Изучение перфекционизма является достаточно новой проблемой для отечественной психологии. Перфекционизм, понимаемый как стремление субъекта доводить результаты любой деятельности до соответствия самым высоким стандартам, стремление к самосовершенствованию и потребность в быть безупречным во всем, является относительно устойчивой личностной чертой и имеет сложную психологическую структуру. В настоящее время психологами ведутся активные дискуссии по ключевым моментам в понимании рассматриваемого личностного образования, которые главным образом касаются понимания его психологической структуры и форм, его взаимосвязей с различными типологическими особенностями личности и т.д. Изначально данный феномен рассматривался в рамках клинической психологии и психиатрии как патологическая аддикция. Однако Д. Хамачек [8] впервые провел его дифференциацию и стал выделять здоровый (конструктивный) и патологический (невротический, деструктивный) перфекционизм. Здоровый перфекционизм, по его мнению, не выходит за рамки нормы - человек устанавливает себе высокие личные стандарты, ставит непростые цели, и что немаловажно, получает удовольствие от процесса их достижения. При невротическом перфекционизме, испытываемое человеком желание стать лучше, совершеннее, безупречнее становится навязчивой идеей, а устанавливаемые им цели не соответствуют его же потенциалу. Аналогичный подход прослеживается в работе В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова, которые полагают, что «нормальный перфекционист - это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки» [7, с. 159].
Со временем проблема перфекционизма, традиционно обсуждаемая в рамках клинической психологии и психиатрии, стала выходить за их границы, становясь предметом рассмотрения психологии личности [3; 5 и др.]. Однако данную проблематику до сих пор, на наш взгляд, незаслуженно обходят социальные психологи. Более чем вероятно, что такой сложный личностный конструкт, как перфекционизм, оказывает значительное влияние на сферу социально-психологических отношений человека. Отметим, что центральная для психологии категория «отношение», является и центром, стержнем этики, в которой ее сущность зафиксирована в «золотом правиле»: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Согласно логике «золотого правила» человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с такими своими желаниями, которые могли бы быть и желаниями других. Иначе говоря, норма может считаться всеобщей, если субъект действия готов признать ее и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому.
Особое место в системе отношений личности принадлежит отношению к успеху и неудачи Другого. Этот вид отношений является интегральным, так как может быть связан и с деятельностью, и с общественными явлениями и социальным поведением, и с материальным достатком, а также с высокой субъективностью оценки. По мнению Р.М. Шамионова, отношение к успеху Другого «<...> разнообразно по своим содержательным характеристикам - принятие его, радость и поддержка по отношению к другому и его успеху, отвержение другого, снижение или превышение значимости успеха, наконец, отношение зависти. Многие характеристики этих отношений могут совпадать по направленности, однако есть та, которая обнаруживается в большей степени применительно к успеху другого, его превосходству в той или иной области» [6, с. 38]. Спектр отношений к неудачам Другого не менее широк - от искреннего сочувствия и сопереживания, сочетающихся с действенной помощью, до равнодушия и даже злорадства. Можно сказать, что данные виды отношений являются своего рода «лакмусовой бумажкой» нравственности человека. Закономерно, на наш взгляд, возникает вопрос: «Оказывает ли влияние на отношение к успеху и неудачам других такое сложное личностное образование, как перфекционизм, субъект которого ставит перед собой чрезмерно высокие стандарты и которому свойственен высокий (если не сказать завышенный) уровень притязаний?».
Цель исследования: выявление взаимосвязей перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачу Другого.
Методы. В качестве методического инструментария были использованы:
- Методика выявления перфекционизма (П.А. Шулер) [4, с. 196-198], в основе которой лежит понимание перфекционизма как одномерного конструкта - стремление устанавливать чрезмерно высокие стандарты.
- Методика «Способы реагирования субъекта на превосходство и неудачи Другого» (Т.В. Бескова) [1, с. 60-68], состоящая из двух субтестов. Первый субтест «Способы реагирования на превосходство (успех) Другого» включает в себя следующие шкалы: радость за Другого, восхищение им; сожаление по поводу себя; желание достичь того же; желание лишить Другого его превосходства. Второй субтест «Способы реагирования на неудачи Другого» - пассивное сожаление; равнодушие; злорадство; содействие и помощь. Респондентам предлагались различные ситуации, в которых знакомый им человек (коллега, друг, сосед, родственник) достигал либо большого успеха, либо его постигала неудача в различных сферах жизнедеятельности, а также предлагались утверждения, относящиеся к вышеперечисленным способам реагирования, по каждому из которых испытуемые должны были выразить свою степень согласия по пятибалльной шкале.
Обработка результатов осуществлялась с помощью методов корреляционного, факторного анализа и сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента. Выборка исследования составила 203 человека (61,1% мужчин, 38,9% женщин). Возрастной интервал от 17 до 60 лет (Мх=28,46, Мd=26, Мо=18).
Результаты и обсуждение
Первым этапом исследования нами было проведено сравнение средних показателей различных способов реагирования субъекта на успех (превосходство) и неудачу Другого.
Ранжирование средних баллов способов реагирования на успех (превосходство) Другого показало, что они расположились следующим образом: радость за другого, восхищение им (Мх=3,39), желание достичь того же (3,10), сожаление по поводу себя (2,75), желание лишить другого данного преимущества (2,03). Последовательное попарное сравнение вышеназванных способов реагирования с использованием t-критерия Стьюдента указывает на наличие статистически значимых различий: радость за Другого - желание достичь того же (t=3,842, р<0,001); желание достичь того же - сожаление по поводу себя (t=4,744, р<0,001); сожаление по поводу себя - желание лишить Другого (t=8,027, р<0,001), что позволяет говорить о дифференциации этих способов реагирования.
Анализ способов реагирования субъектов на неудачи Другого выявил, что наиболее высокий средний балл имеет способ реагирования «пассивное сожаление» (Мх=3,31) (человек испытывает жалость, сострадание по отношению к людям, которых постигли неудачи или неприятности). Далее в порядке уменьшения следуют содействие и помощь (3,10), равнодушие (2,35) и злорадство (2,06). Статистически значимые различия в средних баллах обнаружены между всеми способами реагирования: пассивное сожаление - содействие (t=2,771, р<0,01); содействие - равнодушие (t=10,661, р<0,001); равнодушие - злорадство (t=4,351, р<0,001).
Далее исходные данные были подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент) с последующим Varimax-вращением с нормализацией Кайзера. В результате факторизации наилучшим было признано двухфакторное решение (табл. 1). Данные факторы описывают 65,56% общей дисперсии.
Таблица 1 - Факторные нагрузки способов реагирования на успех (превосходство) и неудачи Другого
Способы реагирования на успех (превосходство) (1-4) и неудачи Другого (5-8) |
Компоненты |
|
1 |
2 |
|
1. Радость за Другого |
,752 |
|
2. Сожаление по поводу себя |
|
,655 |
3. Желание достичь того же |
,638 |
|
4. Желание лишить преимущества |
-,332 |
,867 |
5. Пассивное сожаление |
,852 |
|
6. Равнодушие |
-,300 |
,795 |
7. Злорадство |
|
,850 |
8. Содействие, помощь |
,817 |
|
Первый фактор (32,88% дисперсии) - нравственное отношение к Другому - объединил два способа реагирования на превосходство Другого (радость за другого и желание достичь того же) и два способа реагирования на неудачи Другого (пассивное сожаление, содействие и помощь). Таким образом, данный фактор можно охарактеризовать как способность человека радоваться чужим успехам, стремиться достичь того же и приходить на помощь при неудачах других.
Второй фактор (32,68%), напротив, объединил компоненты с противоположной направленностью - безнравственное отношение к Другому. В него вошли такие способы реагирования на успех Другого, как сожаление по поводу себя, детерминированное превосходством Другого в какой-либо сфере, и желание прямо или косвенно лишить человека преимущества, а также способы реагирования на неудачи другого - равнодушие, выражающееся в безразличном, безучастном отношении к неприятностям Другого, и злорадство, когда неудача кого-либо становится основанием для радости.
Обобщая данные факторного анализа, подчеркнем, что выделенные две группы факторов достаточно дифференцированы друг от друга, а факторная структура приближена к простой.
Исходя из результатов факторного анализа, нами были определены средние показатели нравственного/безнравственного отношения к Другому в целом и для каждой рассматриваемой сферы в частности. Нравственные способы реагирования на успех и неудачу Другого на статистически значимом уровне превосходят безнравственные как в целом (t=16,776, р<0,001), так и по каждой из сфер. Однако ранжирование средних показателей нравственных и безнравственных способов реагирования для каждой сферы позволило выявить следующее: нравственно реагировать более всего свойственно субъекту при успехе или неудаче Другого в сфере досуга (3,60), приобретения дорогостоящих вещей (3,23) и межличностных отношений (3,21); безнравственные способы реагирования в наибольшей степени проявляются в иных сферах - карьерной (2,61), профессиональной (2,40) и материальной (2,30).
Третий этап исследования включал в себя анализ корреляционных связей способов реагирования на успех и неудачи другого с перфекционизмом личности (табл. 2).
Таблица 2 - Взаимосвязь перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачи Другого
Способы реагирования |
Сферы |
Коэффициент корреляции |
Способы реагирования на успех Другого |
||
Радость за Другого |
межличностные отношения |
0.149* |
Сожаление по поводу себя |
карьера |
0.197** |
досуг |
0.145* |
|
профессия |
0.168* |
|
Общий показатель |
0.171* |
|
Желание достичь того же |
карьера |
0.160* |
материальный достаток |
0.246*** |
|
Общий показатель |
0.170* |
|
Желание лишить превосходства |
карьера |
0.139* |
материальный достаток |
0.141* |
|
вещи |
0.254*** |
|
профессия |
0.148* |
|
Общий показатель |
0.178* |
|
Способы реагирования на неудачи Другого |
||
Злорадство |
профессия |
0.149* |
Примечание. В таблице представлены только те строки, в которых содержатся статистически значимые коэффициенты корреляции.
* - уровень значимости 0,05;
** - 0,01;
*** - 0,001.
Таким образом, количество связей перфекционизма с безнравственными способами реагирования на успех и неудачи Другого (10) больше, чем с нравственными (4). Кроме того, высокий уровень перфекционизма в большей степени взаимосвязан со способами реагирования на успех Другого (13 связей), нежели на его неудачи (1).
Отметим также, что максимальное количество корреляций выявлено с успехом Другого в сфере карьеры, профессии и материального достатка. Так, чьи-либо карьерные успехи вызывают у перфекциониста целый комплекс реакций - от мучающего его вопроса «Почему он, а не я?» до желания нивелировать обнаруженное в результате социального сравнения превосходство, используя как нравственные (желание достичь того же), так и безнравственные (желание лишить Другого) способы. Успех Другого в профессиональной сфере является для перфекциониста своего рода показателем собственного неуспеха и детерминирует лишь негативные (безнравственные) реакции, начинающиеся с вопроса «Почему не я оказался на его месте?» и заканчивающиеся активизацией деятельности по устранению чужого успеха как прямыми способами (отобрать, навредить), так и косвенными (дискредитация, клевета, сплетни и т.д.). Превосходство Другого в материальной сфере не приводит перфекциониста к унылому сожалению по поводу своей несостоятельности, а обуславливает его активность, имеющую как конструктивную, так и деструктивную направленность. Чьи-либо преимущества в сфере досуга или покупки дорогих вещей детерминируют у перфекциониста единичные реакции: в первом случае ему свойственно пассивно сожалеть о том, что он не может позволить себе путешествия, а во втором - возникает желание испортить, изъять желанную им вещь Другого. Полученные результаты согласуются с мнением Н.Г. Гаранян [2], которая полагает, что перфекционисту свойственно перманентное ревнивое отслеживание успехов других людей и сравнение себя с ними по принципу «чужие достижения - свидетельство моей несостоятельности». Радоваться за других перфекционист может в случае гармонично складывающихся у них межличностных отношений. Возможно, данная сфера не является для него свидетельством успешности человека, к которой так стремится он.
Как уже отмечалось выше, перфекционизм связан лишь с одним способом реагирования на неудачу Другого: неприятности человека в профессиональной сфере вызывают у перфекциониста радость, он находит в этом нечто приятное для себя.
Проведенный нами далее корреляционный анализ между перфекционизмом и интегративными показателями нравственных/безнравственных способов реагирования на успех и неудачу Другого выявил следующее: чем выше уровень перфекционизма личности, тем более ей свойственны безнравственные способы реагирования (r=0,145, р<0,05). Несмотря на обнаруженную общую взаимосвязь между исследуемыми феноменами, она проявляется по отношению не ко всем сферам успеха и неудачи Другого. Безнравственные способы реагирования свойственны для превосходства или же, напротив, неудачи Другого в сфере карьеры (r=0,201, р<0,01), профессии (r=0,195, р<0,05) и дорогих покупок (r=0,139, р<0,05).
Выводы
- Для субъектов социального взаимодействия более типичными являются нравственные способы реагирования на успех Другого (радость, восхищение и желание достичь того же) и его неудачи (сожаление о случившемся и активная помощь).
- Чем выше уровень перфекционизма, тем субъект интенсивнее реагирует на превосходство Другого, и в большинстве случаев способы такого реагирования являются негативными (безнравственными). Возможно, что высокие стандарты, которые перфекционист устанавливает перед собой, и завышенный уровень его притязаний приводят к разворачиванию и эскалации сравнительной деятельности (когда сравниваешь себя со всеми и каждым), что в конечном итоге проявляется в болезненном реагировании на достижения других людей, которые приравниваются к собственному поражению («Чем больше достиг Другой, тем менее значимы мои результаты»). Более всего негативные реакции перфекциониста на успех Другого свойственны для профессиональной, статусной и материальной сфер жизнедеятельности человека. Вероятно, успех именно в этих сферах и является для него индикатором достижений. Из конструктивных способов субъект с высоким уровнем перфекционизма выбирает нивелирование превосходства другого путем собственных достижений того же.
- Неудачи Другого мало затрагивают перфекциониста, свидетельством чего служит единственная связь перфекционизма со способами реагирования на чью-либо неудачу. Субъект с высоким уровнем перфекционизма воспринимает неприятности Другого в профессиональной сфере с определенной долей злорадства («Твоя беда - моя победа»), что само собой исключает какое-либо сочувствие и сопереживание.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта № 11-06-00026а.
The research is executed with the backing of the Russian Humanitarian Scientific Foundation within the project No. 11-06-00026a.
Рецензенты
- Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
- Григорьева М.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.