При лечении больных с переломами нижней челюсти перед специалистом стоит задача не только восстановить непрерывность и анатомическую форму поврежденной кости, обеспечить нормальное взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти, но и возобновить функцию мышц челюстно-лицевой области, обеспечить полноценное жевание [6, 7].
Целью нашего исследования явилось обоснование применения лечебной физкультуры в раннем послеоперационном периоде при лечении больных с переломами нижней челюсти.
Был проведен анализ результатов лечения двух клинических групп больных. В клинические группы были включены больные с переломами нижней челюсти, локализованными в области подбородка, тела и угла нижней челюсти - всего 148 человек, из них 130 мужчин и 18 женщин. В группу наблюдения были включены 46 человек, из них 40 мужчин и 6 женщин. В контрольную группу включили 102 человека, из них 90 мужчин и 12 женщин. Средний возраст больных в группе наблюдения составил 47,1±0,5 года, в контрольной группе - 41,5±0,4 года. Фиксацию отломков нижней челюсти осуществляли посредством накостных титановых пластин.
Послеоперационное ведение больных контрольной группы не отличалось от общепринятых стандартов. При лечении больных группы наблюдения в раннем послеоперационном периоде, на следующий день после проведения хирургического вмешательства, начинали применять лечебную физкультуру.
Для оценки степени восстановления функции жевательного аппарата у больных в послеоперационном периоде нами применялась сравнительная электромиография жевательной и височной мышц. Оценивались средняя амплитуда (А) сокращения, средняя частота (Ч) сокращения мышцы и такой показатель, как отношение средней амплитуды к средней частоте (А/Ч).
В литературных источниках нами не были обнаружены нормативы указанных показателей для жевательной мускулатуры. Для определения нормальных показателей нами была выделена группа практически здоровых людей численностью 20 человек. На основании результатов их ЭМГ-обследования были определены следующие нормы: средняя амплитуда сокращения собственно жевательной мышцы - 277,79±14,87 мкВ, средняя частота - 311,05±13,83/с, отношение А/Ч - в среднем 0,89±0,02 мкВ/с. Для височной мышцы величина этих показателей была определена следующими значениями: А=219,68±9,93 мкВ, Ч=270,68±13,01/с, А/Ч=0,83±0,04 мкВ/с.
На следующий день после остеосинтеза, перед назначением лечебной физкультуры, средняя амплитуда сокращений собственно жевательной мышцы у больных из группы наблюдения равнялась 67,63±4,4 мкВ, амплитуда височной мышцы - 69,14±4,43 мкВ. В контрольной группе значения показателя составляли соответственно 43,87±0,86 мкВ и 73,81±1,96 мкВ.
Частота сокращения жевательных мышц в первый послеоперационный день в группе наблюдения составила 34,06±4,92/с для собственно жевательной мышцы и 41,92±4,62/с для височной мышцы. В контрольной группе частота сокращения жевательной мышцы была в первый послеоперационный день равна 3,42±0,46/с, височной мышцы - 6,76±0,97.
Величина показателя А/Ч является важным диагностическим показателем, характеризуя нормальность, физиологичность функционирования мышцы. Этот показатель в группе наблюдения в первый послеоперационный день составил для собственно жевательной мышцы 4,2±0,47 мкВс, для височной мышцы - 4,7±1,16 мкВс. Величина соотношения амплитуды и частоты сокращения собственно жевательной мышцы у больных из контрольной группы была равна 75,8±10,27 мкВс, височной мышцы - 92,35±12,79 мкВс.
На четвертый день после операции увеличение средней амплитуды сокращения жевательной мышцы в группе наблюдения составило 57,5 %, увеличение средней амплитуды височной мышцы - 57,93 %. Частота сокращений жевательной мышцы увеличилась на 75,54 %, височной мышцы - на 70 %. Коэффициент ЭА жевательной мышцы снизился на 58,1 %, но все еще превышала нормальный коэффициент на 57,3 %.
В группе контроля к четвертому дню после операции произошло менее значительное улучшение показателей функционального состояния жевательной мускулатуры. Так, произошло увеличение средней амплитуды сокращения m. мasseter на 34,24 %, m. temporalis - на 25,22 %.
Средняя частота сокращения m. мasseter увеличилась на 27,08 %, m. temporalis - на 63,66 %. При этом разница амплитуд жевательной и височной мышц в группах наблюдения и контроля составила соответственно 58,08 % и 39,95 %.
В отличие от понизившегося коэффициента жевательной мышцы группы наблюдения, средний коэффициент ЭА жевательной мышцы в контрольной группе к четвертому дню после операции повысился на 42,65 %, височной мышцы - понизился на 56,94 %, но составил 43,68 % нормы.
К восьмым суткам после оперативного вмешательства показатели электрической активности жевательной мускулатуры у больных группы наблюдения заметно улучшились. Увеличение амплитуды сокращений m. мasseter в группе наблюдения с момента начала применения функциональных нагрузок составило 65,24 %. Величина амплитуды собственно жевательной мышцы к 8-му дню наблюдения на 29,96 % меньше показателя нормы, в первый день, до начала применения нагрузок - на 75,65 %. В результате, к восьмому дню после остеосинтеза соотношение амплитуды и частоты сокращений жевательных мышц у больных из группы наблюдения вернулось к нормальному значению.
В группе контроля величина показателя к 8-му дню наблюдения оказалась меньше нормы на 71,18 %, в первый день - на 84,21 %. Амплитуда сокращений m. temporalis в основной группе увеличилась с начала наблюдения на 65,27 %. В контрольной группе больных прирост амплитуды сокращений m. temporalis составил 30,18 %.
Также весьма характерны изменения показателей частоты сокращений жевательных мышц. В основной группе на восьмой день наблюдения ЭМГ-исследование показало частоту сокращений собственно жевательной мышцы, отличающуюся от значения нормы на 27,24 % (в первый день - на 89,05 %). Прирост величины показателя за время наблюдения составил 84,95 %. В контрольной группе на восьмой день после хирургического вмешательства средняя частота сокращений собственно жевательной мышцы была на 90,85 % меньше среднестатистической нормы. За время наблюдения произошло увеличение частоты сокращений височной мышцы на 81,22 %. Частота сокращений височной мышцы у больных контрольной группы была в среднем на 85,76 % меньше, чем в норме (в первый день - на 97,5 %).
О возвращении показателя ЭА жевательных мышц в группе наблюдения к нормальным значениям по результатам ЭМГ-исследования на восьмой день говорилось выше. В группе контроля на восьмой день после хирургического вмешательства отношение амплитуды к частоте сокращения жевательной мышцы было достоверно выше нормы на 78,9 %, височной мышцы - на 82,03 %. Такой результат, вместе с отставанием от нормы других показателей ЭА, показывает, что на восьмой день после операции функция жевательной мускулатуры больных контрольной группы продолжала оставаться серьезно нарушенной.
При анализе результатов обследования на 21-й день выяснилось, что у больных из группы наблюдения все показатели электрической активности собственно жевательной и височной мышц соответствовали норме в пределах стандартной ошибки.
У больных из контрольной группы средняя амплитуда m. мasseter составила 170,08±9,34 мкВ, средняя амплитуда сокращений m. temporalis была равна 188,77±4,22 мкВ. Средняя частота сокращений собственно жевательной мышцы равнялась 94,27±5,27/с, височной мышцы - 119,92±3,21/с. Средний коэффициент ЭА m. мasseter имел значение 1,81±0,004 мкВ*с, для m. temporalis - 1,57±0,01мкВ*с.
Средняя амплитуда сокращений собственно жевательной мышцы в контрольной группе на 21-й день после хирургического вмешательства была все еще на 38,77 % ниже нормы, амплитуда сокращений височной мышцы - на 14,07 % ниже нормальных показателей. Разница между нормой и средним значением частоты сокращений m. мasseter в контрольной группе составила 69,69 %, m. temporalis - 56,47 %.
Отношение амплитуды к частоте сокращений жевательных мышц в контрольной группе больных на 21-й день после операции статистически значимо улучшилось, но при этом по-прежнему было выше нормы. Для собственно жевательной мышцы это соотношение было на 50,83 % выше нормы, для височной мышцы - на 47,13 %.
Таким образом, в отличие от группы наблюдения, в контрольной группе полного восстановления физиологической активности собственно жевательной и височной мышц не произошло и через три недели после проведенного хирургического вмешательства. При использовании активной лечебной гимнастики в раннем послеоперационном периоде происходит значительное сокращение периода реабилитации и сроков нетрудоспособности по сравнению с больными, лечение которых в послеоперационном периоде проводится по стандартной схеме.
Рецензенты:
- Байриков Иван Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара.
- Бережной Виталий Павлович, доктор медицинских наук, профессор, кафедра терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара.