Рассматривая структуру соревновательной деятельности в игровых командных видах спорта, специалисты отмечают, что наибольшее значение с ростом спортивного мастерства имеет технико-тактическая подготовленность отдельных игроков и команды в целом [1, 2, 3, 4]. По мнению ученых, именно технико-тактическая подготовленность в наибольшей мере эволюционирует в процессе развития игровых видов спорта. В этом направлении постоянно ведется поиск новых технических элементов и действий, тактических вариантов взаимодействий, схем и моделей игры.
Цель исследования. Построить модели технико-тактических действий квалифицированной баскетбольной команды в соревновательных играх с соперниками разного уровня подготовленности.
Материал и методы исследования
Анализировали официальные статистические отчеты игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» (Волгоградская область) первого круга Первенства России среди мужчин в Высшей лиге (группа Юг) 2009 / 2010 гг. Использовали также методы математической статистики: сравнение независимых выборок (t - критерий Стьюдента).
Результаты исследования и их обсуждение
В первом круге соревнований команда «Волжанин-ГЭС» провела 20 игр - по 2 игры с каждым из десяти соперников. Из которых 12 состоялись в г. Волжском, Волгоградской области, а 8 - в залах команд соперников.
Из 20 проведенных игр команда «Волжанин-ГЭС» в 14 одержала победу, а в 6 - потерпела поражение, то есть в 70 % всех рассматриваемых игр был положительный результат. Однако из 14 выигранных встреч только в 11 играх победа оказалась убедительной, когда разница забитых и пропущенных мячей превышала 10 очков.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика средних показателей технико-тактических действий всех соревновательных игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» в первом круге Первенства России в Высшей лиге 2009 / 2010 гг. и игр, в которых были одержаны убедительные победы.
Таблица 1
Сравнительная характеристика средних показателей технико-тактических действий всех соревновательных игр баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» в первом круге Первенства России в Высшей лиге 2009 / 2010 гг. и игр, в которых были одержаны уверенные победы
№ |
Технико-тактические показатели |
Х±σ |
|||
Все игры n = 20 |
Уверенная победа n = 11 |
t |
Р |
||
1. |
Забитые очки |
83,7 ±9,0 |
88,6±7,2 |
2,20 |
<0,05 |
2. |
Пропущенные очки |
76,5±9,6 |
73,3±9,4 |
1,56 |
>0,05 |
3. |
Забитые 2-х очковые |
25,7±5,2 |
28,3±4,7 |
2,18 |
<0,05 |
4. |
Выполненные 2-х очковые |
51,1±7,7 |
53,3±9,0 |
1,78 |
>0,05 |
5. |
% реализации 2-х очковых |
50,4±6,2 |
53,5±5,5 |
2,15 |
<0,05 |
6. |
Забитые 3-х очковые |
4,9±1,9 |
4,3±1,6 |
1,36 |
>0,05 |
7. |
Выполненные 3-х очковые |
17,7±5,2 |
15,8±5,1 |
1,81 |
>0,05 |
8. |
% реализации 3-х очковых |
28,1±8,6 |
27,2±6,5 |
1,23 |
>0,05 |
9. |
Забитые мячи с игры |
30,6±4,7 |
32,6±4,6 |
2,10 |
<0,05 |
10. |
Выполненные с игры |
68,7±7,2 |
69,1±9,4 |
0,54 |
>0,05 |
11. |
% реализации с игры |
44,7±5,6 |
47,5±4,6 |
2,11 |
<0,05 |
12. |
Забитые штрафные |
16,4±5,1 |
16,9±5,8 |
0,67 |
>0,05 |
13. |
Выполненные штрафные |
21,7±6,7 |
22,3±7,5 |
0,58 |
>0,05 |
14. |
% реализации штрафных |
76,0±7,8 |
76,1±9,1 |
0,12 |
>0,05 |
15. |
Атакующие передачи результативные |
17,6±5,1 |
18,0±3,8 |
0,31 |
>0,05 |
16. |
Атакующие передачи выполненные |
36,3±9,9 |
35,6±7,4 |
0,28 |
>0,05 |
17. |
Перехваты |
10,3±3,7 |
12,0±3,6 |
2,27 |
<0,05 |
18. |
Блокшоты |
2,5±1,4 |
2,3±1,3 |
0,50 |
>0,05 |
19. |
Подборы на своем щите |
24,1±5,7 |
24,3±6,7 |
0,22 |
>0,05 |
20. |
Подборы на чужом щите |
13,3±4,1 |
13,4±4,9 |
0,17 |
>0,05 |
21. |
Сумма подборов |
37,4±7,5 |
37,6±8,8 |
0,27 |
>0,05 |
22. |
% подборов на своем щите |
68,7±7,7 |
69,0±5,2 |
0,30 |
>0,05 |
23. |
% подборов на чужом щите |
39,3±10,3 |
43,4±11,9 |
4,23 |
<0,001 |
24. |
Потери при передаче |
11,8±4,6 |
12,1±4,7 |
0,49 |
>0,05 |
25. |
Потери технические |
4,7±2,4 |
4,8±1,3 |
0,27 |
>0,05 |
26. |
Фолы собственные |
18,8±4,6 |
18,5±5,3 |
0,42 |
>0,05 |
27. |
Фолы соперника |
20,9±3,9 |
20,6±4,8 |
0,45 |
>0,05 |
Примечание: ν = 29, при α = 0,05 tкр = 2,05, при α = 0,01 tкр = 2,76, при α = 0,001 tкр = 3,66.
Итак, среди 27 рассматриваемых показателей технико-тактических действий 7 имеют статистически значимые различия. Это: количество забитых мячей, количество забитых 2-х очковых бросков, процент реализации 2-х очковых бросков, количество забитых мячей с игры, процент реализации забитых мячей с игры, количество перехватов и процент подборов на чужом щите. И если большинство показателей различаются на уровне достоверности 95 %, то процент подборов на чужом щите - на уровне 99,9 %.
Остальные показатели технико-тактических действий в соревновательных играх между собой хотя и различаются, но статистически значимых отличий не выявлено.
Таким образом, выделенные семь технико-тактических действий могут быть положены в основу моделирования эффективности предстоящих игр.
Учитывая, что при моделировании в теории физического воспитания и спортивной тренировке исходят всегда из принципа построения «идеальной» модели, то есть превосходящей существующие реальные объекты и процессы по количественным и качественным характеристикам, за основу построения модели были приняты количественные показатели технико-тактических действий баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» только наиболее удачных соревновательных игр, когда итоговое преимущество над командой соперника превышало 10 очков.
Естественно, что при построении модели также необходимо ориентироваться на выявленные в предыдущих главах тенденции и закономерности, а также особенности соревновательной деятельности баскетбольных команд, участвующих в Первенстве России в Высшей лиге и имеющих различный уровень подготовленности.
При этом расчет количественных показателей эффективных технико-тактических действий можно осуществлять на основе средних величин наиболее удачных игр: Х ± m. Такой подход соответствует технологии расчета средних норм в спортивной практике [5].
Если рассматриваемой команде предстоит соперник равный по силам, то тогда следует ориентироваться на усредненную модель эффективных технико-тактических действий. В случаях, когда в играх противостоит более слабая команда, тогда необходимо в модель включать максимальные показатели атакующих технико-тактических действий и минимальные - оборонительных. При соревнованиях с более сильной командой необходимо отдать в модели предпочтение защитным и контратакующих технико-тактическим действиям, по сравнению с атакующими.
Однако такой процедуре нужно подвергнуть только те технико-тактические действия, которые статистически значимо отличались при сравнении их в играх с разной результативностью, то есть с разными по уровню подготовленности командами. Таких показателей было выявлено девять: количество забитых мячей, количество забитых 2-х очковых бросков, процент реализации 2-х очковых бросков, количество забитых мячей с игры, процент реализации бросков с игры, количество перехватов, количество пропущенных мячей, количество результативных атакующих передач, процент подбора мячей на чужом щите.
Остальные количественные показатели технико-тактических действий в моделях должны соответствовать средним значениям, свойственным только наиболее удачным играм. Если же среднее значение технико-тактических действий в удачных играх было меньше, чем среднее значение во всех играх первого круга, то в модель включать показатель всех игр, а не самых лучших.
Исключение составляют показатели количества технических потерь и потерь мяча при передачах. Их расчет осуществлялся на основе уменьшения средней величины, зарегистрированной во всех играх, на одну σ (среднее квадратическое отклонение).
Модели показателей эффективных технико-тактических действий в соревновательных играх баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» с командами соперников различного уровня подготовленности представлены в таблице 2.
