Здоровье молодёжи как наиболее социально перспективной части населения является фактором, от которого зависят благополучие и уровень развития жизненно важных общественных структур, информативным критерием уровня образования, здравоохранения и культуры общества [5]. Студенты вузов - это особая производственно-профессиональная группа, для которой характерны специфические условия труда и жизни. Процесс обучения является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки в организме студентов [7]. Адаптация к обучению в вузе является наиболее проблемным видом адаптации для первокурсников, так как по сравнению со средней школой структура и условия учебного процесса существенно усложняются: увеличивается объем усваиваемых знаний, возрастает интенсивность умственной работы, отмечается резко выраженная неравномерность нагрузки, крайне возрастающая в период зачетов и экзаменов, появляются профилирующие предметы, изменяются формы контроля и оценки учебной деятельности, изменяется характер взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, нарушение режима труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Психоэмоциональное напряжение студентов факультета физической культуры обусловлено совмещением учебной и спортивной деятельности.
Среди причин, вызывающих эмоциональное напряжение, на одно из первых мест следует поставить экзаменационный стресс. Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена [9], что характерно для большинства студентов, так как характерный для экзаменационного стресса страх блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания. Период подготовки к экзаменам и сдача экзаменов сопровождаются интенсивной умственной деятельностью, существенным ограничением двигательной активности, изменением, а часто и нарушением режима сна, выраженными эмоциональными переживаниями, связанными с возможным изменением социального статуса студента, с общественной оценкой окружающих - всё это может привести к перенапряжению механизмов регуляции физиологических систем организма [9, 10].
Активность сердечно-сосудистой системы (ССС) обеспечивает приспособление организма к различным условиям и нагрузкам, под влиянием которых происходит перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности. Важнейшими показателями функционального состояния ССС являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), изменение которых позволяет оценить адаптационные возможности организма.
Успешность и эффективность адаптации к учебной и спортивной деятельности будущего специалиста по физической культуре, уровень его профессионального здоровья определяются такой интегральной характеристикой личности, как стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности. Она включает в себя такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость. Это обеспечивает успешное достижение цели и реализуется в эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности.
Цель исследования
Изучение влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние ССС студентов факультета физической культуры в начальный период обучения в вузе.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 105 юношей-студентов 1 курса факультета физической культуры педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Психоэмоциональный статус студентов определяли с помощью тестового опросника САН и теста Ч. Д. Спилбергера Ю. Л. Ханина [4]. Функциональное состояние ССС оценивали по показателям ЧСС, систолического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового (ПД) артериального давления, коэффициента выносливости (КВ), вегетативного индекса Кердо (ВИК) и адаптационного потенциала (АП) [1-3]. Исследования проводились в 2 этапа: 1 этап - в межсессионный период в день практических занятий по анатомии; 2 этап - в день сдачи экзамена по анатомии перед получением экзаменационного билета. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ «Statistica - 5». По каждой группе данных вычислялись среднее значение (М), ошибка среднего (m). Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
На 1 этапе исследований в соответствии с тестом Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина студенты факультета физической культуры были распределены на 3 группы по уровню личностной тревожности (ЛТ): с высоким (1 группа), средним (2 группа) и низким (3 группа) уровнем ЛТ (табл. 1).
В 1 группу вошло 33,3 % от общего числа обследованных первокурсников со средними значениями ЛТ 50,4±0,2 балла. 2 группу составили большинство (42 %) студентов 1 курса (ЛТ - 37,4±0,3 баллов). К 3 группе были отнесены 24,7 % юношей со средними показателями ЛТ 20,5±0,4 балла. Отметим, что у большинства (75,2 %) студентов на практическом занятии регистрировался средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности (РТ) и у 24,8 % - низкий уровень РТ.
Таблица 1 Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние ССС первокурсников с различным уровнем тревожности (М ± m)
Показатели |
Этап исследования |
Уровень тревожности |
||
высокий (n=35) |
средний (n=44) |
низкий (n=26) |
||
Личностная тревожность, балл |
1 |
50,4±0,2 |
36,3±0,7∞ |
19,9±0,4∞ |
2 |
51,0±0,5 |
37,1±0,6∞ |
20,9±0,3∞ |
|
Реактивная тревожность, балл |
1 |
46,2±0,6 |
35,0±0,6∞ |
18,8±0,6∞ |
2 |
61,4±0,09* |
46,5±0,6*∞ |
31,3±0,8*∞ |
|
Самочувствие, балл |
1 |
2,9±0,05 |
4,7±0,06∞ |
5,73±0,04∞ |
2 |
2,7±0,05* |
4,5±0,06*∞ |
5,41±0,04*∞ |
|
Активность, балл |
1 |
3,3±0,02 |
4,8±0,06∞ |
5,72±0,04∞ |
2 |
3,2±0,02* |
4,68±0,06∞ |
5,54±0,04*∞ |
|
Настроение, балл |
1 |
3,5±0,05 |
5,2±0,06∞ |
6,3±0,04∞ |
2 |
3,4±0,05 |
4,96±0,06*∞ |
5,92±0,04*∞ |
|
ЧСС, уд/мин |
1 |
71,1±0,4 |
67,1±0,3∞ |
62,5±0,3∞ |
2 |
97,1±0,5* |
88,1±0,5*∞ |
82,8±0,5*∞ |
|
САД, мм рт.ст. |
1 |
119,7±0,4 |
117,2±0,5 |
114,3±0,5∞ |
2 |
142,6±1,02* |
135,0±0,3*∞ |
133,0±0,7*∞ |
|
ДАД, мм рт.ст. |
1 |
75,9±0,5 |
75,1±0,5 |
72,9±0,4∞ |
2 |
86,4±0,6* |
83,6±0,4* |
80,2±1,0*∞ |
|
ПД, мм рт.ст. |
1 |
43,9±0,7 |
42,0±0,6 |
41,3±0,5 |
2 |
56,4±0,4* |
51,4±0,4* |
52,9±0,7* |
|
КВ, усл.ед |
1 |
16,5±0,2 |
16,5±0,3 |
15,4±0,2∞ |
2 |
17,4±0,2* |
17,2±0,7 |
15,8±0,3∞ |
|
ВИК, % |
1 |
- 7,06±0,2 |
- 12,4±0,2∞ |
- 17,2±0,3∞ |
2 |
10,9±0,9* |
4,97±0,5*∞ |
- 4,0±1,0*∞ |
|
АП, балл |
1 |
2,09±0,01 |
2,0±0,01∞ |
1,87±0,01∞ |
2 |
2,78±0,02* |
2,55±0,02*∞ |
2,03±0,01*∞ |
Примечание: 1 - в день практических занятий, 2 - до экзамена. * - р<0,05 - сравнивались показатели в день практических занятий и до экзамена; ∞ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей с высоким уровнем ЛТ.
По результатам теста САН большинство юношей 1 группы определяют свое самочувствие ниже среднего, а активность и настроение как средние. Во 2 группе у юношей преобладают средние значения показателей САН. У студентов 3 группы субъективная оценка по всем параметрам САН выше по сравнению с представителями с высокой и средней ЛТ: самочувствие и активность выше среднего, а настроение высокое (р<0,05). Установлено, что по параметру «настроение» студенты во всех группах дают большую оценку, чем по показателям «самочувствие» и «активность» (табл. 1).
При оценке базисного состояния ССС при отсутствии стрессового воздействия у большинства юношей показатели ЧСС и АД находятся в пределах нормативных величин для данной возрастной группы (табл. 1). Тем не менее, у юношей 1 группы ЧСС достоверно выше по сравнению со сверстниками 2 и 3 групп (р < 0,05). По показателям АД достоверных отличий в группах не выявлено. Среднее значение КВ у первокурсников во всех группах указывает на достаточные функциональные возможности системы кровообращения. При оценке нейровегетативного статуса во всех группах у большинства юношей выявлена выраженная ваготония, о чем свидетельствует среднее отрицательное значение ВИК. Симпатикотония и эйтония установлены в единичных случаях. Адаптационный потенциал указывает на удовлетворительное состояние механизмов адаптации.
На 2 этапе исследования было установлено, что у студентов перед получением экзаменационного билета отмечается пик психоэмоционального напряжения, отразившийся на показателях тревожности и функциональном состоянии ССС.
Так, у большинства юношей 1 и 2 групп зафиксирован высокий уровень РТ. Причем, студенты с высокой ЛТ сильнее реагируют на ситуацию ожидания экзамена, о чем свидетельствуют достоверно более высокие показатели РТ по сравнению с показателями юношей 2 группы (р<0,05). В 3 группе у первокурсников установлен средний уровень РТ. Кроме того, во всех группах отмечена единая тенденция в ухудшении психоэмоционального статуса по параметрам «самочувствие», «активность» и «настроение» по сравнению с показателями, зафиксированными в межсессионный период. Однако студенты 1 и 2 групп оценивают свои самочувствие, активность и настроение как средние, тогда как у юношей 3 группы по всем категориям САН преобладают оценки выше среднего (табл. 1).
В условиях ожидания экзамена единая тенденция установлена и в изменении гемодинамических показателей в сторону их увеличения. Вместе с тем, отмечены некоторые различия в реактивности ССС у юношей с разной ЛТ, которые в большинстве случаев были достоверными (р<0,05). Так, у студентов с высокой ЛТ ЧСС увеличивалась на 36,6 %, со средней ЛТ - на 31,3 % и низкой на 32,2 %. По сравнению с межсессионным периодом перед экзаменом у студентов произошли определенные изменения показателей АД. Причем, наиболее выраженные изменения зафиксированы у представителей с высокой ЛТ. Показательным для характеристики реагирования на стресс у юношей ЛТ было изменение ВИК, значения которого у студентов увеличивались в ситуации ожидания экзамена независимо от уровня ЛТ. Существенные различия в группах установлены и по показателю АП. Среднее значение АП свидетельствует о напряжении механизмов адаптации у всех первокурсников с высокой ЛТ. В то время у юношей со средней и низкой ЛТ, напротив, адаптация к стрессовой ситуации проходит удовлетворительно (табл. 1). Однако при индивидуальной оценке данного параметра у 29,5 % юношей со средней ЛТ выявлено напряжение механизмов регуляции (АП равен 2,67±0,02 балла).
Обсуждение результатов
Тревожность - личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной системы, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Реактивная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний. Несмотря на то, что личностная и реактивная тревожность представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь [6].
Одним из факторов, определяющих адаптацию первокурсников к условиям вузовского обучения, является приспособление к стрессовым ситуациям, в качестве которых выступает психоэмоциональный стресс, особенно в период экзаменационной сессии [9]. Реактивность организма студентов на экзаменационный стресс зависит от самого стрессорного фактора, личностных особенностей студентов, а также от того, насколько быстро проходит его адаптация к условиям вузовского обучения.
В нашем исследовании психоэмоциональное напряжение в условиях ожидания экзамена приводило к значительному повышению уровня реактивной тревожности, в первую очередь - у первокурсников с высокой личностной тревожностью. Выявленные сдвиги показателей сердечно-сосудистой системы в виде увеличения ЧСС, показателей АД, ВИК и АП могут быть обусловлены активизацией регуляторных механизмов симпатического отдела вегетативной нервной системы [8, 9]. Более существенные сдвиги в показателях гемодинамики у студентов с высокой личностной тревожностью свидетельствует о низком уровне адаптации к стрессовой ситуации [10]. У всех первокурсников с низкой ЛТ и у большинства юношей со средней, напротив, приспособление к экзаменационному стрессу проходит более благоприятно.
Заключение
- Высокий уровень тревожности, а также высокая степень нервно-психического напряжения способствуют появлению пониженной стрессоустойчивости в учебной деятельности.
- Формирование стрессоустойчивости студентов является залогом их психического здоровья, важным фактором обеспечения успешности и надежности учебной и профессиональной деятельности.
- В связи с этим возникает необходимость обоснования путей, методов и основных направлений преодоления стрессовых состояний в процессе личностно-профессионального развития будущего специалиста по физической культуре.
Рецензенты:
- Пучиньян Даниил Миронович, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора ФГБУ «Сар НИИТО» Минздравсоцразвития России, и.о. главного научного сотрудника группы физиологии и патофизиологии, г. Саратов.
- Онищенко Александр Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов.