Следует отметить, что профессиональная компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Согласно ФГОС-3 у выпускников педагогических вузов должна быть сформирована совокупность общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. При этом общекультурные компетенции - компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе; общепрофессиональные компетенции - предполагающие осознание студентом социальной значимости своей будущей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций; профессиональные компетенции - включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания.
Помимо перечисленного перечня компетентностей, выделяют специальные профессиональные компетентности педагога, дополнительно определяемые вузом в соответствии с профилем, спецификой учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность, и объектом, на который направлена деятельность или профессиональная компетентность педагога в работе с различными категориями детей, с родителями и др. [1, c. 51].
Так, информационно-вычислительная компетентность педагогов вообще и учителей информатики в частности может быть включена в перечень специальных компетентностей и представляет собой интегративное личностное качество, сущностью которого является готовность учителя эффективно использовать приобретённые в процессе обучения знания и умения для решения и обучения решению задач информационно-вычислительной деятельности, возникающих в процессе профессиональной деятельности, включая осознание педагогом социальной значимости этой деятельности, его личной ответственности за ее результаты, потребность в постоянном самосовершенствовании в указанном виде профессиональной деятельности [2, с. 140]. Заметим, что вслед за М.П. Лапчиком [4], А.Л. Семёновым [5] под вычислением мы понимаем логически непротиворечивые преобразования над информационными объектами сходной структуры; под информационно-вычислительной деятельностью - действия по осуществлению вычислений [3].
Анализ научной, педагогической, методической литературы показывает недостаточный уровень изучения данного вопроса как с позиции структуры и содержания данной компетентности, так и с позиции технологии и методики её формирования у будущих учителей информатики.
Для анализа уровня формирования информационно-вычислительной компетентности по действующим и введенным стандартам приведем перечень типовых задач информационно-вычислительной деятельности учителя информатики, выделяя педагогические и профессиональные задачи, которые необходимо решать учителю информатики, обладающему сформированной информационно-вычислительной компетентностью.
Профессиональные задачи:
- решаемые на ПК с помощью методов вычислительной математики, предусматривающие выбор оптимального метода и среды реализации;
- по преобразованию текстовых информационных объектов с применением соответствующего программного обеспечения;
- по преобразованию графических информационных объектов с применением соответствующего программного обеспечения;
- по преобразованию звуковых информационных объектов с применением соответствующего программного обеспечения;
- по преобразованию анимационных информационных объектов с применением соответствующего программного обеспечения;
- по преобразованию мультимедийных информационных объектов с применением соответствующего программного обеспечения.
Педагогические задачи:
- по построению системы задач, направленной на формирование информационно-вычислительной компетентности учащихся;
- по разработке системы оценивания информационно-вычислительной компетентности учащихся [2, с. 141-142].
Анализ ФГОС школьного образования и ГОС ВПО с целью оценки состояния обучения учащихся и будущих учителей информатики решению типовых задач информационно-вычислительной деятельности позволяет сделать следующие выводы.
- Обучение работе с числовой информацией согласно школьным и вузовским стандартам осуществлялось на протяжении всех лет существования дисциплины «Информатика», причем в стандартах, приходивших на смену предыдущим, значительно расширялась область изучения и работы с числовой информацией.
- Обучение работе с текстовой информацией также расширялось от одной версии стандартов к другой. В действующих стандартах, как школьных, так и вузовских, рекомендуется достаточно разностороннее изучение алгоритмов работы с текстовой информацией, следовательно, осуществления вычислительных действий над текстовыми информационными объектами.
- Вычислительные действия, производимые над графическими информационными объектами (как статическими, так и анимационными), также в достаточной мере присутствуют в стандартах и позволяют как школьникам, так и студентам приобрести достаточный набор необходимых навыков. Что касается реального процесса обучения, то необходимо заметить, что учителя информатики уделяют изучению этого материала недостаточно внимания либо не уделяют вовсе. Одна из возможных причин, по-нашему мнению, - недостаток подготовки будущих учителей информатики, слабая представленность данной тематики в стандартах, принятых до 2000г.
- Обучение работе с аудиоинформацией представлено слабо как в школьных, так и в вузовских стандартах, тем самым не формируются навыки вычислений, производимых над звуковыми информационными объектами, у будущих учителей информатики, а далее, как следствие, и у учащихся.
- Аналогичные выводы можно сделать и об обучении работе с видеоинформацией.
- Работа с комбинированными информационными объектами осуществляется в основном при изучении программирования и прикладного программного обеспечения, но имеет место довольно слабая связь между вузовскими и школьными стандартами, что не позволит будущему учителю информатики быть в полной мере подготовленным к обучению школьников работе с комбинированными информационными объектами.
- Педагогическим задачам в ГОС ВПО уделяется ещё меньше внимания, общую информацию можно получить из дисциплин общей педагогики и теории и методики преподавания информатики, в полной мере вопрос обучения построению системы задач для реализации какой-либо цели не реализован, обучение построению системы оценивания присутствует и осуществляется в рамках вышеназванных дисциплин.
Таким образом:
- существующие стандарты не в полной мере обеспечивают формирование информационно-вычислительной компетентности на уровне обучения решению типовых профессиональных задач информационно-вычислительной деятельности;
- для того чтобы сформировать профессиональную информационно-вычислительную компетентность будущего учителя информатики, недостаточно отдельного преподавания таких дисциплин, как «Численные методы», «Практикум по решению задач на ЭВМ», «Компьютерное моделирование», «Программное обеспечение ЭВМ», «Теория и методика обучения информатике». Необходимо, чтобы все изучаемые дисциплины взаимодействовали между собой, определяя при этом не только межпредметные связи, но и становясь базой, фундаментом или даже средством для изучения другой дисциплины. Кроме того, необходимо, чтобы на старших курсах обучения в качестве дополнения к перечисленным дисциплинам был введён модуль, обучающий студентов тому, как формировать информационно-вычислительную компетентность учащихся общеобразовательных учреждений, а для этого необходима компетентность в области разработки собственных учебных материалов - вычислительных задач и внедрения их в школьный образовательный процесс, а также компетентность в области решения различных педагогических задач.
Таким образом, информационно-вычислительная компетентность будущих учителей информатики как специальная компетентность учителя должна формироваться у студентов на протяжении всех лет обучения в вузе.
Нами были проанализированы и выделены в качестве основных дисциплин, способствующих формированию информационно-вычислительной компетентности, дисциплины (с опорой на ФГОС-3 по направлению «Педагогическое образование») математического и естественного научного и профессионального циклов. Дисциплины математического и естественного научного цикла изучаются в 1, 2 семестре, дисциплины базовой части профессионального цикла - в 1-6 семестрах, вариативной части с 1 по 8 семестр включительно.
Однако большинство из представленных дисциплин формируют информационно-вычислительную компетентность только на ключевом и базовом уровнях, что ещё раз подтверждает необходимость введения модуля для формирования специальной информационно-вычислительной компетентности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях реализации стандартов нового поколения модуль, предназначенный для формирования специальной информационно-вычислительной компетентности специалиста - будущего учителя информатики, целесообразно изучать в 9 семестре обучения на 5 курсе, бакалавра - как модули отдельных дисциплин указанных выше циклов с привлечением часов вариативной части, магистра - в первый год обучения после изучения всех необходимых дисциплин, способствующих формированию базовой информационно-вычислительной компетентности студента.
Рецензенты
- Веряев А.А., д.пед.н., профессор кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.
- Шалаев И.К., д.пед.н., профессор, зав. научно-исследовательской лабораторией «Управление развитием образования» ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.