При организации предпринимательской деятельности предметом инновации могут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный производственный процесс, так и организация. Под условиями применения инноваций в предпринимательской деятельности понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой.
При организации предпринимательской деятельности научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-технические инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает научные исследования и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Главной целью научно-технического образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование их образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.
Направления научных исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования.
Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься научные организации в качестве неосновной деятельности; самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).
К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.
Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.
Заказ фундаментальных исследований и НИР под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные, прикладные исследования и в целом наука влияют на общественное воспроизводство через инновации. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа. Взаимосвязь науки и инновационной сферы очевидна: результаты исследований способствуют возникновению инновационных идей, реализация которых через процесс коммерциализации, в свою очередь, должна пополнять финансовые ресурсы науки. Однако организация эффективного сотрудничества этих двух интеллектуальных сфер оказывается непростой проблемой. Возникают вопросы в правовой, институциональной и финансово-экономической составляющих переходных процессов от научных исследований к инновационным результатам.
Предпринимательская инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направленная на реализацию накопленных научно-технических достижений с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.
Выделяют следующие виды предпринимательской инновационной деятельности:
- инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
- маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
- приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).
Если потенциал и степень прогрессивности новаций достаточно высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических проблем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвесторов, на который влияет недостаточно высокая результативность работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных началах позволит более рационально расходовать выделяемые ресурсы. Экономически выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проектных работ в составе ОКР, затраты на которые примерно в 3 раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.
Основными компонентами сферы предпринимательской инновационной деятельности являются следующие:
- рынок создания новшеств, изобретений существует на стыке научной и инновационной деятельности. Формируют указанную область рынка отдельные крупные ученые, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, а также частные исследовательские лаборатории. Основным товаром на данном этапе является научный результат - открытие, изобретение или другой продукт интеллектуальной деятельности. Состояние этого компонента инновационной сферы России можно оценить как благоприятное;
- рынок капитала и инвестиций самым тесным образом связан с кредитно-финансовым сектором экономики. Данную область формируют инвесторы различного уровня и ранга;
- рынок научно-технического персонала самым тесным образом связан с системой образования и подготовки кадров. Для организации инновационной деятельности и проведения НИОКР необходим определенный штат научно-исследовательских сотрудников и инженеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в специальных научно-технических образовательных учреждениях. Состояние данного сегмента инновационной сферы России можно охарактеризовать сегодня как относительно благоприятное;
- инновационная инфраструктура. Этот компонент сферы представляет собой связующее звено между предыдущими элементами и рынком конкуренции инноваций. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры является необходимым институциональным условием развития инновационной деятельности в рыночной экономике. Инновационная инфраструктура включает в себя различные институты и организации, основной задачей которых является обеспечение успешного протекания инновационных процессов в промышленности. Система инновационных институтов, адекватных современной рыночной экономике, постепенно формируется в России;
- рынок конкуренции инноваций выступает с двойственных позиций. С одной стороны, хозяйственные образования промышленности в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплуатационные расходы, совершенствовать систему технического обслуживания. С другой стороны, рыночный механизм безжалостно отвергает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают коммерческим интересам организаций. Состояние рынка конкуренции инноваций в нашей стране можно охарактеризовать сегодня как крайне неблагоприятное.
Помимо рассмотренных элементов, огромное влияние на предпринимательские инновационные процессы оказывают следующие факторы: технологическая политика, условия штандорта, научно-технические связи и уровень экономического развития тех или иных субъектов мирового хозяйства. Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют своеобразный «инновационный узел», концы которого уходят глубоко в различные отрасли экономики [2].
Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую предпринимательскую инновационную систему. Такую систему можно назвать как национальная предпринимательская инновационная система (НПИС).
Концепция формирования НПИС начала разрабатываться в 1980-х гг. прошлого века. При этом определение «национальная» однозначно трактуется как «государственная». Новый этап развития НПИС, заключающийся в их объединении в единую сеть для создания единого предпринимательского инновационного пространства, начался в 2000 г., когда на мартовском заседании Европейского Совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации системы социальной поддержки и реформы образования. Целью программы являлось построение наиболее компетентной и динамичной экономики, основанной на знаниях, которая должна обеспечить ЕС мировое лидерство.
Научно-техническая и предпринимательская инновационная деятельность характеризуются такими родственными терминами, как предпринимательский инновационный процесс, предпринимательская инновационная политика, предпринимательский инновационный потенциал, предпринимательский инновационный климат.
Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.
Управление инновациями представляет собой процесс управления всеми аспектами предпринимательской инновационной деятельности, что осуществляется через разработку предпринимательской инновационной политики организации. В современной литературе нет однозначного понимания дефиниции «предпринимательская инновационная политика». Концепцию предпринимательской инновационной политики следует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации предпринимательского инновационного процесса, а в прикладном - как детальный план, программу действий.
Предпринимательская инновационная политика в своей основе ставит задачу совершенствования системы путем изменения ее элементов.
- Долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию системы и использования ресурсов).
- Среднесрочные цели направлены на максимальное использование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.
- Краткосрочные цели направлены на использование альтернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития производственной системы с сохранением эффективности в целом.
- Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.
Предпринимательский инновационный потенциал организации - это мера готовности организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной предпринимательской инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы предпринимательских инновационных стратегических изменений.
Предпринимательский потенциал организации - главный критерий целесообразности ее существования. Через развитие предпринимательского потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Предпринимательский потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям.
От состояния предпринимательского инновационного потенциала зависит выбор предпринимательской инновационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка предпринимательского инновационного потенциала производится по схеме: «ресурс - функция - предпринимательский проект», где под предпринимательским проектом понимается возможность выпуска определенной продукции.
Внешнюю среду организации характеризует предпринимательский инновационный климат, влияние которого на инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа. Стратегия предпринимательской инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутренней и внешней среды, т.е. предпринимательского инновационного потенциала и предпринимательского инновационного климата.
Проводя предпринимательскую инновационную деятельность, фирма должна понимать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное исполнение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги). В идеале фирма предпочла бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция минимальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях, благоприятных для проведения инноваций.
Рецензенты:
- Крутик А. Б., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.
- Грунин О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Санкт-Петербург.