Состояние здоровья подростков, проживающих в йоддефицитных регионах, продолжает оставаться актуальной проблемой современной клинической медицины. Особый интерес представляет выявление и изучение ассоциированной с йоддефицитом соматической патологии. В многочисленных исследованиях установлено, что даже незначительный дефицит тиреоидных гормонов может провоцировать манифестацию сердечно-сосудистых заболеваний или утяжелять их течение [6]. Следует учитывать, что негативная медико-демографическая ситуация, снижение качества жизни, ухудшение состояния здоровья населения и другие процессы, складывающиеся в период социально-экономических преобразований России, ставят молодое поколение в разряд одного из наиболее уязвимых контингентов [4]. При этом дети и подростки являются одной из наиболее чувствительных к воздействию факторов внешней и внутренней среды групп населения [1], поэтому изучение факторов риска и возможных путей их коррекции способствует разработке эффективных профилактических программ.
Цель исследования: оценить уровень гомоцистеинемии у юношей, проживающих в йоддефицитном регионе, и ее связь с функциональным состоянием щитовидной железы и дислипидемией.
Материалы и методы
Методом случайной выборки обследовано 104 подростка, учащихся профессионального училища (юноши в возрасте 16-18 лет), проживающих на территории Пермского края. Никто из обследованных подростков не соблюдал рекомендации по профилактике йоддефицита, в анамнезе не было указаний на какую-либо кардиальную патологию, отсутствовали специфические изменения на электрокардиограмме. У всех обследуемых определяли уровень тиреотропного гормона (ТТГ) в крови иммуноферментным методом с помощью наборов «Хема-медика», за нормальный показатель принимали уровень 0,23-4,0 мкЕД/л, уровень гомоцистеина определяли иммуноферментным методом с использованием диагностических наборов фирмы Axis (Норвегия), за нормальный показатель принимали уровень 6,26-15,01 мкмоль/л, показатели липидограммы - общие липиды (ОЛ), триглицериды (ТГ), общий холестерин (ОХС), α-холестерин (α-ХС), пробу Бурштейна (ПБ), пре-β-холестерин (пре-β-ХС), β-холестерин (β-ХС) унифицированными методами с использованием биохимических наборов фирм «Ольвекс», «Витал-Диагностикс». Забор крови для исследования проводили из кубитальной вены утром после 12-часового голодания. Статистическая обработка полученных данных проводилась по общепринятым критериям вариационно-статистического анализа с применением пакета статистических программ «MicrosoftOfficeExcel» с вычислением средних величин, M+m, коэффициента корреляции r, достоверности р, достоверность различий определялась по t критерию Стъюдента, различия между сравниваемыми показателями считали достоверными при р≤0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Пермский край относится к числу йоддефицитных регионов России, в которых природный йоддефицит усугубляется вторичным йодным дефицитом, при этом у подростков, проживающих в условиях геотехногенного воздействия, выявлены субклинический гипотиреоз и признаки интоксикационного, иммунодефицитного и дисметаболического синдромов, детерминирующих патоморфоз зобной трансформации [3]. Характерных для гипо- или гипертиреоза жалоб обследованные не предъявляли. В целом средний уровень ТТГ составил 2,96±1,61 мкЕД/л. По уровню ТТГ было выделено две группы: группа I - 67 юношей (64,4 %) с нормальным уровнем ТТГ; группа II - 37 юношей (35,6 %) с уровнем ТТГ выше принятой нормы. При проведении пальпаторного обследования щитовидной железы в I группе выявлено ее увеличение до I степени по критериям ВОЗ у 9 человек, во II группе - у 14 человек, при этом железа была диффузной, безболезненной, подвижной, однородной. При ультразвуковом исследовании объем, эхоструктура, эхогенность ткани щитовидной железы соответствовали нормальным показателям у абсолютного большинства обследованных. При исследовании липидного спектра сыворотки крови у юношей не выявлено существенных отклонений от нормы. При оценке показателей липидного обмена у юношей с повышенным уровнем ТТГ, т.е. с функциональной недостаточностью щитовидной железы, прослеживается тенденция к изменениям атерогенной направленности в липидном спектре, по сравнению с лицами, имеющими нормальный уровень ТТГ. Однако эти отличия статистически недостоверны (р>0,05). В связи с этим представляет интерес оценка содержания гомоцистеина в подростковом возрасте и его ассоциации с функцией щитовидной железы в условиях йоддефицита как независимого фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний, венозной тромбоэмболии, атеросклероза [7]. Гомоцистеин обладает способностью оказывать прямое цитотоксическое действие на эндотелий артерий, повышать продукцию в нем тканевого фактора [2]. Исследований, посвященных роли гипергомоцистеинемии в подростковом возрасте, в доступной литературе мы не нашли. Средний показатель гомоцистеина у обследованных подростков составил 10,87+5,65 мкмоль/л. При этом в сравниваемых группах уровень гомоцистеинемии существенно отличался (табл. 1).
