природопользования» и «Прикладная экология»).
Рецензенты
- Чистякова С.Н., д.п.н, профессор, член-корр. РАО, академик-секретарь отделения профессионального образования РАО, зав. лабораторией Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва.
- Самоненко Ю.А., д.п.н., профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва.