Цель данного исследования - историко-педагогический анализ деятельности учреждений профессионально-технического образования XVIII в. при отечественных казенных предприятиях. В каждом из видов учебных заведений процесс обучения выстраивался по особой схеме. В большей степени практико-ориентированными, связанными с нуждами конкретного производства, являлись горнозаводские школы. С них начинается история государственного технического образования в России. В первой четверти XVIII в. в связи с промышленным освоением рудных месторождений и строительством металлургических предприятий на Урале возник новый тип учебных заведений - школы при крупнейших казенных рудниках и заводах, первыми из которых стали горнозаводские школы. Они готовили квалифицированных специалистов как для своих, так и для других заводов. 6 декабря 1709 г. по указу Петра I при Невьянском заводе в Нижнем Тагиле было открыто учебное заведение под названием «цифирная школа», которое явилось первой в России горнозаводской школой.
В то время это была единственная горнозаводская школа, где технические знания получали крепостные. В XVIII в. в этом учебном заведении, которое стало называться горнозаводским училищем, училось одновременно 40 человек, в первой половине XIX в. число учащихся возросло до 160. Продолжительное существование училища определялось тем, что готовить техников на месте из зависимых людей оказалось дешево и выгодно [1, с. 279]. Ученики, кроме теоретических знаний, имели возможность приобрести практические навыки, для чего с первой половины XIX в. при училище были созданы технические кабинеты и учебные мастерские [3, с. 136]. В 30-40-е гг. XIX в. в училище преподавали знаменитые русские крепостные механики - отец и сын Черепановы, творцы первой в России железной дороги, паровых машин, различных станков и заводских устройств. Мирон Ефимович Черепанов возглавлял практический класс училища.
В целом система профессионального образования, связанная с горной промышленностью, складывалась в первой половине XVIII в. из трех типов школ: заводские школы, горные и окружные училища. Заводские школы предназначались для низших чинов. В них учащиеся получали элементарное образование: изучали закон Божий, арифметику, черчение, чистописание, чтение; знакомились с основными горными породами и заводской продукцией. Срок обучения и в заводских школах, и в горных училищах был двухгодичным [5, с. 73].
Более высоким типом учебных заведений были окружные училища, открытые в городах Златоусте и Екатеринбурге, а также при заводах Боткинском, Богословском и Горноблагодатском. В училища принимались те, кто имел знания за курс элементарной школы. Учебными предметами были закон Божий, арифметика, алгебра, геометрия, история, русский язык, черчение, рисование, немецкий язык. Окружные училища давали общее и профессиональное образование, готовили выпускников к практической деятельности в качестве мастеров и техников.
Создавались и высшие профессиональные школы. В 1733 г. в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России. Причиной основания Горного училища, как указывалось в докладе Сената, была просьба уральских заводчиков давать им образованных руководителей, «дабы промысел улучшить и горную экономию усовершенствовать». В указе об открытии Горного училища говорилось: «Небезызвестно всем, сколь нужны металлические и минеральные... заводы, и что польза оных есть действующая причина коммерции, нужнейшая и полезнейшая вещь государства; известно и то, сколь наука сокращает производство всякого дела и сколько подает способов к приобретению оного в совершенстве» [2, с. 64].
В училище изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, физика, механика, французский, немецкий и латинский языки. Перечень дисциплин постепенно расширялся, и в начале XIX в. в него были включены: палеонтология, горное искусство, горная статистика, горное право, пробирное искусство, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура. Введение этих предметов должно было обеспечить широкий профиль подготовки специалистов по меркам того времени. В Горном училище шел поиск путей сближения учебного процесса с практикой. Так, на его территории был создан уменьшенный вариант настоящего рудника с горными выработками, что давало студентам не только представление о своей работе, но и способствовало появлению необходимых специалистам навыков, умений и знаний.
Во второй половине XVIII в. практика организации школ при конкретных заводах и верфях получила свое дальнейшее развитие. Однако с усложнением производственных процессов выше стали требования к образовательному процессу и выросла потребность в представителях новых специальностей.
В 1786 г. в Петербурге было учреждено водоходное училище. Одновременно при городской верфи открылась кораблестроительная школа. Требования к поступающим были ограниченными: надо было уметь читать и писать, знать первые два действия арифметики. Но и при таких условиях найти желающих поступить в названные учебные заведения было трудно. С 1797 г. Петербургское водоходное училище из-за отсутствия желающих прекратило прием: было принято лишь несколько человек на судостроительное отделение при городской верфи. В таком состоянии Петербургское водоходное училище продолжало оставаться до 1829 г., до преобразования в училище торгового мореплавания.
Для развития судоходства по внутренним водным путям требовалось строить гидротехнические сооружения, пристани. Увеличение объема, а главное - усложнение технологии гидротехнических и строительных работ требовали соответствующих технических кадров. Кроме того, не хватало постоянных отечественных специалистов, которые могли бы обеспечить технический надзор за содержанием и эксплуатацией искусственных каналов, организовать текущий ремонт этих сооружений. Все это привело к необходимости создания гидротехнических школ. Первая из них была открыта в 1767 г. при конторе Боровичских порогов на базе гарнизонной школы. В 1781 г. такая же школа открылась при экспедиции Ладожского канала, а в 1786 г. - при конторе Вышневолоцкого канала. Все названные школы были государственными. В них обучали арифметике, геометрии, началам механики и гидравлики, а также эксплуатации и текущему ремонту гидротехнических сооружений, производству земляных и плотницких работ [7, с. 94].
Расширение судоходства по внутренним водным путям, строительство шоссейных дорог потребовали профессионального обслуживающего персонала, для подготовки которого в 1826 г. в Петербурге была открыта кондукторская школа с шестилетним сроком обучения и контингентом учащихся в 300 человек. Она готовила мастеров по надзору за производством строительных работ и исправным состоянием технических сооружений. В учебный план школы входили общеобразовательные предметы и специальные: техническое черчение, практические занятия по съемке, черчению планов и карт, работы по дереву, металлу и камню.
Существенным недостатком в работе кондукторской школы была слабая постановка профессионального обучения учащихся. Практическая подготовка ограничивалась работой в собственных мастерских. Далеко не все выпускники справлялись с обязанностями мастера и техника, большинство из них работали чертежниками и писарями. В 1839 г. кондукторская школа была расформирована. Проблема подготовки чертежников, съемщиков планов, младших дорожных мастеров, техников-строителей гидротехнических сооружений, прорабов в связи с развитием сухопутного и водного транспорта и начавшимся железнодорожным строительством оставалась по-прежнему острой.
Перемены затронули и образование в горных учебных заведениях. Горные учебные заведения во второй половине XVIII в. были открыты на Алтае и в Нерчинском горном округе. В Барнаульском горном училище (открыто в 1779 г.) преподавался широкий круг наук, включавший общеобразовательные предметы (русская грамматика, арифметика, геометрия, алгебра, физика, химия, история, география, немецкий, французский и латинский языки, логика, риторика, рисование и черчение, закон Божий) и специальные дисциплины (маркшейдерское искусство, механика общая и горная, архитектура, горное и пробирное искусство, металлургия, законоведение, минералогия и геология) [6, с. 16]. Как видно из простого перечисления предметов учебного плана, в училище большое внимание уделялось солидной общеобразовательной подготовке.
Соответственно увеличился и срок обучения, который теперь составлял пять-шесть лет. Сложность программы обусловила, во-первых, то, что в Барнаульское горное училище принимали только учащихся, успешно окончивших горнозаводские школы; во-вторых, преподавателями училища были, как правило, выпускники Московского университета.
Получили распространение и новые методы профессионального обучения. В курсах физики и химии значительное место отводилось демонстрациям и практическим занятиям, которые проводились как в классе, так и в заводских лабораториях. В ходе занятий практиковались экскурсии на фабрики, где ученики наблюдали пробование руд и металлургические операции, изучаемые ими в классе. Отличительной чертой Барнаульского и Нерчинского горных училищ являлась тесная связь обучения с практической работой учащихся на рудниках и заводах. В результате выпускники этих училищ справлялись с работами механиков, шахтмейстеров.
Таким образом, в течение XVIII в. сформировалась система новых профессиональных учебных заведений всех уровней, это были школы и училища, ориентированные на нужды конкретных производств. В соответствии с этим именно в данной системе получили распространение и развитие практико-ориентированные методы обучения, принцип взаимосвязи обучения с производственной практикой. Эволюция данного типа образования в XVIII в. была связана как с усложнением его теоретической базы, так и с развитием практической составляющей процесса обучения. В целом российскую профессиональную школу XVIII в. можно считать историческим базисом системы отечественного профессионального образования.
Рецензенты
- Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
- Шестакова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.