Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF THE FORMATION OF THE COMPETENCE OF QUALITATIVE AND QUANTITATIVE METHODS IN THE SOCIAL TRAINING OF TEACHERS IN HIGH SCHOOL

Yureva T.A. 1
1 Amur State University
The process of forming the competence of the qualitative and quantitative research methods on the basis of competence-based approach to training social workers at the university. Comply with the requirements of the competence approach: personal and practical orientation of the formation of professional competence. Identified levels of qualitative and quantitative research in the profession of social pedagogue. The simulation of the formation of the competence of the qualitative and quantitative methods in the training of social workers at the university. A general description of the principles (personal orientation, integrity, integration, interdisciplinary complementarity) and components (target motivational, cognitive, procedural, research and reflective) and phases of the model. Highlighted the organizational and pedagogical conditions of realization of the model of formation of the competence of the qualitative and quantitative research methods in the training of social workers at the university.
competence-based approach
modeling
qualitative and quantitative research
training social workers
Современное общество нуждается в социальных педагогах, способных ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать эффективную технологию трудовой деятельности. Все это может обеспечить лишь качественная профессиональная подготовка. В этом ключе на первый план выступает компетентность социального педагога в применении качественных и количественных методов психолого-педагогического исследования, включающая диагностику ситуации обновления и развития в школе, семье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых средств; прогнозирование, социально-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование, необходимые при составлении перспективных и текущих планов, при определении направлений и ориентиров практической деятельности социального педагога [3].

Необходимость разработки научно-теоретических основ и способов формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе способствовала тому, что нами была разработана модель формирования указанной компетенции.

Подход к построению модели формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе с позиции теоретических представлений должен основываться на сущности самого процесса.

Рассматривая профессиональную компетентность социального педагога как интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, способностей, достаточных для осуществления профессиональной социально-педагогической деятельности, компетенцию применения качественных и количественных методов исследования, мы определяем как ее структурный элемент.

Профессиональная подготовка социального педагога в вузе представляет собой процесс обучения в системе учебных занятий, с целью формирования готовности к выполнению научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей и управленческой деятельности.

Формирование подразумевает «процесс придания определенной формы, законченности чего-либо, порождение чего-либо». Термин «формирование» близок по смыслу к терминам «развитие» и «организация определенной деятельности». Развитие представляет собой процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное и качественное [4].

Следовательно, целью модели является: формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социального педагога в вузе. Цель реализуется через систему принципов обучения, направленных на формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. Исходя из особенностей процесса профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе и основных положений компетентностного подхода, можно выделить следующие принципы формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования будущими социальными педагогами: принцип личностной ориентации, предполагающий, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. студент как личность; принцип целостности, предполагающий внутреннее единство составляющих компонентов формирования компетенции, их гармоническое взаимодействие при относительной автономности; принцип интеграции, требующий создания условий для взаимопроникновения, взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки социальных педагогов; принцип междисциплинарной дополняемости, преимуществами которого являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира посредством всех учебных дисциплин.

Структура формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе представляется как интегрированный комплекс мотивационно-целевого, информационно-содержательного и процессуально-технологического компонентов.

Мотивационно-целевой компонент отражает:  стимулирование осознания студентами роли готовности к применению качественных и количественных методов исследования в становлении; профессиональных качеств, проявления интереса к совершенствованию знаний и умений по использованию качественных и количественных методов в социально-педагогическом исследовании; способствование построению связи между целью изучения качественных и количественных методов исследования и мотивом учебной деятельности; развитие профессиональных потребностей и мотивов, личностных качеств студента. Осознание роли качественных и количественных методов исследования в становлении профессиональных качеств оказывает сильное влияние на систему убеждений, мотивов обучаемых.