Таблица 1 Показатели гомоцистеинемии и функциональное состояние щитовидной железы
Показатель |
Норма |
В целом у обследованных |
Группа I ТТГ до 3,99 (n=67)
|
Группа II ТТГ более 4,0 (n=37) |
Гомоцистеин, мкмоль/л |
6,26-15,01 |
15,34±6,07 |
10,87±2,70 |
23,42±5,59 |
Коэффициент корреляции, r |
|
+0,89 |
+0,88 |
+0,72 |
Как видно из полученных данных, средний уровень гомоцистеинемии у юношей чуть выше нормы, при этом гипергомоцистеинемия выявлена у 46 человек, что можно объяснить наличием факторов, способствующих нарушению обмена гомоцистеина (витаминный дисбаланс, курение и т.д.). Однако при сравнительном анализе групп установлено, что в группе II при повышении уровня ТТГ отмечено достоверное увеличение уровня гомоцистеина (p<0,05), по сравнению с группой I, где нормальный уровень ТТГ ассоциировался с нормальным уровнем гомоцистеина. Ассоциативная связь подтверждается положительным коэффициентом корреляции, как в целом у обследованных, так и в обеих группах. Ранее была выявлена положительная связь уровня ТТГ с липопротеинами сыворотки крови, прежде всего, с уровнем ЛПНП и ЛПОНП, повышение содержания которых способствует атерогенезу [5]. Хотя показатели липидного спектра были в пределах нормы в обеих группах, было интересно проследить, имеется ли связь между дислипидемиями и гомоцистеинемией. С этой целью нами проведен анализ корреляции между уровнем ТТГ и липопротеинами сыворотки крови, полученные данные приведены в таблице (табл.2).
Таблица 2 Показатели коэффициента корреляции r между уровнем гомоцистеина и показателями липидного обмена
Показатель |
Коэффициент корреляцииr |
ОЛ |
+0,52 |
ТГ |
+0,48 |
ОХС |
+0,58 |
α-ХС |
+0,37 |
ПБ |
+0,61 |
Пре-β-ХС |
+0,63 |
β-ХС |
+0,55 |
Интересно, что связь гомоцистеина оказалась положительной со всеми показателями липидного спектра. Наши данные расходятся с ранее проведенными исследованиями, в которых не выявлено зависимости гипергомоцистеинемии с уровнем липопротеидов в крови [2] и был сделан вывод о том, что гипергомоцистеинемия является независимым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Возможно, это объясняется тем, что в молодом возрасте гипергомоцистеинемия в большей степени зависит от внешних дезадаптирующих факторов. С другой стороны, гомоцистеин может быть ассоциирован с дислипидемиями через ТТГ, поскольку гипотиреоз, даже субклинический, является фактором риска атерогенеза. Во всяком случае, необходимы дополнительные проспективные исследования.
Выводы
Установлена ассоциация гипергомоцистеинемии с функциональным состоянием щитовидной железы у подростков в условиях йоддефицита. Гипергомоцистеинемия ассоциирована с показателями липидного обмена. Проведенное исследование указывает на необходимость учета функционального состояния щитовидной железы при проведении реабилитационных мероприятий по снижению заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Рецензенты:
- Елисеева Л. Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
- Алексеев В. Б., д.м.н., зам. директора ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, г. Пермь.