Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH ON PSYCHO-PEDAGOGICAL PREREQUISITES CAUSING FORMATION OF SCHOOL-SIGNIFICANT FUNCTIONS IN 5-7 YEARS OLD CHILDREN

Shuvaeva N.Yu. 1 Molostova N.Yu. 1
1 The Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Recently the requirements for future first-year school students have significantly increased. At the beginning of school year they are able to read, write, know numbers, but under closer look a teacher, in most cases, notes their superficiality. Another problem is psychological and social immaturity of younger students, lack of motivation and reluctance to go to school. The reasons for these problems, is deeper than it may seem. According to researchers, the roots of the problem are disconnected with intellectual capabilities of students. Violation of principles of simple learning for preschool children, desire to teach a child something that is unusual for his psychophysiological and psychological age leads to a failure, which then clearly manifests itself at all levels of development and triggers further difficulties in learning
school-relevant functions
psycho-physiological maturity.
Проблема исследования психолого-педагогических и психофизиологических предпосылок, обуславливающих готовность детей 5-7 лет к обучению в школе, весьма актуальна в рамках социальной действительности. Психологическая, психофизиологическая, социальная и интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению являются важнейшими итогами его гармоничного развития в период дошкольного детства. В рамках современных реалий, подразумевающих все более возрастающие требования к организации воспитания и обучения в детских дошкольных и школьных учреждениях, психологи и педагоги все чаще обращают внимание на необходимость поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на формирование не только когнитивно- развитой и эрудированной, но и психологически и социально зрелой личности.

Школьная готовность - одна из острых и до конца не решенных педагогических задач, несмотря на многократные попытки реформирования системы образования, не прекращающуюся разработку развивающих образовательных программ, внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, призванных подготовить ребенка к поступлению в школу. Данный вопрос обсуждается уже на протяжении многих лет, но до сих пор перед психологами и педагогами стоит актуальная задача выявления причин школьной неуспеваемости и оказание своевременной помощи ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения.

Данная ситуация часто усугубляется тем, что ребенок, поступая в школу, часто является не готовым, как психологически, так и психофизиологически, к современным условиям обучения, характеризующимся тенденцией к снижению возраста поступления в школу, а также интенсификацией процесса обучения. Все это приводит к так называемым школьным трудностям и социальной дезадаптации, которые снижают у ребенка познавательный интерес, а также оказывают неблаготворное влияние на его творческие способности.

Особенно остро проблема готовности к обучению встает при поступлении детей 6-ти и 7-ми лет в один класс. Разный уровень готовности детей к школе, как психологической, так и интеллектуальной, приводит к тому, что педагогу приходится выстраивать программу с учетом отставания детей 6 лет. И как бы ни был хорошо подготовлен ребенок 6 лет, такое отставание неизбежно в силу незрелости его психофизиологических систем. Однако в целом не корректно говорить о том, что неготовность к обучению в школе может отмечаться только у детей 6 лет, ибо готовность к обучению во многом зависит не столько от возрастных, сколько от индивидуальных особенностей развития будущего школьника.

В связи с этим введение диагностирования детей дошкольного возраста при поступлении в школу не лишено основания, ибо дает преподавателю четкое представление о будущем контингенте и позволяет скорректировать программу обучения в 1 классе с учетом особенностей будущих учеников. Наглядно и анкетирование родителей будущих первоклассников. Сопоставление диагностирования детей и результатов анкет для родителей дает целостное представление о готовности детей к школе.

Интересные результаты были получены при проведении диагностических мероприятий в ДОУ Нижнего Новгорода и Дзержинска, которые наглядно демонстрируют изменение во взглядах родителей на то, в каком возрасте ребенок должен начинать обучение в школе. Модное в середине 90-х мнение о том, что чем раньше ребенок начнет обучение, тем лучше, сменила уверенность родителей в необоснованности таких суждений.

При проведении анкетирования среди родителей детей старших (5-6 лет) и подготовительных групп (6-7) в ДОУ № 126 «Василёк» г. Дзержинска и Детского центра поддержки и развития ребёнка «Маленькая страна» г. Нижнего Новгорода только 28 % родителей детей 5-6 лет полагают, что их ребенок готов к в школе, в то время как 92 % родителей детей 6-7 лет отмечают готовность ребенка к обучению. При анализе ответов на вопрос «Заявляет ли ваш ребенок о своем желании идти в школу?» и «Что сильнее привлекает ребёнка: атрибуты школы или возможность больше узнать и многому научиться?» 61.9 % родителей детей 5-6 лет полагают, что их ребенка больше привлекают атрибуты школы, а вот 60 % родителей детей из подготовительной группы, напротив, полагают, что их ребенка привлекает именно возможность больше узнать и многому научиться.

Такие результаты опроса родителей не случайны, действительно основные проблемы, напрямую связанные с мотивационно-волевой сферой детей 5-7 лет, выявляются именно при диагностировании психологической готовности ребенка к школе, подразумевающей необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Родителям ребенка-первоклассника важно понимать, что поступление в школу для ребенка является серьезным психологическим испытанием, так как характеризуется началом нового этапа в жизни. Вхождение во «взрослую» школьную жизнь требует от ребенка определенной социальной зрелости, ответственности, умения грамотно выстраивать межличностные взаимоотношения со сверстниками, проявлять себя как личность, индивидуальность, в то же время уважающую и принимающую интересы другого. Однако психологи и педагоги отмечают все более возрастающий процент детей социально и психологически незрелых, притом, что их интеллектуальное развитие находится на достаточно высоком уровне.

Такое положение вещей зачастую связанно с тем, что в настоящее время в дошкольных и школьных учреждениях огромное внимание уделяется когнитивному развитию детей, в то время как гуманитарные науки все чаще выводятся за рамки учебной программы. Такой подход часто не учитывает индивидуальных и возрастных особенностей развития личности ребенка, его психологического и эмоционального состояния. Это ведет, с одной стороны, к успешному интеллектуальному развитию, а с другой стороны, способствует появлению личностных проблем, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность обучения в школе.

Помимо трудностей, связанных с психологической и социальной незрелостью более чем у 30 % детей, поступающих в школу, диагностируются проблемы, связанные с неразвитостью тонкой моторики кисти руки, речевые проблемы и проблемы незрелости КГМ (коры головного мозга), что отмечают не только врачи, педагоги и психологи, но и родители.

Практические исследования, проведенные на базе ДОУ № 126 «Василёк» г. Дзержинска и Детского центра поддержки и развития ребёнка «Маленькая страна» г. Нижнего Новгорода, показали, что в процессе исследования уровня сформированности линейно-графических навыков, а также исследование таких параметров, как: ориентация в микропространстве листа, исследование тонуса кисти руки при письме и рисовании, а также точность изображения абстрактных символов (цифр и букв) были получены следующие данные:

- высокий уровень сформированности линейно-графических навыков наблюдается у 14 % детей 5-6 лет, и у 64 % детей 6-7 группы;

Рис. 1. Диаграмма. Уровень сформированности графических навыков

- при анализе уровня развития способности точно ориентироваться в микропространстве листа высокий уровень отмечается у 42.9 % детей 5-6 лет и у 80 % детей 6-7 лет;

 

Рис.2. Диаграммы. Уровень ориентации в пространстве

- при анализе тонуса кисти руки при письме и рисовании тонус в норме диагностируется у 66 % детей 5-6 лет и 92 % детей 6-7 лет;

 

Рис. 3. Диаграмма. Тонус кисти руки

- точность изображения абстрактных символов диагностируется у 33 % детей 5-6 лет и у 80 % детей 6-7 лет, причем в группе детей 5-6 лет весьма высок процент зеркального отображения абстрактных символов букв и цифр (66.7 %), в то же время, лишь 20 % детей 6-7 лет зеркально отображают символы.

 

Рис. 4. Диаграмма. Точность изображения абстрактных символов

Из данных диагностики видно, что по вышеперечисленным показателям группа детей 5-6 лет существенно уступает группе детей 6-7 лет. Интересен тот факт, что преобладание зеркального отображения абстрактных символов (букв и цифр) у детей 5-6 лет превышает те же показатели детей 6-7 лет на 46.7 %.

О феномене зеркальности, который, по данным психофизиологических исследований, демонстрируют практически все дети в процессе усвоения ими букв и цифр, знают не понаслышке воспитатели, педагоги и психологи, работающие с детьми от 5 и до 7-8 лет.

Проблема зеркальности кроется именно в незрелости полушарий головного мозга и несформированности межполушарного взаимодействия. Этот факт несформированности функциональной асимметрии мозга (процесса перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе), а следовательно, преобладание правополушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти зачастую и приводит к перевертыванию графического изображения. По мнению физиологов, окончательная межполушарная специализация происходит вплоть до 14-16 лет. Однако это не означает, что с проблемой зеркальности не стоит работать.

Помимо проблемы зеркальности перед будущими школьниками встает вопрос о готовности кисти руки к постоянно возрастающим нагрузкам, связанным с освоением письма. Как видно из исследований, представленных выше, основные проблемы детей 5-6 лет заключаются в слабости мышц кисти руки, а также в неспособности ребенка точно воспроизводить тонко дифференцированные движения.

По имению специалистов, способность к выполнению точных тонко дифференцированных движений напрямую связана с ловкостью, которая начинает формироваться в 4-5 лет и отвечает за точное координированное выполнение движений на уровне всего организма. Следовательно, в этом возрасте у ребенка формируется центральный механизм управления точными дозирован­ными движениями. Однако это не означает, что к 5 годам дети способны воспроизводить весь диапазон тонко дифференцированных движений, 5 лет - это возраст, когда целесообразно начинать целенаправленно развивать наиболее высокоорганизованные двига­тельные функции, относящиеся к "тонкой" моторике человека.

В свою очередь, основная проблема развивающих воспитательно-образовательных программ дошкольных учреждений состоит в том, что подготовка детей к школе сводится к "натаскиванию" их на конкретные двигательные навыки без учета про­грессирующего созревания функций полушарий головного мозга. В этих случаях ребенок, проявлявший все "внешние" признаки школьной зрелости, при более глубокой диагностике показывает лишь поверхностные навыки, которые быстро утрачиваются им при отсутствии постоянной тренировки.

Таким образом, можно смело говорить о том, что успехи в школьном обучении прямо пропорциональны запасу психомоторных механизмов, образо­вавшихся в процессе всего дошкольного периода. Именно поэтому основной задачей дошкольного воспитания должно стать не "натаскивание" детей на определенные конкретные на­выки, а создание прочных психомоторных механизмов, обеспечи­вающих множественные степени свободы во владении своими действи­ями, и создание богатой эмоционально-образной базы представлений об окружающем мире и себя в нем, базы, необходимой для последующего усвоения новых знаний, усложняющих и расширяющих эти представления, приобретающих в дальнейшем форму конкретных и четко усвоенных "понятий". Именно в этом случае мы можем говорить о стабильном и долгосрочном усвоении ребенком знаний и, в свою очередь, его успешности не только в учебной, но и в других видах деятельности.

Рецензенты:

  • Шестакова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.
  • Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.