Информационно-содержательный компонент включает совокупность профессионально значимых знаний и умений, лежащих в основе компетенции применения качественных и количественных методов исследования будущими социальными педагогами: специфику качественного и количественного подхода на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях;  характеристики количественных (наблюдение, аппаратурные методики, тест, опрос, эксперимент, моделирование, метод семантического дифференциала) и качественных (фокус-группа, контент-анализ) методов сбора данных; способы осуществления качественных (этнографические, биографические, феминистские, исторические исследования, история семьи, дискурсный анализ, обоснованная теория, исследование деятельности, кейс-стади) и количественных (корреляционно-регрессионный, факторный, дисперсионный, вариационный, дискриминантный, кластерный и др.) методов анализа.

Процессуально-технологический компонент включает методы, формы организации, средства формирования компетенции применения качественных и количественных методов. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму. К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят: лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы, самостоятельную работу и др.

С учетом принципов личностной ориентации, с одной стороны, и междисциплинарной дополняемости - с другой, формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе включает следующие этапы:

  1. Репродуктивно-фактологический. На этом этапе происходит информирование студентов о возможном применении качественных и количественных методов исследования в социально-педагогической деятельности. В силу того, что студенты первых, вторых курсов еще практически не владеют специальной предметной терминологией, решать сложные прикладные задачи невозможно. Теоретические положения, термины, определения  иллюстрируются с помощью распространенных понятий. Формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования на этом этапе осуществляется в процессе накопления информации.
  2. Продуктивно-тактический. Данный этап формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования характеризуется тем, что в процессе обучения воссоздается социально-педагогическое содержание профессионального труда и рассматриваются вопросы применения полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин. На этом этапе студенты решают задачи социально-педагогического содержания, в том числе при написании курсовых работ по специальным дисциплинам.
  3. Рефлексивно-стратегический. В процессе профессиональной подготовки социальных педагогов на этом этапе качественные и количественные методы исследования используются как средство решения научных и профессиональных задач. Студенты в процессе обучения воспроизводят элементы реальной профессиональной деятельности (написание выпускных квалификационных работ, прохождение практики) и самостоятельно применяют математико-статистический аппарат.

В качестве ограничений, накладываемых на содержание компонентов модели формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования, в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, выступают организационно-педагогические условия реализации построенной модели.

При выделении организационно-педагогических условий мы опирались на требования компетентностного подхода: усиление прикладной и профессиональной направленности обучения, в том числе посредством изменения соотношения теоретической и практической  подготовки; увеличение доли курсов по выбору студентов, более полно позволяющих познакомить их с особенностями профессиональной деятельности; увеличение доли самостоятельной внеаудиторной работы и использование современных методов и средств ее контроля; применение современных педагогических и информационных технологий, психолого-дидактических концепций, обеспечивающих приближение учебной деятельности к профессиональной.

В педагогических исследованиях значимы как эмпирическая часть, отражающая богатейший материал наблюдений, экспериментов, так и теоретическая обобщающая часть, завершающая систематизацию результатов исследования. Использование при этом методов математической статистики обработки информации, как отмечает Н. Г. Гуртовая [0], является на сегодняшний день характерной чертой психолого-педагогического и социально-педагогического исследований. По мере интеграции педагогики с другими науками, особое значение приобретает постепенный переход от качественного описания явлений и процессов педагогики к их количественному моделированию. Вместе с тем, следует отметить ограниченность применения методов математической статистики в педагогике, которая обусловлена следующими факторами. В силу особенностей природы и характера педагогических явлений представляет определенную сложность их количественное измерение. Классический аппарат статистических методов подчас не приспособлен для анализа явлений такой сложности как результаты педагогических исследований. В то же время развитие статистической методологии позволяет говорить о правомерности ее грамотного применения в педагогических исследованиях.

Применение математических методов будущими социальными педагогами в дипломных и курсовых работах часто сопровождается их некорректным использованием при обработке результатов педагогических исследований. Объясняется этот факт не только многофакторностью педагогической среды, что порождает вследствие обширности объекта исследования некоторую расплывчатость понятийного аппарата, отсутствием конкретизации и объективности формулировок, характеризующих совокупность методов, применяемых для обработки результатов педагогических исследований, но и недостаточной подготовкой исследователей. Основную информацию о статистических методах студенты - будущие социальные педагоги получают в курсе дисциплины «Математика и информатика». Но объем времени и содержание (согласно ГОС ВПО) не позволяют в полной мере охватить наиболее современные прикладные достижения в области математико-статистической методологии. В этой связи нарушаются требования принципа междисциплинарной дополняемости. Выход видится нам в дополнении образовательной программы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе дисциплиной по выбору «Математические методы в педагогических исследованиях». Таким образом, первое организационно-педагогическое условие - обоснование содержания дисциплины «Математические методы в педагогических исследованиях» в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе.

Качественные и количественные методы исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе являются предметом изучения целого ряда дисциплин, которые порою пересекаются, а порою отличаются друг от друга объектами и методами исследования. Формирование компетенции применения качественных и количественных методов исследования осуществляется не только в предметной подготовке, но при прохождении различных видов практик, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

В процессе прохождения практики у студентов формируются умения и навыки самостоятельного выполнения функций (элементов) диагностики социально-педагогических проблем, вмешательства в проблемную ситуацию клиента, коррекции девиантного поведения, выработки тактики и стратегии выхода из кризиса и т.д. Сюда входит весь арсенал предусмотренных программой профессиональной подготовки умений и навыков, которые совершенствуются затем в процессе практики в образовательных учреждениях, социальных службах и учреждениях социальной защиты населения. Таким образом, профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе требует единства фундаментальной теоретико-методологической части образования с гибкой прикладной частью, основным звеном которой является практическая деятельность.

Согласно определению ГОСТа от 1 марта 1996 г. интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования. Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Процесс профессиональной подготовки должен представлять собой не механическую смесь теоретической, практической видов подготовки, а их органичное единство, направленное на достижение определенного результата - формирование компетенции. Таким образом, второе организационно-педагогическое условие эффективной реализации модели - интеграция содержания учебных дисциплин и практик в последовательности основной образовательной программы профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе.

Процесс обучения в вузе в значительной мере определяется как характеристиками профессиональной деятельности, по которой ведется подготовка, так и спецификой субъекта профессионального обучения. С учетом субъектной позиции студентов М. Т. Громкова сформулировала закономерности процесса обучения: собственная заинтересованность в образовательной услуге, позитивный настрой на деятельность, уважительные отношения, взаимодействие в режиме диалога, работа в группах, осознание собственной ответственности за результат [2, c. 25].

Несмотря на то, что получать социально-педагогическое образование приходят люди взрослые, определившиеся в выборе профессии, с достаточно сильной мотивацией, студенты не осознают цели изучения качественных количественных методов исследования, у них отсутствует понимание связи между приобретаемыми знаниями и профессиональной деятельностью, что отрицательно влияет на формирование мотивации учебно-познавательной деятельности и результаты профессиональной подготовки. Рассматривая особенности постановки целей, следует учитывать не только социальные задачи, но и внутренние стремления личности, профессиональные интересы, готовность к реализации целей, психологические особенности, определяющие характер процесса обучения, скорость продвижения к указанной цели. Для достижения заданных образовательных целей формирования выпускника университета как субъекта профессиональной деятельности, собственного развития, а также субъекта межличностных отношений в коллективе и рынка труда актуально, необходимо чтобы личность в образовательном процессе рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности [1].

Компетентностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. В этой связи необходим выбор активных методов обучения, которые оптимизируют и интенсифицируют и моделируют будущую профессиональную деятельность студентов. Активные методы обучения направлены, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызов личностного интереса к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Таким образом, третьим организационно-педагогическим условием эффективной реализации модели является активизация субъективной позиции студентов в формировании компетенции применения качественных и количественных методов исследования, в процессе профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе, на основе использования активных методов обучения.

Выделенные организационно-педагогические условия позволяют определить методическое наполнение компонентов модели формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования, в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.

Рецензенты:

  • Лейфа А. В.,  доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Амурского государственного университета,  г. Биробиджан.
  • Блинов Л. В., доктор педагогических наук, профессор, проректор по науке Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск.