Школьная готовность - одна из острых и до конца не решенных педагогических задач, несмотря на многократные попытки реформирования системы образования, не прекращающуюся разработку развивающих образовательных программ, внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, призванных подготовить ребенка к поступлению в школу. Данный вопрос обсуждается уже на протяжении многих лет, но до сих пор перед психологами и педагогами стоит актуальная задача выявления причин школьной неуспеваемости и оказание своевременной помощи ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения.
Данная ситуация часто усугубляется тем, что ребенок, поступая в школу, часто является не готовым, как психологически, так и психофизиологически, к современным условиям обучения, характеризующимся тенденцией к снижению возраста поступления в школу, а также интенсификацией процесса обучения. Все это приводит к так называемым школьным трудностям и социальной дезадаптации, которые снижают у ребенка познавательный интерес, а также оказывают неблаготворное влияние на его творческие способности.
Особенно остро проблема готовности к обучению встает при поступлении детей 6-ти и 7-ми лет в один класс. Разный уровень готовности детей к школе, как психологической, так и интеллектуальной, приводит к тому, что педагогу приходится выстраивать программу с учетом отставания детей 6 лет. И как бы ни был хорошо подготовлен ребенок 6 лет, такое отставание неизбежно в силу незрелости его психофизиологических систем. Однако в целом не корректно говорить о том, что неготовность к обучению в школе может отмечаться только у детей 6 лет, ибо готовность к обучению во многом зависит не столько от возрастных, сколько от индивидуальных особенностей развития будущего школьника.
В связи с этим введение диагностирования детей дошкольного возраста при поступлении в школу не лишено основания, ибо дает преподавателю четкое представление о будущем контингенте и позволяет скорректировать программу обучения в 1 классе с учетом особенностей будущих учеников. Наглядно и анкетирование родителей будущих первоклассников. Сопоставление диагностирования детей и результатов анкет для родителей дает целостное представление о готовности детей к школе.
Интересные результаты были получены при проведении диагностических мероприятий в ДОУ Нижнего Новгорода и Дзержинска, которые наглядно демонстрируют изменение во взглядах родителей на то, в каком возрасте ребенок должен начинать обучение в школе. Модное в середине 90-х мнение о том, что чем раньше ребенок начнет обучение, тем лучше, сменила уверенность родителей в необоснованности таких суждений.
При проведении анкетирования среди родителей детей старших (5-6 лет) и подготовительных групп (6-7) в ДОУ № 126 «Василёк» г. Дзержинска и Детского центра поддержки и развития ребёнка «Маленькая страна» г. Нижнего Новгорода только 28 % родителей детей 5-6 лет полагают, что их ребенок готов к в школе, в то время как 92 % родителей детей 6-7 лет отмечают готовность ребенка к обучению. При анализе ответов на вопрос «Заявляет ли ваш ребенок о своем желании идти в школу?» и «Что сильнее привлекает ребёнка: атрибуты школы или возможность больше узнать и многому научиться?» 61.9 % родителей детей 5-6 лет полагают, что их ребенка больше привлекают атрибуты школы, а вот 60 % родителей детей из подготовительной группы, напротив, полагают, что их ребенка привлекает именно возможность больше узнать и многому научиться.
Такие результаты опроса родителей не случайны, действительно основные проблемы, напрямую связанные с мотивационно-волевой сферой детей 5-7 лет, выявляются именно при диагностировании психологической готовности ребенка к школе, подразумевающей необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Родителям ребенка-первоклассника важно понимать, что поступление в школу для ребенка является серьезным психологическим испытанием, так как характеризуется началом нового этапа в жизни. Вхождение во «взрослую» школьную жизнь требует от ребенка определенной социальной зрелости, ответственности, умения грамотно выстраивать межличностные взаимоотношения со сверстниками, проявлять себя как личность, индивидуальность, в то же время уважающую и принимающую интересы другого. Однако психологи и педагоги отмечают все более возрастающий процент детей социально и психологически незрелых, притом, что их интеллектуальное развитие находится на достаточно высоком уровне.
Такое положение вещей зачастую связанно с тем, что в настоящее время в дошкольных и школьных учреждениях огромное внимание уделяется когнитивному развитию детей, в то время как гуманитарные науки все чаще выводятся за рамки учебной программы. Такой подход часто не учитывает индивидуальных и возрастных особенностей развития личности ребенка, его психологического и эмоционального состояния. Это ведет, с одной стороны, к успешному интеллектуальному развитию, а с другой стороны, способствует появлению личностных проблем, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность обучения в школе.
Помимо трудностей, связанных с психологической и социальной незрелостью более чем у 30 % детей, поступающих в школу, диагностируются проблемы, связанные с неразвитостью тонкой моторики кисти руки, речевые проблемы и проблемы незрелости КГМ (коры головного мозга), что отмечают не только врачи, педагоги и психологи, но и родители.
