Материал и методы исследования. Совершенствование процессов организации [5] производства на новом технологическом уровне вызывает необходимость применения новых информационных технологий и существенного изменения как технологических, так и традиционных бизнес-процессов, необходимых для организации круглосуточно работающих в автоматическом режиме электронных предприятий, на основе использования сети Интернет. Причем управление технологическими процессами и всем предприятием ведется через корпоративный портал, представляющий собой:
- единую точку входа к системной совокупности информационных ресурсов для всех уровней управления и унифицированными правилами представления, и обработки информации;
- новую концепцию организации рабочих мест сотрудников (через сеть виртуальных кабинетов персонала) с доступом ко всей информации, необходимой для выполнения ими предписанных функций;
- интегрированную систему управления распределенными информационными ресурсами и систему информационного сопровождения всей деятельности предприятия;
- отображающую часть информационной системы в виде электронных пультов руководителей, обеспечивающей пользователей единым авторизованным персонифицированным доступом к внутренним и внешним информационным ресурсам и бизнес-приложениям.
Современный корпоративный сайт является центром современного управления предприятия, который сопряжен с электронным документооборотом, системами безопасности бизнеса, а также интегрированными компьютеризированными производствами, что дает возможность организации массового производства товаров по индивидуальным заказам. Менеджмент предприятий решает новые и гораздо более сложные задачи, используя современные информационные технологии для автоматизации внутренних и внешних бизнес-процессов.
Решение задачи совершенствования процессов организации производства тормозится низкой готовностью большинства предприятий [4], в которых, даже при наличии формальной системы менеджмента качества, имеются следующие недостатки:
- процессы проведения организации производства не описаны и не документированы должным образом (в лучшем случае имеются должностные инструкции, на не функциональное описание процессов);
- отсутствует процессный подход в организации процессов предприятия, функционирующий в соответствии со стандартами;
- отсутствуют механизмы непрерывного совершенствования сети процессов предприятия.
Несмотря на то, что для бизнес-процессов разработаны методы проектирования, анализа, оценки, инструментальные средства описания, информационные технологии поддержки, до сих пор предприятия не могут обеспечить эффективную реализацию всего комплекса бизнес-процессов [2]. Основная причина такого явления кроется в отсутствии модели деятельности предприятия в целом и отдельных процессов. Поэтому для детального анализа деятельности предприятия и организации оптимального взаимодействия бизнес-процессов, необходимо собрать знания всех сотрудников в одно целое, т.е. создать модель сети процессов деятельности со всеми потоками и ресурсами предприятия с помощью формализации бизнес-процессов.
Создание модели деятельности предприятия предполагает решение следующих основных задач:
- Создание организационно-штатной структуры предприятия.
- Создание системы функционального взаимодействия между звеньями структуры с учетом финансовых, материальных и информационных потоков, административных и коммуникационных связей при обеспечении всех видов взаимодействия документооборотом.
Для решения подобных задач моделирования сложных систем существуют хорошо обкатанные методологии и стандарты. К таким стандартам относятся методологии семейства IDEF [3]. С их помощью можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности практически неограниченного спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными.
В настоящее время к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты (из числа наиболее распространенных):
- IDEF0 - Function Modeling - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;
- IDEF3 -Process Description Capture - методология документирования процессов, происходящих в системе, которая используется, например, при исследовании технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0.
Для улучшения бизнес-процессов доступны различные стандарты, которые малоизвестны нашим менеджерам и экономистам. Например, «ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1- 2009 Информационные технологии ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ» устанавливает структурный подход к оценке процессов самой организацией или от ее имени с целью:
- объективного понимания состояния ее собственных процессов для их улучшения;
- объективного определения пригодности ее собственных процессов для конкретного требования или совокупности требований;
- объективного определения пригодности процессов другой организации для конкретного контракта или совокупности контрактов.
Схема оценки процесса:
- обеспечивает самооценку процессов;
- предоставляет основу для использования в улучшении процесса и определении возможностей;
- учитывает контекст, в котором выполняется процесс оценки;
- создает рейтинг процесса;
- направлена на достижение цели процесса;
- подходит для всех прикладных областей и для организаций всех размеров;
- может обеспечивать объективное сопоставление организаций.
Использование семейства IDEF позволит достичь следующих результатов:
- проанализировать, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, как организованы технологические процессы и деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте;
- предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия;
- дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности;
- позволяет с максимальной приближенностью к действительности, выбрать и проверить пути улучшения без проведения реальных экспериментов с предприятием;
- дать детальное представление о продуктах / услугах компании, которое можно смоделировать, позволит увидеть пути улучшения их качества;
- облегчить сертификацию на соответствие стандартам качества (ISO и др.).
Основу методологии IDEF0 [3] составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Модель может содержать четыре типа диаграмм, из которых к основным относятся - контекстная и декомпозиции. В качестве примера на рис. 1 приведен фрагмент модели технологической подготовки производства, созданный на основе текстового описания этого процесса [1] в виде контекстной IDEF0-диаграммы, а на рис. 2 - ее декомпозиции. Контекстная диаграмма является самой первой, начальной диаграммой, находится на вершине древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
Согласно стандарту IDEF0 изображенные на диаграмме прямоугольники называются блоками или работами и представляют собой процессы, функции, задачи, деятельность, операции, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Каждый блок может быть декомпозирован. Причем количество последующих декомпозиций не ограничено.
Стрелки представляют данные или материальные объекты, связанные с функциями. Стрелки, входящие с левой стороны в блок, представляют собой Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Верхние входящие в блок стрелки - Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми регламентируется работа. Выходящие слева из блока стрелки - Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Входящие снизу в блок стрелки - Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д.
Рис. 1. Контекстная IDEF0-диаграмма функциональной модели процесса
Рис. 2. Декомпозиция контекстной IDEF0 диаграммы
Результаты исследования и их обсуждение
Наглядность диаграмм IDEF0 обусловило их широкое применение для описания бизнес-процессов на предприятии, т.к. они позволяют понять, какие объекты служат исходными данными для процессов, какие результаты производятся каждой работой, что является управляющим фактором и какие ресурсы для этого необходимы.
Однако в технических вузах вопросы функционального моделирования процессов студентам специальностей не преподаются, хотя существуют программы, позволяющие создавать функциональные модели любой сложности и с любым количеством уровнем декомпозиций. В результате подавляющее количество современных руководителей предприятий, менеджеров и инженеров не знакомы с технологиями функционального моделирования бизнес-процессов, которыми пользуется весь зарубежный мир. Поэтому они столкнутся с большими проблемами в конкурентной борьбе, так и при внедрении системы качества на своем предприятии.
Выводы
- Процессы организации производства обладают специфическими особенностями по сравнению с другими сферами.
- Сами бизнес-процессы управления и организации производства явно не видны. Технологии выполнения бизнес-процессов в должностных инструкциях отсутствуют, в результате чего персонал понимает, придумывает и исполняет бизнес-процессы в зависимости от своей образованности, мотивации и договоренности с коллегами.
- Технологии исполнения бизнес-процессов находятся в головах персонала и не документированы должным образом.
- Насущной необходимостью становится задача создания модели деятельности предприятия и управления технологическими процессами на основе функционального IDEF-моделирования бизнес-процессов, что позволит создать регламенты на технологии управления и выполнения бизнес-процессов, а также повысить эффективность работы персоналы и всего предприятия в целом.
Рецензенты:
- Гузеев Виктор Иванович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Технология машиностроения», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.
- Щуров Игорь Алексеевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Станки и инструмент», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.