Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования под коммуникативной компетенцией понимается «овладение всеми видами речевой деятельности, основами устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, опыту, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [7, с. 71].
Основные умения, формируемые в рамках коммуникативной компетенции, - умения создавать и воспринимать тексты, продукты речевой деятельности.
Одним из главных способов формирования коммуникативной компетенции у учащихся является обучение, основанное на текстовом подходе, который предполагает обращение к тексту как к коммуникативной единице и подразумевает сообщение учащимся сведений о тексте, типах текстов, жанрах и стилях речи.
Текст является объектом изучения различных наук: языкознания и литературоведения, психологии и методики, речеведения и стилистики. Лингвистический, синтаксический подход к тексту отражается в определениях понятия «текст», данных представителями лингвистики текста, например, Г. Я. Солгаником: «Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.» [6, с. 16]. Теоретические основы и образцы лингвистического анализа текста содержатся в работах Н. М. Шанского, И. Р. Гальперина, Г. Я. Солганика, Л. М. Лосевой и др.
Филологический анализ текста опирается на понимание текста как «произведения словесности» и «феномена (явления) употребления языка» [4, с. 58]. Филологический подход к тексту раскрывается в работе А. И. Горшкова «Русская стилистика» (2001 г.) на основе следующего определение: «... текст - это (1) выраженное в письменной или устной форме (2) упорядоченное и (3) завершенное словесное целое, (4) заключающее в себе определенное содержание, (5) соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, (6) отграниченное от других подобных целых и (7) в случае необходимости воспроизводимое в том же виде» [4, с. 65]. Филологический анализ, по убеждению А. И. Горшкова, должен соединить содержание и форму, устранить формальный подход к анализу языковых единиц на основе соединения таких филологических наук как литературоведение и языкознание.
Комплексный анализ текста используется в методике как средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей при изучении разделов языка (морфологии, синтаксиса, орфографии и т.д.) и филологических дисциплин (русского языка, стилистики, литературы и т.д.) путем выполнения разного рода заданий в процессе работы с текстом: грамматических, стилистических, орфографических, лексических и т.д. Методика проведения комплексного анализа текста, образцы и практические задания содержатся в трудах Т. М. Пахновой, А. Д. Дейкиной и др.
Как дидактическая единица обучения текст находится в центре внимания ученых-методистов: Л. П. Федоренко, М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, Е. И. Никитиной, Е. В. Архиповой, В. И. Капинос, Н. А. Ипполитовой, С. А. Арефьевой и др.
В настоящее время проблемы текста, его восприятия, порождения и анализа наряду с проблемами речевого развития современных школьников имеют особое значение в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся. Е. В. Архипова пишет: «...текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов» [1, с. 52].
Обращение к тексту как к дидактической единице обусловлено задачей развития речи учащихся, связанной с обучением восприятию и созданию учащимися коммуникативно-ориентированных текстов в целях полноценного общения в процессе социальной деятельности.
Реализация текстового подхода в процессе обучения русскому языку и формирование на этой основе коммуникативной компетенции учащихся требует от учителя четко представлять цель обучения и результат, психологические и возрастные особенности учащихся определенного класса, принципы обучения, содержание, средства и методы обучения.
Цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы на уроках русского языка. Результат обучения - достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся.
Содержание обучения с опорой на принципы обучения, которые обусловливают выбор методов, приемов и средств обучения, должно быть представлено в методике формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Чтобы научить учащихся адекватно воспринимать высказывания (тексты) разного характера, учитывая ситуацию общения, а также создавать коммуникативно правильные тексты, особое внимание в данной методике должно уделяться обучению тексту как единице языка и единице речи. Основные сведения о единицах речи учащиеся получают в процессе грамматико-стилистической работы, которая имеет целью вооружение учащихся теоретическими сведениями о тексте, типах и стилях речи и формирование коммуникативных умений и навыков в процессе выполнения различного вида грамматико-стилистических упражнений, направленных на обучение школьников выбирать, оценивать и уместно использовать языковые средства в собственной речи.
В содержание данной работы входят определенные упражнения: определение типа речи по типологическим признакам; поиск, анализ и сопоставление текстов, принадлежащих к разным типам речи; построение плана и композиционной схемы текстов всех типов речи; определение темы и основной мысли текста; выделение микротем текста; составление плана и композиционной схемы текста; анализ и выбор соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для текстов типа описания, повествования и рассуждения, определение их роли в тексте; построение текста определенного типа в соответствии с его типологическими признаками, композиционной структурой и языковым оформлением; анализ, редактирование и рецензирование текстов.
Задача грамматико-стилистических упражнений состоит не только в обеспечении эффективного формирования у учащихся коммуникативных умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции, но и в обеспечении целостности восприятия текста как речевого произведения, понимании текста как сложного единства, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), благодаря чему достигается его единство и связность.
Текстовый подход предполагает, что основной дидактической единицей является текст, с помощью работы над которым создается искусственная речевая среда. При подходе к тексту как средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Такими критериями являются информативность текста, целесообразность, правильность употребленных языковых средств, насыщенность изобразительно-выразительными средствами языка, возможность осуществления анализа использованных в тексте языковых средств, воспитательная направленность текста. Отобранные на основе данных критериев тексты используются для сравнения, сопоставления и выявления особенностей использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи.
Основным методом обучения выступает, в соответствии с классификацией профессора Л. П. Федоренко, метод практического обучения речи, а основными приемами - стилистический анализ текста и обучение созданию текста разных типов и стилей речи.
Итак, успешность формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстового подхода к обучению русскому языку определяют следующие педагогические условия:
- опора на общедидактические принципы (учет возрастных и психологических особенностей учащихся, научности, доступности, систематичности и последовательности); специфические принципы методики русского языка (взаимосвязь в изучении грамматики и стилистики, обусловленность основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией) и стилистический принцип коммуникативной целесообразности речи, что обеспечивает единый процесс обучения языку и развития речи учащихся;
- разработка и внедрение в учебный процесс школы методики обучения тексту как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся, предполагающей систематическое проведение грамматико-стилистической работы, содержанием которой является сообщение учащимся основных и дополнительных теоретических сведений о типологической структуре, композиционной форме и языковых средствах текста и выполнение различных грамматико-стилистических упражнений на основе текста, типа описания, повествования и рассуждения;
- использование в работе над текстом когнитивного, коммуникативного и деятельностного критериев при оценке знаний, умений и навыков учащихся как показателей уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности коммуникативной компетенции школьников;
Итак, текст является ключевой единицей как языка в целом, так и речи, благодаря чему он рассматривается как дидактическая и коммуникативная единица. В процессе реализации текстового подхода учащиеся получают не только сведения о тексте, его признаках, типах и стилях речи, но и работают над формированием определенных коммуникативных умений и навыков, что лежит в основе становления языковой личности учащегося.
Рецензенты:
- Карташова Елена Павловна, д.ф.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Апакаев Петр Андреевич, д.п.н., профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.