Практические исследования, проведенные на базе ДОУ № 126 «Василёк» г. Дзержинска и Детского центра поддержки и развития ребёнка «Маленькая страна» г. Нижнего Новгорода, показали, что в процессе исследования уровня сформированности линейно-графических навыков, а также исследование таких параметров, как: ориентация в микропространстве листа, исследование тонуса кисти руки при письме и рисовании, а также точность изображения абстрактных символов (цифр и букв) были получены следующие данные:
- высокий уровень сформированности линейно-графических навыков наблюдается у 14 % детей 5-6 лет, и у 64 % детей 6-7 группы;
Рис. 1. Диаграмма. Уровень сформированности графических навыков
- при анализе уровня развития способности точно ориентироваться в микропространстве листа высокий уровень отмечается у 42.9 % детей 5-6 лет и у 80 % детей 6-7 лет;
Рис.2. Диаграммы. Уровень ориентации в пространстве
- при анализе тонуса кисти руки при письме и рисовании тонус в норме диагностируется у 66 % детей 5-6 лет и 92 % детей 6-7 лет;
Рис. 3. Диаграмма. Тонус кисти руки
- точность изображения абстрактных символов диагностируется у 33 % детей 5-6 лет и у 80 % детей 6-7 лет, причем в группе детей 5-6 лет весьма высок процент зеркального отображения абстрактных символов букв и цифр (66.7 %), в то же время, лишь 20 % детей 6-7 лет зеркально отображают символы.
Рис. 4. Диаграмма. Точность изображения абстрактных символов
Из данных диагностики видно, что по вышеперечисленным показателям группа детей 5-6 лет существенно уступает группе детей 6-7 лет. Интересен тот факт, что преобладание зеркального отображения абстрактных символов (букв и цифр) у детей 5-6 лет превышает те же показатели детей 6-7 лет на 46.7 %.
О феномене зеркальности, который, по данным психофизиологических исследований, демонстрируют практически все дети в процессе усвоения ими букв и цифр, знают не понаслышке воспитатели, педагоги и психологи, работающие с детьми от 5 и до 7-8 лет.
Проблема зеркальности кроется именно в незрелости полушарий головного мозга и несформированности межполушарного взаимодействия. Этот факт несформированности функциональной асимметрии мозга (процесса перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе), а следовательно, преобладание правополушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти зачастую и приводит к перевертыванию графического изображения. По мнению физиологов, окончательная межполушарная специализация происходит вплоть до 14-16 лет. Однако это не означает, что с проблемой зеркальности не стоит работать.
Помимо проблемы зеркальности перед будущими школьниками встает вопрос о готовности кисти руки к постоянно возрастающим нагрузкам, связанным с освоением письма. Как видно из исследований, представленных выше, основные проблемы детей 5-6 лет заключаются в слабости мышц кисти руки, а также в неспособности ребенка точно воспроизводить тонко дифференцированные движения.
По имению специалистов, способность к выполнению точных тонко дифференцированных движений напрямую связана с ловкостью, которая начинает формироваться в 4-5 лет и отвечает за точное координированное выполнение движений на уровне всего организма. Следовательно, в этом возрасте у ребенка формируется центральный механизм управления точными дозированными движениями. Однако это не означает, что к 5 годам дети способны воспроизводить весь диапазон тонко дифференцированных движений, 5 лет - это возраст, когда целесообразно начинать целенаправленно развивать наиболее высокоорганизованные двигательные функции, относящиеся к "тонкой" моторике человека.
В свою очередь, основная проблема развивающих воспитательно-образовательных программ дошкольных учреждений состоит в том, что подготовка детей к школе сводится к "натаскиванию" их на конкретные двигательные навыки без учета прогрессирующего созревания функций полушарий головного мозга. В этих случаях ребенок, проявлявший все "внешние" признаки школьной зрелости, при более глубокой диагностике показывает лишь поверхностные навыки, которые быстро утрачиваются им при отсутствии постоянной тренировки.
Таким образом, можно смело говорить о том, что успехи в школьном обучении прямо пропорциональны запасу психомоторных механизмов, образовавшихся в процессе всего дошкольного периода. Именно поэтому основной задачей дошкольного воспитания должно стать не "натаскивание" детей на определенные конкретные навыки, а создание прочных психомоторных механизмов, обеспечивающих множественные степени свободы во владении своими действиями, и создание богатой эмоционально-образной базы представлений об окружающем мире и себя в нем, базы, необходимой для последующего усвоения новых знаний, усложняющих и расширяющих эти представления, приобретающих в дальнейшем форму конкретных и четко усвоенных "понятий". Именно в этом случае мы можем говорить о стабильном и долгосрочном усвоении ребенком знаний и, в свою очередь, его успешности не только в учебной, но и в других видах деятельности.
Рецензенты:
- Шестакова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.
- Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.