Таблица 2 Модели показателей эффективных технико-тактических действий в соревновательных играх баскетбольной команды «Волжанин-ГЭС» с соперниками различного уровня подготовленности
№ |
Технико-тактические действия |
Х ± m |
||
Более сильные команды |
Равные команды |
Более слабые команды |
||
1. |
Забитые очки |
76±3 |
85±4 |
91±4 |
2. |
Пропущенные очки |
75±2 |
78±3 |
70±3 |
3. |
Забитые 2-х очковые |
25±2 |
28±1 |
29±2 |
4. |
Выполненные 2-х очковые |
46±2 |
53±3 |
56±3 |
5. |
Процент реализации 2-х очковых |
50±2 |
53±3 |
52±2 |
6. |
Забитые 3-х очковые |
5±1 |
4±1 |
5±1 |
7. |
Выполненные 3-х очковые |
17±1 |
16±2 |
18±2 |
8. |
Процент реализации 3-х очковых |
29±3 |
26±2 |
28±2 |
9. |
Забитые мячи с игры |
28±2 |
32±2 |
34±2 |
10. |
Выполненные с игры |
63±2 |
69±3 |
74±3 |
11. |
Процент реализации с игры |
44±3 |
46±2 |
46±2 |
12. |
Забитые штрафные |
15±1 |
17±2 |
20±2 |
13. |
Выполненные штрафные |
20±1 |
22±2 |
25±2 |
14. |
Процент реализации штрафных |
75±5 |
77±3 |
80±3 |
15. |
Атакующие передачи |
16±1 |
18±1 |
20±2 |
16. |
Выполненные передачи |
30±2 |
36±2 |
38±3 |
17. |
Перехваты |
10±1 |
12±1 |
13±2 |
18. |
Блокшоты |
2±1 |
2±1 |
3±1 |
19. |
Подборы на своем щите |
24±2 |
24±2 |
24±3 |
20. |
Подборы на чужом щите |
12±1 |
14±2 |
16±3 |
21. |
Сумма подборов |
36±3 |
38±3 |
40±3 |
22. |
Процент подборов на своем щите |
67±3 |
63±4 |
60±3 |
23. |
Процент подборов на чужом щите |
33±2 |
37±4 |
40±2 |
24. |
Потери при передаче |
12±1 |
10±1 |
8±2 |
25. |
Потери технические |
4±1 |
5±1 |
3±1 |
26. |
Фолы собственные |
20±1 |
19±2 |
18±2 |
27. |
Фолы соперника |
20±2 |
21±1 |
22±2 |
Заключение
Итак, для того, чтобы во втором круге Первенства России в Высшей лиге баскетбольная команда «Волжанин-ГЭС» выступила более удачно, её игрокам необходимо в предстоящих встречах с равными по силам командами демонстрировать в равной степени как атакующие, так и защитные технико-тактические действия: забить не менее 81 очка, при этом пропустить максимум - 78; выполнить от 50 до 56 бросков с ближней и средней дистанции, а также 14-18 трёх очковых бросков; сделать в сумме от 34 до 38 атакующих передач; достичь реализации бросков с игры в диапазоне 44-48 %; доминировать при подборах у своего щита 59-67 %, то есть из трёх отскочивших мяча овладевать как минимум двумя; навязать борьбу сопернику при подборах мяча у его щита (33-41 %).
В играх с более сильным соперником необходимо акцентировать внимание на собственной обороне, поэтому следует увеличить количественные показатели защитных технико-тактических действий на значение m от показателей в модели игры с равными командами и уменьшить на это же значение атакующие действия: пропустить максимум 77 очков, при этом необходимо забить минимум 78; довести процент подборов мяча у своего щита до 70 %; штрафные броски выполнять с результативностью 75 %.
Несмотря на то, что в такой модели игры особое значение приобретают оборонительные действия, которые уменьшают шансы соперника для результативных атак (активная зонная или индивидуальная защита; меньшее нарушение правил, ведущих к пробитию штрафных бросков; явное доминирование в подборах мяча у своего щита), высокие требования предъявляются и к атакующим действиям. Сильный соперник не позволит выполнить много атак и, соответственно, бросков по кольцу. Также в модели предусмотрено то, что команда в играх с более сильным соперником будет больше совершать потерь при передачах и нарушать правила игры.
В играх с более слабым соперником необходимо акцентировать внимание на атакующих технико-тактических действиях, увеличив их количественные показатели на значение m от показателей в модели игры с равными командами и уменьшив на это же значение свои защитные действия: увеличить количество атак за счет роста количества атакующих передач (38±3) и перехватов мяча (13±2), а также результативности подборов мяча у щита соперника (40±2 %); увеличить количество бросков с игры (74±3) и довести количество забитых очков до 91±4. В такой модели игры также важно за счет быстрых и активных атакующих действий вынуждать соперника чаще нарушать правила игры, что будет приводить к увеличению количества пробития штрафных бросков (25±2).
Рецензенты:
- Кудинов Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград.
- Сентябрев Николай Николаевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград.